Современный ислам Аравийского полуострова: история, течения и движения/Modern Islam of the Arabian Peninsula: History, Trends and Movements.

САВЕЛЬЕВА Евгения Александровна

Санкт-Петербургский государственный университет

SAVELIEVA Evgeniya Alexandrovna

Saint-Petersburg State University

Доисламская история Аравийского полуострова и история ислама показывают, какие разные общности объединила и продолжает объединять религия, также именно в истории мы находим факторы, которые разделяют и арабский народ, и исламский мир. Сложность этих взаимоотношений тянется из прошлого, а современные реалии еще только добавляют проблем и вопросов.

  The pre-Islamic history of the Arabian Peninsula and the history of Islam show what different communities have united and continue to unite religion, and it is in history that we find the factors that divide the Arab people and the Islamic world. The complexity of these relationships stretches from the past, and modern realities only add problems and questions. 

  1. Muslim population in the world. URL: http://www.muslimpopulation.com/World/
  2. Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд. Книга очищения. Хадисы. URL: https://xadis.wordpress.com/
  3. Али ибн Абу Талиб – четвертый праведный халиф. URL: http://islam-today.ru/istoria/licnosti/ali-ibn-abu-talib-cetvertyj-pravednyj-halif/
  4. Апшерони А. Пять столпов ислама. URL: http://modernlib.ru/books/apsheroni_ali/pyat_stolpov_islama/read/
  5. Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. – М.: АСТ, 2008. – С. 32.
  6. Большаков О.Г. История Халифата: в 4 т. – Т. 1. Ислам в Аравии. —  М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 34.
  7. Браницкий А.Г., Корнилов А.А. Религии региона. URL: http://www.fmo.unn.ru/files/2013/01/Religii-regiona.pdf
  8. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1754г. — конец ХХ в). – М., 1999г. – С. 69.
  9. Вера ислам. Хадисы. URL: http://islam.sitecity.ru/phtml_2105163133.phtml
  10. Вокруг света. Энциклопедия. Медина. URL: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  11. Гольдциер И. Арабские племенные отношения и ислам // Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003.  – С. 359.
  12. Дози Р. Исламское вероучение и богопочитание / Крымский А.Е. История мусульманства. – М.: Кучково поле,  –   С. 255.
  13. Законы шариата. URL: http://islam-today.ru/sharia/
  14. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. –  М.: Ладомир,  – С. 9.
  15. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.: Издательство политической литературы, 1986. – С.73.
  16. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 25.
  17. Королев К.М. Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. – С. 160.
  18. Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003.  – С. 133.
  19. Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е. – М., 1974. – С. 13.
  20. Матвеев К.П. История ислама. – М.: АСТ, 2005. – С. 128.
  21. Нойвирт А. Божественный текст Корана. URL: http://inosmi.ru/world/20131102/214428870.html
  22. Рамазанов К. Азбука ислама. URL: http://www.islam.ru/book/export/html/717
  23. Сколько мусульман в мире. URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire
  24. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/46126p23.html
  25. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – С. 35.
  26. Хадис о малом и большом джихаде. URL: http://hadis.info/xadis-o-malom-i-bolshom-dzhixade/19920/
  27. Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С.297.
  1. Muslim population in the world. URL: http://www.muslimpopulation.com/World/
  2. Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд. Книга очищения. Хадисы. URL: https://xadis.wordpress.com/
  3. Али ибн Абу Талиб – четвертый праведный халиф. URL: http://islam-today.ru/istoria/licnosti/ali-ibn-abu-talib-cetvertyj-pravednyj-halif/
  4. Апшерони А. Пять столпов ислама. URL: http://modernlib.ru/books/apsheroni_ali/pyat_stolpov_islama/read/
  5. Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. – М.: АСТ, 2008. – С. 32.
  6. Большаков О.Г. История Халифата: в 4 т. – Т. 1. Ислам в Аравии. —  М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 34.
  7. Браницкий А.Г., Корнилов А.А. Религии региона. URL: http://www.fmo.unn.ru/files/2013/01/Religii-regiona.pdf
  8. Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1754г. — конец ХХ в). – М., 1999г. – С. 69.
  9. Вера ислам. Хадисы. URL: http://islam.sitecity.ru/phtml_2105163133.phtml
  10. Вокруг света. Энциклопедия. Медина. URL: http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0
  11. Гольдциер И. Арабские племенные отношения и ислам // Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003.  – С. 359.
  12. Дози Р. Исламское вероучение и богопочитание / Крымский А.Е. История мусульманства. – М.: Кучково поле,  –   С. 255.
  13. Законы шариата. URL: http://islam-today.ru/sharia/
  14. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. –  М.: Ладомир,  – С. 9.
  15. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.: Издательство политической литературы, 1986. – С.73.
  16. Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 25.
  17. Королев К.М. Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. – С. 160.
  18. Крымский А.Е. История мусульманства. – М., 2003.  – С. 133.
  19. Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е. – М., 1974. – С. 13.
  20. Матвеев К.П. История ислама. – М.: АСТ, 2005. – С. 128.
  21. Нойвирт А. Божественный текст Корана. URL: http://inosmi.ru/world/20131102/214428870.html
  22. Рамазанов К. Азбука ислама. URL: http://www.islam.ru/book/export/html/717
  23. Сколько мусульман в мире. URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire
  24. Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/46126p23.html
  25. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – С. 35.
  26. Хадис о малом и большом джихаде. URL: http://hadis.info/xadis-o-malom-i-bolshom-dzhixade/19920/
  27. Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С.297.

Ислам, История ислама, Основы исламоведения.

Islam, History of Islam, Fundamentals of Islamic Studies.

Савельева Е. А. Современный ислам Аравийского полуострова: история, течения и движения / Век информации (Сетевое издание), 2021 // Т.5 №1(14) февраль 2021 / https://doi.org/10.33941/age-info.com51(14)6

Savelyeva E. A. Modern Islam of the Arabian Peninsula: history, currents and movements / The Age of Information (Network edition), 2021 // Vol.5 No. 1 (14) February 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com51(14)6

 

Рассматривая страны Аравийского полуострова, их особенности, менталитет народа, возможности и предпосылки возникновения идеи объединения арабского мира, особенности функционирования  СМИ этого региона, нельзя обойти вниманием одну из важнейших составляющих современной жизни этих стран  – религию ислам.

 Во-первых, ислам возник на этой территории, а арабы первые, кто создал, принял и признал эту религию своей, что не могло не отразиться как на мировосприятии самой нации, так и на политической, экономической, социальной и медиа деятельности этих стран.  Такой исторический экскурс и анализ роли, которую религия играет в жизни стран и народа, прояснит и то, почему вообще стало возможно говорить о возникновении идей объединения арабского мира. Также частично поможет разрушить стереотипы и отказаться от предрассудков, сложившиеся в «неарабском мире» вокруг понятий «араб», «ислам», «мусульманин», что сделает исследование более осмысленным, позволит глубже познать суть изучаемых явлений.

 Во-вторых, ислам охватывает все сферы жизни ее последователя (мусульманина) — быт, правила жизни, он формирует человека, его менталитет и взгляды. Эта религия устанавливает законы, по которым живут целые государства. Практически невозможно назвать сферу, где ислам бы не присутствовал, его даже называют не религией, а образом жизни[i]. Кроме того, религия является еще одной объединяющей силой.

Хотя сейчас ислам одна из самых распространенных религий в мире, в самом начале своего существования ему и его последователям пришлось столкнуться с массой сложностей. Но прежде, чем говорить о самом зарождении ислама, необходимо дать описание «доисламского» состояния места, где сформировалась новая религия, и общества.

В то время Аравийский полуостров был заселен разрозненными племенами, которые занимались разными видами деятельности. Среди них были земледельцы и скотоводы, которые вели почти оседлый образ жизни. А неоседлые кочевники – бедуины – это самостоятельная группа населения Аравии, которая существует до сих пор, конечно, уже не в своем первоначальном виде.

Благодаря верблюдам и лошадям они имели большую мобильность, могли осваивать новые территории, в том числе и пустынные, занимались торговлей. Также выступали в роли наемной военной силы. Именно это сделало бедуинские семьи и племена самыми богатыми на Аравийском полуострове.  Примерные представления о количестве населения дают следующие цифры: к моменту возникновения ислама, в 6-7 веке н.э на всей территории степной Аравии могло быть около 3 млн. бедуинов, а земледельцев около 4 миллионов [ii].

Трудные природные условия, например, пастбища были настоящей роскошью, даже несмотря на огромную территорию, приводили к столкновениям между племенами. И это далеко не единственная причина противостояния племен. Разница в социальном положении, историческое противостояние, обостренное чувство справедливости и чести, как в отношении себя, так и всего племени, наличие обычая кровной мести – эти и многие другие причины мешали племенам бедуинской Аравии жить в мире, образовывать единую общину.

Мы говорим о племени как о единице измерения этого общества, так как именно принадлежность к племени, его положение в существующей иерархии, определяло и положение в этом обществе отдельного человека. Племя и предки – это именно то, что объединяло людей, а также и отделяло их друг от друга. Исторически сложилось так, что любовь к своему племени есть самое святое, самое дорогое чувство, которое знает араб[iii].       

Отметим, что это противостояние племен не носило только военный характер. Арабы придавали большое значение поэзии и стихотворениям, ценили не только их лирическую красоту. Практически в каждом племени был свой поэт, который восхвалял свое племя и высмеивал племя противника.[iv] И это были далеко не безобидные соревнования. Творения поэтов становились известны и другим родам, по ним складывалось впечатление о далеком, незнакомом племени. Условно, но все же эти произведения можно назвать источниками информации.  Особо удачные и острые стихи могли стать причиной позора всего племени и каждого его члена.

Но нередко общий предок, цели, интересы, например, в торговле, объединяли два или несколько племен вместе. Позже такие союзы, их экономический или политический успех, привели к пониманию, что для дальнейшего успешного существования необходимо стать единой силой, а не оставаться раздробленными племенами.

Общими у арабов были и верования в высшие силы. Уже до ислама у арабов было представление о высшем существе, творце. Он уже был известен под именем Аллаха, но эта вера не была основной и единственной в том обществе, не было культа, традиций и ритуалов (кроме жертвоприношений), связанных только с его именем.

Наряду с Аллахом также почитались джинны и гении, но главными объектами поклонений стали идолы. Камень, кусок дерева, любой другой предмет отождествлялся с божеством, которому приносили жертвы, ему не молились, а скорее просили о чем-либо. Подобный идол был у каждого племени, их считали дочерьми Аллаха [v].

Интересно, что племенной идол часто ставился выше, чем творец, но в случае «невыполнения» идолом просьбы поклоняющихся, его могли и оскорбить словесно, и воздействовать на него физически, следовательно, должного уважения к высшим силам, в привычном нам виде, тогда не было. Такие «взаимоотношения» с божествами перешли в фетишизм, но именно веры не было[vi].

Но уже тогда у арабов были места, которые считались священными. Так Мекка, город, который в истории ислама занимает одно из главных мест, становится священным религиозным центром Аравии. Город был построен в середине V века н.э[vii]. А центром мы называем его из-за находящегося там храма, который назывался Кааба, он был построен Авраамом. В нем были собраны идолы всех племен, и находился черный камень, считавшийся главной святыней. И этот камень станет в дальнейшем и мусульманской святыней. Территория этого города считалась неприкосновенной, там запрещалось нападать, грабить и убивать.

Следовательно, арабов тех времен можно назвать идолопоклонниками, но не всех. Было бы ошибочным считать, что ислам стал первой монотеистической религией на земле язычников, а знание о Боге пришло лишь с Пророком. В то время уже существовали люди, которые верили в единого Бога. Назывались они ханифитами[viii], и были последователями веры Авраама, которого считали своим общим предком (всех арабов) через его сына Исмаила.

Также Аравия была хоть и труднодоступным, но все же не изолированным регионом. Торговля, военные столкновения, соседство с империями — тогда арабам уже были известны и христианство, и иудаизм. Но охватить всю Аравию этим религиям не удалось. Следовательно, можно предположить, что в исламе присутствуют элементы иудаизма, христианства, а к ним прибавляются и элементы традиционной арабской культуры, некоторые ее обычаи.

Объединение племен стало необходимостью, так как Аравия стала важным торговым путем, приобрела богатства, но отдельные племена без централизованной власти, общих законов, вряд ли могли обеспечить безопасность своих территорий, неприкосновенность имущества. Объединить такие разные группы могла только новая сила – религия, так что можно сказать, что ислам возник вовремя и уже  на подготовленной почве. Но, несмотря на все это, исламу пришлось пройти долгий и трудный путь становления и признания даже на своей родине.

Объединить арабов – попытка не из легких, хотя это и один народ, но каждое племя можно рассматривать как отдельную общность, совершенно отличную от других. Различия можно найти во всем: быт, род деятельности, даже особенности характера, недаром каждое племя имело какую-то отличную черту, характеризующую всю общность. Например, одни славились храбростью, а другие жадностью.

Да и новые идеалы, которые предлагала новая религия, арабам были чужды, так как они противоречили их традициям и культуре.  И только надежда возвыситься среди арабского общества или другой, еще более глубокий мотив – расчеты на материальную выгоду – могли быть побуждением для этого народа (поэтому можно сказать, что люди принимали религию, но не обладали верой), насквозь пропитанного реализмом, последовать за Пророком, который проповедовал им что-то непонятное. [ix] А уже существующие монотеистические религии, хотя и были известны арабам, некоторые племена даже приняли христианство, все же были чужды этому народу. Агафангел Ефимович Крымский, известный востоковед и арабист, считает, что под христианством арабы не могли объединиться, так как эта религия «полна чудес». А арабы – реалисты, люди практичные, рассудок у них на первом месте. Иудаизм же религия одного избранного народа[x].

Будущая мировая религия возникла в первой половине VII века, поэтому она и считается самой молодой монотеистической религией. А эпоху, которая предшествовала появлению ислама, позже назовут джахилийа. Это слово обретает скорее отрицательный смысл – время безбожия и идолопоклонничества.

В чем же заключался смысл новой религии, и почему она так долго и трудно приобретала своих последователей? В описании сущности ислама, его основных правил и догм, мы отойдем от правильной исторической последовательности и хронологии, представим его основные черты и характеристики, которые он приобрел как при Мухаммеде, и его современное классическое понимание единым целым.

Ислам, самая молодая монотеистическая религия, зародился на Аравийском полуострове, но впоследствии преодолел эти территориальные границы и вышел на мировой уровень. Он послужил объединяющей силой, пусть и не сразу, для разрозненных племен Аравии. В самом названии новой религии отражена ее основная идея, сущность: в переводе с арабского «ислам» означает «покорность»[xi].

В исламе находят отголоски и заимствования из других более древних монотеистических религий, например, иудаизма и христианства. Критики утверждают, что ислам лишен оригинальности, а единственным новым элементом было лишь то, что Мухаммед объявил себя последним посланником Бога. Отметим, что исламом не отрицаются ни иудаизм, ни христианство, признается, что и до Мухаммеда были Пророки (да и во время его жизни и сразу после смерти находились люди, называвшие себя Пророками, например, Асвад, Мусейлима, который впоследствии был объявлен лжепророком, пророчица Садхаж).

Самыми значимыми Пророками считались Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус[xii]. Считалось, что каждый из них появлялся в трудный период существования человечества, через него Бог помогал людям, посылал откровения, которые нужны были именно в это отрезок жизни. Следовательно, можно сделать вывод, что Мухаммед предлагал не новую веру, а новый, правильный, по его мнению, путь для верующих.

Но Мухаммед был объявлен последним из Пророков, то есть после него, какими бы ни были обстоятельства, сложности у человечества, как бы не менялось время и жизнь, откровений, а значит, божественной помощи, не будет. Но после последнего откровения прошло немало времени, поэтому если основные постулаты веры носят вневременной характер, то законы и требования, например, в бытовой или социальной сфере жизни человека, возможно, могут устаревать[xiii].  Факт «последнего единственно правильного откровения» послужил одной из причин возникновения радикальных течений в исламе. 

Основные идеи этой религии оформились в религиозные догмы. Пять основных предписаний ислама, его пять столпов, признание и соблюдение каждого – обязанность любого мусульманина.

Первая и самая главная догма, которая отражает саму суть религии, носит название шахада. Она состоит из двух частей: в первой говорится о том, что нет Бога, кроме Аллаха, во второй признается пророческая миссия Мухаммеда. Каждый верующий признает два этих положения, а произнесения этого свидетельства вслух на арабском языке достаточно для того, чтобы принять ислам, стать мусульманином.

Второй принцип веры – обязательное совершение молитвы — салят[xiv]. Он включает в себя не только сам процесс моления, но и сопровождающие молитву ритуалы. Например, обряд очищения (как очищение тела, так и души). В день мусульманин обязан совершить пять молитв. По преданию, сначала обязательных молитв было пятьдесят, так было передано Пророку во время его вознесения. Но Мухаммед, зная, что молитва была для арабов в тягость, попросил сократить их число[xv]. Молящийся обращается лицом к Мекке (раньше направление было на Иерусалим), он использует Коран, также возможна «личная» молитва. Женщины совершают моление отдельно от мужчин, а поход в мечеть для них не обязателен.

Третий столп ислама – паломничество в Мекку и Медину или хадж. Для мусульманина это не только долг, но и мечта. Этот обычай восходит еще к доисламским временам, но с приходом религии приобретает новое толкование и значение. Паломничество состоит из множества обрядов: семикратный обход Каабы, бег между холмами, кидание камней, принесение жертвы[xvi]. Каждый ритуал имеет свое религиозное значение и сопровождается присущими ему фразами. Образцом паломничества считается хадж Мухаммеда.

Еще одно предписание – пост в месяц рамадан, когда Мухаммед получил первое откровение – саум. Соблюдать строгий пост мусульманин должен до заката солнца — это отказ от еды, воды, контроль над своими мыслями и поведением. Через пост верующий очищается, приближается к Аллаху[xvii]. От поста освобождаются те, кто не может его соблюдать по объективным причинам, например, больные.

Пятым столпом является закят – налог, обязательные отчисления на дела мусульманской общины. Этот «фонд» может использоваться в качестве помощи неимущим, на эти деньги могли содержаться воины. Закон предусматривает минимальный процент этого налога, но так как верующими он воспринимается как некий вид очищения, бескорыстной помощи, что одобряется исламом, то размеры выплат часто превосходят официальные требования.

Наряду с закятом существует и еще одна форма пожертвования – садака[xviii]. Это добровольный дар, благотворительность, что также в исламе считается добродетелью.

Также новая религия предполагала наличие рая и ада, а значит поощрения или наказания за поступки и мысли. Но сама идея о загробной жизни противоречила традиционным верованиям арабов —  у них даже не было такого понятия. Скорее то, что своими действиями  араб навлечет позор на свое племя, осквернит имя предка, удерживало его больше, чем надежда на загробную жизнь в раю. Поэтому можно сказать, что арабы больше были ориентированы на прошлое, чем на будущее. Именно прошлое мотивировало, поддерживало, служило примером.

Противостояние добра и зла, рая и ада, также нашло отражение в этой религии. И если Аллах – это добро, то воплощением зла и греха в исламе является демон Иблис, который был изгнан Аллахом за неповиновение – отказ поклониться человеку – самому совершенному творению. Именно Иблис склоняет человека к греху[xix].

Также идея о том, что судьба человека предопределена, является еще одной отличительной чертой ислама. Все, что должно случиться, уже предначертано Аллахом, человек не может изменить свою судьбу. У арабов существуют такие понятия: «кисмет» — удел, неизбежность, а также «мактуб», то, что предначертано. Поэтому фатализм можно назвать национальной чертой арабского народа.

Как и у каждой религии, у ислама есть свои священные книги. Главная книга мусульман — Коран – несотворенное слово Божье, совершенная книга[xx] (ее вариант на арабском языке, переводы не обладают подобной ценностью). Он содержит откровения, которые Мухаммед через ангела Джебраиля получил от Аллаха[xxi]. Коран рассматривается как произведение искусства, как кладезь сокровенных божественных откровений, его главы – суры – имеют аллегорический смысл, постижение которого не всегда доступно человеку.

Коран это не только священная книга религиозных откровений и предписаний, но и «сборник» законов, а также источник информации о жизни арабов и мусульман того времени.

Отметим, что в то время, когда жил и проповедовал Мухаммед, Корана (именно книги) не существовало, но после смерти Пророка возникла угроза потерять откровения. Поэтому халифом Абу-Бекром (халиф с 634 года) было принято решение собрать существующие письменные отрывки будущего Корана, которые находились у мусульман.  Эта работа была поручена Зейну ибн-Табиту. Но так как у людей были разные варианты отрывков, и каждый придерживался своего, третий халиф Осман решил издать официальный единственно правильный вариант Корана, а прочие варианты решено было уничтожить[xxii].  Конечно, такой подход не мог не вызвать критику и подозрения относительно справедливости отбора текстов в Коран. Особый интерес вызывали варианты, которые в него не вошли.   Создавались даже альтернативные версии Корана[xxiii]. Поэтому можно говорить о том, что уже в то время существовали противоречия в исламском мире.

Коран отличает сложная структура: он разделен на 114 глав (сур). Их расположение по размеру — начиная от длинных, заканчивая короткими — также вызывает вопросы исследователей. Да и сам смысл сур, возможно нарушенный в угоду рифме, редко имеет прямое значение.

 Все эти сложности нуждались в разъяснении, поэтому к Корану пишутся комментарии, разъясняются те или иные его положения. Эти комментарии не только религиозного характера, есть исторические, философские, филологические их варианты.

 Но и комментарии не приводят к единственному правильному пониманию Корана. Эта книга своей неоднозначностью допускает возможность трактовки священных текстов, что приводит не только к появлению и разнообразию направлений и течений внутри ислама, которые возникают из-за принципиальных религиозных несогласий, но и возникновению радикальных групп. Их трактовка Корана, его неоднозначных частей, помогает оправдывать религией свои действия.

Вместе с Кораном мусульманами почитается также Сунна — слова, поступки Мухаммеда, а также то, что одобрялось Пророком и против чего он не высказывался. По замечанию Рейнхарта Дози, голландского арабиста и исламоведа, восточные народы от основателя религии ждут не только разрешения религиозных вопросов: они требуют также, чтобы он установил для них и государственный строй, и право, и порядок обыденной жизни – до мельчайших подробностей, они от него требуют, чтобы он предписал,  как им надо одеваться, как причесывать бороду, как есть и пить[xxiv]. Поэтому образцом послужили слова и поступки самого Пророка, он стал примером для всех мусульман не только в вере, но и в обычной жизни.

Хадисы – части Сунны — сообщения свидетелей, предания, тексты о действиях, словах Мухаммеда. Они служат источником информации для верующего: какие действия в быту или в религиозном обряде разрешены, а какие запрещены, как правильно выполнять эти действия.  Также каждый хадис содержит информацию о том, от кого он был получен. Самые ранние предания были утеряны, а до нас дошли только некоторые цитаты. Отметим, что свидетельства от людей, которые лично знали или видели Пророка, считаются наиболее авторитетными не только в жизни верующего, но и при вынесении решений в спорах и тяжбах в шариатских судах, которые руководствуются хадисами как законами.  Также учитывается количество «передатчиков» хадиса. Это делается для того, чтобы определить достоверность свидетельства, наряду с общепринятыми хадисами существуют и «ложные». Так как это именно свидетельства, которые проверить точно никто не мог, то нередко они придумывались, создавались с определенной целью, например, оправдать то или иное действие радикального религиозного лидера[xxv].

Так как хадисов было довольно много, они были получены от разных свидетелей и находились в разрозненном состоянии, возникла необходимость создания связной истории жизни Мухаммеда, чтобы верующие имели единый и полный источник информации. Первым «Житие Посланника» автора ибн-Исхака[xxvi] стало первой такой попыткой.  

Приведем пример религиозного хадиса о пяти столпах ислама: «Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  «Ислам основывается на пяти (столпах): свидетельстве о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа к Дому (Аллаха) и соблюдении поста в рамадане»[xxvii].

Утверждение, что ислам регулирует все сферы человеческой жизни, подтверждается следующим хадисом: «Передают со слов Абу Хурайры о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы я не обременил (этим) верующих, то велел бы задерживать вечернюю молитву и использовать зубочистку/сивак/ перед каждой молитвой»[xxviii]. Этот хадис представляет собой частную и совершенно конкретную рекомендацию, норму.

Отметим, что разные направления ислама признают каноническими разные хадисы. Так сунниты пользуются исключительно своими сборниками, а шииты – собственными.

Мусульманское право, которое основано на Коране и сунне, неотделимо от религии. Шариат, как задумывалось, должен был стать универсальным законом для мусульман. Универсальным он был не только потому, что законы шариаты распространялись на  всех верующих, но и потому, что он регулировал все сферы жизни человека.

Все поступки человека делятся на следующие категории: обязательные, рекомендуемые, разрешенные, неодобряемые и запрещенные.[xxix] Осуждались и наказывались законом действия, которые не находили одобрения в Коране или Сунне. Закон шариата вне исламского мира считается одним из самых строгих, даже жестоким, например, забрасывание камнями или отсекание руки за воровство[xxx], но также и самым действенным — там, где соблюдают этот закон, практически сошли на нет воровство, убийства и.т.д. Но не только закон и боязнь наказания сдерживает мусульманина. Ответ в судный день и стыд – внутренние ограничения тоже играют важную роль.

Казалось бы, равенство перед Богом и законом — еще одна идея для объединения последователей этой религии. Но и тут возникли споры. Наряду со священными текстами некоторые правовые школы (суннитские) признают кияс и иджму. Кияс – суждение по аналогии – в практике находится прецедент, и решение по новому делу выносится на его основе. Иджма – мнение общины, позже знатоков священных текстов. Но кияс и иджма отвергаются фундаменталистами, традиционалистами и радикально настроенными группами. Кияс не признавали из-за его сложности, возможности ошибки, а иджма не вызывала доверия потому, что основывалась не на конкретном священном тексте, а на людском несовершенном мнении. Традиционалисты наделяли официальным статусом только консенсус первого поколения единомышленников Мухаммеда, передаваемый хадисами[xxxi].

Страны арабского мира могут жить как по законам шариата, например, Саудовская Аравия, так и не придавать шариату официальный статус, лишь частично руководствуясь им.

 Ислам, его сущность и догмы, законы и нормы, тесно связаны с человеком по имени Мухаммед.  Также возможны варианты написания: Мохаммед – произношение и написание, укоренившееся у русских, правильно будет Мохаммад, а Магомет считается неправильной формой[xxxii]. Пророк был именно смертным человеком, который избран нести слово Аллаха. Так мусульмане, признавая Иисуса Христа, также считали его одним из Пророков, но отказывали в божественном происхождении.

Мухаммед родился в 570 или 571 году н.э.[xxxiii] или точнее по мусульманскому преданию 20 апреля 571[xxxiv] (дата все равно остается условной) года в Мекке.  Он принадлежал к знатному арабскому племени курайши, которому удалось завоевать себе в арабском обществе особое место: Мекка находилась под их покровительством. Но его семью нельзя было назвать богатой: единственной настоящей ценностью, которую приписывают именно этой семье, был находящийся на их земле колодец Замзам.

В двадцать четыре года Мухаммед поступил на службу к богатой вдове Хадидже, которая станет его первой женой, а также первым человеком, который примет ислам.

Личность Пророка до сих пор вызывает споры в научной среде. Одни исследователи идеализировали и восхваляли Мухаммеда. Другая крайность — ему даже ставили диагнозы современные врачи, подвергали сомнению душевное здоровье, а  его личную жизнь рассматривали под микроскопом. И если его последователи делали это с целью понять, что можно, а что нельзя мусульманину, считая Мухаммеда примером для подражания во всем: от молитвы,  до его поведения в  бытовых ситуациях, то исследователи пытались дискредитировать Пророка, найти несоответствия в его учении.

В защиту приводим мнение, что самозванец или больной не мог бы основать религию, которую потом примут миллионы, а сам, будучи арабом по происхождению, трепетно относился к собственной чести, поэтому не мог бы просто так терпеть оскорбления и лишения, которые выпали на его долю. А как человек он имел и человеческие слабости, и мог в чем-то ошибаться.

Первое откровение Мухаммед получил уже после сорока лет, и произошло это на горе Хыра, «Горе света».  По преданию, ему явился ангел Гавриил (Джабраил) и сказал: «Читай»[xxxv]. По другой версии это было слово «проповедуй», такой вариант появился из-за того, что Пророк все-таки получал сообщения не из книги, а в качестве откровений.

После первых посланий Мухаммед долгое время не получал новых, это заставило Пророка сомневаться в себе, в своих поступках, в том, достоин ли он нести слово Аллаха. Как уже было сказано, первый человек, который поверил Мухаммеду, принял его учение, была Хадиджа, она поддерживала его в трудные времена. Но Пророк воспринял это как урок смирения, и послания не заставили себя ждать.

Первыми последователями стало близкое окружение Пророка – его семья, близкие друзья. Например, богатый торговец Абу-Бекр, которые не только принял ислам, но также помогал распространению религии, оказывал финансовую поддержку.

Несмотря на весь труд Мухаммеда и его последователей, за первые три года количество людей, которые приняли ислам, было не более сорока человек[xxxvi]. Но также была группа «сочувствующих», которые, хоть и не приняли веру, возможно из-за страха, но разделяли идеи Мухаммеда.  Последователи стали называться «мослим» («муслим»), то есть повинующиеся, покорные Богу.

Новую религию охотно принимали люди, которые не принадлежали к высшим слоям, а были, например, рабами. Возможно, их привлекала идея равенства верующих перед Богом.

Мекканская элита поначалу равнодушно относилась к новому учению, оно не имело массы последователей, да и арабы обладали терпимостью по отношению к верованиям. Учение стало представлять опасность, когда Пророк начал критиковать многобожие и идолопоклонничество, а значит, подвергать сомнению «государственную» всеми признанную религию, расшатывать сами основы арабского народа. Началось преследование тех приверженцев религии, за которых некому было вступиться (эту религию принимали рабы, женщины). Так появились первые мученики ислама.

Но у таких действий были и материальные предпосылки. Если бы жители Мекки приняли ислам, они автоматически отказались бы от идолов, от идолопоклонничества, а значит, вступили бы в конфликт с другими племенами. И общая для всех святыня, находящаяся на территории Мекки, стала бы недоступной для язычников. Таковы политические причины.

Были еще и экономические: торговые караваны мекканцев не могли бы проходить по территориям других племен, из-за религиозных противоречий знать понесла бы немалые убытки, если вообще не оказалась без средств к существованию.

Но игнорировать учение, которое приобретало все большую популярность, преследовать его последователей, которых становилось все больше, уже было нельзя. И перед Мухаммедом было поставлено условие, которое могло бы примирить новую религию и арабские традиционные верования. Пророк и его учение будут признаны, если он упомянет в своих проповедях божеств соседних, наиболее сильных племен: богинь Аль-Лат, Оззу и Манат[xxxvii].

Мухаммед согласился на сделку, признал богинь. Но этим своим действием буквально разрушил основу своей религии: ведь нет Бога, кроме Аллаха. Осознав свою ошибку, Мухаммед отрекся от своих слов. Последователи и семья Пророка подверглись еще большему давлению. Ислам мог бы погибнуть, так и остаться неизвестной религией с малым количеством последователей, но Мухаммед получает поддержку двух сильных племен, которые властвовали в городе Ясриб[xxxviii]  (который позже стал Мединой, «Городом Пророка»). 

Племена Мекки и Ясриба соперничали между собой, в том числе и из-за происхождения. Мекканцы, северные арабы, считали мединцев, земледельцев по роду деятельности, ниже себя. Кроме того, и в самом Ясрибе племена были подвержены междоусобной борьбе.   И по этим двум причинам — «отомстить» мекканцам,  принять члена их племени, опального Пророка, а также воспользоваться его идеями, чтобы объединить враждующие племена на своей территории,  Мухаммеда и его религию признали в Медине. Мусульмане массово начали выезжать из Мекки в Медину, где они могли мирно жить, и силой их никто не останавливал, так как род был важнее религии [xxxix]. Но против самого Мухаммеда зрел заговор, считали, что если убрать Пророка, то сама религия прекратит свое существование, и вернется прежняя жизнь.  Чтобы не навлечь на себя месть племени Мухаммеда, из каждого рода был выбран представитель, когда Пророка убьет группа, то виноваты будут все.

Возникла необходимость бежать из Мекки, что и произошло в 622 году. Эта дата во времена халифа Омара стала считаться началом мусульманского летоисчисления. Отметим, что к 622 году последователей было около семидесяти человек[xl].

В Медине, куда бежал Пророк, он и его последователи начали строительство мечети, которая была не только местом для молитвы, но и залом собраний. Уже тогда закладывались традиции веры, знакомые современному мусульманину. Муэдзин, возвещающий о времени молитвы, произносил призыв, формула которого осталась неизменной до сих пор.  Также со времен Пророка пятница становилась днем, когда верующий обязательно должен был посещать мечеть для молитвы.

Влияние и авторитет Мухаммеда росли, если сначала его воспринимали как духовного главу, то со временем он стал решать гражданские или бытовые дела. Так влияние религии распространилось практически на все сферы жизни человека.

Пророк провозглашал равенство всех мусульман, но в тоже время знал, что эта идея чужда арабам, поэтому сделал мудрый ход: между жителями Медины и своими соплеменниками, которые бежали с ним из Мекки, устанавливал особые отношения, так называемое «побратимство»[xli].  Эти отношения приобретали особый статус – они считались даже ближе родственных. Следовательно, религия если не заменила до конца, то дополнила собой, родственные узы, тем самым она стала новой основой общества. 

Но все же полностью преодолеть сопротивление некоторых племен пока не удавалось. Религия налагала ограничения и запреты на традиционные для араба вещи. Запрещалось пить вино, которое даже прославлялось в творениях поэтов. В исламе прощение обиды не являлось слабостью, а арабы считали слабым того, кто не отомстил. Религия несет идею равенства, стирает племенные различия. Но может ли так просто забыться древняя вражда? Происходившие стычки между племенами нередко заканчивались смертью воинов, а ислам запрещает убийство единоверцев.  Но самое главное – религия говорила о том, что предки арабов, которые не знали истинной веры, жили неправильно и неправедно. Подобные нападки на предков вызывали не только принципиальное несогласие, но и отрицание, неприятие религии.

Но и в Медине Мухаммед не мог спокойно жить и проповедовать. Его не отпускала мысль о том, что жители его родного города не обратились в «истинную религию».  Этот факт, а также притеснение мекканцами мусульман, оставшихся в городе, возможно, стал одной из причин объявления войны Мекке.

Успешные нападения на караваны, последующая битва при Бадре, закончившаяся победой войска Мухаммеда, привлекли новых союзников и принесли добычу. Но успехи не всегда сопровождали Мухаммеда, и если его победы укрепляли веру мусульман в Аллаха, то поражения заставляли усомниться в правильности своего пути, в предназначении Мухаммеда.

Во время этих событий Пророку были откровения о джихаде, еще одном положении ислама, споры о его смысле не утихают до сих пор. Мухаммед обещал тем, кто убит на священной войне, рай. Но откровения о джихаде неоднозначны, до сих пор исследователи и комментаторы Корана не могут определиться, какой вид войны подразумевает и разрешает джихад – наступательный или только оборонительный[xlii]. Возможность трактовки этих откровений используется радикальными группами, которые считают, что нести ислам можно и насильственным путем.

Но нельзя утверждать, что религия распространялась исключительно с помощью силы, а обращали в нее против воли. Ислам люди принимали и из-за политических соображений, также принадлежность к набирающей силу религиозной общине сулила и материальные выгоды: часть общей добычи или помощь в торговых делах.

Но Мухаммед, неся людям ислам, не ограничился своим народом и Аравией.  Известен факт, что Пророк послал правителям Персии, Сирии, Египта, Византии письма (по другой версии послов), в которых требовал принять ислам[xliii]. Кто-то это увещевание проигнорировал, а, например, Египет ответил дружеским посланием.  Несмотря на то, что этот поступок нельзя считать результативным в плане «приобретения» новых последователей, сам факт указывает на рост влияния Мухаммеда и ислама уже не только в масштабах Аравии.

Поход на Мекку, состоявшийся примерно в 630 году, закончился ее захватом и обращением жителей в ислам. Но Мухаммеду было не суждено увидеть дальнейшего успеха своей религии — 8 июня 632 года Пророк умер и похоронен в Медине[xliv]. Со смертью Пророка ислам не исчез, последователи Мухаммеда смогли сохранить его наследие, расширить границы исламского мира.

Но все же после смерти Мухаммеда в мусульманской общине возникли проблемы и разногласия: в то время, когда жил Пророк, со всеми спорными вопросами о религии, жизни, обращались напрямую к посланнику Бога. Его решения были авторитетны, принимались всеми как истина. После его смерти не стало и единственного источника знаний об исламе, Аллахе, правильной жизни верующих. Можно предположить, что именно это сделало возможным появление различных направлений и течений в религии, в исламе произошел раскол (и даже не один).

Мусульманам требовался новый вождь и духовный лидер.  Выбрать первого наследника Пророка не составило труда – им стал Абу-Бакр (Бекр), союзник и тесть Мухаммеда. Первый халиф («следующий по пятам Пророка»)[xlv] столкнулся с тем,  что после смерти  Мухаммеда, от  веры стали отступать многие ее приверженцы. И это отступление носило отнюдь не мирный характер: нападения, появления лжепророков со своими маленькими армиями.  В битвах были убиты многие знатоки Корана, именно этот факт привел Абу-Бекра к мысли, что Коран сохранять и передавать лучше письменным путем.

Но первому халифу сопутствовала удача в сражениях – благодаря своим победам он получил прозвище «Покоритель Сирии»[xlvi].  Правда, скорая гибель помешала Абу-Бекру выполнить все задумки по укреплению положения ислама в Аравии и за ее пределами.

Преемник первого халифа – Омар (Умар) ибн Хаттаб – еще один союзник Пророка и его зять. Как мы можем видеть, ценность родственных уз для арабов не потеряла своего значения.  Но следует отдать должное военному гению этого халифа – за десятилетие его правления к «исламскому миру» присоединились территории современной Сирии, Иордании, Палестины, Ливана, а также Египет[xlvii]. Такие успехи мусульмане воспринимали как знак, что они следуют верным путем, путем ислама.

 Так ислам вышел далеко за пределы Аравийского полуострова. При Омаре было введено новое летоисчисление (начало – переселение Мухаммеда в Медину), установлены налоги, построены новые города. Он развил, укрепил и усовершенствовал все то, что было создано Пророком и первым халифом. Но Омар, которого почитали и уважали, был убит рабом.

С 644 года во главе мусульманской общины становится Осман (Усман) бин Аффан, при котором халифат расширил свои границы в Северной Африке и Закавказье[xlviii]. Но этот халиф вошел в историю не только благодаря своим завоеваниям. При нем был утвержден единый текст Корана, но факт того, что Осман сам определил какие тексты войдут в редакцию, а какие нет, вызвал протест среди верующих. Недовольство халифом возрастало. Ко всему прочему, при распределении высших должностей, он отдавал предпочтение своим родственникам.  Халиф Осман бин Аффан также не избежал насильственной смерти – был убит во время бунта.

Четвертым халифом, благодаря общине, Аише – одной из жен Мухаммеда, стал Али ибн Абу Талиб[xlix],  двоюродный брат Пророка и первый мужчина, принявший ислам. И если до Али в мусульманской общине все обходилось спорами, стычками, то факт избрания Али халифом привел к первому расколу в исламе, и два этих направления не примирились до сих пор.

Причиной раскола стало то, что род Омейядов, к которому принадлежал Осман, считал, что следующим халифом должен стать представитель их рода. Явное превосходство войск Али в последующем столкновении, казалось бы, должно было решить проблему, и Али вышел бы победителем. Но хитростью халифа заставили пойти на переговоры.  Несогласные, посчитавшие соглашение Али на переговоры, слабостью, образовали еще одно направления в исламе[l]. Его приверженцы —  хариджиты – избрали своего халифа – Абдаллаха ибн Вахба. Али погиб от рук хариджита. Следующим халифом был избран сын Али – Хасан.

Конечно, династия халифов на этом не прекратилась, но эти четыре первых халифа были названы праведными, при их правлении ислам развивался и завоевывал новые территории и приобретал новых последователей. Но противоречия, споры никогда не оставляли исламский мир, именно при Али ислам окончательно раскололся на шиитов и суннитов.

В исламе, который объединял огромные территории и разные народы, возникают направления со своими идеями, идеалами и пониманием ислама. Возникает вопрос: можно ли теперь считать религию объединяющим фактором? Эти группы существуют до сих пор, но и они в свою очередь делятся на течения, а некоторые приобретают радикальный характер. Но все они образуют исламский мир. Жизнь стран Аравийского полуострова также подвержена влиянию религии, поэтому то направление ислама, которого придерживаются жители той или иной страны определяет и характеризует и другие сферы жизнедеятельности, например, политику, экономику и т.д.

 Два основных направления ислама – суннизм и шиизм. Раскол, как было упомянуто выше, произошел во времена халифа Али, а противоречия между представителями этих направлений не преодолены до сих пор. Сунниты доминируют в исламском мире по численности, но шииты остаются силой, которую не учитывать невозможно.

 Возникновение раскола стало возможным не только из-за религиозных противоречий, но и из-за политических – борьба за власть в халифате. Противоречия рождались из-за того, кому принадлежит верховная власть в мусульманской общине – потомку племени курайшитов, к которому принадлежал Пророк, или только прямому потомку Мухаммеда.

Наряду с суннитами и шиитами существовали хариджиты – последователи самого строгого исламского движения, первые отколовшиеся от основного ислама. Равенство верующих перед Богом и законом, примирение всех противоборствующих групп мусульман – основные идеи этого направления. Шариат считался главным средством создания и поддержания единства и порядка в мусульманской общине. Но после VIII века это направление постепенно утратило свою значимость.

Оговоримся, что называть и считать направления ислама сектами нельзя. Вводится понятие «фирка» – способ мышления[li]. Поэтому одновременно возможно существование нескольких толков ислама. Направления, школы, фирки, возникали уже во времена первых халифов: мурджиа, усманийя (признавали Османа), мутизила (не делали различия между Али и Османом), хариджиты (не признавали ни Али, ни Османа).

Особое место в то время занимало манихейство – учение, положения которого сформулированы еще в III веке. Его последователи считали Мани, который жил позже Христа на два века, Пророком. Аскетизм, деление всего на дух (который должен был восторжествовать) и материю (которая должна была подчиниться духу). Мусульманская община категорически не принимала это учение, возможно, считая его одним из главных соперников и угрозой исламу. Такое давление привело к тому, что последователей манихейства становилось все меньше. Арабское название этого учения – зандака – стало означать любую запретную ересь.[lii]

Суфизм еще одно мистическое и древнее направление, возникшее в рамках ислама, предполагает отказ от материальных благ и аскетизм. Во главу это учение ставило личные переживания человека, который идет по пути веры, особое внимание уделялось самоанализу и метафизике. А Коран в суфизме не воспринимался буквально, искались скрытые смыслы, учитывался «внутренний отклик» человека, читающего Коран.

Критики суфизма отделяют его от ислама, обвиняя в подрыве религиозных авторитетов, свободомыслии, отходе или нарушении догм ислама, уходе от земных проблем[liii].

Отметим, что Агафангел Ефимович Крымский, советский востоковед, считал, что появление направлений и течений в исламе связано с тем, что в исламе взяли вверх языческие воззрения[liv].  Это мнение мы также учитываем, но в комплексе с другими причинами.

Итак, вернемся к двум основным направлениям ислама. В чем же все-таки заключаются их различия? Основное состоит в том, что сунниты призывают к неукоснительному следованию Корану и Сунне, а шииты в Сунне признают только хадисы от потомков Пророка, а также предания и изречения Али[lv]. Но все-таки главное противоречие вызывает вопрос о том, кто может возглавить мусульманскую общину.

Шииты – последователи Али, считали, что именно ему и его потомкам принадлежало и принадлежит право возглавлять мусульманскую общину. А те верующие, кто отвернулся от Али, назывались отвернувшимися от истины[lvi]. Также последователи этого направления считали период жизни Мухаммеда и правления Али временем «правильного» (чистого) ислама. У шиитов даже есть сура «Два светила» о Мухаммеде и Али. Последнего они почитали если не в качестве пророка, то все равно наделяли особым статусом. Истинными хадисами шииты признают только те, которые получены от семьи и потомков Али.

 Шииты имеют свои святыни, например, усыпальницы и могилы наиболее уважаемых последователей ислама.  Почитают также и Фатиму, дочь Мухаммеда, что суннитами воспринимается как отход от принципа единобожия.[lvii]

Также отличительной чертой шиитов является вера в «скрытого (исчезнувшего) имама», человека, представляющего волю Аллаха на земле, и обязательно принадлежащего к роду Али.  После смерти Али у шиитской общины халифами стали его сыновья, после их гибели сложилось учение об имамах. Но в шиизме не установлено точное количество имамов, например, у исмаилитов их семь, а большинство считают, что имамов двенадцать[lviii].

Разное толкование этого учения раскололо уже само направление шиизма. Дело в том, что у потомка Али Джасфара ас-Садика было трое сыновей – Исмаил, Абдаллах и Муса. Так по учению исмаилитов, Исмаил был шестым имамом, седьмым – его сын Мухаммед, которого считали скрытым имамом.  Из  исмаилизма в свою очередь вышло направление друзов. Двунадесятники или имамиты признают имамом Мусу, а скрытым имамом считают сына одиннадцатого имама Хасана ал-Аскари[lix]. Все же, несмотря на разногласия, предание о скрытом имаме (Махди) объединяет шиитов. Оно гласит, что перед страшным судом имам явится миру и возродит истинный ислам.

Но  кроме вышеперечисленных течений шиизма существуют еще зейдиты – умеренные шииты, которые отрицают идею «скрытого имама», а алавиты даже имеют отдельную священную книгу на основе Корана.

Сунниты – «люди сунны» и последователи Муавии, признавали всех халифов, в отличие от шиитов. Но исследователи находят следующий недостаток термина «суннизм»: часто ошибочно считают, что шииты — раз уж их противопоставляют суннитам — не признают хадисы и Сунну. Поэтому в качестве более точного термина предлагают «джамаизм», так как спорный момент заключается в признании исторического единства — джамаа. [lx]

Сунниты считают, что следование Сунне, буквальное ее восприятие, обязанность любого мусульманина. Также в суннизме существует четыре равнозначные правовые школы – малакитская, шафиитская, ханифитская и ханбалитская (распространена на Аравийском полуострове)[lxi].

Из суннизма вышли такие направления: джамаизм, мутазилиты, приверженцы интеллектуальной и философской трактовки веры, само направление постепенно исчезло, хадиситы, считавшие хадисы главными авторитетными текстами, а Коран «частицей Бога»[lxii].

В наше время в процентном выражении сунниты составляют примерно 90% от общего числа мусульман в мире (на 2013 год в мире было 1 млрд. 757 млн. 292 тысячи 623 приверженцев ислама[lxiii], в 2014 году число превысило два миллиарда[lxiv]).

По мнению исследователей, раскол не преодолен до сих пор из-за принципиального противостояния этих двух направлений, неумения и нежелания выслушать друг друга, также примирение для последователей того или иного направления означает предательство своих догм веры.

Особое место в исламе занимает ваххабизм – движение в рамках суннизма, которое возникло в XVII веке в Аравии. В основу этого направления легла доктрина Мухаммеда ибн Абда аль-Ваххаба, который считал, что мусульманскую общину необходимо вернуть на истинный путь, к нормам истинного единобожия,[lxv]а все сферы жизни человека должны регламентироваться только законами Аллаха.  Ваххабиты признавали Коран и Сунну, но отрицали иджму и кияс.[lxvi]

Поэтому приверженцев этого направления можно назвать традиционалистами. Почитание первых последователей Мухаммеда, халифов, возведение в сан святых, паломничество к могилам Мухаммеда, Фатимы – все это аль-Ваххаб считал идолопоклонничеством, отходом от истинного ислама. Доктрина исключала любой культ, поэтому и суфизм, и шиизм, и любые другие направления ислама считались неправильными, а мусульман, которые отошли от «истинной» веры, признавали «неверными», как и христиан, и иудеев. Враждебное отношение к «неверным» придает джихаду в рамках этой религии особый статус — вооруженная борьба с «неверными» разрешена.[lxvii]

 Мухаммеда ваххабиты считали обычным человеком, которого нельзя обожествлять, но признавали четырех первых халифов, считали ислам их времени «правильным». Особое отношение было к власти – ее нельзя ослушаться, усомниться в правильности ее действий.

Мекка и Медина также оказались под контролем ваххабитов. Они разрушали гробницы, даже гробницу Мухаммеда, убивали «неверных». Так продолжалось до 1818 года, пока османы не смогли остановить ваххабитов[lxviii]. Но учение не погибло, идеи и принципы этого направления ислама до сих пор существуют. Доктрина аль-Ваххаба имела огромный успех, она смогла объединить верующих — «ваххабитский» эмират династии Саудитов оказался настолько могущественным, что продолжал существовать еще долгие годы после смерти его идеолога. Потомки Саудитов до сих пор правят Саудовской Аравией, одной из самых сильных стран Аравийского полуострова, ваххабизм стал официальной религией этой страны, и живет страна по строгим законам шариата. Но оговоримся, что современный ваххабизм можно назвать умеренным[lxix].

  Исламский мир также отличает существование крайних форм ислама, радикальных группировок. Часто их относят к фундаменталистам, оговоримся, что правильнее относить их к крайним, воюющим фундаменталистам. Цель радикально настроенных группировок – создание единого исламского государства, в основу которого положены законы шариата. Одной из возможных причин их появления, как мы отмечали раньше, стала неоднозначность Корана и других священных текстов, возможность их трактовки, часто в угоду собственным целям, несогласие с существующим положением дел в стране. Радикализм использует искаженные идеи панисламизма, а также доктрины, например, аль-Ваххаба.

Деление лишь на черное и белое, отказ от компромисса, поразительная активность и деятельность, вырывание из контекста и нарушение логики священных текстов, приверженность крайним идеям, экстремизм и использование крайних методов – вот как можно охарактеризовать радикальные группы.

Крайней мерой воцарения ислама в мире становится терроризм – это тактика или стратегия группы, заключающаяся в систематическом, организованном и идеологически обоснованном использовании терактов для достижения цели.[lxx] А террористический акт можно считать современным методом ведения джихада. Теракт – это действие, усилие, провокация, способ психологического воздействия на общество, чтобы добиться выполнения своих требований, чаще всего в политической сфере.[lxxi]  А также это публичное выступление, даже спектакль, в котором СМИ играют одну из главных ролей.

Так как в основе радикальных учений лежит религия, то «благодаря» использованию религиозных идей становятся возможными самые страшные теракты, например, через обещание рая террористу-смертнику.

Мусульмане, которые не являются приверженцами радикальных идей, также находят действия радикалистов недопустимыми.

Но и приверженцы радикализма не могут добиться единения даже в своих кругах. Наличие большого количества радикальных организаций тому подтверждение. Их вдохновляет исторический пример: Мухаммед с небольшим количеством последователей смог изменить существующий порядок. Но наравне с религиозными целями, группировки также преследует и экономические, и политические цели.

Событием, заложившим основу для выхода экстремизма сначала на египетскую, а потом на общеарабскую политическую арену, считают поражение арабских государств в войне 1967 года[lxxii].

Наличие радикальных организаций опасно и для мусульманских стран.  Так страна, живущая не по законам шариата (исключительно по ним) может признаться «неверной». Ведь Аллах уже создал законы, и человек должен им следовать, а не создавать свои. По логике, правителя и народ этой страны также можно назвать «неверными».  Последователи ислама, которые отошли от «правильной», с точки зрения радикальных групп, религии, больше не являются мусульманами.

И хотя традиционное уважение к правителю сохраняется, все же радикальные группы допускаю возможность если не свергнуть правителя, то хотя бы указать на его ошибки. Так даже Саудовской Аравии удалось избежать давления радикалистов. В 1979 году была захвачена мечеть, радикальная группа обвинила правящую семью в коррупции, сотрудничестве с США, отсутствии политических свобод.[lxxiii]

Жиль Кепель, французский политолог и арабист, считает, что радикализм и исламизм находятся на стадии ослабления, а вскоре их ждет и полное поражение.[lxxiv] Но недавние события, например, действия группировки «Исламское государство Ирака и Леванта», позволяют не согласиться с этим утверждением, и даже  предположить усиление радикальных группировок.

Мы рассмотрели основные идеи и догмы ислама, его главные направления и течения. Эти движения, их противоречия формировали историю и создавали современную картину исламского и арабского мира.

Сейчас ислам – это мировая религия с множеством последователей, которые проживают практически во всех странах. А в двадцати восьми  странах, например, в Саудовской Аравии, Египте, Кувейте, ислам носит статус государственной религии.[lxxv]Особая культура, язык, ценности и традиции – все это стало возможным благодаря исламу. Если говорить о направлениях ислама, то шииты преобладают в Бахрейне, также община есть в Кувейте, Саудовской Аравии. В остальных странах исповедуют суннизм.

Аравийский полуостров, место зарождения ислама, продолжает занимать важное место. Сейчас на его территории находятся следующие страны (в скобках указан процент мусульманского населения в стране на 2013 год[lxxvi]): Саудовская Аравия (97%), Оман (97%), Йемен (99,5), Бахрейн (99,5%), Катар (81%), ОАЭ (80%), Кувейт (87%), и ислам занимает далеко не последнее место в жизни этих стран.

Количество мусульман в мире растет. Благодаря своей гибкости и способности приспосабливаться, ислам проникает во все сферы жизни общества и государства, присутствует в политике, экономике, социальной сфере и «захватывает» новые, например, медиа. Несмотря на существование радикально настроенных фундаменталистов (наличие которых характерно не только для ислама), приверженцев «старого» ислама, существуют и модернисты, готовые к диалогу. Но идея создания идеального исламского государства до сих пор не оставляют мусульманскую общину, тем более что их история знает такие примеры.

Ислам, его традиции, идеи, законы, сложны для понимания «немусульманина», но и сами мусульмане часто расходятся в вопросах веры. Сложность и многогранность этой религии можно проиллюстрировать тем фактом, что изучение ислама, трактовка и интерпретация его догм и законов, является одной из сфер научной деятельности мусульманских исследователей, а присуждаемые степени показывают совместимость науки и религии: магистр исламских наук, доктор исламских наук. Но существующие стереотипы и предрассудки относительно ислама, мусульман, арабов, а также существование крайних форм религии, все это еще больше затрудняет понимание ислама.

Доисламская история Аравийского полуострова и история ислама показывают, какие разные общности объединила и продолжает объединять религия, также именно в истории мы находим факторы, которые разделяют и арабский народ, и исламский мир. Сложность этих взаимоотношений тянется из прошлого, а современные реалии еще только добавляют проблем и вопросов.

 

[i]Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 25.

[ii] Большаков О.Г. История Халифата: в 4 т.  – Т. 1. Ислам в Аравии. —  М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 34.

[iii] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М., 2003.  – С. 133.

[iv]Гольдциер И. Арабские племенные отношения и ислам // Крымский А.Е. История мусульманства. –  М., 2003.  – С. 359.

[v] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. – С. 46.

[vi] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –– С. 49.

[vii]Большаков О.Г. История Халифата: в 4 т. – Т. 1. Ислам в Аравии. – М.: Восточная литература РАН, 2000. – С. 44.

[viii]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 13.

[ix] Гольдциер И. Идеалы староарабские и идеалы Моххамеда // Крымский А.Е. История мусульманства. –  М., 2003.  – С.  307.

[x] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003.- С. 52.

[xi]Рамазанов К.  Азбука ислама. URL: http://www.islam.ru/book/export/html/717

[xii]Дози Р. Исламское вероучение и богопочитание / Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –   С. 255.

[xiii]Нойвирт А. Божественный текст Корана. URL: http://inosmi.ru/world/20131102/214428870.html

[xiv] Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. – М.: АСТ, 2008. – С. 22.

[xv]Гольдциер И. Идеалы староарабские и идеалы Моххамеда // Крымский А.Е. История мусульманства. –  М., 2003.  – С.  351.

[xvi]Бибикова О.П. Арабы. Историко-этнографические очерки. – М.: АСТ, 2008. – С. 32.

[xvii]Апшерони А. Пять столпов ислама. URL: http://modernlib.ru/books/apsheroni_ali/pyat_stolpov_islama/read/

[xviii]Апшерони А. Пять столпов ислама. URL: http://modernlib.ru/books/apsheroni_ali/pyat_stolpov_islama/read/

[xix]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 36.

[xx]Дози Р. История Корана / Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –   С. 188.

[xxi]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 44

[xxii]Дози Р. История Корана / Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –   С.  172.

[xxiii]Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.: Издательство политической литературы, 1986. – С.73.

[xxiv] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –    С. 221.

 

[xxv] Хадис о малом и большом джихаде. URL: http://hadis.info/xadis-o-malom-i-bolshom-dzhixade/19920/

[xxvi] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –   С. 146.

[xxvii] Вера ислам. Хадисы. URL: http://islam.sitecity.ru/phtml_2105163133.phtml

[xxviii] Абу Дауд С. Сунан Абу Дауд. Книга очищения. Хадисы. URL: https://xadis.wordpress.com/

[xxix]Законы шариата. URL: http://islam-today.ru/sharia/

[xxx]Королев К.М. Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. — С. 244.

[xxxi]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С.297.

[xxxii] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –  С. 38.

[xxxiii]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 15.

[xxxiv]Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –  С. 57.

 

[xxxv] Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. – М.: Издательство политической литературы, 1986. – С. 67.

[xxxvi] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –   С. 72.

[xxxvii]Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. – С. 84.

[xxxviii] Вокруг света. Энциклопедия. Медина. URL:  http://www.vokrugsveta.ru/encyclopedia/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0

[xxxix] Матвеев К.П. История ислама. – М.: АСТ, 2005. – С. 128.

[xl]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С. 156.

[xli]Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. – С.  98.

[xlii] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. – С. 271.

[xliii] Соловьев В.С. Магомет, его жизнь и религиозное учение. URL:  http://lib.rin.ru/doc/i/46126p23.html

[xliv] Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. – С. 142.

[xlv] Королев К.М. Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. – С. 157.

[xlvi] Королев К.М.  Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. – С. 160.

[xlvii]Рамазанов К.  Азбука ислама. URL: http://www.islam.ru/book/export/html/717

[xlviii]Королев К.М. Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. – С. 169.

[xlix]Рамазанов К.  Азбука ислама. URL: http://www.islam.ru/book/export/html/717

[l]Али ибн Абу Талиб – четвертый праведный халиф. URL: http://islam-today.ru/istoria/licnosti/ali-ibn-abu-talib-cetvertyj-pravednyj-halif/

[li]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. –  С. 73.

[lii]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. –  С.  261.

[liii]Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.  – С. 65.

[liv]Крымский А.Е. История мусульманства. –  М.: Кучково поле,  2003. –  С. 222.

[lv]Королев К.М.  Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. –  С. 262.

[lvi]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. –  С. 333.

 

[lvii]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 73.

[lviii]Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. – С. 35.

[lix]Мавлютов Р.Р. Ислам. Изд. 2-е.  – М., 1974. – С. 270.

[lx]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С. 247.

[lxi]Браницкий А.Г., Корнилов А.А. Религии региона. URL:  http://www.fmo.unn.ru/files/2013/01/Religii-regiona.pdf

[lxii]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. – С. 345.

[lxiii] Сколько мусульман в мире. URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire

[lxiv]Muslim population in the world. URL:  http://www.muslimpopulation.com/World/

[lxv]Васильев А.М. История Саудовской Аравии (1754г. — конец ХХ в). – М., 1999г. –  С. 69.

[lxvi]Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.) – М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. –С. 30.

[lxvii]Королев К.М.  Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. –  С. 268.

[lxviii]Ходжсон М. Дж. С. История ислама: Исламская цивилизация от рождения до наших дней / Пер. с англ. Гордиенко А.Н., Матвеева И.В., Шевченко Н.В. – М.: Наше слово, 2013. –  С. 1148.

[lxix]Королев К.М.  Ислам классический: энциклопедия. – СПб.: Мидгард, 2005. –  С. 282.

[lxx]Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С.11.

[lxxi]Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 10.

[lxxii]Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – С. 23.

[lxxiii] Коровиков А.В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. – – С. 59.

[lxxiv] Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова.  –  М.: Ладомир,  2004. – С. 9.

[lxxv]Браницкий А.Г., Корнилов А.А. Религии региона. URL: http://www.fmo.unn.ru/files/2013/01/Religii-regiona.pdf

[lxxvi] Сколько мусульман  в мире. URL: http://www.ansar.ru/analytics/skolko-musulman-v-mire