Документальный фильм о музыке: приемы и проблемы / Documentary about music: techniques and problems

Газанчян Армен Рубенович

Санкт-Петербургский государственный университет

Gazanchian Armen Rubenovich

St. Petersburg State University

Документальный фильм о музыке является уникальной формой искусства, способной передать зрителю не только звуки и образы, но и настроение, эмоции и историю, связанную с композицией. В данной статье анализируются приёмы и проблемы, с которыми сталкиваются создатели музыкальных документальных фильмов.

Music documentary is a unique art form that can convey to the viewer not only sounds and images, but the mood, emotions and story behind the composition. This article analyzes the techniques and challenges faced by music documentary filmmakers.

  1. Байдина Вероника Сергеевна, Кишенько Валерия Валерьевна Создание документального фильма-портрета в дистанционном формате: парадигма и написание сценария // StudNet. 2020. №10 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-dokumentalnogo-filma-portreta-v-distantsionnom-formate-paradigma-i-napisanie-stsenariya (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономику и социум. 2014. №4-1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-i-tehnicheskie-sposoby-sozdaniya-televizionnogo-dokumentalnogo-filma-na-primere-raboty-l-g-parfenova (дата обращения: 11.01.2024).
  3. Будилов В.М., Сахарова И.Н. Разработка перспективных направлений развития процесса дистрибьюции неигрового кино в россии // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. сборник статей по материалам XV-XVI международной научно-практической конференции. 2018.
  4. Высоцкий В.Б. ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СЪЕМКЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА // Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-практической конференции. 2017.
  5. Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение: электрон. журн. — 2018. — № 1.
  6. Девликамова Э.А., Шак Т.Ф. Заимствованный музыкальный материал в структуре документального фильма: принципы функционирования // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaimstvovannyy-muzykalnyy-material-v-strukture-dokumentalnogo-filma-printsipy-funktsionirovaniya (дата обращения: 05.01.2024).
  7. Девликамова Эльвира Абдуллаевна Музыка и документальная эстетика // Культурная жизнь Юга России. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-dokumentalnaya-estetika (дата обращения: 12.01.2024).
  8. Е. Б. Футерман Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента // Знак: проблемное поле медиаобразования.  2010. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta(дата обращения: 06.01.2024).
  9. Ермишева М.Н. Музыка современного неигрового кино // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. 2019.
  10. Казанцева Л. П. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2006. C. 35-43.
  11. Кондратенко, Э.А. Проблемы восприятия документального кино в массовом сознании российского телезрителяко // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность. Сб. Материалов конференции. -Тамбов, 2016.
  12. Конева М.Н. Авторская музыка в российском документальном фильме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2014. №10-2 (48). URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_10-2_24.pdf
  13. Кузнецов Г.В., Телевизионная журналистика/Учебник/Моск. гос. ун-т им М.В. Ломоносова; ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. -М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.
  14. Лапина, И.Ю. Научно-популярно телевидение. Драматургия мысли/И.Ю. Лапина. -М.: Аспект Пресс, 2007. -160 с.
  15. Петрова Марина Валерьевна Документальное кино и рок-музыка в творчестве Е. Погребижской // Ярославскийпедагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe-kino-i-rok-muzyka-v-tvorchestve-e-pogrebizhskoy (дата обращения: 04.01.2024).
  16. Познин Виталий Федорович КИНОТЕКСТ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА КАК ПРОДУКТ КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Медиалингвистика. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinotekst-dokumentalnogo-filma-kak-produkt-kriticheskogo-osmysleniya-deystvitelnosti (дата обращения: 04.01.2024).
  17. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2004.
  18. Сахарова И.Н., Тютрюмов А.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ПРИНЦИПОВ ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1.
  19. Третьяков В. Т. Специфика телевидения как аудивизуального средства массовой информации // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 2.
  20. Шашкова А.А. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ФИЛЬМА // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. 2019.
  21. Яковлев Н. Формирование инновационных музыкальных средств в системе медиатекста кинофильма // SARYN ART AND SCIENCE JOURNAL. 2022. №2 (35).

Документальный фильм, кино, документалистика, музыка, битмейкеры композиторы, авторы.

 Documentary film, cinema, documentaries, music, beatmakers, composers, authors.

Документальное кино обладает уникальной способностью запечатлеть и демонстрировать богатую историю, культурное значение и художественные выражения различных музыкальных традиций. С помощью фильмов зритель может окунуться в эпоху, в которой была создана та или иная музыка, понять жизнь и влияние композиторов или исполнителей на музыкальную культуру. Документальные проекты о музыке стали неотъемлемой частью современной культуры и искусства, их влияние на аудиторию и музыкальную индустрию огромно[1].

Однако, создание таких проектов является сложным процессом, требующим глубокого понимания тематики и умения использовать различные приемы и техники съемки. Исследование данной темы поможет разобраться в особенностях создания документального фильма о музыке, выявить проблемы, с которыми сталкиваются авторы, и найти пути их решения, а также понять эту популярную форму медиа-искусства. Такое исследование будет полезно для всех, кто интересуется музыкальной индустрией и хочет поделиться историями через документальное кино, а также для профессионалов в области медиа, которые хотят расширить свои навыки и знания в этой сфере[2].

Приемы вовлечения зрителя

Для того, чтобы описать суть приемов вовлечения зрителя в фильме “Паттерн” и проблемы его искажения, необходимо обратиться к научным трудам исследователей, которые ранее поднимали подобные вопросы, и понять, какие приемы и проблемы выделяют специалисты.

Начнем с того, что для успеха документального фильма, для большого количества просмотров и высокого рейтинга необходимо соблюсти как минимум два условия. Во-первых, должна быть современная журналистская составляющая (не хроника, начитанная трагичным голосом, не непроверенная желтизна, не тематическая спекуляция): факты, основанные на документах и поданные в стиле инфотейнмент с детализацией и прорисовкой мелких человеческих черт и повседневных характеров. И второе – все это должно быть облечено в современный формат – с постановками, реконструкцией, интересными стенд-апами, расследованиями, роуд-муви, графикой, может, даже художественной актерской игрой и приемами клипового монтажа. Одно без другого существовать не может. Чтобы получился успешный документальный проект, должно быть именно сочетание двух составляющих[3].

Так, согласно работе Божко О.В. и Гикис С.Н., первым, кто осознал актуальные потребности зрителя, являлся журналист Леонид Парфенов. Его работы полностью противоречили сформировавшимся образам документальных проектов, как скучных и монотонных видеоматериалов. Он понимал, что если зрителю показывать только видеохронику и старые фотографии, то фильм не вызовет особый интерес[4].

Тщательное ознакомление с фильмами Парфенова позволил выявить весьма внушительный арсенал различных визуальных средств, которые использовались съемочной командой проекта «Намедни»: хроникальные кадры, постановка, реконструкции событий, актерская игра, репортажная съемка, компьютерная графика, технология хромакей, 3D визуализации и спецэффекты. Благодаря этим техническим возможностям автор может позволить себе удивительные по красоте вещи: совмещать старую хронику и современные кадры, входить в прошлое, перемещаться в будущее, брать предметы из фотографий, разрушать здания, восстанавливать архитектурные сооружения и многое другое[5]. Так же особое внимание стоит обратить на качество реконструкций в документальных драмах. После изучения и анализа многочисленных рецензий и отзывов на фильмы Леонида Парфенова, становится очевидно, что у зрителя не каждый раз получается найти отличия между хроникой и реконструкцией, что говорит о высоком качестве режиссерской работы и профессиональном подходе к выбору актеров[6].

Если говорить про формат, то это современные графические заставки, как в «Хребте России», где графическая картина деревень времен Ермака выполнена как будто на каменной глыбе, которая трескается с характерным звуком и создает эффект присутствия той «каменной» эпохи[7]. Реконструкция, как в «Птице-Гоголь», где под руками журналиста возникают и стол, и комод, где по улицам летает призрак Гоголя. Это специально написанные саунд-треки, завораживающе погружающие зрителя в то время, создающие тактильный контакт, эманацию места. Динамичный, с элементами клиповости монтаж, прорисовка деталей, акценты на личности и героев, а не на «достижениях в труде».

Парфенов мастерски владеет современным экранным киноязыком, что можно наблюдать в его документальных проектах. Специфика текстов документалиста заключается в следующем: с самых первых слов он вводит зрителя в действие. Автор задает хороший ритм и темп, он ведет эмоциональный, насыщенный рассказ, подкрепляя его активной, но не наигранной, жестикуляцией. Так называемого эффекта присутствия автор достигает с помощью динамичного поведения в кадре, живого и образного языка, тонкого юмора. Подача материала импульсивна и эмоционально насыщенна, этого требует сама природа телевидения, которая в своей основе является зрелищной. Парфеновский способ подачи материала сформировался из того, что автор является журналистом, и ему близок репортажный характер повествования. Журналист помимо общеизвестных фактов всегда уделяет внимание мелочам, самым незначительным деталям, благодаря чему его герои предстают не бездушными историческими фигурами, а интересными и живыми людьми. Кроме этого документалист практикует довольно интересный метод подачи информации, когда стиль фильма схож со стилем поведения и натурой главного героя. Зрелищность фильмов нисколько не упрощает их содержания. Даже когда границы между документальным и художественным размываются посредством приемов реконструкции, факт остается фактом, каждый эпизод имеет под собой строго документальную основу[8].

Проблемы и угрозы

Несмотря на все вышесказанное, съемки документального фильма — это сложный и многогранный процесс, который может сопровождаться различными проблемами. Вот несколько потенциальных проблем, которые исследовались специалистами:

  1. Получение разрешений: Одна из основных проблем, которую приходилось решать неоднократно, — это получение разрешений на съемку в определенных местах или с участием конкретных людей. Это требовало длительного процесса коммуникации с владельцами помещений, организациями или даже отдельными личностями, чтобы получить соответствующее разрешение и согласие[9].
  2. Финансовые ограничения: Съемка документального фильма требует определенного бюджета. Возможны ограничения на финансирование, что может повлиять на качество съемок, наличие необходимого оборудования и возможность отправиться в различные локации, связанные с фильмом.
  3. Технические проблемы: Во время производства возникали различные технические проблемы, такие как поломка оборудования, проблемы с освещением, звуком или непредвиденные изменения погодных условий. Важно было при себе иметь резервное оборудование и достаточное количество ресурсов, чтобы решить такие проблемы и продолжить съемки[10].
  4. Организационные сложности: Производство фильма требует тщательной организации и планирования. Координация съемочных групп, согласование графика работы участников и учет всех необходимых факторов может быть сложной задачей. Отсутствие должной организации может привести к задержкам или непредвиденным проблемам в процессе съемок[11].
  5. Непредсказуемость событий: Документальный фильм может охватывать реальные ситуации и события, которые не всегда можно предугадать или контролировать. Появление неожиданных обстоятельств, изменение поведения участников или возникновение конфликтов могут создать сложности в ходе съемок. Важно быть гибким и адаптироваться к таким ситуациям[12].

Кинодокументалистика — это сложный, но увлекательный процесс, который может быть усугублен различными трудностями. Однако с хорошей организацией, планированием и готовностью к непредвиденным ситуациям, можно преодолеть эти трудности и создать интересный и качественный фильм об отечественной культуре[13].

  1. Этические вопросы: При работе над проектом, особенно если он рассказывает об отдельных людях или чувствительных темах, возникают этические вопросы. Важно соблюдать конфиденциальность, уважать права и желания участников фильма, а также быть честным и объективным при представлении фактов. Проблемы в этом аспекте могут возникнуть, если участник фильма передумывает или не хочет раскрывать определенные детали своей истории[14].
  2. Доступ к источникам информации: Документальные фильмы часто требуют исследования и использования различных источников информации, таких как архивные записи, интервью или видеоматериалы. Доступ к некоторым источникам или информации может быть ограничен или требовать специального разрешения. Это может усложнить процесс съемок и получение полной и точной информации.
  3. Политическая и социальная чувствительность: Некоторые документальные фильмы могут касаться политических или социальных вопросов, которые могут быть спорными или чувствительными. Работа с таким материалом может вызвать противоречивые реакции, негативные комментарии или даже угрозы. Важно быть готовым к обсуждениям и критике, а также принять меры по обеспечению безопасности команды и участников проекта.
  4. Монтаж и пост-продакшн: Сама съемка является только первой частью процесса создания документального фильма. Последующий монтаж и пост-продакшн также представляют свои сложности. Необходимо выбрать наиболее важные и интересные моменты, создать правильную структуру и найти баланс между различными аспектами фильма, такими как изображение, звук, музыка и текст. Процесс монтажа может быть трудоемким и требовать творческого подхода[15].
  5. Распространение и продвижение: После завершения документального фильма возникает вопрос его распространения и продвижения. Не всегда легко найти способы дистрибуции и привлечь аудиторию[16]. Организация показов, участие на фестивалях и продажа прав на показ фильма — все это важные шаги, требующие времени и усилий[17].
  6. Баланс между фактами и искусственностью: Важно сохранить баланс между описанием реальных событий и художественной интерпретацией. Передаточные средства и сценарные приемы могут создавать иллюзию искусственности, поэтому важно быть бдительным, чтобы не искажать или преувеличивать факты[18].
  7. Объективность: Фильм должен стремиться к объективности в представлении отечественной битмейкерской сцены. Хотя режиссер может иметь свое видение и интерпретацию, важно не исказить факты или представить только одну сторону истории. Документальные фильмы должны быть честными и балансировать между различными точками зрения[19].
  8. Защита авторских прав: Важно соблюдать авторские права и использовать только те материалы, которые имеют соответствующие разрешения и лицензии. Использование музыкальных композиций или других произведений требует соблюдения авторских прав и урегулирования вопросов в отношении их использования в фильме[20].

Съемка документального фильма — это творческий, но крайне сложный процесс. Иметь реалистические ожидания, грамотно планировать, быть готовым к неожиданностям и обращаться с этикой и уважением — важные компоненты

Реализация приемов в авторском документальном фильме “Паттерн”.

Документальный фильм может использовать различные художественные или сценарные приемы, чтобы сделать его более интересным и цепляющим для зрителя[21]. Вот несколько проявлений таких приемов в фильме «Паттерн»:

  1. Хронологическая повествовательная структура: Фильм строится на хронологической основе, рассказывая о развитии отечественной битмейкерской сцены от ее зарождения до настоящего времени. Мы представили информацию о каждом этапе и важных событиях в истории битмейкинга в последовательном порядке, помогая зрителю лучше понять контекст и эволюцию этой музыкальной культуры[22].
  2. Интервью и экспертные мнения: В фильме представлены экспертные комментарии от профессионалов и авторитетных лиц в отношении отечественного битмейкинга.

К участию были приглашены следующие гости: Баста (Василий Вакуленко), ЛСП (Олег Савченко), CAPELLA (Роман Шелест), Иван Рейс, Роман Бестселлер, J’suis Roman, Rubbafingaz (Антон Жданович), Fazy Beats (Антон Чекунов), Naughty9 (Георгий Квирикашвили), а также популярный YouTube-блогер Николай Редький (автор проекта “ВПИСКА”, “Брокен Дэнс”)[23].

Эксперты и артисты делятся своими взглядами, анализируют и комментируют тренды и изменения в этой музыкальной области. Это позволяет зрителям получить дополнительную информацию и мнения от квалифицированных специалистов. Они сопровождаются интервью с отечественными битмейкерами, которые делятся своими личными историями и опытом. Гости рассказывают о своих началах, влиянии на них музыки, отношении к творчеству и его важности для них. Такие истории создают эмоциональную связь между зрителем и героями фильма, позволяя лучше понять их мотивацию и страсть к музыке. Это позволяет зрителям узнать больше о самом процессе создания битов, о творческих подходах и вдохновении, а также о трудностях и преодолении препятствий на этом пути[24].

  1. Прямая демонстрация рабочего процесса: “Паттерн” включает сцены, где гости непосредственно демонстрируют свои рабочие процессы: написание песен, рабочие разговоры с артистами, подготовки к выступлениям и т.д. Зрители имеют возможность увидеть, как музыканты создают биты, используют различное оборудование и программное обеспечение, а также проявляют свою творческую индивидуальность в процессе создания музыки[25].
  2. Архивный материал: В фильме использовались различные архивные материалы, которые добавили глубину и контекст к истории битмейкерской культуры. Были включены отрывки редких и малоизвестных концертных выступлений гостей. Эти записи позволяют зрителям окунуться в атмосферу живого исполнения и оценить навыки и талант музыкантов[26].

Фильм также содержит интервью и выступления битмейкеров, которые были записаны в разные периоды их карьеры. Эти архивные материалы позволяют увидеть и услышать композиции авторов в различные временные точки и оценить их эволюцию и стиль.

Также использовались архивные фотографии и видеозаписи, которые показывают гостей в неформальных обстановках, за кулисами или в повседневной жизни. Благодаря им можно создать полноценный портрет каждого битмейкера и раскрыть их характеры и личности.

Помимо прочего, используются архивные пресс-релизы и статьи, которые были опубликованы в разных годовых кругах и отражают реакцию общества на битмейкерскую культуру. Это поможет составить картину того, как они были воспринимаемы обществом на разных этапах их развития. Использование таких архивных материалов помогает придать фильму «Паттерн» историческую достоверность и создать полную картину культуры битмейкеров в нашей стране.

  1. Культурный контекст: В фильме не только описывается процесс создания битов, но мы также помещаем зрителя в широкий культурный контекст. Исследуется влияние отечественной битмейкерской сцены на музыку и современную культуру в целом. Такой подход помогает зрителям понять значимость и роль отечественных битмейкеров и их работы в общекультурном контексте[27].
  2. Монтаж: Важное место в создании документального продукта занимает пост-продакшн. В начале монтажа был осуществлен тщательный анализ всего собранного материала. Это включало интервью, архивные записи и другие видеофрагменты. Все материалы были оцифрованы и организованы в удобном для работы формате. Затем произошла сортировка и отбор лучших сцен, интервью и отрывков видео из собранных материалов. Редакторы отобрали наиболее информативные, интересные и значимые моменты, которые наилучшим образом отражали тематику фильма[28].

На основе отобранного материала был разработан подробный сценарий фильма. Он определял порядок представления сцен, их длительность, а также взаимосвязи и переходы между ними. Сценарий служил руководством для последующего монтажа и помогал поддерживать логическую структуру фильма. На этой стадии редакторы начали сборку фильма, используя выбранный материал в соответствии с разработанным сценарием. Они создавали композиции сцен, добавляли передачи и переходы, регулировали ритм и темп фильма.

Для более эффективного рассказа и визуального привлечения внимания зрителей в фильме были использованы дополнительные визуальные элементы, такие как архивные фотографии, анимации, графические элементы и т. д. Эти элементы помогли усилить контент фильма и сделать его более привлекательным для зрителей[29].

Помимо прочего, звуковое оформление имело большое значение в фильме «Паттерн». Редакторы добавили фоновую музыку, звуковые эффекты и биты, чтобы создать атмосферу и подчеркнуть эмоциональную силу битмейкерской культуры. Звуковые дорожки интервью были также тщательно обработаны и смонтированы для достижения наилучшего звукового качества.

После основного монтажа фильма были проведены финальные доработки. Редакторы тщательно пересмотрели весь фильм, проверили последовательность сцен, ритм и общую целостность проекта. Были внесены доработки и корректировки, если это было необходимо, чтобы гармонично согласовать все элементы фильма.

Процесс монтажа документального фильма “Паттерн” был сложным и трудоемким, требующим творческого мышления, умения синхронизировать различные элементы и создать единое целое. Результатом стал увлекательный фильм, который рассказывает удивительную историю битмейкеров и их вклада в музыкальную культуру.

Проблемы и угрозы в авторском документальном фильме “Паттерн”.

Производство документального фильма “Паттерн” про отечественных битмейкеров могло столкнуться с рядом проблем и угроз. В первую очередь одной из таких проблем может являться снижение интереса. Возможным вызовом было бы найти аудиторию, которая будет заинтересована данной тематикой и готова узнать больше об этой культуре и музыке. Есть риск, что малое количество людей знает о битмейкерскеой культуре или просто не интересуется этой темой, что может негативно сказаться на успехе фильма[30].

Не малой проблемой может послужить отсутствие финансирования. Оно является существенным фактором для создания качественного документального проекта. Бюджет на съемки, монтаж, лицензирование музыкальных композиций и распространение может быть недостаточным или даже отсутствовать. Это могло сильно ограничить возможности фильма в контексте качества и продвижения.

Конкуренция на рынке документального кино и ограниченное количество платформ дистрибуции могут создать сложности для продвижения и распространения фильма. Режиссеру может потребоваться много усилий и ресурсов для того, чтобы достичь широкой аудитории и обеспечить максимальное распространение фильма. Именно по этой причине “Паттерн” будет представлен, в первую очередь, на различных кинофестивалях, посвященных документальному кино. Поскольку фильм будет представлен широкой аудитории, то невозможно игнорировать проблему искажения в проекте[31].

При создании документального фильма о российской битмейкерской культуре может возникнуть риск искажения или привнесения внешних влияний, которые деформируют или размывают уникальность этой культуры. Режиссер должен быть осведомлен о социальных и культурных особенностях отечественных саунд-продюсеров и стремиться аутентично передать их истории и идентичность[32].

Большим соблазном в отношении производства можно считать субъективный подход. Видение и взгляд на предмет могут отразиться в выборе персонажей, интервью и показанных событий. Какие-то аспекты и истории могли быть рассмотрены, а какие-то пропущены.

Способ, которым материал представляется зрителю, может также вызывать искажения. Например, автор может показывать лишь определенные аспекты деятельности гостей, и исключать некоторые другие, тем самым создавая определенную перспективу. Если режиссер имеет предубеждения в отношении музыкантов или их культуры, это может сказаться на повествовании фильма и формировании понимания аудитории. Режиссер должен стараться быть объективным и уважительным к тематике проекта, чтобы не исказить историю[33].

Поскольку съемочная команда проекта «Паттерн» состоит из битмейкеров, видеографов, а также других специалистов в области кино и телевидения, то это может положительно сказаться на понимании темы, о которой снимается фильм, что позволит более точно и глубоко представить жизнь и работу артистов. Это может привнести уникальный взгляд на ситуацию. Благодаря авторскому взгляду раскрывается суть и характерные особенности работы саунд-продюсеров, понимание технических и творческих аспектов создания композиций, а также дается представление о социокультурной среде, в которой работают музыканты.

Такое видение может оказать влияние на сам фильм. Опыт и знания позволят углубиться в сущность мира битмейкинга и передать его нюансы зрителю, а наличие саунд-продюссеров в съемочной команде также могут принести свой творческий вклад, предлагая интересные идеи по съемке, монтажу и звуковому оформлению, которые помогут в создании увлекательной и запоминающейся истории[34].

Чтобы избежать зрителю искажений при просмотре, он может ознакомиться с расширенной информацией по теме фильма, почитать книги или статьи, изучить личные интервью и материалы. Таким образом ему удастся получить более широкое представление о событиях и персонажах[35].

Также можно прибегнуть к критическому мышлению, задавая себе вопросы о представленной информации, изучая дополнительные источники, проверяя факты. Тем самым получиться образовать собственное мнение и отношение к фильму.

Не мало важен контекст, в котором фильм был создан. Стоит разобраться, какие цели преследовались авторами, какая эстетика использовалась, и какие идеи передавались. Это поможет зрителю понять особенности искажений, если они есть, и найти свою точку зрения.

В целом, важно помнить, что документальный фильм — это всегда мнение автора. Избежать полной объективности практически невозможно, но критическое мышление и обширное исследование темы могут помочь зрителю получить более полное представление о рассматриваемом объекте.

Основное преимущество «Паттерна» заключается в его фокусе на российской битмейкерской сцене. В то время как большинство документальных фильмов о музыке сконцентрированы на международных или западных музыкантах, наш фильм предоставляет уникальную возможность заглянуть в мир российских саунд-продюссеров и узнать их истории, творческие методы и проблемы, с которыми они сталкиваются. Такой фокус позволит зрителям открыть для себя множество новых талантов и отразить разнообразие российской музыкальной культуры[36].

«Паттерн» проливает свет на творческий процесс. Зрители увидят, как звуки и ритмы создаются с помощью компьютерных программ, как музыканты находят вдохновение, экспериментируют и самовыражаются через музыку. Это позволит зрителям глубже понять данное направление и насладиться его творческим процессом, а не только итоговым продуктом[37].

Документальный проект интересен исторической и социальной перспективой. Наш фильм исследует развитие и роль битмейкерской сцены в России, отмечая ее важность в культурной жизни страны. Фильм рассказывает об их влиянии на молодежь, инновационных подходах к музыке и сопутствующих вызовах. Такая глубина и перспектива усиливают значимость проекта и придают ему дополнительную ценность в контексте других документальных фильмов о музыке.

Наконец, стиль и формат «Паттерна» могут быть еще одним фактором, который отличает его от других документальных фильмов о музыке. Для этого используются различные кинематографические методы и режиссерские приемы, чтобы создать эмоционально-заряженное и динамичное путешествие по миру отечественных битмейкеров[38]. Это поможет фильму выделиться и удержать внимание зрителей, а также создаст неповторимый стиль и атмосферу[39].

В итоге, «Паттерн» представляет собой уникальный и оригинальный документальный фильм о российских битмейкерах, который выгодно выделяется на фоне других работ в данном жанре. Благодаря фокусу на отечественной битмейкерской сцене, освещению творческого процесса, исторической и социальной перспективе, а также своим стилем и форматом, наш фильм предложит зрителям уникальное и захватывающее погружение в мир музыки и культуры.

Заключение

В ходе исследования были рассмотрены основные приемы, использованные в документальных фильмах о музыке. Они включают выбор жанра и структуры фильма, эстетическое оформление и визуальные приемы, подбор музыкального сопровождения, а также осмысленный подход к теме и исследование социальных и культурных аспектов музыки[40]. Они совместно создают особый художественный образ и передают эмоции и энергию музыки зрителям.

Анализируя фильм «Паттерн», можно обратить внимание на несколько ключевых приемов, которые сделали его особенным и значимым. Во-первых, режиссер воплотил идею о том, что музыка – это не просто звуки, а целая культура, которая оказывает влияние на общество и индивидуальное восприятие мира. Второй прием, который был использован, заключается в том, что фильм акцентирует внимание на российских битмейкерах, их истории и вкладе в развитие музыкального сообщества[41]. Этот прием не только позволяет осветить малоизвестные аспекты отечественной музыкальной индустрии, но и подчеркивает важность национальной идентичности в искусстве.

Однако в процессе изучения также были выявлены некоторые трудности, с которыми сталкиваются документалисты при создании фильмов о музыке. Одной из них является проблема искажения и субъективного восприятия при создании. Также было отмечено, что некоторые документальные фильмы о музыке имеют узкую целевую аудиторию и требуют предварительного знакомства с музыкальной тематикой[42].

Не смотря на эти трудности, фильм «Паттерн» остается ценным исследованием и творческим вкладом в документальную кинематографию о музыке. Он показывает, что авторская документалистика обладает потенциалом расширить наши знания о музыкальной культуре и вдохновить нас на новые исследования. Такой фильм может стать платформой для выражения идей и позволить нам увидеть мир музыки под другим углом.

В заключение можно отметить, что данное исследование позволило нам лучше понять приемы и проблемы, с которыми связано создание документального фильма о музыкальной тематике, а фильм «Паттерн» служит примером того, что такие проекты могут вносить существенный вклад в наше понимание и оценку музыкальной культуры и вызывать перспективные исследования в сфере документального кино.

Литература
  1. Байдина Вероника Сергеевна, Кишенько Валерия Валерьевна Создание документального фильма-портрета в дистанционном формате: парадигма и написание сценария // StudNet. 2020. №10 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-dokumentalnogo-filma-portreta-v-distantsionnom-formate-paradigma-i-napisanie-stsenariya (дата обращения: 03.01.2024).
  2. Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономику и социум. 2014. №4-1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-i-tehnicheskie-sposoby-sozdaniya-televizionnogo-dokumentalnogo-filma-na-primere-raboty-l-g-parfenova (дата обращения: 11.01.2024).
  3. Будилов В.М., Сахарова И.Н. Разработка перспективных направлений развития процесса дистрибьюции неигрового кино в россии // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. сборник статей по материалам XV-XVI международной научно-практической конференции. 2018.
  4. Высоцкий В.Б. ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СЪЕМКЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА // Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-практической конференции. 2017.
  5. Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение: электрон. журн. — 2018. — № 1.
  6. Девликамова Э.А., Шак Т.Ф. Заимствованный музыкальный материал в структуре документального фильма: принципы функционирования // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zaimstvovannyy-muzykalnyy-material-v-strukture-dokumentalnogo-filma-printsipy-funktsionirovaniya (дата обращения: 05.01.2024).
  7. Девликамова Эльвира Абдуллаевна Музыка и документальная эстетика // Культурная жизнь Юга России. 2018. №4 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzyka-i-dokumentalnaya-estetika (дата обращения: 12.01.2024).
  8. Е. Б. Футерман Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента // Знак: проблемное поле медиаобразования.  2010. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta(дата обращения: 06.01.2024).
  9. Ермишева М.Н. Музыка современного неигрового кино // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. 2019.
  10. Казанцева Л. П. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2006. C. 35-43.
  11. Кондратенко, Э.А. Проблемы восприятия документального кино в массовом сознании российского телезрителяко // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность. Сб. Материалов конференции. -Тамбов, 2016.
  12. Конева М.Н. Авторская музыка в российском документальном фильме // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2014. №10-2 (48). URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2014_10-2_24.pdf
  13. Кузнецов Г.В., Телевизионная журналистика/Учебник/Моск. гос. ун-т им М.В. Ломоносова; ред. коллегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. -М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.
  14. Лапина, И.Ю. Научно-популярно телевидение. Драматургия мысли/И.Ю. Лапина. -М.: Аспект Пресс, 2007. -160 с.
  15. Петрова Марина Валерьевна Документальное кино и рок-музыка в творчестве Е. Погребижской // Ярославскийпедагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe-kino-i-rok-muzyka-v-tvorchestve-e-pogrebizhskoy (дата обращения: 04.01.2024).
  16. Познин Виталий Федорович КИНОТЕКСТ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА КАК ПРОДУКТ КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Медиалингвистика. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinotekst-dokumentalnogo-filma-kak-produkt-kriticheskogo-osmysleniya-deystvitelnosti (дата обращения: 04.01.2024).
  17. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. М.: ВГИК, 2004.
  18. Сахарова И.Н., Тютрюмов А.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ПРИНЦИПОВ ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 3-1.
  19. Третьяков В. Т. Специфика телевидения как аудивизуального средства массовой информации // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 2.
  20. Шашкова А.А. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ФИЛЬМА // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. 2019.
  21. Яковлев Н. Формирование инновационных музыкальных средств в системе медиатекста кинофильма // SARYN ART AND SCIENCE JOURNAL. 2022. №2 (35).

[1] Казанцева Л. П. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2006. C. 35-43.

[2] Лапина, И.Ю. Научно-популярно телевидение. Драматургия мысли/И.Ю. Лапина. -М.: Аспект Пресс, 2007. -160 с.

[3] Е. Б. Футерман Современная телевизионная документалистика: особенности журналистского контента // Знак: проблемное поле медиаобразования.  2010. №1 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-televizionnaya-dokumentalistika-osobennosti-zhurnalistskogokontenta (дата обращения: 06.01.2024).

[4] Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономику и социум. 2014. №4-1 (13). URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-i-tehnicheskie-sposoby-sozdaniya-televizionnogo-dokumentalnogo-filma-na-primere-raboty-l-g-parfenova (дата обращения: 11.01.2024).

[5] РУССКИЕ ЕВРЕИ. Фильм первый. С предисловием Леонида Парфёнова. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=AaNjPAFD-UI (Дата обращения: 05.01.2024).

[6] Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономику и социум. 2014. №4-1 (13). URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-i-tehnicheskie-sposoby-sozdaniya-televizionnogo-dokumentalnogo-filma-na-primere-raboty-l-g-parfenova (дата обращения: 11.01.2024).

[7] Хребет России. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=sKXZWZnkPkE (Дата обращения: 05.01.2024).

[8] Божко О.В., Гикис С.Н. Творческие и технические способы создания телевизионного документального фильма (на примере работы Л.Г. Парфенова) // Экономику и социум. 2014. №4-1 (13). URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-i-tehnicheskie-sposoby-sozdaniya-televizionnogo-dokumentalnogo-filma-na-primere-raboty-l-g-parfenova (дата обращения: 11.01.2024).

[9] Шашкова А.А. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ФИЛЬМА // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. 2019.

[10] Сахарова И.Н., Тютрюмов А.А. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ И ПРИНЦИПОВ ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ

[11] Добро пожаловать на Death Row. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=wE-KMgVa2Gc (Дата обращения: 05.01.2024).

[12] Петрова Марина Валерьевна Документальное кино и рок-музыка в творчестве Е. Погребижской // Ярославский педагогический вестник. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dokumentalnoe-kino-i-rok-muzyka-v-tvorchestve-e-pogrebizhskoy (дата обращения: 04.01.2024).

[13] Высоцкий В.Б. ОСОБЕННОСТИ РЕДАКТОРСКОЙ РАБОТЫ ПРИ СЪЕМКЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА // Современные СМИ в контексте информационных технологий. Сборник научных трудов 3-й Всероссийской научно-практической конференции. 2017.

[14] Этические проблемы во время съемок документального кино: как не навредить себе и окружающим? Электронный ресурс, URL: https://cmd.hse.ru/media/news/562393496.html (Дата обращения: 05.01.2024).

[15] Cutting Edge Editing Documentary. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=z-uJOyT_7i4 (Дата обращения: 04.01.2024).

[16] Будилов В.М., Сахарова И.Н. Разработка перспективных направлений развития процесса дистрибьюции неигрового кино в россии // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. сборник статей по материалам XV-XVI международной научно-практической конференции. 2018.

[17] Beat Film Festival. Электронный ресурс, URL: https://beatfilmfestival.ru/ (Дата обращения: 05.01.2024).

[18]Третьяков В. Т. Специфика телевидения как аудивизуального средства массовой информации // Журналист. Социальные коммуникации. 2014. № 2.

[19] Познин Виталий Федорович КИНОТЕКСТ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА КАК ПРОДУКТ КРИТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ // Медиалингвистика. 2016. №2 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinotekst-dokumentalnogo-filma-kak-produkt-kriticheskogo-osmysleniya-deystvitelnosti (дата обращения: 04.01.2024).

[20] Гирфанова О. В. Музыка в эпоху цифровых технологий [Электронный ресурс] / О. В. Гирфанова // Научное обозрение: электрон. журн. — 2018. — № 1.

[21]

[22]Jeen-yuhs: A Kanye Trilogy. Электронный ресурс, URL: https://www.kinopoisk.ru/series/4471802/?utm_referrer=yandex.ru (Дата обращения: 07.01.2024).

[23] Байдина Вероника Сергеевна, Кишенько Валерия Валерьевна Создание документального фильма-портрета в дистанционном формате: парадигма и написание сценария // StudNet. 2020. №10 (3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-dokumentalnogo-filma-portreta-v-distantsionnom-formate-paradigma-i-napisanie-stsenariya (дата обращения: 03.01.2024).

[24] Phonogram / DOCUMENTARY. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=QPXRp_p90ro&t=1288s (Дата обращения: 05.01.2024).

[25] Казанцева Л. П. Музыкальное произведение в современной аудиовизуальной среде: личностный аспект // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании. Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2006. C. 35-43.

[26] Шашкова А.А. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ФИЛЬМА // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. 2019.

[27] 1.        Drum & Bass: The Movement. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=nhnc_m9WivI (Дата обращения: 07.01.2024).

[28] Cutting Edge Editing Documentary. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=z-uJOyT_7i4 (Дата обращения: 04.01.2024).

[29] Cutting Edge Editing Documentary. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=z-uJOyT_7i4 (Дата обращения: 04.01.2024).

[30] A Documentary Filmmaking MasterClass — Kevin Knoblock [FULL INTERVIEW] Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=JBCvpdEOkh4 (Дата обращения: 07.01.2024).

[31] Будилов В.М., Сахарова И.Н. Разработка перспективных направлений развития процесса дистрибьюции неигрового кино в россии // Актуальные вопросы экономических наук и современного менеджмента. сборник статей по материалам XV-XVI международной научно-практической конференции. 2018.

[32] Кондратенко, Э.А. Проблемы восприятия документального кино в массовом сознании российского телезрителяко // Журналистика в современном медиапространстве: глобализация, конвергенция, мультимедийность. Сб. Материалов конференции. -Тамбов, 2016.

[33] A Documentary Filmmaking MasterClass — Kevin Knoblock [FULL INTERVIEW] Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=JBCvpdEOkh4 (Дата обращения: 07.01.2024).

[34] Яковлев Н. Формирование инновационных музыкальных средств в системе медиатекста кинофильма // SARYN ART AND SCIENCE JOURNAL. 2022. №2 (35).

[35] Breaking Into Documentary Filmmaking — Patrick Creadon [FULL INTERVIEW]. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=naFYHtiCj_w (Дата обращения: 04.01.2024).

[36] Яковлев Н. Формирование инновационных музыкальных средств в системе медиатекста кинофильма // SARYN ART AND SCIENCE JOURNAL. 2022. №2 (35).

[37] БАСТА. СУПЕРИГРА (Премьера фильма). Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=5ZkCIhEC0Xc&t=25s (Дата обращения: 05.01.2024).

[38] WHY WE DJ — A DJsounds Documentary. Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=mFmfOSt2uCE (Дата обращения: 08.01.2024).

[39] A Documentary Filmmaking MasterClass — Kevin Knoblock [FULL INTERVIEW] Электронный ресурс, URL: https://www.youtube.com/watch?v=JBCvpdEOkh4 (Дата обращения: 07.01.2024).

[40] 32 звука. Электронный ресурс, URL: https://www.kinopoisk.ru/film/4751406/ (Дата обращения: 08.01.2024).

[41] Девликамова Э.А., Шак Т.Ф. Заимствованный музыкальный материал в структуре документального фильма: принципы функционирования // Культурная жизнь Юга России. 2020. №1 (76). URL:  https://cyberleninka.ru/article/n/zaimstvovannyy-muzykalnyy-material-v-strukture-dokumentalnogo-filma-printsipy-funktsionirovaniya (дата обращения: 05.01.2024).

[42] Шашкова А.А. СПЕЦИФИКА СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОКУМЕНТАЛЬНОГО НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ФИЛЬМА // Актуальные проблемы экранных и интерактивных медиа. Сборник материалов научно-практической конференции. 2019.