Глобальные межкультурные конфликты между Востоком и Западом и их отражение в турецкой прессе / Global intercultural conflicts between East and West and their reflection in the Turkish press

Баздырева Екатерина Сергеевна

Санкт-Петербургский государственный университет

Bazdyreva Ekaterina Sergeevna

Saint Petersburg State University

Турция, обладающее определённой статусностью благодаря особому географическому и геополитическому положению, в очередной раз становится перед выбором дальнейшего пути развития. Страна, которая позиционирует себя на мировой арене как связующее звено между регионами Востока и Запада сегодня, на исходе двухсот лет вестернизации, вновь выдвигает тезис священных основ жизни общества – духовных ценностей ислама. Ситуация осложняется тем, что за последнее десятилетие во всём мире получили широкое распространение явления (экстремизм, терроризм, исламофобия), которые в сознании современного общества связаны с внутренними проблемами ислама

Turkey, which has a certain status due to its special geographic and geopolitical position, once again faces a choice of further development path. A country that positions itself on the world stage as a connecting link between the regions of East and West today, at the end of two hundred years of Westernization, is again putting forward the thesis of the sacred foundations of social life — the spiritual values ​​of Islam. The situation is complicated by the fact that over the past decade, phenomena (extremism, terrorism, Islamophobia) have become widespread throughout the world, which in the minds of modern society are associated with the internal problems of Islam

  1. Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в Европейский союз// Ислам на современном Востоке
  2. Беляев И. Ислам: Религия и политика // Диалог. — 1990. № 6.
  3. Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. – 2003. — № 32.
  4. Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1944 – 1965). М., 1967
  5. Вершишин М.С. Политическая коммуникация в обществе. СПб., 2001
  6. Власть, право, норма: светское и сакральное в античном и средневековом мире. М., 2003.
  7. Гусейнов А.А. Средства массовой информации в общественно-политической жизни Турции. М., 1981
  8. Данилов В.И. Турция после второй мировой войны: Демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. № 4.
  9. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.
  10. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 2000
  11. Дружиловский С. Турция на пути в Европу// Россия и мусульманский мир. 2006. №4.
  12. Дружиловский С. Турция: привычка управлять // Россия в глобальной политике. 2006. – ноябрь-декабрь
  13. Емельянов Б., Кемеров В., Коновалова Н. Восток и Запад: динамика диалога. М.,1986
  14. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. — М., 1990.
  15. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в Средние века и Новое время: Учеб. пособие. М., 1992
  16. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической жизни Турции. М., 1972
  17. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
  18. Зарубежный Восток и современность: Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного востока. М., 1980 – 1981. – Т. 1 – 3
  19. Зиганина Г. Европейская перспектива не за горами// Власть. 2005. №4. Зиганина Г. Светская Турция в Организации Исламская Конференция// Азия и Африка сегодня. 2004. №3.
  20. Зиганина Г. Турция: марафон на пути в Европу// Россия и мусульманский мир. 2005. №9
  21. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995
  22. Ибрагимов А.Х. Печать Турции. М., 1995
  23. Иванов Н.А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы // Восток. № 4.
  24. Иванов С. Турецкая модель развития: Запад на Востоке и Восток на Западе// Россия и мусульманский мир. 2004. №10
  25. Ислам в истории народов Востока: Сб. статей/ Под ред. И.М. Смилянской; М., 1981
  26. Ислам и проблемы национализма в станах Ближнего и Среднего Востока: Сб. статей/ Под ред. Ю.В. Ганковского; М, 1986
  27. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1998
  28. Каган М. С. Культурология, М., 2007
  29. Киреев Н. Турция: поиски национальной стратегии евразийского сотрудничества// Россия и мусульманский мир. 2002. №7
  30. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке. СПб., 2006
  31. Кудряшова Ю. Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, препятствующий ее вступлению в ЕС// Россия и мусульманский мир. 2007. №3
  32. Кудряшова Ю. Не бывать вам в Евросоюзе// Российские вести. 2004. №1
  33. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993
  34. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI – XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока / Под ред. И.М. Смилянской; АН СССР, Институт востоковедения. М., 1981
  35. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973
  36. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. СПб., 2006
  37. Михайлов С.А. Проблемы современной арабской журналистики. СПб., 2008
  38. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975
  39. Новожёнова И.С. Религиозная идентичность в Европе // Актуальные проблемы Европы. М., 2000
  40. Рыбаков В.В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.
  41. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация, М., 2007
  42. Старченков Г. Двести лет вестернизации// Азия и Африка сегодня. 2000. №6
  43. Старченков Г.И. Современная Турция. М., 1989
  44. Старченков Г.И. Турция: долгий путь в Евросоюз// Россия и мусульманский мир. 2003. №6
  45. Старченков Г.И. Турция: Исламский фактор в светском государстве // Народы Азии и Африки. 1988. № 2.
  46. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М.,1982.
  47. Турецкая республика: Справочник./ АН СССР, Институт востоковедения; [А.Г. Аксененко и др.]. М., 1990
  48. Турция: История, экономика, политика: Сб. статей/ под ред. В.И. Данилова; АН СССР, Институт востоковедения. М., 1984
  49. Фернер М. Эти поразительные турки. М., 2007
  50. Турции // Турция. История, экономика и политика/ Под ред. В.И. Данилова; АН СССР, Институт востоковедения. М.: Наука, 1988
  51. Хантингтон С. Стокновение цивилизаций
  52. Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996
  53. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М., 1988

Литература на турецком языке:

  1. Hifzi Topuz. Turk basin tarihi. Istanbul. 2003
  2. Orhan Kologlu. Basin tarihi. Istanbul. 2000
  3. Nuri Inugur. Basin ve yayin tarihi. Istanbul. 2005
  4. Jale Sarmasik. Turkiyede radio ve televizyon duzeni. Istanbul. 2000
  5. Beybin Kejanlioglu. Turkiyede medyanin donusumu. Ankara. 2004
  6. Hurriyet gazetesi. Mayis 2008
  7. Radikal gazetesi. Mayis 2008
  8. Yeni safak gazetesi

 

  1. Баширова А.Г. Исламский фактор в процессе интеграции Турции в Европейский союз// Ислам на современном Востоке
  2. Беляев И. Ислам: Религия и политика // Диалог. — 1990. № 6.
  3. Бергер П. Секуляризация и проблема убедительности // Неприкосновенный запас. – 2003. — № 32.
  4. Вдовиченко Д.И. Борьба политических партий в Турции (1944 – 1965). М., 1967
  5. Вершишин М.С. Политическая коммуникация в обществе. СПб., 2001
  6. Власть, право, норма: светское и сакральное в античном и средневековом мире. М., 2003.
  7. Гусейнов А.А. Средства массовой информации в общественно-политической жизни Турции. М., 1981
  8. Данилов В.И. Турция после второй мировой войны: Демократический эксперимент продолжается // Восток. 1998. № 4.
  9. Дмитриев А.В. Социальный конфликт: общее и особенное. М., 2002.
  10. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Массовая коммуникация: пределы политического влияния. М., 2000
  11. Дружиловский С. Турция на пути в Европу// Россия и мусульманский мир. 2006. №4.
  12. Дружиловский С. Турция: привычка управлять // Россия в глобальной политике. 2006. – ноябрь-декабрь
  13. Емельянов Б., Кемеров В., Коновалова Н. Восток и Запад: динамика диалога. М.,1986
  14. Еремеев Д.Е. Ислам: Образ жизни и стиль мышления. — М., 1990.
  15. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в Средние века и Новое время: Учеб. пособие. М., 1992
  16. Желтяков А.Д. Печать в общественно-политической жизни Турции. М., 1972
  17. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М., 1991.
  18. Зарубежный Восток и современность: Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного востока. М., 1980 – 1981. – Т. 1 – 3
  19. Зиганина Г. Европейская перспектива не за горами// Власть. 2005. №4. Зиганина Г. Светская Турция в Организации Исламская Конференция// Азия и Африка сегодня. 2004. №3.
  20. Зиганина Г. Турция: марафон на пути в Европу// Россия и мусульманский мир. 2005. №9
  21. Зиновьев А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995
  22. Ибрагимов А.Х. Печать Турции. М., 1995
  23. Иванов Н.А. Упадок Востока и установление мировой гегемонии Западной Европы // Восток. № 4.
  24. Иванов С. Турецкая модель развития: Запад на Востоке и Восток на Западе// Россия и мусульманский мир. 2004. №10
  25. Ислам в истории народов Востока: Сб. статей/ Под ред. И.М. Смилянской; М., 1981
  26. Ислам и проблемы национализма в станах Ближнего и Среднего Востока: Сб. статей/ Под ред. Ю.В. Ганковского; М, 1986
  27. Ислам: Энциклопедический словарь. М., 1998
  28. Каган М. С. Культурология, М., 2007
  29. Киреев Н. Турция: поиски национальной стратегии евразийского сотрудничества// Россия и мусульманский мир. 2002. №7
  30. Койбаев Б.Г. Международные организации: информация и безопасность на Ближнем Востоке. СПб., 2006
  31. Кудряшова Ю. Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, препятствующий ее вступлению в ЕС// Россия и мусульманский мир. 2007. №3
  32. Кудряшова Ю. Не бывать вам в Евросоюзе// Российские вести. 2004. №1
  33. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993
  34. Мейер М.С. О соотношении светской и духовной власти в османской политической системе в XVI – XVIII вв. // Ислам в истории народов Востока / Под ред. И.М. Смилянской; АН СССР, Институт востоковедения. М., 1981
  35. Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1973
  36. Михайлов С.А. История зарубежных СМИ. СПб., 2006
  37. Михайлов С.А. Проблемы современной арабской журналистики. СПб., 2008
  38. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. М., 1975
  39. Новожёнова И.С. Религиозная идентичность в Европе // Актуальные проблемы Европы. М., 2000
  40. Рыбаков В.В. Ислам и гражданское общество // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 8.
  41. Садохин А. П. Межкультурная коммуникация, М., 2007
  42. Старченков Г. Двести лет вестернизации// Азия и Африка сегодня. 2000. №6
  43. Старченков Г.И. Современная Турция. М., 1989
  44. Старченков Г.И. Турция: долгий путь в Евросоюз// Россия и мусульманский мир. 2003. №6
  45. Старченков Г.И. Турция: Исламский фактор в светском государстве // Народы Азии и Африки. 1988. № 2.
  46. Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-XX вв. М.,1982.
  47. Турецкая республика: Справочник./ АН СССР, Институт востоковедения; [А.Г. Аксененко и др.]. М., 1990
  48. Турция: История, экономика, политика: Сб. статей/ под ред. В.И. Данилова; АН СССР, Институт востоковедения. М., 1984
  49. Фернер М. Эти поразительные турки. М., 2007
  50. Турции // Турция. История, экономика и политика/ Под ред. В.И. Данилова; АН СССР, Институт востоковедения. М.: Наука, 1988
  51. Хантингтон С. Стокновение цивилизаций
  52. Цыганков П.А. Международные отношения. М., 1996
  53. Черняк Е.Б. Вековые конфликты. М., 1988

Литература на турецком языке:

  1. Hifzi Topuz. Turk basin tarihi. Istanbul. 2003
  2. Orhan Kologlu. Basin tarihi. Istanbul. 2000
  3. Nuri Inugur. Basin ve yayin tarihi. Istanbul. 2005
  4. Jale Sarmasik. Turkiyede radio ve televizyon duzeni. Istanbul. 2000
  5. Beybin Kejanlioglu. Turkiyede medyanin donusumu. Ankara. 2004
  6. Hurriyet gazetesi. Mayis 2008
  7. Radikal gazetesi. Mayis 2008
  8. Yeni safak gazetesi

 

Турецкая пресса, Ислам, исламофобия

  Turkish press, Islam, Islamophobia

Баздырева Е. С. Глобальные межкультурные конфликты между Востоком и Западом и их отражение в турецкой прессе, Век информации (Сетевое издание), 2021 // Т.5 №1(14) февраль 2021 / https://doi.org/10.33941/age-info.com51(14)5

Bazdyreva E. S. Global intercultural conflicts between East and West and their reflection in the Turkish press The Age of Information (Network edition), 2021 // Vol.5 No. 1 (14) February 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com51(14)5 

Провокационным явлением была расценена турками популяризация в начале 21 века посредством западных СМИ таких тем, как исламофобия, угнетённость женщины в исламском обществе, попытки отождествления мусульманства с терроризмом и экстремизмом. Подобная позиция турецкого общества связана с большим количеством информационных поводов, которое западный мир связал с проблемами ислама. Современное или, как его принято называть, актуальное искусство Запада сделало противоречия в мире исламской культуры своей излюбленной темой. Такие прецеденты, как карикатурный скандал, а также трансляция фильма «Фитнэ» голландского режиссёра Тео Ван Гога (впоследствии жестоко убитого неизвестным исламистом за оскорбление религиозных чувств) во всемирной Сети приобрели мировую значимость из-за того, что коснулись такой важной ценности Востока, как религия. Причём не просто заговорили о проблемах в культуре ислама, а попытались исказить и извратить их в самой жёсткой форме.

Характерна в этом смысле реакция турецких журналистов на короткометражный фильм под названием «Фитнэ»», созданный голландскими авторами Тео Ван Гогом (потомком известного художника Винсента Ван Гога) и Вилдерсом (ныне членом парламента Голландии). Представляется, что турецкая пресса не стремилась доводить конфликт до апогея, а, напротив, вынуждена была использовать цензуру во избежание столкновения цивилизаций и тотального разрыва с европейским сообществом. Однако и она откликнулась на творчество европейцев, как на кощунственную провокацию.

Скандал вокруг фильма «Фитнэ»

Чтобы содержание фильма стало понятным, воспроизведём несколько его кадров (описание сцен приводит газета The New York Times):

Женщина начинает молиться, ее лицо закрыто, видны только глаза, но длинная черная чадра оказывается прозрачной. Под чадрой на груди и на животе женщины написаны стихи из Корана.

Появляются другие женщины. Невеста одета в белое кружево, но ее спина оголена, а на спине — сура из Корана (видимо, в некорректном переводе на голландский язык), в которой говорится, что мужчина может овладеть женщиной в любое время и в любом месте, как укажет ему Бог.

Еще одна женщина лежит на земле, ее спина и ноги покрыты следами от ударов хлыста. Стихи из Корана поверх ее израненного тела говорят, что виновные в прелюбодеянии должны быть наказаны сотней ударов хлыстом.

»Автор сценария фильма – сорокатрехлетняя Айаан Хирси Али, беженка из Сомали, а ныне член парламента Нидерландов, воспитанная в традициях ислама, но отказавшаяся от веры\», — говорит, что ее целью было не оскорбление ислама, а привлечение внимания к тому, о чем так много говорят: тайному насилию в отношении мусульманских женщин, даже тех, кто живет в Европе. Она решила показать мир мусульманских женщин, полный надругательств, инцестов, принудительных браков и суицидов среди молодых иммигранток.

Появление фильма стало поводом для целого ряда выступлений политиков, общественных и религиозных деятелей во всём мире. В частности, Организация Исламская конференция (ОИК) призвала западные государства и ООН выработать законодательную базу, запрещающую осквернять религии. Эту инициативу поддержали российские мусульмане. Распространенный в Интернете фильм осудил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде выразил сожаление в связи с выходом ленты. Главный раввин России Берл Лазар заявил, что фильм Вилдерса следует запретить к показу, а автора и распространителей — привлечь к уголовной ответственности. Сопредседатель Совета муфтиев России (СМР) Нафигулла Аширов выступил с предостережением по поводу того, что реакция мусульман на размещение в интернете антиисламского фильма может быть непредсказуемой.
Движение «Талибан» распространило на одном из своих сайтов заявление, что совершило два нападения на голландских солдат в составе сил западной коалиции в Афганистане в качестве ответной реакции на трансляцию в интернете фильма «Фитнэ».
Реакция на фильм, формирующий чудовищный образ ислама, в Турции была крайне негативной. Журналисты не пытались спровоцировать оживление общественного мнения по этому вопросу – скорее, напротив, стремились не разжигать национальную рознь, выдавая информацию сдержанно и отражая плюрализм взглядов на этот инцидент. Характерна в этом смысле пространная статья под названием «Харакири Вилдерса в Голландии», опубликованная в газете «Заман» от 30.03.2008.

Подзаголовок статьи сразу же помещает инцидент с демонстрацией антиисламского фильма в определённый контекст, в котором все действия, направленные против исламского мира, показаны как звенья одной цепи в искусной политике Запада: «После окончания Второй Мировой войны на Западе появилось важное политическое средство, позволяющее выставлять ислам перед мировой общественностью как источник угрозы, и на этом основании всколыхнуть против него массы».

«В действительности, такое положение вещей, хоть и восходит к традициям средневековой Европы, всё же в большей степени свидетельствует о конъюнктуре, связанной с периодом Холодной войны и событиями 11 сентября. В течение последних десяти лет — это стало особенно заметно на примере Голландии».

Далее журналист концентрирует внимание на событиях, разворачивающихся в этой стране: «Антиисламистское Политическое движение, (по данным которого приблизительно 20-25% жителей Голландии придерживаются расистских взглядов) которое направлялось политиком-расистом Пимом Фортуйном, убитым в 2002 году неизвестным голландцем, получившей известность в светских кругах противницей ислама Айаан Хрши Али, уроженкой Сомали, а также Хилбертом Нэвийном, Марко Пасторсом и Ритой Вердоник, сегодня пополяняется новым именем — актёром Гертом Вилдерсом.»

Последний, по словам журналиста, устроил в Интернете трансляцию фильма «Фитнэ», в котором Коран отождествляется с главной книгой фашистов всего мира «Майн кампф»: «…Вилдерс, как и многие другие политики и исследователи на Западе, рассматривают ислам не как религию, а как политическую идеологию вроде коммунизма или фашизма».

Далее журналист рассуждает, из каких источников западные учёные могли почерпнуть свои идеи по поводу чудовищного содержания священной книги мусульман:

«На Западе огромное количество книг и статей создают негативный имидж ислама. В самом общем виде эти работы можно разделить на две группы:

1). те, которые выдвигают научные концепции

2). те, которые являются продуктами особой политики в отношении мусульман в странах Запада

Нужно принять во внимание тот факт, что издания второго типа направлены на то, чтобы подготовить основу для политики, исходящей из известных нам всем центров».

Так, журналист уверен, что кощунственные идеи о фашистской природе Корана позаимствованы Вилдерсом из скандально известной (и не менее кощунственной) книги Крэйга Винна «Prophet of Doom», весьма популярной в США. По мнению журналиста, вдохновлённый идеей избавиться от голландских мусульман Вилдерс решает уйти в политику, чтобы однажды «запретить, священную книгу мусульман, подобно тому, как это было сделано с книгой Гитлера».

Вилдерс: «Коран, как и «Майн Кампф», нужно разрешить использовать только ради исследований. Чтение его в мечетях или домах необходимо запретить и преследовать уголовной ответственностью. Росту численности мусульман и строительству мечетей в Голландии нужно, наконец, сказать «довольно». Это настоящее цунами исламизации [необходимо остановить]».

Журналист подробно описывает некоторые кадры второй серии провокационной картины: «Фильм начинается демонстрацией кадров нападения одиннадцатого сентября, затем под монотонное чтение коранических стихов, рассказывающих о праве на священную войну, показана сцена убийства Тео Ван Гога марокканским юношей. Далее на экран проецируются аяты, которые затрагивают тему гомосексуализма и иудеев. Внимание концентрируется на проблеме исламизации в Голландии и Европе, вводятся цитаты: «Ислам получит в нашей цивилизации суверенитет и уничтожит нас», «Во что бы то ни стало нужно положить конец исламизации». За ними следуют другие слоганы: «В 1945 г. мы победили фашизм, в 1989 – коммунизм. Сейчас нужно одолеть ислам». Заканчивается фильм появлением на экране опубликованных в Дании карикатур на пророка Мухаммеда, на которых он изображён несущим на голове, поверх чалмы, бомбу».

Журналист выражает своё возмущение фильмом Вилдерса и действиями СМИ, которые создавали ему рекламу; однако реакцию правительства на этот инцидент считает адекватной: «Как заявил премьер-министр Нидерландов Ян Петер Балкененде, «отвечать за реакцию, которую вы все скоро увидите, будет всецело один человек – сам Вилдерс.»

Главная идея, к которой автор статьи подводит читателя, заключается в том, что сегодня, в начале нового тысячелетия «свобода слова и принятие ответственных (взвешенных) решений становятся экзаменами для Запада и для Ислама»: Общественное мнение в связи с этим вопросом в Голландии разделилось, однако сообщалось, что никаких ограничений за этим не последует. Тем не менее, в официальном выступлении премьер-министра Голландии отстаивалась всеобщая необходимость помнить об ответственности – в особенности в тех сферах, которые предполагают ответственный подход».

Однако «всеобщая» ответственность в Европе, по мнению журналиста, имеет свои пределы; в демократической стране далеко не все обладают равными правами: «По правде сказать, здесь очевиден двойной стандарт. Вот, скажем, марокканский имам по имени Эль-Мумни в 2003 году назвал гомосексуализм болезнью и почему-то был осуждён за это средствами массовой информации. Уже другой имам, голландский гражданин по имени Абдулла Хазэльхоф, марокканец по происхождению, который прежде именовался в стране «идеальным имамом», испытал на себе ту же участь после подобного заявления о гомосексуализме. Между тем, несмотря на то, что только в 2007 году Вилдерсом было сделано 45 различных выпадов, которые можно расценить как расизм и покушение на религиозные и священные ценности, голландской прокуратурой в связи с этим по неизвестным причинам до сих пор не было предпринято никаких действий. В сообщениях, промелькнувших в прессе, (даже если учесть информацию о поиске прокуратурой доказательств), акцентировалось, что в фильме не замечено ни одного прецедента нарушения закона. И в то же время некоторые юристы, придерживающиеся правых взглядов, убеждены, что, характеризуя Коран как «фашистскую книгу», Вилдерс совершает правонарушение».

Главный вывод, который делает журналист, заключается в том, что Голландия интолерантна. Имиджу современной, развитой, толерантной страны нанесён непоправимый урон: «Не затихающие в течение 2-3 лет обсуждения этого вопроса стали причиной того, что правительство воспрепятствовало трансляции фильма по телевидению. Только ведь фильм можно было и вовсе убрать с экранов и запретить. Правительство не смогло этого сделать. Можно сказать, просто — не сделало. Если же верить в идею заговора, можно утверждать ещё и следующее: этот фильм — результат серьёзного сценария. Правительство в качестве привратника, стоящего у входа [в кинозал], сыграло очень важную роль для экономики, политики и общественного мнения страны. Это влияние заключается ещё и в том, что толерантный имидж Голландии в глазах мусульманских стран стал ущербным».

О последствиях скандала в Голландии журналист сообщает следующее: «…В обществе между этническими и религиозными группами наблюдается чрезмерная напряжённость. Расистские настроения в Голландии официально задокументированы. В прошлом месяце рапорт Европейской комиссии, посвящённый проблемам Голландии, зафиксировал рост плохого обращения с иностранцами — в особенности, начиная с 11 сентября 2001 года. Также документально засвидетельствовано усиление разногласий и расхождений у жителей Голландии, особенно в связи с пропагандой исламофобии». 

Небезынтересный вывод, который делает журналист, связан с тем, что различные религиозные группы Голландии выразили свою солидарность с мусульманами.  В контексте данной работы это особенно важно, поскольку подтверждает тезис об объединяющих ценностях Востока: «Другая сторона вопроса заключается в том, что поначалу религиозные группы страны в спорах и распрях по поводу фильма хранили молчание. Так сложилось, что первое время самые важные и многочисленные общины протестантов, католиков и иудеев не высказали ни слова по отношению к данной проблеме, наблюдая за происходящим издалека. Между тем, это было нападение на религиозные ценности всего человечества, поэтому в конце концов от помощника кардинала голландского католического союза всё же поступило обращение к Вилдерсу, в котором его убедительно попросили «сменить тон и точнее выбирать слова» …Однако, наверно самое яркое выступление по поводу распрей, связанных с фильмом, принадлежало Де Винтеру, иудею по происхождению. Де Винтер, который выступил против фильма в газете «Фолькскрант» и тем самым лишь обеспечил ему рекламу, позднее открыто защищал позицию мусульман: 

«Если бы Вилдерс адресовал те же самые вещи, которые он высказал по отношению к мусульманам, иудеям об их Пятикнижии, то вызвал бы на свою голову целую лавину обвинений в антисемитизме».

Журналист продолжает подводить итоги: «Сообщения от различных религиозных групп и общин Голландии (за исключением мусульманских) хоть и поступили с некоторым опазданием, тем не менее, вне всяких сомнений, они стали свидетельством положительных для мусульман последствий в деле Вилдерса».

Автор статьи выражает опасения по поводу повторных провокаций, направленных против мусульман в Европе и во всём западном мире. С другой стороны, журналист подчёркивает, что конфликт, спровоцированный Вилдерсом, сыграл не только отрицательную, но и положительную роль, которая проявилась в укреплении позиций ислама: «Парадоксально, но агрессия по отношению к Корану, святому пророку и мусульманам, направленная со стороны Запада, в действительности, произвела противоположный эффект и оказала услугу исламу. После нападения 11 сентября мусульмане на Западе и в частности в Америке терпели затруднительное положение, потеряли некоторые права…Однако подобные прецеденты, поначалу отталкивающие от ислама, Корана и святого пророка, затем побуждают узнать о них больше и в конечном счёте открывают дорогу успеху, о котором нельзя было и мечтать. Скажем, в анкетировании, проведённом в Голландии газетой «Даг», которая пыталась проанализировать уровень информированности населения относительно ислама, приняло участие свыше тысячи пятисот человек. И с этой точки зрения, негативные отзывы об исламе и Коране способствуют лишь укреплению религии. Также, в соответствии с результатами этой анкеты, сообщается, что 98 % принявших в ней участие граждан получили представление о таких важных для мусульман торжественных днях, как месяц Рамазан, Рамазан Байрам и Святая Пятница».

В заключении статьи журналист делает вывод о необходимых для мусульманского общества шагах — тех, которые будут иметь долгосрочный эффект и тех, которые рассчитаны на сиюминутное осуществление. Характерно, что автор побуждает проявить сдержанность в оценках и действиях, пропагандируя принципы толерантности: «Шаги, которые должны быть предприняты, можно разделить на две группы – на долгосрочные и быстродействующие. Что касается последних, то на этом уровне по отношению к фильму Вилдерса необходимо проявить хладнокровие, образовать группы давления, показать компетентность и законопослушность, не предпринимать действий, которые можно расценить в качестве реакционных, а порой, и вовсе избегать столкновений и соблюдать тишину. Потому что отвечать молчанием на выпады собеседника, оставлять без ответа его провокационные умозрительные построения — значит сделать самый сильный ход, который только можно сделать в данной ситуации. Вилдерсу и таким как он (от нас) нужна именно такая реакция, которая последовала в некоторых мусульманских странах, – погромы, дебоши, поджигательство.

В качестве долгосрочных шагов можно подумать о полной реставрации имиджа, новой популяризации или актуализации основ Ислама в Европе, а также о новом самопозиционировании. Мусульмане, проживающие в Европе (их число сегодня колеблется между 20 и 25 миллионами), переходят из статуса эмигрантов в разряд оседлых граждан. Что касается их статусности, то они уже не довольствуются исключительно квалификацией рабочих, а переходят из простых работников в политику, из университетов – в музыку и спорт, то есть во все сферы жизни современного общества. Ощущается насущная необходимость укрепить основы Ислама в Европе».

Таким образом, журналист акцентирует внимание на том, что исламский мир не должен поддаваться на провокацию европейцев. Самым мудрым решением в данной ситуации может стать информирование населения относительно истинных основ ислама и последующее расширение влияния мусульманской религии в европейском регионе.

Карикатурный скандал

Другой важный межкультурный конфликт между Западом и Востоком, который привлёк внимание мировой общественности, — глобальный карикатурный скандал между исламом и европейской культурной традицией, базирующейся на свободе слова. Вспыхнул он в 2005-2006 годах и охватил практически все страны Европы и мусульманского Востока. Поводом для конфликта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в 2005 году в одной из датских газет.

Для того чтобы показать масштабность этого столкновения, необходимо обозначить его хронологию:

2005 год

  • 30 сентября 2005 — в датской газете «Jyllands-Posten» опубликованы карикатуры на пророка Мухаммеда.
  • 8 октября — Исламское общество Дании требует от «Jyllands-Posten» извиниться и убрать иллюстрации.
  • 17 октября — египетская газета «Аль-Фагр» первой в мусульманском мире перепечатала карикатуры, сопроводив заголовком «Насмешка над пророком и его женой» и сдержанным критическим редакционным комментарием, что не привело к каким-либо массовым протестам или акциям.
  • 19 октября — послы 11 мусульманских стран в Дании требуют встречи с премьер-министром Андерсом Фог Расмуссеном, но получают отказ.
  • 27 октября — начато расследование против газеты «Jyllands-Posten» по обвинению в оскорблении религиозных чувств верующих.
  • ноябрь-декабрь — члены делегации имамов Исламского общества Дании посещают ближневосточные государства, чтобы узнать реакцию их руководства на публикацию иллюстраций.
  • ноябрь — ещё одно датское издание «WeekendAvisen» публикует ещё 10 сатирических рисунков с изображением пророка.
  • 6 декабря — на внеочередном саммите глав 57-ми государств Организации Исламской Конференции (включая президента Ирана и короля Саудовской Аравии) представленные датскими имамами карикатуры вызвали скандал, что привело к началу массовых агрессивных акций по всему мусульманскому миру.
  • 7 декабря — забастовки в Пакистане в знак протеста против публикации.
  • 19 декабря — 22 бывших датских посла критикуют премьер-министра страны за отказ встретиться с послами исламских стран в октябре.
  • 29 декабря — Лига Арабских Государств предъявляет резкий протест датскому правительству за то, что то не предпринимает никаких действий[1].

Январь 2006

  • 1 января — датский премьер-министр в своей ежегодной речи заявляет, что в Дании уважают и религиозные верования, и свободу слова.
  • 6 января 2006 — датские власти отказывают в возбуждении уголовного дела, мотивируя свой отказ отсутствием состава преступления в действиях газеты.
  • 10 января — Норвежская газета «Magazinet» перепечатывает рисунки.
  • 26 января — Саудовская Аравия отзывает своего посла из Дании и объявляет бойкот датским товарам.
  • 26 января — Норвежское правительство приносит свои извинения за публикацию рисунков газетой «Magazinet», но указывает, что оно не властно над свободной прессой.
  • 28 января — Кувейт присоединяется к бойкоту.
  • 28 января — Организация Исламская Конференция (ОИК) требует от датского правительства осудить рисунки.
  • 28 января — датский посол в Саудовской Аравии в интервью «American AP-TV» критикует газету «Jyllands-Postens» в недостаточном знании ислама.
  • 29 января — Ливия закрывает своё посольство в Дании. Протесты проходят на территории Палестины. Движения «Исламский джихад» и «Бригады мучеников Аль-Аксы» требуют от всех датчан, норвежцев и шведов покинуть Палестинскую автономию в течение 48 часов. Парламенты Йемена, Бахрейна и Сирии осуждают публикацию карикатур. ОИК предлагает на рассмотрение ООН проект резолюции о запрещении оскорбления религиозных верований. Датский посол в Иордании был вызван на слушание. Президент Афганистана Хамид Карзай назвал публикацию изображений ошибкой и выразил надежду, что это научит СМИ быть более ответственными и уважительными в будущем. Флаг Дании был сожжён в Наблусе и Хевроне в Палестине. Организация Исламской Конференции направила в ООН резолюцию о запрещении атак на религиозные убеждения.
  • 30 января — газета «Jyllands-Posten» публикует на датском и арабском языках свои извинения — не за публикацию карикатур, а за пренебрежение чувствами исламского сообщества. Боевики движения «ФАТХ» окружают представительство Евросоюза в Газе, требуя осудить действия Дании. Бойкот датским товарам объявляет Египет. ЕС заявляет о своей поддержке Дании в отношении бойкота её товаров, который, по мнению ЕС, нарушает правила международной торговли.
  • 31 января — премьер-министр Дании официально отказывается принести извинения перед исламскими странами. Иракская военизированная группировка «Mujahideen Army» призывает к ударам по датским и норвежским объектам. Датский Красный Крест объявляет о планах эвакуации некоторых своих служащих, работающих в Йемене и Cекторе Газа.
  • Январь — февраль — европейские газеты принимают решение продемонстрировать солидарность с датчанами и норвежцами в скандале. Скандальные рисунки публикуют французские газеты «France Soir», «Liberation» и «Le Monde», немецкая «Die Welt», испанская «El Pais», бельгийская «De Standaard», газеты Великобритании, Италии, Иордании, Швейцарии, Новой Зеландии, Норвегии, Нидерландов, Швеции, Польши и другие[2].

Февраль 2006

  • 1 февраля — французская газета France Soir перепечатывает скандальные карикатуры. Владелец газеты увольняет главного редактора.
  • 1 февраля — Лидер чеченских боевиков Шамиль Басаев присоединяется к критике карикатур, называя публикацию «оскорблением мусульман всего мира».
  • 2 февраля — уволен редактор иорданской газеты «al-Shihan», перепечатавшей несколько карикатур на пророка.
  • 3 февраля — общественный скандал перерастает в глобальный политический кризис. После пятничной проповеди жители мусульманских стран выходят на демонстрации под лозунгом «Смерть Дании!». Крупные шествия проходят в Пакистане, Малайзии, Бангладеш, Судане, Иордании, Ливане, Египте и Иране. Протестующие штурмуют датское посольство в Джакарте (Индонезия). Митинги протеста перед посольством Дании в Лондоне. Бельгийские газеты «De Standaard» и «Nieuwsblad» публикуют рисунки.
  • 4 февраля — арестованы редакторы иорданских газет «al-Shihan» и «al-Mehwar», перепечатавших карикатуры. Продолжаются акции протеста в Лондоне. В Дамаске (Сирия) и Бейруте (Ливан) протесты принимают организованную форму — здесь протестующим удаётся поджечь здания посольств Дании и Норвегии. Несколько десятков палестинцев разгромили немецкий культурный центр и попытались ворваться в офис Евросоюза в Газе. Президент Ирана приказывает разорвать торговые отношения с «провинившимися» странами. Президент Афганистана Хамид Карзай называет карикатуры оскорблением мусульман всего мира. Новозеландский ежедневник The Dominion Post публикует рисунки и статью, включающую текст из статьи в Википедии. Польская газета Rzeczpospolita публикует рисунки. Порядка 500 арабов прошли маршем в Назарете в знак солидарности с остальным исламским миром. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявляет, что карикатуры на пророка Мухаммеда — это удар по духовным ценностям ислама.
  • 5 февраля — Премьер-министр Дании Андерс Фог Расмуссен встречается с послами 76 стран, чтобы разъяснить свою позицию: «Датское правительство не может извиняться за действия свободной и независимой газеты… Но наше общество поддерживает взаимную терпимость и уважение… Принцип свободы слова для нас самый важный из принципов». Многотысячная толпа демонстрантов в столице Ливана Бейруте разграбила и сожгла датское консульство.
  • 5 февраля — Соединенные Штаты подвергли критике публикацию в западной прессе карикатур на пророка Мухаммеда. Признавая важность права граждан на свободу прессы, Госдепартамент США отметил, что СМИ должны подходить к публикации своих материалов со всей ответственностью. В заявлении американского внешнеполитического ведомства говорилось, что появившиеся в ряде изданий карикатуры на почитаемого мусульманами пророка «оскорбляют их религиозные чувства». «Разжигание подобным образом религиозной и этнической ненависти неприемлемо», — говорилось в документе.
  • 7 февраля — США меняют свой подход к скандалу — Джордж Буш звонит датскому премьер-министру и выражает ему поддержку и солидарность.
  • 7 февраля — Лондонский проповедник Абу Хамза аль-Масри, член руководства организации «Аль-Мухаджирун», арестованный в мае 2004 года на основании британского закона о борьбе с терроризмом и под давлением США, признан виновным в пропаганде терроризма и насилия, подстрекательстве к убийству иноверцев, разжигании расовой ненависти и хранении литературы экстремистского содержания, но вместо ожидаемого пожизненного заключения приговорён всего к семи годам лишения свободы. Некоторые обозреватели связывают столь мягкое наказание с продолжающимся «карикатурным скандалом» и полагают, что судебная власть решила не провоцировать мусульманскую общину Великобритании.
  • Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад приказывает создать специальную комиссию, которая займётся выработкой экономических санкций в отношении стран, где были напечатаны карикатуры. После этого Иран отзывает послов из этих стран, а популярная иранская газета «Хамшахри» объявляет о проведении конкурса карикатур на тему Холокоста под девизом «Где предел свободы слова на Западе?». Победитель получит денежный приз в размере 12 тыс. долларов. Махмуд Ахмадинежад требует созыва чрезвычайной сессии организации «Исламская конференция» для выработки общего подхода к государствам Европы.
  • 8 февраля — Глава индонезийского МИД Хасан Вираюда заявляет, что правительство Индонезии будет «всегда стоять на страже» интересов Дании в этой стране, несмотря на волну протестов. Тем временем посол Дании в Индонезии уже отправил свою семью и ряд сотрудников в Сингапур, уведомив МИД о временной приостановке работы посольства в столице и закрытии консульства в городе Сурабайя (остров Ява).
  • 9 февраля — Афганское движение «Талибан» предлагает награду в 100 кг золота тому, кто убьёт авторов карикатур на пророка Мухаммеда.
  • 10 февраля — Французский мусульманский совет подаёт в суд на сатирическое издание Charlie Hebdo, опубликовавшее карикатуры на пророка Мухаммеда.
  • 11 февраля — объявлено о временном отзыве датских послов из Сирии, Ирана и Индонезии в связи с невозможностью обеспечить их безопасность.
  • 12 февраля — вандалы осквернили более 25 мусульманских могил на кладбище города Эсбьерг на западе Дании.
  • 14 февраля — в Лахоре (Пакистан) протестующие разгромили офисы американских и других западных фирм, и учреждений. Подожжено здание местного парламента.
  • 14 февраля — Министр иностранных дел Ирана Манучер Моттаки, находящийся с рабочим визитом в Армении, заявил, что Дания должна принести извинения мусульманскому миру за нанесённое оскорбление и подвергнуть уголовному наказанию лиц, причастных к появлению карикатур. Он сказал также, что публикация карикатур «была продуманным и запланированным шагом, направленным на столкновение цивилизаций».
  • 15 февраля — 70 тыс. человек вышли на улицы пакистанского Пешавара. Акция протеста переросла в массовые беспорядки, в ходе которых были зафиксированы нападения на иностранцев.
  • 15 февраля — президент Пакистана Первез Мушарраф, находящийся с визитом в соседнем Афганистане, призвал европейцев и все западные страны осудить публикацию карикатур, подчеркнув, что свобода печати не дает права оскорблять религиозные чувства других народов.
  • 16 февраля — в пакистанском городе Карачи прошла многотысячная демонстрация протеста. Участники акции, организованной суннитским движением «Джават-аль-э-суннат», жгли изображения премьер-министра Дании, датские флаги и скандировали: «Да проклянёт Всевышний того, кто оскорбил пророка!» Все образовательные учреждения и многие магазины в городе по распоряжению властей были закрыты.
  • 17 февраля — Дания временно, «по соображениям безопасности», закрывает своё посольство в Пакистане из-за непрекращающихся демонстраций протеста.
  • 18 февраля — В Нигерии в результате беспорядков погибли по меньшей мере 16 человек. Большинство погибших — местные христиане. В городе Майдугури (север Нигерии) мусульмане подожгли не менее 10 христианских церквей. Беспорядки продолжались несколько часов, пока правоохранительным органам не удалось взять ситуацию в городе под контроль. К подавлению беспорядков была привлечена армия, в провинции Борно введён комендантский час.
  • 18 февраля — В Ливии в ходе беспорядков у итальянского консульства в Бенгази полиция застрелила не менее 11 демонстрантов, 50 человек было ранено. Сотрудники консульства были срочно эвакуированы в Триполи. 19 февраля ливийский лидер Муаммар Каддафи отправил в отставку главу МВД за чрезмерное применение силы при разгоне демонстрации. Похороны погибших переросли в новые беспорядки. Протестующие проникли на территорию итальянского консульства, покинутого сотрудниками. Столкновения с полицейскими прошли в районе городской больницы Бенгази, а также вдоль улицы, ведущей на кладбище, на которой находится и итальянское консульство. Беспорядки у консульства Италии в Бенгази начались после того, как итальянский министр по реформам Роберто Кальдероли, представляющий в правительстве партию «Лига Севера», появился на публике в футболке с изображением карикатуры на пророка Мухаммеда в знак протеста против «неуважения мусульманами западных ценностей». Министр был вынужден покинуть свой пост по требованию главы правительства Италии Сильвио Берлускони, назвавшего подобный поступок недопустимым. Премьер-министр заявил, что действия министра не имеют ничего общего с линией правительства Италии в отношении мусульман. Президент Италии Карло Адзелио Чампи призвал государственных чиновников с ответственностью относиться к собственным поступкам. Требование об отставке Кальдероли поддержали практически все представители как правящего большинства, так и оппозиции, в том числе и руководство «Лиги Севера».
  • 18 февраля — В Вене (Австрия) прошла демонстрация мусульман под лозунгами «Руки прочь от пророка», «Остановить крестовый поход против ислама» и «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — пророк его». Шествие прошло без каких-либо инцидентов. Демонстрантов сопровождали многочисленные силы полиции. В Германии наиболее многочисленная акция, собравшая свыше 2 тыс. человек, прошла в центре Дуйсбурга. Ранее крупные акции протеста мусульман состоялись в Дюссельдорфе, Бонне, Берлине, Касселе и других городах.
  • 18 февраля — Пакистанская полиция провела серию арестов с целью предотвратить запланированные массовые акции протеста. В ночь на пятницу были проведены рейды по штаб-квартирам религиозных партий и домам известных религиозных деятелей. По словам представителя «Муттахида маджлис-е-амаль» (ММА — альянс шести основных религиозных партий страны), были задержаны сотни видных представителей религиозных партий и лидеры ММА. Это, однако, не смогло предотвратить демонстрации протеста, направлявшиеся из центра пакистанской столицы к дипломатическому анклаву, где расположены иностранные дипломатические миссии.
  • 20 февраля — Генеральный прокурор Ирана Горбанали Дорри-Наджафабади заявил, что Иран не будет более терпеть оскорбительных выходок европейских СМИ и в случае новых публикаций карикатур на пророка Мухаммеда инициирует судебное разбирательство.

Март 2006

  • 21 марта — Министр иностранных дел Швеции Лайла Фрейвальдс (Laila Freivalds) ушла в отставку после того, как стало известно, что именно по её требованию был закрыт сайт партии «Шведские демократы», опубликовавший карикатуры на пророка Мухаммеда. Министра обвинили в посягательстве на свободу слова. Сама же она заявляет, что главную свою задачу во время скандала с карикатурами видела в том, чтобы оградить Швецию от волны мусульманских протестов, какая имела место в случае с Данией, и донести до исламских стран информацию о том, что шведское правительство демонстрирует большое уважение к религиозным вопросам.
  • 21 марта — Принц Чарльз, находящийся с визитом в Египте вместе с супругой, выступил в исламском университете Аль-Азар в Каире с речью о взаимопонимании между исламом и христианством, резко раскритиковав публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в западной прессе. По его словам, протесты и насилие, вызванные публикациями, показали, какую опасность представляет проявление неуважения к людям, исповедующим другую религию.

Датский политик мусульманского происхождения Насер Хадер в ответ на скандал основал движение «Умеренные мусульмане». В настоящее время Хадер является депутатом датского парламента.

 Новый виток противостояния

16 февраля 2008 года, пять датских газет вновь опубликовали изображение пророка Мухаммеда с тюрбаном в виде бомбы. Публикация носила явно протестный характер. «Мы поступили так, чтобы показать, что стоит на кону в этом случае, и чтобы выразить нашу однозначную поддержку свободе слова, которую мы как газета всегда будем отстаивать», — написала датская Berlingske Tidende, обьясняя своё решение к публикации данной карикатуры. Карикатуры были опубликованы после того, как стало известно о готовящемся покушении на убийство художника Курта Вестергаарда, автора тех самых 12 карикатур на пророка, которые и стали причиной карикатурного скандала[3].

Тысячи жителей Турции приняли участие в митингах против публикации в Европе карикатур на пророка Мохаммеда. Демонстранты жгли флаги Дании — страны, где впервые были напечатаны карикатуры, а также забросали камнями консульство Франции в Стамбуле.
На Западном берегу Иордана сотни палестинцев вышли на демонстрации после того, как еврейские экстремисты сделали на одной из мечетей оскорбительные надписи.
Глава Лиги арабских государств Амр Мусса призвал Запад и Восток к совместным усилиям, чтобы остановить конфликт вокруг карикатур[4].

Турецкая пресса откликнулась на «карикатурное дело» рядом статей. Несколько из тех, в которых карикатурный скандал рассматривается как повод для рассуждения о кросс-культурных столкновениях, мы попытаемся проанализировать.

Газета «Йени шафак» от 32.02.2006, автор Меликшах Утку, материал «Запад играет с огнём».

Журналист начинает статью рассуждениями о ценностях Запада. Анализируя, приходит к мысли о приоритете двух явлений для западного общества – прогресса и глобализации: «Запад играет с огнём. Запад утверждает, что верит только в две вещи: прогресс и глобализацию. Он считает, что на единственно возможном пути прогресса он справится с диалектикой, конкуренцией, борьбой, столкновениями и войнами. Цель глобализации, в свою очередь, — насаждение веры в то, что правота Запада во всём мире должна признаваться как священная». Демократия и капитализм, по мнению журналиста, не являются для западного человека ценностью, они давно перешли в разряд сугубо прикладных вещей.

Другим важным приоритетом западного мира автор считает индивидуализм: «Если судить по Западу, именно индивидуализм увеличивает благосостояние общества». Однако, как отмечает Меликшах Утку, подобный тип индивидуализма представляет потенциальную опасность для остального мира: «Запад полагает, что всегда будет впереди, и его религия всегда и везде будет иметь силу. Однако тот тип прогресса, который проповедует Запад, нуждается в конфликтной ситуации, — в том, чтобы в мире непременно присутствовала конкуренция. Для того чтобы развиваться, Западу необходим конфликт. Конфликтная обстановка нужна либо внутри – подобная той, что наблюдалась в период Второй Мировой и Холодной войн, либо за границами своей территории —  как в период колониализма. Тезис «столкновение цивилизаций» — тезис, необходимый Западу».

Главный вывод, который делает журналист: успех американской политики заключается в том, что помимо миссии и ценностей у неё всегда есть необходимая питательная среда – мировой конфликт, столкновение цивилизаций. А когда его нет, Запад самостоятельно может его сконструировать. Отталкиваясь от несхожести своих и чужих ценностей, можно создать межкультурное столкновение. Запад давно это осознал, и с успехом осуществляет подобную тактику в азиатском регионе, почва которого идеально подходит для эскалации конфликтов: «Средний Восток, который не без мировой поддержки является генератором кризисов, и исламский мир, к которому традиционно питают ненависть, в этом смысле самые подходящие (для Запада) прикрытия».

Журналист акцентирует внимание на виртуозном выстраивании Западом глобальных межкультурных конфликтов.  Причём даже если допустить, что Запад не является инициатором карикатурного скандала, очевидно, как ловко он может повернуть развитие ситуации в свою пользу: «Мне не столь важно, является или нет сама по себе история с карикатурами, высмеивающими нашего духовного лидера, нашего пророка, их заговором. Но то, как Запад использовал материалы этого скандала, как сумел спровоцировать столкновение и конфликт, не укладывается в голове у человека, который сегодня анализирует повестку дня…»

Завершает автор свой материал достаточно жёстко. Глядя на последние строки статьи, возникает ощущение, что он концентрирует политическую, экономическую, культурную, человеческую составляющие мусульманского мира в мощном ценностном ядре – в понятии ислама – и с азартом противопоставляет его Западу. Кроме того, в качестве безобидной фигуры речи выдаёт тезис о быстром распространении ислама и усилении его позиций на мировой арене: «Запад играет с огнём. Этот процесс доведёт до угрожающего состояния не только те страны и нации, на которых наведен прицел, но также и сам Запад, а впоследствии весь мир. Потому что Запад, глядя на нестабильную ситуацию в исламских странах, на экономическую политику их правительства, считает ислам легкой добычей. Однако нынешний ислам – не тот, что прежде (базирующийся на одной лишь географии). Ислам приблизился к самому сердцу Запада. Задеть за живое ислам означает нанести удар по Западу изнутри».

Другая статья, которая затрагивает тему карикатурного скандала и освещает эту проблему с точки зрения межкультурного взаимодействия Востока и Запада, была опубликована в газете «Радикаль» от 2.02.2006 под названием «Кризис достигает апогея».

Лид статьи выглядит следующим образом:

«Карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в Дании и Норвегии, распространяет французская и немецкая печать. Редакции газет заявляют: « В светском обществе не должно быть религиозных догматов. Есть такое право -оскорблять священные ценности».

Далее следует основная часть:

«Во Франции «France Soir», в Германии «Die Welt» повторно опубликовали карикатуры, мотивируя свой поступок тем, что «в светском государстве необходимо уничтожать религиозные догматы». France Soir, опубликовавшая все двенадцать карикатур в качестве «выражения демократических свобод», Die Welt, которая перепечатала четыре из них, объяснили подобные решения «правом критиковать и оскорблять как демократические свободы, так и религиозные ценности». France Soir, тираж которой в последнее время значительно снизился, вчера объявила: «Да, у нас есть право рисовать карикатуры на Бога» и, засучив рукава, нарисовала карикатуры на Св. Мухаммеда, Св. Иисуса, Св. Моисея и Будду, сидящих на облаках, и напечатала эту картинку на обложке издания. На этом рисунке Св. Иисус обращается к Св. Мухаммеду: «Да что там, Мухаммед. Здесь на всех нас нарисовали карикатуры». Комментарии европейцев по поводу этой ситуации: «Эта религиозная нетерпимость – не шутка и не сатира. А свидетельство того, что в светском государстве можно рисовать карикатуры на Св. Мухаммеда, Св. Иисуса, Св. Моисея, Будду, а также на любые религиозные сюжеты, реализуя тем самым право на свободу самовыражения».

Журналист оставляет эту информацию без комментария, продолжая знакомить читателя с реалиями западного мира:  «Газета «Die Welt», опубликовавшая изображение Пророка с ручной гранатой вместо тюрбана на голове, и с лицом, на котором красуются зелёный месяц и звёздочка, утверждает, что это не приносит никакого вреда: «Демократия – это форма, которая поощряет свободу выражения. На Западе нет права игнорировать сатиру. Зато есть право порицать священные ценности».

Последний подзаголовок материала уже настроен на шуточый лад и, подстраиваясь под стилистику европейских газетчиков, дерзко и неожиданно автор бросает реплику: «Напугал-таки напоминанием о гранате» [видимо, c иронией, направленной теперь уже в отношении европейцев, автор вспоминает созданную ими карикатуру на пророка]. В самом абзаце речь идёт о последствиях карикатурного скандала для Европы, в частности, об «армии моджахедов», активизировавшейся в Ираке, о погромах и многочисленных акциях в европейских странах и даже о реакции на конфликт чеченского лидера Шамиля Басаева.

Выводы, которые мы можем сделать на основе анализа данной публикации:

1). Главное столкновение в деле о карикатурном скандале проходит по линии «религиозные ценности – свобода слова»

2). Во время интервью европейские газетчики раскрыли истинный мотив опубликования карикатур на пророка: «…в светском государстве необходимо уничтожать религиозные догматы». Другими словами, необходимо избавиться от ислама в Европе.

4). Следующим шагом европейской прессы стало опубликование карикатур сразу на нескольких священных фигур мировых религий. Опубликование европейскими газетами карикатур на Иисуса Христа и Святого Моисея с точки зрения восточного общества может быть расценено как свидетельство неполноценности, невежественности и аморальности мира Запада. Европейцы выразили кощунственное отношение к своим собственным духовным и нравственным ориентирам, к своим религии и культуре. И с этой точки зрения данный поворот конфликта вновь может быть рассмотрен с точки зрения Востока как духовная и нравственная победа над Западом.

Подведём итоги анализа публикаций турецкой прессы.

Мы обнаружили, что антитеза Восток-Запад составляет архитектонику большого количества журналистских текстов. С образом Запада связываются следующие ценности: свобода слова, демократия, глобализация, массовая культура, прогресс, и т.д. Важную роль при прочтении этих концептов играет контекст.

Образ Востока на страницах турецкой прессы представляется ещё более неоднозначным, чем образ Запада. Последний показан то как «великая и богатая восточная цивилизация», то как «культура пустыни». Что касается ценностей Востока, то, судя по ряду журналистских текстов, у него их только две: ислам и умеренный ислам.

Последний представляется самым ярким образом статей, освещающих культурную проблематику. Умеренный ислам – олицетворение синтеза восточных и западных ценностей – религии и демократии, строгости и разночтений, ограничений и свобод и т.д. В условиях современной Турции это идеальное решение для претворения в жизнь идеи толерантного имиджа Турции, который не только принесёт популярность стране на международном уровне, но и позволит отстаивать собственные интересы. Доктрина умеренного ислама позволит Турции лавировать между Востоком и Западом (как она всегда это делала) на вполне законных основаниях. В свою очередь, ряд скептически настроенных журналистов предупреждают об опасности: концепция умеренного ислама разработана Америкой и лоббирует интересы исключительно западного общества.

Главное открытие, которое было сделано в процессе анализирования турецкой прессы: подобно отечественным авторам, которые отмечают уникальность России, сочетающей в себе черты Европы и Азией, турецкие журналисты утверждают то же самое относительно Турции. Вывод, к которому они склоняются: скорее всего, Турция – всё же Восток, но только совсем не похожий на Ближний или Средний. Турция – это специфический анатолийский Восток.

В дополнение к анализу статей была совершена попытка изучить механизмы глобальных межкультурных конфликтов, разгоревшихся в начале 21 века между Европой и Азией. Исходя из отражения турецкой периодикой глобальных межкультурных конфликтов между Востоком и Западом, можно подвести следующие итоги:

1). Тема культуры, вопросы межкультурного взаимодействия имеют огромный резонанс в турецком обществе.

2). Турецкая пресса не пыталась спровоцировать своими публикациями оживление общественного мнения, скорее, напротив, стремилась не разжигать в ходе конфликтов межнациональную и межконфессиональную рознь. Пыталась избежать столкновения цивилизаций и разрыва с европейским сообществом. Однако, при всей своей толерантной политике, отреагировала на инциденты достаточно жёстко.

4). Отождествление Геертом Вилдерсом (инициатором одного из кросс-культурных конфликтов) Корана с сочинением Гитлера «Моя борьба» было расценено турецкими журналистами, как провокация. Авторы выразили своё негодование по поводу кощунственных действий европейцев и признали бедой европейского мира подобную форму свободы слова.

Заключение

В результате проделанной работы мы установили, что антитеза «Восток-Запад» составляет архитектонику большого количества журналистских текстов.

Сами по себе понятия «Восток» и «Запад» — некие архетипы, формировавшиеся в сознании человека на протяжении всей истории человеческого общества.   Сегодня, в начале 21 века, мы являемся свидетелями интересного процесса: к устойчивому набору накопившихся за многие века образов, формирующих сущность понятий Восток и Запад, добавляются новые концепты.

Современная турецкая пресса отражает многообразие ценностей и концептов, которые связаны с понятиями «Восток» и «Запад».

С образом Запада турецкие журналисты отождествляют следующие ценности: свободу слова, демократию, глобализацию, массовую культуру, прогресс, и т.д. Важную роль при восприятии этих концептов играет контекст, который может создавать как отрицательные, так и положительные смыслы. 

Образ Востока на страницах турецкой прессы также неоднозначен. Он предстаёт перед нами то как «древняя и богатая восточная цивилизация», то в качестве «культуры пустыни». Что касается ценностей Востока, то, судя по ряду журналистских текстов, у него их только две: ислам и умеренный ислам.

Последний представляется самым ярким образом статей, освещающих культурную проблематику. Умеренный ислам – олицетворение синтеза восточных и западных ценностей: религии и демократии, строгости и разночтений, ограничений и свобод и т.д. В условиях современной Турции это идеальное решение для претворения в жизнь идеи толерантного имиджа страны, который не только принесёт ей популярность на международном уровне, но и позволит отстаивать собственные интересы. Доктрина умеренного ислама позволит Турции лавировать между Востоком и Западом (как она всегда это делала) на вполне законных основаниях. Однако скептически настроенные журналисты предупреждают: концепция умеренного ислама разработана Америкой и лоббирует интересы исключительно западного общества.

Подобно тому, как отечественные авторы выдвигают тезис уникальности России, сочетающей в себе черты Европы и Азии, турецкие журналисты утверждают то же самое относительно Турции. Вывод, к которому они склоняются: скорее всего, Турция – всё же Восток, но только совсем не похожий на Ближний или Средний. Турция – это специфический анатолийский Восток.

В дополнение к анализу статей была совершена попытка изучить механизмы глобальных межкультурных конфликтов, разгоревшихся в начале 21 века между Востоком и Западом. Выводы можно сформулировать следующим образом:

1). Тема культуры, вопросы межкультурного взаимодействия имеют огромный резонанс в турецком обществе.

2). Турецкая пресса не пыталась спровоцировать оживление общественного мнения в связи с конфликтами, скорее, напротив, стремилась не разжигать межнациональную и межконфессиональную рознь во избежание столкновения цивилизаций и разрыва с европейским сообществом.

3). Отождествление Геертом Вилдерсом (инициатором одного из конфликтов) Корана с сочинением Гитлера «Моя борьба» было расценено турецкими журналистами, как провокация. Авторы выразили своё негодование по поводу кощунственных действий европейцев и признали бедой европейского мира подобную форму свободы слова.

[1] Журнал «Эксперт», №6 от 13 февраля 2006 г

[2] Журнал «Эксперт», №6 от 13 февраля 2006 г.

[3] Ислам в XXI в //Полития. 2007, №4

[4] Радио «Свобода», 2008