Коммуникация китайской поп-музыки в новых медиасредах / Chinese pop-music communication in new media environments

Чжан Жуйцязнь

Санкт-Петербургский государственный университет

Zhang Ruijian

St. Petersburg State University

С появлением новых СМИ традиционный медиаландшафт и правила распространения информации быстро меняются. Хотя массовая коммуникация и сегментированная коммуникация одновременно сосуществуют, доля традиционных СМИ, таких как радио и телевидение, на рынке постепенно сокращается, а их влияние ослабевает. Поэтому в данной статье рассматривается новая тенденция распространения популярной музыки под влиянием мобильного Интернета. Под влиянием новых медиатехнологий традиционная музыкальная индустрия переживает упадок, в то время как народная музыкальная культура расцветает, а режим пользовательского контента, основным способом выражения которого являются подкасты, постепенно становится мейнстримом. Что касается оценки музыки, то в силу субъективного характера музыкальных произведений и неоднозначности формы и содержания разные люди могут испытывать совершенно разные чувства по отношению к музыке. В новой медиасреде аудитория может персонализировать свой выбор популярной музыки в соответствии с собственными предпочтениями, а развитие социальных сетей привело к появлению новых лидеров мнений. Благодаря низкому барьеру входа и скорости распространения подкастов каждый имеет возможность стать лидером мнений.

With the emergence of new media, the traditional media landscape and the rules of information dissemination are rapidly changing. Although mass communication and segmented communication coexist simultaneously, the market share of traditional media such as radio and television is gradually shrinking and their influence is weakening. Therefore, this paper examines the new trend of popular music distribution under the influence of mobile Internet. Under the influence of new media technology, the traditional music industry is in decline, while popular music culture is flourishing, and the mode of user-generated content, of which podcasts are the main mode of expression, is gradually becoming mainstream. In terms of music appreciation, due to the subjective nature of musical works and the ambiguity of form and content, different people may have very different feelings towards music. In the new media environment, audiences can personalize their choice of popular music according to their own preferences, and the development of social media has led to the emergence of new opinion leaders. Due to the low barrier of entry and the speed of podcast distribution, everyone has the opportunity to become an opinion leader.

  1. Чжоу Вэйдун. Цифровое гражданство в эпоху метавселенной: дилемма идентичности, практическая логика и теоретическое доказательство[J]. E-Government, 2022(10): C. 62-74. 周维栋. 元宇宙时代的数字公民身份:认同困境、实践逻辑与理论证成[J]. 电子政务,2022(10): 62-74.
  2. Отчет об исследовании музыкальной индустрии за 2022 год. Юй Ни (Uni) Музыкальный исследовательский институт. 2022-03-25. 2022年音樂產業研究報告. 由你音樂研究院. 2022-03-25. URL: https://cloud.tencent.com/developer/article/1963933
  3. YY . JOYY Финансовые результаты за 3 квартал 2018 года [R]. Гуанчжоу: JOYY, 2018. YY .JOYY 2018年第三季度财报[R].广州:欢聚时代,
  4. i Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2016-2020 годы [R]. 艾媒网. 2016-2020 年中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c1061/92680.html
  5. iiMedia Research. Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2019-2020 годы [R]. 艾媒报告. 2019-2020中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c400/68645.html.
  6. Лю Хаосань, Сюй Цзуньли. Текущая ситуация и стратегия развития жанрового радио в Китае [J]. Китайское радиовещание, 2021(9): 56~58. 刘浩三,徐军立。中國类型化电台的现状及发展战略 [J]. 中国广播,2021(9):56~58.
  7. Ван Юэчэн. Лю Сяолун, директор Центрального народного радио <Звуки музыки>: 7-минутный стандарт [J]. Вечерние новости Yingcai: 2004, 4. 王悦承.中央人民广播电台<音乐之声>总监刘晓龙:7分钟标准 [J]. 英才晚報:2004,
  8. Пол Левинсон, перевод Хэ Даокуань. «Новые новые медиа» [М]. Издательство Шанхайского университета Фудань. 2011 (3). С. 17-55. Paul Levinson 著, 何道宽 译. «新新”媒介(new new media) [M]. 2011年 (3). 上海復旦大學出版社.  17-55. URL: http://www.wenqujingdian.com/Public/editor/attached/file/20180330/20180330140037_66604.pdf
  9. У Вэньху и Хуан Гуйпин. Природа звука и изображения в волне низовой культуры — интерпретация значения социальных текстов подкаста [J]. 21 апреля 2006 г. 吴文虎、黄桂萍. 草根文化浪潮里的声像本质—播客社会文本的意义解读 [J]. 2006年04月21日. URL: https://news.sohu.com/20060421/n242925481.shtml
  • Журнал «Глоубньюсвайр». Белая книга о ценности мобильных аудионосителей [N]. Global News . 31.10.2017. 環球網. 移动音频媒体价值白皮书 [N]. 環球新聞. 31.10.2017. URL: https://v.huanqiu.com/article/9CaKrnJR9T4
  • Конг Ронг. Ximalaya: пахать в «экономику уха», открывая пользовательское пространство с экологией сцены [R]. 17 декабря 2021. С. 38. 孔蓉. 喜马拉雅:深耕“耳朵经济”,场景生态打开用户空间 [R]. 2021年12月17日. PP. 38 URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202112171535146377_1.pdf
  • Ван Сици. Исследование взаимодействия развития поп-музыки и социально-культурной среды в городах Китая в период 1998-2018 годов, Фуцзяньский нормальный университет. [D]. 2020. 145 с.
  • Фань Минглей. Статус-кво и трансформация музыкальной коммуникации в эпоху новых медиа [J]. Media.2022(2). С. 77. 范明磊. 新媒体时代音乐传播的现状与转变 [J]. 传媒.2022(2). PP. 77.
  • Йе Сяоган . Ключ к выходу китайской музыки за рубеж — это качество. [J]. Music Times. 2019. (8): 3-3. 叶小钢. (2019). 中国音乐走出去关键在质量. 音乐時代, (8): 3-3.
  • Инь Чжуо Ма, Хуан Чжун. Разговоры или пророчества — Китайское музыковедение: Разговоры пессимиста. [J]. Журнал Уханьской консерватории музыки. 2020. (4): 158-164. 银卓玛, 黄钟. 呓语还是预言——《中国音乐学: 一个悲观主义者的呓语》. [J]. 武汉音乐学院学报. 2020. (4): 158-164.
  • Юань Юэ, Ян Цин. Эпоха новых медиа и проблема коммуникации китайской традиционной музыки. [M]. Музыкальная коммуникация, 2021. (2): 64-69. 袁玥, 杨青. (2021). 新媒体时代与中国传统音乐传播问题. 音乐传播, (2): 64-69.
  • Чжан Сяньшэн. Размышления и перспективы китайской музыки в 21 веке. [N]. Журнал Синьхайской музыкальной консерватории. 2021(1). С. 16-18. 张宪生. 21 世纪中国音乐的思考与前瞻. [N]. 星海音乐学院学报. 2021(1). PP. 16-18.
  • Чжао Шилань, Чжан Юньцзы Сюань. Исследование вопросов авторского права на музыку в веб-трансляциях. [J]. Music Communication. 2019(3). С. 101-105. 赵世兰, 张荧子暄. 网络直播中的音乐版权问题研究. [J]. 音乐传播. 2019(3). PP. 101-105.
  • Чжао Юнхуа, Лю Хуан. Выбор пути межкультурной коммуникации «Пояса и пути» с точки зрения культурной идентичности. [J]. Международная журналистика. 2022(12): 67-82. 赵永华, 刘娟. 文化认同视角下“一带一路”跨文化传播路径选择. [J]. 国际新闻界. 2022(12): 67-82.
  • Чжоу Юн. Анализ трансграничных операций с авторскими правами на музыку на основе среды больших данных. [J]. Современный маркетинг, 2020(1). С. 86-87. 周勇. 基于大数据环境下音乐版权跨界运营分析. [J]. 现代营销, 2020(1). PP. 86-87.
  • Цзэн Линьчжи. Роль музыки во внешней коммуникации Китая: зарубежные выступления Китайского филармонического оркестра (2005-2021 гг.). [J]. Foreign Communication. 2022(6). PP. 40-43. 曾琳智. 浅谈音乐在中国对外传播中的角色——以中国爱乐乐团(2005-2021 年)海外演出为例. [J]. 对外传播. 2022(6). PP. 40-43.

 

 

 

новые медиа, массовая коммуникация, мобильный Интернет, популярная музыкальная коммуникация, новые медиатехнологии, китайская популярная музыка, китайская медиасреда.

new media, mass communication, mobile Internet, popular music communication, new media technologies, Chinese popular music, Chinese media environment.

Актуальность данного исследования заключается в том, что бурным развитием новых медиа изменились устоявшиеся структуры о СМИ и закономерностях распространения информации. Несмотря на то что в настоящее время массовая и нишевая коммуникация (коммуникация со средствами массовой информации меньшинств — demassification of media) сосуществуют, доля традиционных средств массовой коммуникации, таких как радио и телевидение, на рынке постепенно уменьшается, и их влияние ослабевает.

В условиях новых медиатехнологий традиционная музыкальная индустрия приходит в упадок, формируется низовая музыкальная культура, а модель пользовательского контента с подкастами в качестве специфического выражения становится основной. В сфере оценки музыки, в силу ее крайне субъективного характера, как по форме, так и по содержанию, музыкальные произведения во многом неоднозначны, и разные люди могут испытывать совершенно разные чувства по отношению к музыке. В массовой коммуникации, благодаря авторитету китайских СМИ, публика легко воспринимает предоставляемую ими популярную музыку; в нишевой медиа, под совместным влиянием радио и Интернета, слушатели ориентируются на различные сообщества; в новой медиасреде, с одной стороны, аудитория может выбирать популярную музыку в соответствии со своими предпочтениями, и персонализация в значительной степени реализована, а с другой стороны, социальные сети породили новых лидеров мнений. Поскольку подкасты характеризуются низкими барьерами входа и быстрым распространением, каждый может стать лидером мнений.

Цель данного исследования заключается в изучении новой формы коммуникации в сфере популярной музыки под влиянием технологий мобильного Интернета. Задачи исследования:

  • Проанализировать различные цифровые платформы, на которых представлена китайская поп-музыка, включая социальные сети, видеохостинги и стриминговые сервисы.
  • Рассмотреть контент, предоставляемый китайскими поп-артистами, и проанализировать, какие формы обратной связи используют артисты для взаимодействия со своей аудиторией.
  • Изучить различные маркетинговые методы, используемые китайскими поп-артистами, включая рекламу, партнерство с брендами и создание контента.

Для решения данных задач использованы следующие методы исследования:  сравнительный анализ, дедукция, case-study и контент-анализ.

 

Влияние характеристик новых медиатехнологий на музыку

Интернет — главный носитель информационного общества. Менее чем за 50 лет Интернет соединил более 150 стран и регионов мира и, обладая всеохватывающими информационными ресурсами, оказывает неизмеримое влияние на развитие человеческого общества. Пол Левинсон(Paul Levinson) считает, что эпоха сетей характеризуется децентрализацией, что распространение информации создает совершенно новую структуру власти, т.е. «везде — центр, нигде — периферия», что власть над информацией рассеяна на сотни миллионов компьютеров, которые не только получают информацию, но и производят ее, становясь центром рассеивания[1]. Поэтому в эпоху Интернета традиционные средства массовой информации, такие как радио и телевидение, приходят в упадок и уже не обладают такой верховной властью культурного капитала, как раньше. В начале эпохи массовых коммуникаций и радио, и популярная музыка производились и распространялись в больших масштабах, а после вхождения в режим массовой коммуникации распространение популярной музыки, как правило, ориентировалось на группы. В настоящее время под влиянием новых медиатехнологий производство, распространение и оценка популярной музыки вступили в беспрецедентную стадию.

  1. Упадок традиционной индустрии популярной музыки

В последние годы, в связи с бурным развитием мобильного Интернета, продолжается популяризация мобильных «умных» устройств, с одной стороны, цифровая музыка стала центром внимания в различных областях, использование мобильных телефонов, MP3 и других устройств для прослушивания музыки стало основной частью общества; с другой стороны, рынок физической музыки в последние годы пришел в упадок, прилавки с компакт-дисками в торговых центрах постепенно сократились до маленьких уголков, в частности, в Китае, где музыкальная индустрия еще не сформировала зрелую и совершенную промышленную цепочку, китайская первоначальная модель музыкальной индустрии была подорвана вместе с проблемой разгула пиратства.

Две звукозаписывающие компании Gold Typhoon Group и Taihe Rye Music в последние годы обе переживали не лучшие времена, и обе находятся в глубоком операционном кризисе. Бум звукозаписывающей индустрии 1990-х годов незаметно сошел на нет, и ситуация, когда популярный артист выпускал три-четыре пластинки в год, уже не актуальна.

Программные записи стали новой тенденцией в то время, когда традиционные физические записи начинают искать новые прорывы. В 2011 году певцы Сан Стефани(孙燕姿) и Тань Вэйвэй(谭维维) предприняли первые попытки создания программных записей, а в 2013 году Линь Цзюньцзе(林俊杰) и Цао Фан(曹方) официально представили первую полноконцептуальную программную-запись в Китае. Программная запись, то есть альбом в виде софт-приложения для мобильного телефона, позволяет пользователям с помощью онлайн-оплаты получить доступ ко всему содержимому записи, которое, помимо высококлассных музыкальных произведений, включает также новости певца, портреты, закулисные съемки, ранее не публиковавшиеся кадры, рекламно-сувенирные продукции (мерчи) и т.д. Музыка сама по себе нематериальна, и ее распространение всегда зависело от средств и носителей. С развитием новых медиатехнологий носитель превратился из физического объекта, такого как винил, кассета, компакт-диск и т.д., в приложение на смартфоне. Лирические сборники и диски из физического альбома, а также другие предметы, прилагавшиеся к лейблу звукозаписи, были переведены в цифровой формат. Можно утверждать, что программные пластинки возвращают весь тот опыт, который давал исчезающий физический альбом; основная философия работы звукозаписывающих компаний не изменилась, но цифровая доставка создала совершенно новый способ производства и каналы розничной дистрибуции.

  1. Возникновение народной музыкальной культуры

Благодаря популярности китайского телевизионного шоу талантов «Super Girl(超级女生)» в последние два десятилетия возникла гражданская музыкальная культура, появились такие телевизионные музыкальные шоу, как «Sing! China(中国好声音)» и «Sing My Song(中国好歌曲)». С быстрым развитием Интернета подкастинг стал социальной тенденцией, когда пользователи сети создают контент с помощью подкастов и затем загружают его непосредственно в Интернет, таким образом, обладая двойной идентичностью — производителя и получателя, например, YY Voice(YY 语音), Ximalaya FM(喜马拉雅), Dragonfly FM(蜻蜓 FM), Singing Bar(唱吧) и другие программные обеспечения начали обеспечивать новые способы производства музыки, новые медиатехнологии снизили барьеры входа для широких масс, и модель «участия для всех» стала более доступной.

В традиционной цепочке музыкальной индустрии изменилось положение поставщика контента — звукозаписывающих компаний, а профессионализм музыкантов, артистов и авторов песен перестал быть порогом при создании музыки. По данным «Отчета об исследовании музыкальной индустрии за 2022 год», по состоянию на 25 марта 2022 года в магазине Apple APP Store насчитывалось 2075 программных приложений под категорией «Музыка», включая программы для аранжировки музыки, игры на фортепиано, гитаре и других музыкальных инструментах[2]. При наличии базовых знаний по теории музыки, акустике и оркестровке любой человек может использовать FL Studio, Cubase, Nuendo, Sonar и другие программы для создания музыки и аранжировки. С бурным развитием программного обеспечения мобильных устройств, «Музыкальные заметки» (Music Memos) и различные программные приложения для создания музыки начали появляться, мобильные телефоны также могут в принципе обеспечить профессиональную саундтрековую дорожку, гитары, бас-гитары, клавишные и другие инструменты, которые обычно необходимы музыкальным группам, могут воспроизводиться с помощью программного обеспечения мобильного телефона, некоторые из музыкальных приложений содержит множество звуковых эффектов, которые могут быть непосредственно использованы профессиональными группами; кроме того, композиторские приложения могут автоматически сопровождать мелодию, которую пользователь напевает в случайном порядке, приложения для мобильных телефонов, такие как «Singing Bar», могут автоматически улучшать и изменять человеческий голос, а другая часть приложения может использоваться для первоначального редактирования уже записанного звука. «Запись, приукрашивание, редактирование, игра на инструменте, аранжировка», мобильные телефоны могут легко выполнить простое создание песни, и это также означает, что широкая публика может творить в любое время и в любом месте с помощью мобильных телефонов.

В настоящее время наиболее популярным является веб-вещание, в котором большинство певцов (исполнителей) не являются профессионалами и поют только в качестве хобби, с явными гражданскими признаками. С 2014 года в прямом эфире компании YY применяется коммерческая эксплуатация, при которой зрители могут дарить виртуальные подарки ведущим при мгновенном взаимодействии с ними и, что самое главное, эти подарки могут быть реализованы, то есть становятся реальным доходом ведущих[3]. В каком-то смысле, музыкальный сервис, предоставляемый YY Voice, является побочным продуктом в рамках интернет-технологий, однако эти интернет-компании начали подписывать контракты с исполнителями и хотят войти в музыкальную индустрию с долей традиционных звукозаписывающих компаний, и этот ряд изменений основан на подъеме популярной музыкальной культуры в рамках интернет-технологий.

 

Автономное прослушивание музыки пользователями Интернета

С 2003 года компания Apple запустила приложение iTunes, и форма популярной музыкальной индустрии претерпела серьезные изменения в цепочке поставщиков услуг, а власть звукозаписывающей компании над цепочкой звукозаписывающей индустрии была разрушена. С развитием мобильного Интернета и наступлением эры потоковых медиа вертикальная интеграция цепочки звукозаписывающей индустрии, имеющей наибольшую долю среди трех цепочек музыкальной индустрии, распалась, и первоначальные офлайновые каналы продаж, опосредованные компакт-дисками, постепенно исчезли, а онлайновые каналы, опосредованные iTunes и потоковыми медиа, постепенно стали мейнстримом. С тех пор было запущено множество музыкальных приложений, включающих десятки тысяч музыкальных композиций, и китайские пользователи Интернета могут наслаждаться различными видами музыки в соответствии со своими предпочтениями.

С одной стороны, музыкальные приложения используются для прослушивания музыки и других аудиопрограмм; с другой стороны, важной функцией приложений является функция загрузки, в которой по совокупности загрузок и активности пользователей Kugou Music, QQ Music и Kuwo Music занимают три первых места.

Кроме того, в отчете об исследовании iiMedia также показано[4], что в борьбе за авторские права на цифровую музыку Tencent, China Music Corp и Alibaba Group, три разных огромных бизнес-структуры в материковом Китае создали ситуацию, в которой три стороны находятся в оппозиции друг к другу с взаимными сдержками и противовесами.

Согласно отчету об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов в Китае за 2019-2020 годы[5], на примере QQ Music, Kugou Music и Xiami Music, с точки зрения дизайна интерфейса раздел «Мое» соответствует собственному списку песен и становится одним из трех основных разделов. Эти три программы записывают в мобильный телефон недавно прослушанную музыку, и нетизены могут отмечать любимые композиции, создавая свой собственный список песен. В процессе прослушивания музыки нетизены могут в любой момент перемотать вперед, переключить или даже удалить непонравившуюся им музыку, и такая самостоятельность заменяет для них выбор других людей.

 

Появление лидеров музыкального мнения в Интернете

В условиях новых технологических изменений конкуренция на медиарынке обострилась, влияние радио постепенно уменьшается, ведущие радиопрограмм перестают быть лидерами общественного мнения, а их роль в распространении популярной музыки становится все меньше. В то же время с ростом популярности социальных сетей, Weibo, WeChat стали повседневным способом общения публики, в социальном процессе, в котором музыканты постепенно обретают право голоса, социальная сеть породила новых лидеров мнений.

  1. Упадок вещательных СМИ

С развитием новых медиатехнологий радиостанции претерпели ряд изменений, специализация радиочастот столкнулась с новыми узкими местами, на повестку дня встал вопрос об интеграции с новыми медиа, начался подъем жанровых радиостанций.

(i) Медленное развитие медиаинтеграции

Под влиянием Интернета традиционная аудитория радиостанций постепенно становится все меньше и начинает искать новый выход с интеграцией новых медиа, многие радиостанции, различные программы и ведущие в Китае открыли официальные аккаунты в Weibo и WeiCaht. В качестве примера можно привести Jiangsu Broadcasting. Официальный аккаунт WeChat-платформы «Jiangsu Broadcasting» был создан в 2013 году и ежедневно публикует графические и текстовые сообщения, а согласно статистике статей, опубликованных в ноябре и декабре 2018 года, среднее количество просмотров каждой статьи составило 11 210, что намного меньше, чем количество просмотров статей на известных официальных аккаунтах, рожденных в новой медиасреде. Кроме того, существенной частью производства радиопрограммы стала связь со слушателями, находящимися вне площадки, и дорожными объявлениями, что, с одной стороны, позволило получить более богатый источник звука для радиопрограммы, а с другой — должно было отразить участие слушателей. А в дорожном вещании ведущий через Weibo, WeChat в режиме реального времени позволяет слушателям участвовать в дорожном вещании, например, в утренние и вечерние часы пик, когда радиослушатели передают свое местоположение в режиме реального времени о дорожной обстановке, ведущий проверяет и передает в эфир. Оба способа вещания относятся к модели пользовательского контента, но есть принципиальная разница между ним и интернет-радио, родившимся в эпоху Интернета, традиционное радио по-прежнему остается специализированным производством, в то время как Ximalaya и Lychee FM(荔枝 FM) снизили порог доступности для широкой публики, любой желающий может создавать контент. В условиях растущей конкуренции на рынке, когда, с одной стороны, сокращается количество радиослушателей, а с другой — медленно происходит интеграция радио и новых медиа, остро встал вопрос о том, как вещательные СМИ могут открыть свой рынок и устойчиво развиваться.

(ii) Типизация радиовещания подрывает индивидуальность ведущих

Типологию китайских радиочастот можно проследить на примере обновленной в 2002 году программы «Звуки музыки» (CNR MusicRadio) Центральной народной радиовещательной станции, которая была разделена на двухчасовые сегменты, в программе исполнялась в основном популярная музыка, которая тщательно хореографировалась и имела строгие ограничения по соотношению[6]. Ведущий, в свою очередь, перемежает музыку связной речью. Слушатель может в любой момент включить радио и услышать музыку. В целом форматная радиостация характеризуется тем, что эфирное время разделено на большие участки, особенно на музыкальную частоту, где особое место занимает оценка популярной музыки, особенно наполненная содержанием, которое исследуется и анализируется для определения характеристик группы слушателей в определенное время и, соответственно, типа музыки, которая будет звучать. Это более точная работа, отвечающая потребностям слушателей, которые больше не привязаны к радиоприемнику, а могут слушать его в любое время и в любом месте, не боясь пропустить какую-либо программу. Изменились и функции радиоведущего, причем в случае форматного радио личность ведущего отошла на второй план, и он стал в определенной степени «диктором». С самого начала «Звуков музыки» было принято правило, что ведущие не могут говорить более семи минут в час, и, в частности, им не разрешается включать музыку в начале или в конце передачи, чтобы песни можно было слушать целиком[7].

Таким образом, в условиях постепенного упадка радиовещания и распространения новых медиа авторитет и дискурсивная власть ведущих радиопрограмм ослабевают, и ведущие перестают быть важными «привратниками» и «пропагандистами» в распространении популярной музыки.

  1. Социальные сети порождают новых лидеров мнений

(i) Изменение способа продвижения записей на рынке

Южнокорейский исполнитель и автор песен Пак Чжэ Сан, выступающий под псевдонимом Psy, стал популярен во всем мире благодаря своей танцевальной песне «Gangnam Style», MV которой 1 января 2013 г. превысил 1,1 млрд. просмотров на YouTube и возглавил чарты загрузок в восемнадцати странах, включая США, и все это благодаря социальным сетям. В результате китайские звукозаписывающие компании впоследствии усовершенствовали свои традиционные методы продвижения пластинок, используя в качестве одного из ключевых направлений продвижения такие социальные медиаплатформы, как Weibo и WeiChat. Например, артисты, подписанные звукозаписывающими лейблами, регистрируются на Weibo, WeChat, Xiami Music и других платформах, чтобы напрямую взаимодействовать с меломанами, а тайваньский певец Эмиль Чжоу(周华健) с 2016 года организует гастроли «Что петь сегодня», как видно из темы концерта, на концерте создан специальный блок «заявок на песни». Если песни, выбранные меломанами, попадут на концерт, они будут награждены различными призами, например, эксклюзивной продукцией с автографом певицы. К участию в планировании концерта было успешно привлечено большое количество пользователей Интернета. Это удобство, созданное технологиями, и пользователи Интернета получили возможность самовыражения, однако такая активность является маркетинговым приемом, используемым организаторами для привлечения популярности, и ожидается, что пользователи Интернета будут рекламировать гастроли посредством взаимного общения в социальных сетях, и в этом контексте пользователи Интернета по-прежнему являются управляемой стороной.

WeChat, Weibo и другие носители постепенно становятся основными инструментами распространения информации, а пользователи продолжают создавать всевозможные музыкальные информационные ресурсы, обмениваясь ими друг с другом посредством самопиара. По данным отчета WeChat Datafication Report за 2019 год, опубликованного компанией Penguin Intelligence, социальная сеть стала вторым по величине новостным каналом, уровень проникновения которого превышает уровень проникновения компьютеров и телевидения, а уровень охвата смартфонов достиг более 90%, при этом число ежемесячных активных пользователей составляет 650 млн. человек. Более 90% пользователей используют WeChat каждый день, при этом доля тех, кто пользуется WeChat более часа в день, составляет 50%, наибольшая доля пользователей WeChat, имеющих более 200 друзей, а 61,4% пользователей при каждом открытии WeChat обязательно проверят посты в Moments (Moments — это функция приложения для смартфонов WeChat). В результате музыканты, музыкальные критики и другие профессионалы индустрии, а также люди, обладающие глубокой музыкальной грамотностью, стали фаворитами в социальных сетях, имеющими большое количество подписчиков, за которыми пристально следит широкая публика, а значит, авторитетными в музыкальной сфере. Профессиональные музыканты интегрируют и обрабатывают разрозненную музыкальную информацию в сети, а слушатели могут более точно получать нужную им музыкальную информацию и интерактивно распространять ее в своем кругу друзей. Персональные медиа полностью обновили традиционную концепцию музыкальной коммуникации, и власть звукозаписывающих компаний и вещательных СМИ как «привратников» вновь ослабла, а новыми «привратниками» стали люди, обладающие правом слова в социальных сетях. Если раньше в музыкальной индустрии доминировали лейблы звукозаписи, то теперь это делают каналы и средства массовой информации. Под влиянием новых медиатехнологий исполнители могут более эффективно рекламировать и продвигать свои музыкальные произведения через Интернет, каналы розничной дистрибуции лейблов могут быть заменены, а исполнители становятся все менее зависимыми от лейблов. В этой модели растет число независимых музыкантов, а музыканты, активно работающие в социальных сетях, заменят звукозаписывающие лейблы и ведущих радиопрограмм в качестве новых лидеров музыкального мнения.

(ii) Социальная функция музыкального программного обеспечения

Персонализированные коммуникационные характеристики новой эпохи медиа определяют более точное, детальное и целевое разделение аудитории популярной музыки. Например, NetEase Cloud Music, основываясь на базовых потребностях слушателей, позволяет пользователям свободно создавать списки песен и интерактивно обмениваться ими, что помогает пользователям находить лучшую музыку через общение между пользователями и пользователями.

В качестве другого примера можно привести QQ Music, входящий в состав Tencent Group, и по состоянию на ноябрь 2019 года в QQ насчитывалось 860 млн ежемесячно активных учетных записей. Если быть точнее, музыка, которую слушают пользователи социальной платформы QQ, и списки песен, которые они создают на QQ Music, будут мгновенно отображаться для их друзей, и этот процесс дает рекомендации пользователям, отражая своего рода социальное взаимодействие. Социальный фактор отражается в сети, и таким образом толпа может постепенно формировать новые сообщества.

(iii) Руководство колонками музыкального программного обеспечения

После популярности мобильных интернет-технологий все виды музыкального программного обеспечения стали незаменимыми приложениями на смартфонах, в которых персонализированные рекомендации являются необходимой функцией всех видов музыкального программного обеспечения, а рекомендации музыки, основанные на вкусе пользователя, являются одним из самых горячих приложений в области персонализированных рекомендаций в настоящее время. Служба рекомендаций музыкального программного обеспечения вычисляет типы песен, которые нравятся или интересуют пользователей, в соответствии с их историей прослушивания, а затем предлагает соответствующие типы музыки пользователям из базы данных.

В очередной раз на примере QQ Music можно отметить, что в QQ Music есть функция самостоятельного поиска и прослушивания музыки, позволяющая пользователям составлять списки песен на основе собственных предпочтений. Раздел «Мне нравится» полностью основан на собственном выборе пользователя, а непонравившиеся песни можно удалить в любой момент. Помимо самостоятельной музыки, QQ Music создает фиксированные блоки, такие как «Рекомендация», «Ежедневная рекомендация», «Рейтинг песен», «Площадь списка песен» и другие колонки. Они не только демонстрируют разнообразие музыки, но и выполняют функцию фильтрации. Эта рекомендательная функция представляет собой фильтрацию информации, предоставляемой редакторам музыкального провайдера. Например, выбор музыки в «Горячие подборки» и «Экспресс новых песен» по-прежнему основан на критериях редактора. В персонализированных рекомендациях музыкальный провайдер предлагает пользователям музыку, связанную с ними, например, музыку, которую они собирали, или песни, которые они слушали раньше. Провайдер подбирает музыку в соответствии с данными пользователя в процессе использования музыки, хотя он учитывает увлечения и вкусы пользователя, но рекомендуемые песни все равно выбираются. Цифровая музыка характеризуется огромным количеством музыки, что позволяет пользователям выбирать по своему усмотрению. В то же время перед лицом слишком большого выбора пользователям Интернета неизбежно приходится руководствоваться музыкальными колонками(жанр журналистики) или другими методами музыкальных провайдеров в процессе выбора.

 

Подкасты

Подкастинг впервые появившийся в Интернете в 2003 году, — это способ записи и распространения аудио- и видеоинформации через Интернет. От английского слова podcasting слово «casting» происходит от слова broadcasting, которое первоначально было трансляцией звука, а позже — трансляцией изображения, а «pod» — от слова «iPod», которое первоначально использовалось для прослушивания подкастов[8]. Сегодня подкасты можно слушать как на компьютере, так и на любом мобильном смарт-устройстве. В отличие от производителей традиционного медиаконтента, подкасты, как и другие новые медиа, может производить и распространять любой человек. Подкастинг относится не только к новым технологиям, появившимся в Интернете, но и к распространителям и пользователям подкастов, с их массовым характером, анонимностью и аутентичностью.

С постепенным увеличением количества подкаст-сайтов, традиционные международные СМИ, чтобы открыть новые рынки. И это привело к популярности подкастов в Интернете во второй половине 2004 года. В отличие от быстрого развития подкастинговых сайтов за рубежом, подкастинг в Китае начался в 2005 году, когда создание Tudou.com в апреле ознаменовало рождение подкастинга в Китае, и с тех пор темпы развития подкастинга были просто поразительными. Всего за три месяца количество подкастов почти удвоилось, а количество передач увеличилось почти в три раза[9]. И, согласно первой белой книге о ценности мобильных аудиомедиа, выпущенной Spike на газете Хуаньцю шибао в октябре 2018 года, в городах каждый третий человек часто слушает мобильное аудио[10]. Это не только контент традиционного радио, но и контент, который создается самостоятельно большинством пользователей Интернета.

«Ximalaya FM» — это платформа для обмена аудиоматериалами. Мобильный веб-клиент был запущен в марте 2013 года, а по состоянию на июнь 2021 года среднемесячное количество активных пользователей достигло 262 миллионов, что делает его самой быстрорастущей и крупной мобильной онлайн-платформой для обмена аудиоматериалами в Китае[11]. Ximalaya позиционируется как модель пользовательского контента: каждый может загружать, скачивать и делиться аудиозаписями через это приложение. Стоит отметить, что «местные звезды» из широкой публики особенно привлекали к себе внимание. Например, один эпизод легкомысленной и забавной программы «А вот и анекдот(段子来了)» был показан 630 000 раз за один эпизод и привлек рекламодателей и миллионы денег за ежегодное титульное спонсорство. Будь то контент, опубликованный профессиональными организациями, например радиопрограммы, аудиокниги, или местный и народный контент — все они в равной степени представлены на платформе. По сравнению с традиционным радио, Ximalaya предоставляет не только аудио, но и платформу для самореализации пользователей.

Мобильное приложение «Sing Bar» породило новую форму потребления популярной музыки, которая позволяет не только создавать кавер-версии песен, но и формировать виртуальные сообщества, обмениваясь музыкальной информацией. Благодаря таким характеристикам, как низкий порог участия, высокая интерактивность, простое управление, быстрое и широкое распространение, а также отличная производительность, например, небольшие недостатки и ошибки в процессе пения могут быть легко стерты программным обеспечением, а также уменьшение окружающего шума с помощью алгоритмов, чтобы звук демонстрировал различные эффекты, эти особенности и фукнкции приложения «Sing Bar» были тепло встречены пользователями мобильных телефонов, формируя карнавальный пейзаж «всех людей, использующих мобильные телефоны специально для пения» в новую медиа-эпоху. Sing Bar удовлетворяет потребности пользователей в практике исполнения песен через мобильные телефоны, через форму сообщества, так что пользователи взаимодействуют друг с другом, и становится интерактивной платформой для проявления личного обаяния. Например, после регистрации аккаунта на Sing Bar пользователи могут просматривать песни, размещенные другими людьми, посылать им цветы (отправка цветов — это виртуальный способ выражения признательности и похвалы), оставлять сообщения и взаимодействовать с другими людьми по поводу песен или другого контента. Чем больше «цветов» получает пользователь, тем выше его рейтинг, тем больше вероятность того, что он попадет на главную страницу, а значит, тем популярнее он становится.

Как видно из двух приведенных выше примеров, все, что вам нужно для создания подкаста, — это микрофон и программа для редактирования аудио. Продюсеру, который хочет записать хорошо звучащий контент подкаста, нужно лишь немного таланта и неплохой голос, а от замысла до завершения работы проходит всего несколько часов, несколько дней или даже несколько минут. Записанные подкасты могут быть распространены среди публики, если они загружены в Интернет, и пока есть компьютеры, мобильные устройства и плееры, их может получить любой желающий, что полностью подрывает традиционную индустрию звукозаписи. В традиционной индустрии звукозаписи выпуск альбома включает в себя написание песни, запись певца в студии, производство альбома, продвижение в СМИ после завершения работы и продажу альбома через дистрибьюторов разных уровней. Для этого требуются сотни профессионалов, включая авторов песен и певцов, которые должны пройти через утомительный процесс, занимающий месяцы, но теперь эти процессы в значительной степени упростились. Это знаменует собой наступление эры нового медиа мобильного интернета, когда у каждого может быть микрофон, у каждого может быть своя платформа для распространения музыкальных медиа, и каждый может взаимодействовать друг с другом в распространении музыки.

Заключение

В области музыки мобильные сети перевернули прежний способ распространения популярной музыки и изменили методы производства и маркетинга традиционной музыкальной индустрии; средства массовой информации, такие как радиовещание, пришли в упадок, ослабив свою функцию в распространении популярной музыки, в то время как роль Интернета в этом значительно возросла. Например, пользователи могут загружать цифровую музыку с помощью таких музыкальных приложений, как Kugou Music, QQ Music, Xiami Music и NetEase Cloud Music; они могут создавать аудиопрограммы с помощью таких программ, как Ximalaya; они могут проводить концерты онлайн с помощью Sing Bar и YY Voice. Это свобода, которая приходит с новыми медиатехнологиями, то есть каждый может вольно войти в зал музыки. Пользователи могут создавать музыку, наслаждаться музыкой и распространять ее с помощью различных музыкальных приложений. Однако для работы с этими приложениями для мобильных телефонов существует определенный порог, и пользователям необходимы определенные базовые профессиональные знания. Даже при определенной степени профессионализма контент, создаваемый публикой, не обязательно является художественным. В эпоху мобильного Интернета любой человек может высказаться через микрофон, но все еще существует большой разрыв между тем, будет ли он услышан и принят. Как уже говорилось ранее, лидеры мнений существовали всегда, и они всегда оказывали влияние на общественность, независимо от того, была ли это эпоха массовой коммуникации, эпоха узкой вещания коммуникации или нынешняя новая медиасреда. Свобода выбора в Интернете — это не что иное, как выбор из заранее определенных вариантов. Таким образом, демократичность, принесенная развитием технологий, и профессионализм в музыке порой вызывают недоумение и противоречат друг другу.

Цифровые продукты несут в себе риск произвольного и бесконечного копирования, и проблема авторских прав на цифровую музыку — одно из проявлений этого противоречия. В настоящее время методы производства и трансляции популярной музыки оцифрованы. С одной стороны, затраты на производство, распространение и маркетинг в индустрии популярной музыки резко сократились; с другой стороны, лейблам трудно контролировать индустрию популярной музыки, и поэтому новые технологии подрывают режим работы музыкальной индустрии. Когда технология копирования используется до крайности, авторское право становится основной проблемой цифровой музыки.

На музыкальном рынке Китая постепенно укрепляется фундамент всей китайской музыкальной индустрии, а не только поп-музыки, благодаря поддержке политики и совершенствованию законов. В соответствии с мировыми музыкальными тенденциями, потоковое мультимедиа музыки в Китае продолжает расти и становится одним из основных источников дохода для музыкальной индустрии. В то же время, благодаря пандемии, онлайн-подход открыл новые возможности для выступлений. Для того чтобы китайская поп-музыка распространялась дальше, важно создать слияние национальной и современной популярной музыки, построить разнообразные каналы распространения и воспитывать междисциплинарных музыкальных талантливых людей.

Как бы ни развивались и ни обновлялись носители в будущем, музыка, в том числе популярная, как духовная культура, всегда будет нужна человеку для успокоения души, и поэтому наша потребность в музыке никогда не изменится. Мы рады, что технологии сделали музыку более доступной для широких масс, однако нам следует задуматься о том, как разрешить конфликт между свободой медиасреды и профессионализмом музыки, который одновременно представляет собой противоречие между эстетикой публики и эстетикой артиста.

 Список литературы и сноски:

  1. Чжоу Вэйдун. Цифровое гражданство в эпоху метавселенной: дилемма идентичности, практическая логика и теоретическое доказательство[J]. E-Government, 2022(10): C. 62-74. 周维栋. 元宇宙时代的数字公民身份:认同困境、实践逻辑与理论证成[J]. 电子政务,2022(10): 62-74.
  2. Отчет об исследовании музыкальной индустрии за 2022 год. Юй Ни (Uni) Музыкальный исследовательский институт. 2022-03-25. 2022年音樂產業研究報告. 由你音樂研究院. 2022-03-25. URL: https://cloud.tencent.com/developer/article/1963933
  3. YY . JOYY Финансовые результаты за 3 квартал 2018 года [R]. Гуанчжоу: JOYY, 2018. YY .JOYY 2018年第三季度财报[R].广州:欢聚时代,
  4. i Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2016-2020 годы [R]. 艾媒网. 2016-2020 年中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c1061/92680.html
  5. iiMedia Research. Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2019-2020 годы [R]. 艾媒报告. 2019-2020中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c400/68645.html.
  6. Лю Хаосань, Сюй Цзуньли. Текущая ситуация и стратегия развития жанрового радио в Китае [J]. Китайское радиовещание, 2021(9): 56~58. 刘浩三,徐军立。中國类型化电台的现状及发展战略 [J]. 中国广播,2021(9):56~58.
  7. Ван Юэчэн. Лю Сяолун, директор Центрального народного радио <Звуки музыки>: 7-минутный стандарт [J]. Вечерние новости Yingcai: 2004, 4. 王悦承.中央人民广播电台<音乐之声>总监刘晓龙:7分钟标准 [J]. 英才晚報:2004,
  8. Пол Левинсон, перевод Хэ Даокуань. «Новые новые медиа» [М]. Издательство Шанхайского университета Фудань. 2011 (3). С. 17-55. Paul Levinson 著, 何道宽 译. «新新”媒介(new new media) [M]. 2011年 (3). 上海復旦大學出版社.  17-55. URL: http://www.wenqujingdian.com/Public/editor/attached/file/20180330/20180330140037_66604.pdf
  9. У Вэньху и Хуан Гуйпин. Природа звука и изображения в волне низовой культуры — интерпретация значения социальных текстов подкаста [J]. 21 апреля 2006 г. 吴文虎、黄桂萍. 草根文化浪潮里的声像本质—播客社会文本的意义解读 [J]. 2006年04月21日. URL: https://news.sohu.com/20060421/n242925481.shtml
  • Журнал «Глоубньюсвайр». Белая книга о ценности мобильных аудионосителей [N]. Global News . 31.10.2017. 環球網. 移动音频媒体价值白皮书 [N]. 環球新聞. 31.10.2017. URL: https://v.huanqiu.com/article/9CaKrnJR9T4
  • Конг Ронг. Ximalaya: пахать в «экономику уха», открывая пользовательское пространство с экологией сцены [R]. 17 декабря 2021. С. 38. 孔蓉. 喜马拉雅:深耕“耳朵经济”,场景生态打开用户空间 [R]. 2021年12月17日. PP. 38 URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202112171535146377_1.pdf
  • Ван Сици. Исследование взаимодействия развития поп-музыки и социально-культурной среды в городах Китая в период 1998-2018 годов, Фуцзяньский нормальный университет. [D]. 2020. 145 с.
  • Фань Минглей. Статус-кво и трансформация музыкальной коммуникации в эпоху новых медиа [J]. Media.2022(2). С. 77. 范明磊. 新媒体时代音乐传播的现状与转变 [J]. 传媒.2022(2). PP. 77.
  • Йе Сяоган . Ключ к выходу китайской музыки за рубеж — это качество. [J]. Music Times. 2019. (8): 3-3. 叶小钢. (2019). 中国音乐走出去关键在质量. 音乐時代, (8): 3-3.
  • Инь Чжуо Ма, Хуан Чжун. Разговоры или пророчества — Китайское музыковедение: Разговоры пессимиста. [J]. Журнал Уханьской консерватории музыки. 2020. (4): 158-164. 银卓玛, 黄钟. 呓语还是预言——《中国音乐学: 一个悲观主义者的呓语》. [J]. 武汉音乐学院学报. 2020. (4): 158-164.
  • Юань Юэ, Ян Цин. Эпоха новых медиа и проблема коммуникации китайской традиционной музыки. [M]. Музыкальная коммуникация, 2021. (2): 64-69. 袁玥, 杨青. (2021). 新媒体时代与中国传统音乐传播问题. 音乐传播, (2): 64-69.
  • Чжан Сяньшэн. Размышления и перспективы китайской музыки в 21 веке. [N]. Журнал Синьхайской музыкальной консерватории. 2021(1). С. 16-18. 张宪生. 21 世纪中国音乐的思考与前瞻. [N]. 星海音乐学院学报. 2021(1). PP. 16-18.
  • Чжао Шилань, Чжан Юньцзы Сюань. Исследование вопросов авторского права на музыку в веб-трансляциях. [J]. Music Communication. 2019(3). С. 101-105. 赵世兰, 张荧子暄. 网络直播中的音乐版权问题研究. [J]. 音乐传播. 2019(3). PP. 101-105.
  • Чжао Юнхуа, Лю Хуан. Выбор пути межкультурной коммуникации «Пояса и пути» с точки зрения культурной идентичности. [J]. Международная журналистика. 2022(12): 67-82. 赵永华, 刘娟. 文化认同视角下“一带一路”跨文化传播路径选择. [J]. 国际新闻界. 2022(12): 67-82.
  • Чжоу Юн. Анализ трансграничных операций с авторскими правами на музыку на основе среды больших данных. [J]. Современный маркетинг, 2020(1). С. 86-87. 周勇. 基于大数据环境下音乐版权跨界运营分析. [J]. 现代营销, 2020(1). PP. 86-87.
  • Цзэн Линьчжи. Роль музыки во внешней коммуникации Китая: зарубежные выступления Китайского филармонического оркестра (2005-2021 гг.). [J]. Foreign Communication. 2022(6). PP. 40-43. 曾琳智. 浅谈音乐在中国对外传播中的角色——以中国爱乐乐团(2005-2021 年)海外演出为例. [J]. 对外传播. 2022(6). PP. 40-43.

 

 

 

[1] Чжоу Вэйдун. Цифровое гражданство в эпоху метавселенной: дилемма идентичности, практическая логика и теоретическое доказательство[J]. E-Government, 2022(10): C. 62-74. 周维栋. 元宇宙时代的数字公民身份:认同困境、实践逻辑与理论证成[J]. 电子政务,2022(10): 62-74.

[2] Отчет об исследовании музыкальной индустрии за 2022 год. Юй Ни Музыкальный исследовательский институт. 2022-03-25.  2022年音樂產業研究報告. 由你音樂研究院. 2022-03-25. URL: https://cloud.tencent.com/developer/article/1963933

[3] YY .JOYY Финансовые результаты за 3 квартал 2018 года [R]. Гуанчжоу: JOYY, 2018. YY .JOYY 2018年第三季度财报[R].广州:欢聚时代,2018.

[4] iiMedia. Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2016-2020 годы [R]. 艾媒网. 2016-2020 年中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c1061/92680.html

[5] iiMedia Research. Отчет об исследовании рынка мобильных музыкальных клиентов Китая за 2019-2020 годы [R]. 艾媒报告. 2019-2020中国手机音乐客户端市场研究报告 [R]. URL: https://www.iimedia.cn/c400/68645.html

[6] Лю Хаосань, Сюй Цзуньли. Текущая ситуация и стратегия развития жанрового радио в Китае [J]. Китайское радиовещание, 2021(9): 56~58.  刘浩三,徐军立。中國类型化电台的现状及发展战略 [J]. 中国广播,2021(9):56~58.

[7] Ван Юэчэн. Лю Сяолун, директор Центрального народного радио <Звуки музыки>: 7-минутный стандарт [J]. Вечерние новости Yingcai: 2004, 4. 王悦承.中央人民广播电台<音乐之声>总监刘晓龙:7分钟标准 [J]. 英才晚報:2004,4.

[8] Пол Левинсон, перевод Хэ Даокуань. «Новые новые медиа» [М]. Издательство Шанхайского университета Фудань. 2011 (3). С. 17-55. Paul Levinson 著, 何道宽 译.  «新新”媒介(new new media) [M]. 2011年 (3). 上海復旦大學出版社.  pp. 17-55. URL: http://www.wenqujingdian.com/Public/editor/attached/file/20180330/20180330140037_66604.pdf

[9] У Вэньху и Хуан Гуйпин. Природа звука и изображения в волне низовой культуры — интерпретация значения социальных текстов подкаста [J]. 21 апреля 2006 г. 吴文虎、黄桂萍. 草根文化浪潮里的声像本质—播客社会文本的意义解读 [J]. 2006年04月21日. URL: https://news.sohu.com/20060421/n242925481.shtml

[10] Журнал «Глоубньюсвайр». Белая книга о ценности мобильных аудионосителей [N]. Global News . 31.10.2017. 環球網. 移动音频媒体价值白皮书 [N]. 環球新聞. 31.10.2017. URL: https://v.huanqiu.com/article/9CaKrnJR9T4

[11] Конг Ронг. Ximalaya: пахать в «экономику уха», открывая пользовательское пространство с экологией сцены [R]. 17 декабря 2021. С. 38. 孔蓉. 喜马拉雅:深耕“耳朵经济”,场景生态打开用户空间 [R]. 2021年12月17日. PP. 38 URL: https://pdf.dfcfw.com/pdf/H3_AP202112171535146377_1.pdf