«CANCEL CULTURE» КАК КОНЦЕПТ / «CANCEL CULTURE» AS A CONCEPT

Арутюнян Элина Гегамовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Arutyunyan Elina Gegamovna

St. Petersburg State University

«Cancel culture» – концепт в современном обществе, характеризующийся не просто публичным отказом от той или иной культурной принадлежности, а дискриминацией свобод и прав человека, относящего к определённой культуре. «Cancel culture» возникает за счет персонификации современных СМИ, где блогеры, журналисты и политики формируют основу общественного мнения в медиа.

“Cancel culture” is a concept in modern society, characterized not simply by a public rejection of one or another cultural affiliation, but by discrimination against the freedoms and rights of a person belonging to a particular culture. “Cancel culture” arises due to the personification of modern media, where bloggers, journalists and politicians form the basis of public opinion in the media.

  1. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта, 2005. – 416 с.; Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Ментальные действия. – М.: Наука, 1993. – 176 с.
  2. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А. П. Бабушкин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. – 103 с.
  3. Борзых Е.А. Понятие концепта в современной лингвистике: определения и структура // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – №2. – С.35-40.
  4. Васильева М.А. Культура отмены в современном обществе // Вести научных достижений. – 2020. – №10. – С. 31-33.
  5. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.
  6. Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. – 2003. – №2. – С. 268-276.
  7. Дашинимаев Г.Ю. Cancel culture как новая социальная реальность // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. – – №1. – С. 19-24.
  8. Зинченко В.П. Миры и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С.15-36.
  9. Лаврентьева Л.Р. Концепт «верность» в языке англосаксонской поэзии VII–XI веков (лингвоэтнический аспект): автореф. дис… канд. филол. наук. – Владивосток, 2006. – 26 с.
  10. Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект пресс, 1998. – 448 с.
  11. Матвеева Д.С. Концепт как единица сознания // Концепт как единица сознания // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – №6. – С. 94-99.
  12. Неретина С.С. Тропы и концепты / С.С. Неретина. – М.: ИФРАН, 1999. – С. 143-152.
  13. Никипорец-Такигава Г. Вторичные заимствования в русском языке XXI века // Integrum: точные методы и гуманитарные науки. – М.: «Летний сад», 2006. – С. 87-10.
  14. Новикова Н.Л., Лебедев А.В. Концепт как ментальная сущность // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. С.164-168.
  15. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты предентных текстов в сознании и дискурсе – М.: Academia, 2000. – С. 115-120.
  16. Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3. С. 34-37.
  17. Судакова О.Н. Семиотическая концептуализация культуры в работах Ю.С. Степанова // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №2. – С.61-64.
  18. Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №2. – С. 70-78.
  19. Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – С. 310-315.
  20. Шапошникова И.В. Системные диахронические изменения лексико-семантического кода английского языка в лингвоэтническом аспекте. Иркутск, 1999. – 243 с.

Концепт, «cancel culture», этногруппы, социальная среда, медиа

Concept, «cancel culture», ethnic groups, social environment, media

Введение

Феномен «cancel culture» стремительно распространился после событий, связанных с принятием решения о проведении специальной военной операции и в контексте вхождения Крыма в 2014 году в состав Российской Федерации. «Cancel culture» – концепт в современном обществе, характеризующийся не просто публичным отказом от той или иной культурной принадлежности, а дискриминацией свобод и прав человека, относящего к определённой культуре[1]. «Cancel culture» возникает за счет персонификации современных СМИ, где блогеры, журналисты, политики и медиаличности формируют основу общественного мнения в онлайн-среде. Данные «новые акторы» в совокупности образуют «новые медиа». В информационной сфере выступают основным механизмом формирования современных социокультурных процессов.

Для того, чтобы проанализировать явление «cancel culture» необходимо обратиться к научным трудам исследователей и раскрыть понятие «концепт», проследить историю возникновения терминологии, а также проанализировать «концепт» в качестве инструмента воздействия на социум.

Исследование научных трудов

Термин «концепт» активно фигурирует как в исследовательских трудах философов, филологов, лингвистов, так и в научно-практической деятельности психологов, социологов, логиков. Учитывая многообразие гуманитарных наук, в которых употребляется термин «концепт» в качестве исследовательского инструмента, данное понятие содержит внелингвистическую интерпретацию упомянутых выше наук[2]. Так, для того, чтобы более точно раскрыть понятие «концепт», необходимо проследить историю возникновения термина, описать, чему посвящена данная дефиниция, а также проанализировать понятие «концепт» в качестве «инструмента» воздействия как на аудиторию, так и на значимые процессы, происходящие в социуме. Изучение понятия «концепт» является одним из значимых исследований в лингвистической науке. Предварительно важно подчеркнуть, что термин «концепт» не содержит однозначного толкования[3].

         Как правило, концепт представляется в качестве алгоритма, в котором выстраивается многообразие подходов к осмыслению определенных культур, например, психологических, исторических, культурологических, логико-семантических, лингвистических и т.д. Исследование термина «концепт» представлено в научных трудах таких теоретиков, как Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, А. Вежбицкая и др.[4]. Характерные подходы, описывающие и рассматривающие концепт с различных научных позиций рассмотрены в публикациях Шапошниковой И.В., Лурье С.В., Борзых Е.А., Судакова О.Н. и др[5].

         Явление «cancel culture» в качестве концепта – это алгоритм современного общества, характеризующийся не просто публичным отказом от той или иной культурной принадлежности, а именно дискриминацией свобод и прав человека, относящего к определённой культуре[6].

         Анализируя необходимую научную литературу, мы пришли к выводу, что не обнаружили достаточное количество работ, в которых исследуется явление «cancel culture» в качестве концепта, однако наиболее приближенный и соответствующий нашей тематике анализ наблюдается в научных публикациях следующих исследователей: Г.Ю. Дашинимаев, Н.А. Купина, А.Ф. Фефелов и др[7].

         Важно отметить, что в нашем исследовании, выдвинутый концепт рассмотрен не только с позиции лигнвокультурологического анализа, но и в качестве восприятия и интерпретации данного термина в российском дискурсе. Для того, чтобы понять значение концепта «cancel culture», необходимо проанализировать лексические составляющие термина. При проведении лингвистического анализа, нами были отобраны трактовки, которые в особенности удовлетворяют целям, поставленным в исследовании.     Так, данная формулировка содержит следующие лексемы: глагол «to cancel» и существительное «culture», при переводе на русский язык первая семантическая единица означает «отменять, отвергать», а вторая – «культура» описывается так: «страна, группа со своими убеждениями» («a country, group, etc. with its own beliefs»)[8]. Интересно, что при переводе целого термина, получаем следующее значение: «способ поведения в обществе или группе, особенно в социальных сетях, при котором принято полностью отвергать и прекращать поддерживать» («cancel culture – a way of behaving in a society or group, especially on social media, in which it is common to completely reject and stop supporting»)[9]. Таким образом, при переводе на русский язык концепт «cancel culture», можно сказать, указывает на отказ общества в целом от той или иной культурной принадлежности.

         Целесообразно более подробно рассмотреть концепт «cancel culture» в рамках российского дискурса в период формирования конфликтного настроения на западном векторе внешней политики в связи со специальной военной операцией на Украине. Однако к данному обсуждению рационально приступить после того, как мы проанализируем точное значение термина «концепт» в рамках данного исследования, а также проследим логическую связь с рассматриваемым выдвинутым явлением «cancel culture».

История западноевропейская

         Ознакомившись со специализированной литературой, определяем, что идея «концепта» изначально прослеживается в учении «концептуалистов», возникшем еще в XII веке. Одним из основателей данного течения является французский философов Пьер Абеляр. Мыслитель полагал, что концепт – это система понятий, складывающаяся в определённую логическую цепь, которая, в свою очередь, зависит от силы сознания индивида[10].

         В данном случае важно отметить, что концепт в философии среднего века ассоциировался больше с устной речью, а не письменной, поэтому «концепт», помимо грамматики, заключал абсолютно все смыслы и оттенки риторики. Например, жестикуляцию говорящего, интонацию, специфику речи и т.д. Следовательно, термин «концепт», с позиции упомянутого выше философского течения, – это уникальный по своему содержанию алгоритм, способный оказывать определенное воздействие на социум, влияя на трансформацию и характерные изменения в поведенческих действиях субъекта, транслируя конкретные значимые установки и предпочтения выступающего, пропагандирующего личные взгляды и позицию[11]. То есть, по сути, Пьер Абеляр рассматривает «концепт» как коммуникацию между людьми с возможностью влияния не только на собеседника, но и на общество в целом.

         Интересно, что более детально учение Пьера Абеляра проанализировала отечественный философ Светлана Сергеевна Неретина в исследовательской работе «Тропы и концепты», опубликованной в 1999 году. Профессор Неретина сопоставляет формирование идеи «концепта» в философии среднего века с определением римского государственного деятеля Аниция Боэция «эквивокация». Термин принято понимать как «равнозначность» или «двусмысленность». Так, Боэций допускал, что обладать эквивокативностью может один и тот же субъект. Однако элемент, который обладает двусмысленностью, недопустимо определить всего одним понятием. Именно данная деталь неточности послужила ключевым мотивом для Пьера Абеляра к введению термина «концепт»[12].

         Продолжая данный анализ, необходимо также упомянуть, что неотъемлемой частью генезиса термина «концепт» является дискуссия, развернувшаяся в XIV веке между двумя направлениями средневековой схоластической философии, а именно среди представителей номинализма и реализма. Повод для полемики возник при выявлении связи между именем, идеей и объектом. Противоречия двух крайних позиций обусловило формирование нового направления в философии как «умеренный номинализм»[13]. Данное философское течение вошло в историю науки и получило название «концептуализм». Таким образом, в средневековом философском учении сформировалось представление «концептов» как имен, отдельных «психологических образований», которые, в свою очередь, нацелены на то, чтобы побуждать у субъекта мыслительный процесс в ходе коммуникации[14]. Следовательно, термин «концепт» у данного философского течения содержит субъективный характер и напрямую связан с личностью индивида.

         Так, на основании вышеизложенного, можно сказать, что термин «концепт» в философском средневековом учении – это коммуникационный алгоритм, содержащий определенный набор понятий, связанных между собой особыми смыслами, оказывающий определенное воздействие на субъект коммуникации. Исходя из данного тезиса, приходим к выводу, что концепт «cancel culture» в данном контексте – это система определенных понятий, присущих индивиду, у которого уже сформировалась конкретная система убеждений, а уровень влияние концепта «cancel culture» зависит от степени сознания личности.

История отечественная

         Рассмотрев историю развития термина «концепт» в средневековой западноевропейской философии, необходимо обратиться к трудам отечественных исследователей для того, чтобы более развернуто проанализировать процесс формирования и эволюцию понятия.

         Процесс становления термина «концепт» в отечественном дискурсе осуществляется путем заимствования данной лексемы. При переводе с латинского языка слова «conceptus», которое происходит от глагола «concipere», обнаруживаем следующее толкование – «понятие, зачатие». Первое упоминание данного термина в отечественных исследованиях наблюдается в трудах российского философа С.А. Аскольдова, который применяет в научной статье «Слово и концепт», опубликованной в 1928 году в журнале «Русская речь»[15]. По мнению ученого, главный и уникальный признак понятия «концепт» – это функция замещения. Именно статья философа С.А. Аскольдова повлияла на развитие концептуально-культурологического направления в отечественной науке. В данном случае следует добавить, что термин длительный период не использовался в российском дискурсе. Однако спустя десятилетия «концепт» активно фигурировал в научных трудах деятелей когнитивной лингвистики, а именно в исследованиях Р.И. Павилениса и М.А. Холодной, которые анализировали подсистемы человеческого знания.

         Восприятие мира осуществляется на протяжении всей жизни индивида. Систематически дополняется новыми знаниями, которые, в свою очередь, преобразовываются в совокупные термины. Подобный комплекс понятий складывается из концептов, поскольку индивид в течение функционирования и коммуникации развивается и действует в рамках концептов, отличительной чертой которых являются определенные признаки и свойства[16].

         В данном случае можно сказать, что концепт «cancel culture» способен оказывать воздействие на индивида, но степень влияния, в свою очередь, зависит от приобретаемых «смыслов» и их значимости непосредственно для самого субъекта. Из раздела также можно выделить, что концепт «cancel culture» – это не временное явление, а процесс, который периодично возникает на фоне происходящих событий в обществе, обычно, в негативном контексте, каждый раз пополняясь новыми «смыслами» и свойствами, а результат воздействия явления «cancel culture» зависит от мировосприятия индивида. Воздействие концепта

При подробном исследовании термина «концепт» определяем, что влияние на какие-либо действия субъекта сопоставляется с иерархией мотивов коллективной активности и в совокупности комбинирует с характерно-мотивационными побуждениями как отдельного субъекта, так и общества в целом. Изучение данного вопроса благоразумно осветить с рассмотрения концепта в совокупности с концептосферой этнокультурной доминанты, которая, в свою очередь, зависит от о информационной конвенции в пределах определенной этнической системы, а также коммуникации как внутри данной структуры, так и за ее пределами[17]. Данное явление связано с тем, что непосредственно этнокультурные доминанты не обозначаются в качестве статичной системы с конкретными свойствами. Однако при любом информационном обмене, рассматриваемом в качестве семиотического процесса, этнокультурная доминанта опирается на конкретное содержание и определенные действия[18].

         Данный вопрос глубоко изучен теоретиком С.В. Лурье, анализирующая конкретные адаптационные модели, сформированные в определенном этносе, а также, что наиболее важно в рамках данного исследования, возникающие внутриэтнические конфликты, по мнению теоретика Лурье, необходимо не только урегулировать этносу, а также выявить, какие факторы повлияли на образование негативных событий в пределах данного этноса[19]. Именно в подобном процессе исследователями изучается лингвосемиотическое представление формирующихся концептосфер.

         Учеными выявлено, что в подобной взаимосвязи возникают общественные институции, предоставляющие этносу конструктивную деятельность. Так, И.В. Шапогинкова утверждает, что данная организация проявляется в лингвосемиотическом анализе, а термин «концепт» выступает в качестве «замещения», то есть маркирует психическую действительность формирования семиотики смыслов[20]. В частности, интеграция концептов в этнокультурную доминанту влияет на образование соединения мотивов, направлений и действий, из которых складываются адаптационно-деятельностные модели особых этнокультурных групп[21].

         В продолжении исследования важно отметить, что концептосферы этнокультурных доминант возникают или наоборот, нейтрализуются, исключительно при происходящих внешних фактов, которые напрямую или косвенно влияют на определенные этносы[22]. Следовательно, необходимо понять, что при аналогичных процессах концепт выступает в роли непосредственного результата интеграции определённых смыслов, то есть термин приобретает форму семиотики в течение институционализации новых смыслов и социальных структур[23]. В связи с этим, социальные институции и возникшие семиотические идеи являются источником формирования новых связей. Именно при данных условиях элементом исследования становится «распределения» новых смыслов в определённых этнокультурных группах, а непосредственно термин «концепт» ученые анализируют по вертикали и горизонтали, то есть в устройстве социальных отношений[24].

         По данной причине при изучении концепта ученые опираются на два весомых аспекта. Во-первых, восприятие появляющихся смыслов, а во-вторых, – творческое воздействие сквозь призму кумулятивной культуры, то есть стабилизирование новых смыслов и образов[25]. Необходимо также учитывать, что наиболее важным фактором для формирования ментальных зон является обмен информацией. Ученые выдвигают тезис, что при упомянутых обстоятельствах рекомендуется минимизировать поток негативно поступающих данных, воздействующих на определенную этнокультуру[26]. Подобные действия, в свою очередь, мотивируют процесс массового институционального протеста относительно внешней неблагоприятной информации. 

         Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, можно прийти к следующему выводу. Концепт – термин, состоящий из сложной неоднородной структуры, складывающийся из совокупности определенных представлений, образов и ассоциативного ряда[27]. Несмотря на многообразие определенных трактовок, исследователи приходят к выводу, что концепт – это относительно ментальная часть, совокупность знаний в сознании субъекта.

В ходе исследования мы также пришли к заключению, что концепт можно рассматривать в качестве инструмента манипулирования социумом, в таком случае анализируется процесс деформации концептосферой этнокультурную доминанту субъекта или общества в целом. Подобные явления наблюдаются на примерах этнокультурных групп, когда в окружающей действительности происходят определённые события, влияющие на сознание субъекта. Негативные факты оказывают воздействия на человека, стирая устоявшиеся принципы и ценности из сознания, в устройстве социальных отношений. Учеными выявлено, что, приданных обстоятельствах, концепт, как инструмент воздействия, передается с помощью информации, получаемой определенной этнокультурологической группой.

         Так как концепт – это термин, структура которого зависит от внешних факторов, приходим к выводу, что в лингвокультурологической науке исследование данной дефиниции является актуальным и требует особого аналитического подхода от научного сообщества.

         Конечно, вышеуказанные тезисы, описывающие термин «концепт», приемлемы и для явления «cancel culture», однако в данном случае необходимо внести определенные дополнения, учитывая, что «cancel culture» получил распространение в социальных сетях. Так, медиа не только стали площадкой для обмена информацией, но и источником для развития отдельных цифровых культур и социальных движений, что, в свою очередь, формирует коллективное сознание. В данном случае важно отметить, что, просматривая тот или иной контент в социальных сетях, субъект больше внимания уделяет именно тому, что соответствует его мировоззрению, в некоторой степени неосознанно игнорируя то, что не совпадает с присущей ему картиной мира. По мере того как мысли и идеи человека синхронизируются с другими опосредованными связями в социальных сетях, становится все сложнее приспосабливать идеи, противоречащие доминирующему идеологическому настрою. То есть, можно сказать, что в какой-то степени, явление «cancel culture» – это спираль, состоящая из мнений и позиций лидеров общества в медиа только с одной стороны, а часть социума, отказывающаяся принимать и анализировать информацию в целом, способствует развитию явления «cancel culture» в обществе[28].  

Заключение  

По результатам работы на основании западноевропейской истории употребления термина концепт, концепт «cancel culture» – это система определенных понятий, присущих индивиду, у которого уже сформировалась конкретная система убеждений, а уровень влияние концепта «cancel culture» зависит от степени сознания личности. С точки зрения отечественной истории употребления термина концепт, «cancel culture» способна оказывать воздействие на индивида, но степень влияния, в свою очередь, зависит от приобретаемых «смыслов» и их значимости непосредственно для самого субъекта. Изучив подходы разных наук к определению концепта, мы можем отметить, что вектор влияния «cancel culture» на субъект напрямую зависит от устоявшейся системы ценностей у личности. Наиболее значимыми структурными составляющими концепта «cancel culture» являются информационное наполнение и историческая составляющая. Концепт «cancel culture» содержит определенную смысловую значимость, которая, в свою очередь, строится исходя из явлений, происходящих в информационно-социальной среде.

 

[1] Дашинимаев Г.Ю. Cancel culture как новая социальная реальность // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. –  2021. – №1. – С. 19-24.

[2] Новикова Н.Л., Лебедев А.В. Концепт как ментальная сущность // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. С.164-168.

[3] Воркачев С.Г. Культурный концепт и значение // Труды Кубанского государственного технологического университета. – 2003. – №2. – С. 268-276.

[4] Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке. – М.: Флинта, 2005. – 416 с.; Арутюнова Н.Д. Логический анализ языка: Ментальные действия. –  М.: Наука, 1993. – 176 с.; Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка [Текст] / А. П. Бабушкин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. – 103 с.; Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.

[5] Шапошникова И.В. Системные диахронические изменения лексико-семантического кода английского языка в лингвоэтническом аспекте. Иркутск, 1999. – 243 с., Лурье С.В. Историческая этнология. – М.: Аспект пресс, 1998. – 448 с.; Борзых Е.А. Понятие концепта в современной лингвистике: определения и структура // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2023. – №2. – С.35-40.; Судакова О.Н. Семиотическая концептуализация культуры в работах Ю.С. Степанова // Вестник СПбГУКИ. – 2017. – №2. – С.61-64.

[6] Васильева М.А. Культура отмены в современном обществе // Вести научных достижений. – 2020. – №10. – С. 31-33.

[7] Дашинимаев Г.Ю. Cancel culture как новая социальная реальность // Вестник Бурятского государственного университета. Серия: Философия. –  2021. – №1. – С. 19-24.; Купина, Н.А. Отмена русской культуры: идеологический маховик в действии // Политическая лингвистика. – 2022. – №5. – С. 82-90.; Фефелов А.Ф. Дискурс вокруг cancel culture как объект лингвокультурного и переводческого анализа: логика против «логики» // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2022. – №1. – С. 126-144.

[8] Hornby, A.S., Gatenby, E.V., Wakefield, H. The Advanced Learner’s Dictionary of Current English. – Oxford University Press. – 2005. – С. 373.

[9] Cambridge Dictionary // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C/%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9/cancel-culture?q=CANCEL+CULTURE

[10] Матвеева Д.С. Концепт как единица сознания // Концепт как единица сознания // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2010. – №6. – С. 94-99.

[11] Суржанская Ю.В. Концепт как философское понятие // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – №2. – С. 70-78.

[12] Неретина С.С. Тропы и концепты / С.С. Неретина. – М.: ИФРАН, 1999. – С. 143-152.

[13] Касьян Л.А. Термин «концепт» в современной лингвистике: различные его толкования // Вестник Югорского государственного университета. – 2010. – №2. – С.50-54.

[14] Ломов А.М. Русский синтаксис в алфавитном порядке: понятийный словарь-справочник / А.М. Ломов. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. – С. 143-152.

[15] Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология. – М.: Языки русской культуры. – 1997. –  С. 267-279.

[16] Самситова, Л. Х. Понятие концепта в лингвокультурологии: история развития, структура, классификация / Л. Х. Самситова, Г. М. Байназарова // Вестник Башкирского университета. – 2014. – № 4. – С. 1373-1378.

[17] Шапошникова И.В. Для чего нам нужны концепты и концептосферы? (Размышления о филогенезе мировоззрения и возможностях его исследования) // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2007. – № 2. – С. 103-106.

[18] См. там же.

[19] Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект пресс, 1998. – С. 349-383.

[20] Шапошникова И.В. Для чего нам нужны концепты и концептосферы? (Размышления о филогенезе мировоззрения и возможностях его исследования) // Вестник Новосибирского государственного университета. – 2007. – № 2. – С. 103-106.

[21] Новикова Н.Л., Лебедев А.В. Концепт как ментальная сущность // Ярославский педагогический вестник. – 2016. – №2. С.164-168.

[22] Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. – 1993. – №1. – С. 3-9.

[23] Зинченко В.П. Миры и структура сознания // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С.15-36.

[24] Лаврентьева Л.Р. Концепт «верность» в языке англосаксонской поэзии VII–XI веков (лингвоэтнический аспект): автореф. дис… канд. филол. наук. – Владивосток, 2006. – 26 с.

[25] Никипорец-Такигава Г. Вторичные заимствования в русском языке XXI века // Integrum: точные методы и гуманитарные науки. – М.: «Летний сад», 2006. – С. 87-10.

[26] Харченко Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – С. 310-315.

[27] Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты предентных текстов в сознании и дискурсе – М.: Academia, 2000. – С. 115-120.

[28] Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 3. С. 34-37.