Альтернативная журналистика в России: история появления, развитие и состояние в настоящий момент времени / Alternative journalism in Russia: the origin, development and current state

Ирина Назарова Валерьевна
Санкт-Петербургский Государственный Университет

Nazarova Irina Valerievna

Saint-Petersburg State University

Данная статья посвящена альтернативным медиа в России, в частности тем, что можно отнести к так называемым «Critical Media», представляющим совершенно другую информацию и мнения, внося разнообразие в невидимую борьбу между изданиями, занимающими прогосударственную, антигосударственную и нейтральную позицию. Зарождение подобных медиа в России, развитие в период Советского Союза, а также их состояние на данный момент времени. В статье мы рассмотрим то, как развивалось данное направление, поговорим о наиболее ярких представителях и их проектах.

This article is devoted to alternative media in Russia, in particular to those that can be attributed to the socalled «Critical Media», representing completely different  information and opinions, adding variety to the invisible struggle between publications that hold a prostate, antistate and neutral position. The emergence of such media in Russia, development during the Soviet Union, as well as their state at this point in time.

In the article, we will look at how this direction developed, talk about the most prominent representatives and their projects.

1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период, 1984.
Нью
Йорк
2. Бодрунова С. С., Распопина А. И. Альтернативный медиапроект:
особенности контента (сравнительный анализ телепроектов журналов
США «
The New Yorker» и «Vice») // Мировые тенденции медиасферы,
2012
. С.177195
3. Большакова А.В. Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального
террора, 19291953 19291953. СПб. : акад. Проект, 2000. 312с /
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная
литература, 2001. С. 4751

4. Гизатуллин Д. Э. К вопросу об определении понятия «персональный
журнализм«/ // Современные тенденции развития науки и технологий,
2016. No75. С. 9394

5. Дмитриев О. А. Понятия «концептосфера», «концепт» и «картина мира» в
альтернативных медиа (на примере освещения ближневосточных
конфликтов на телеканале «АльДжазира»)/ // Известия Уральского
федерального университета, 2019 No 2 (186). С. 8189.

6. Дмитриев О.А. Альтернативные медиа как инструмент изменения
принципов традиционной журналистики/ Известия Уральского
федерального университета, 2017 No 3 (165). С. 7281

7. Еремеева А. Н. История советской научной интеллигенции в текстах
самиздата и тамиздата // Культурная жизнь Юга России. 2009. No 3. С.
5659.

8. Игошина О.А., Носков А.С. Место гонзожурналистики в системе
современных СМИ/ Огарев
Online, 2014
9. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации, 2018

10.Малахова П. Р. Самиздат и его роль в формировании гражданского
общества в СССР/ Гражданский мир гражданская война: осмысление и
прогнозы, 2018

11.Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом 1862.
СПб

12.Раух Дж. Активисты как интерпретирующие сообщества: ритуалы
потребления и взаимодействия в аудитории альтернативных СМИ/ СМИ,
культура и общество, 2007/ С. 9941013

13.Савенко Е. Н. Религиозный самиздат в Сибири в 60е 70е годы ХХ века/
Макушинские чтения, 2006. С. 176179

14.Серебрякова З.О. Проблема доверия современной журналистике: надежда
на деинституциализацию // Вестник Поволжского института управления,
2016. No 3 (54). С. 96102

15.Фукс К. Альтернативные СМИ как Критические СМИ/ // Европейский
журнал социальной теории, 2010 No 13 (2) С. 173192. Электронный
ресурс:
http://www.fuchs.uti.at/wpcontent/uploads/altmedia.pdf
16.Шлосберг А. Н. Начало периодической печати в России/ 1911 г. СПб

17.Эттон Кр. Альтернативные медиа, 2002. Вена
18.Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control In Democratic Societies/
1989
г. Электронный ресурс:
http://library.uniteddiversity.coop/Media_and_Free_Culture/Necessary_Illusio
nsThought_Control_in_Democratic_SocietiesNoam_Chomsky.pdf

 

1. Alekseeva L. M. Historia dissensionis in USSR: periodus novissima, 1984, p. Eboracum Novum

2. Bodrunova S. S., Raspopina A. I. Alternative media exstent: features of content (comparative analysis of TV projects of magazines USA «The New Yorker» et «Vice») // mediarum rerum in mundo 2012.S

3. Bolshakova A.V. Blum A. V. Censura Sovietica in aetate totalis Terror, 1929-1953 1929-1953. SPb. : Acad. Project, 2000.312s / Scientiarum Socialium et Humanarum. Domestica et peregrina Litterae, 2001. P. 47-51

4. Gizatullin D. E. De quaestione definiendi conceptus «personalis» diurnarius «/// trends modernorum in evolutione scientiae et technologiae; 2016. No7-5. P. 93-94

5. Dmitriev O. A. Conceptus «conceptisphaeri», «conceptio» et «imago mundi», in Vel media (exempli gratia, coverage de Medio Oriente conflictus in canali TV «Al-Jazira») / // Izvestiya Uralskogo Universitas Foederalis, MMXIX No 2 (186). S. 81-89.

6. Dmitriev O.A. Alternis instrumentis ut instrumentum mutationis principia diurnarii traditionalis / Izvestiya Uralsky Universitas foederalis, 2017 No 3 (165). P. 72-81

7. Eremeeva A. N. Historia scientiarum Sovieticarum in textibus samizdat et tamizdat // vita culturalis Russiae meridionalis. 2009.No 3.S. DLLIX.

8. Igoshina O.A., Noskov A.S. Locus gonzo diurnariis in systematis modernorum instrumentorum / Ogarev — Online, 2014

9. Kasyanov V.V. Sociologia Missae Communicationis, 2018

10.Malakhova P.R. Samizdat eiusque munus in formatione civili societas in USSR / pax civilis — civile bellum: intellectus et praedicta, 2018

11.Pekarsky P.P. Scientia et litterae in Russia sub Petro Magno MDCCCLXII. SPb*

12 Rauch J. Activists communitates interpretativae: rituales consummatio et commercium in audientia instrumentorum mediorum / mediorum; cultura et societas, 2007 

13. Savenko E. N. Samizdat religiosae in Sibiria in 60s-70 saeculi XX /. Makushinskie lectiones 2006. P. 176-179 .

14. Serebryakova Z.O. Quaestio de fiducia in diurnariis hodiernis: spes ad deinstitutionalem // Bulletin of the Volga Institute of Management, 2016.No 3 (54). P. 96-102

15. Fuchs K. Alternative media as Critical media / // European Acta theoria socialis, 2010 No 13 (2) P. 173-192. Electronic resource: http://www.fuchs.uti.at/wp-content/uploads/altmedia.pdf

16. Shlosberg A. N. Initium periodicorum in Russia / 1911 St

17 Etton Cr. Alternative Media, 2002

18.Chomsky N. Necessariae Illusiones: Cogitatio Imperium In Societates Democraticae / 1989 Electronic resource: http://library.uniteddiversity.coop/Media_et_Free_Culture/Necessaria_Illusio us — Thought_Control_in_Democratic_Societies — Noam_Chomsky.pdf

Рецензия на научную статью Назаровой Ирины Валерьевны

Альтернативная журналистика в России: история появления, развитие и состояние в настоящий момент времени / Alternative journalism in Russia: the origin, development and current state

Как указывает автор, «данная работа посвящена альтернативным медиа в России, в частности тем, что можно отнести к так называемым «Critical Media», представляющим совершенно другую информацию и мнения, внося разнообразие в невидимую борьбу между изданиями, занимающими про-государственную, антигосударственную и нейтральную позицию». Материалом исследования послужили альтернативные издания, опубликованные на территории России и Зарубежных стран, а также независимые интернет-источники. Альтернативные медиа представляют собой прежде всего тему для дискуссий, так как этот продукт формирования и развития медиарынка не был полностью изучен и классифицирован. В работе показан исторический материал, как формировалась теория, подтверждая это практикой. В настоящее время термин альтернативная журналистика пока не вошел в научный оборот, но вероятно, к этому нас подталкивает время и обстоятельства.

Работа соответствует критериям научности и может быть опубликована в журнале «Век информации»

Э. К. Ахматшина, кандидат политических наук, старший преподаватель Кафедры арабской филологии СПбГУ

Альтернативные медиа, ИнтернетСМИ, История журналистики, Журналистика в России

Alternative Media, Internet media, History of journalism, Journalism in Russia

Назарова И.В. Альтернативная журналистика в России: история появления, развитие и состояние в настоящий момент времени // Век информации (Сетевое издание), 2021, Т.5 №4(17) ноябрь 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)9

Nazarova I.V. Alternative journalism in Russia: the origin, development and current state// The Age of Information (Network edition), 2021, Vol.5 No. 4 (17) November 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)9

ВВЕДЕНИЕ

            Люди всё меньше читают печатную периодику, предпочитая ей удобные и оперативные интернет-СМИ. Каждое уважающее себя издание имеет свою онлайн-версию, где порой не просто дублируется материал, но и появляется что-то новое, необходимое для читателя в определённые минуты точной даты. Но в мире, где каждый ищет заговор тяжело создать независимое издание, которое угодило бы всем, подняло бы рейтинги на новый уровень и стало по-настоящему уникальным творением. Создатели альтернативных медиа пошли по другой дороге – делать нечто уникальное, чтобы оно угождало прежде всего автору и не зависело ни от чего.

            Данная работа посвящена альтернативным медиа в России, в частности тем, что можно отнести к так называемым «Critical Media», представляющим совершенно другую информацию и мнения, внося разнообразие в невидимую борьбу между изданиями, занимающими про-государственную, антигосударственную и нейтральную позицию. Зарождение подобных медиа в России, развитие в период Советского Союза, а также их состояние на данный момент времени.

Актуальность темы определяется общественными тенденциями , меняющимся вкусом общества в периодике и развитием Новых Медиа, благодаря общедоступности интернета.

Цель исследования – проанализировать и оценить условия и предпосылки возникновения альтернативной журналистики в России.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • дать определение альтернативным медиа
  • определить основную направленность публикаций
  • проследить развитие медиа и основные принципы их работы
  • изучить персон, стоящих за изданиями
  • ознакомиться с публикациями разных эпох

Объект исследования – различия между массовой журналистикой и альтернативными медиа. Предмет – сложившиеся образы изданий прошедшего и нынешнего времен, их издатели и журналисты, публиковавшиеся там.

Материалом исследования послужили альтернативные издания, опубликованные на территории России и Зарубежных стран, а также независимые интернет-источники.

Теоретической базой исследования послужили научные труды по журналистике, истории следующих авторов: Дмитриев О. А., Большакова А. В., Пекарский П.П., Фукс К., Эттон Кр., Малахова П. Р.; а также англоязычные источники по теме.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

1.1 РАЗВИТИЕ СМИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

 Англоязычный термин «mass media» берет свое начало от латинского слова «medium», означающего «средний». Использование в качестве обозначения для описания и обобщения газет, телевизора, радио и всех прочих коммуникационных каналов появилось предположительно в начале 20-х годов двадцатого века при попытке комплексных анализов журналистских способов донесения и распространения информации. Однако журналистика возникла гораздо раньше, пусть и некоторые формы её существования для современного читателя покажутся чем-то крайне необычным.

Если мы обратимся к истории возникновения СМИ, то будем вынуждены погрузиться в историю развития человечества начиная с знакового информационного общения. Именно оно традиционно считается пражурналистикой. Впоследствии, с возникновением такой формы общественной жизни, как государство, происходит трансформация массово-информационной деятельности, зарождается ораторское искусство. Параллельно получают развитие письменные формы: прокламации, листовки и другие формы, на основе которых формируются жанры публицистики. В это же время появляются «прародители» газет – сводки актуальных материалов, а в качестве прообраза журналиста выступает всадник. Но все эти явления носили спонтанное и ограниченное распространение, обусловленное отсутствием печатной техники. Как следствие, говорить о возникновении журналистики в привычном понимании можно только с момента изобретения книгопечатания, однако утверждать, что журналистика – это только результат технической революции, в корне неверно. Решающим фактором все же являются социально – экономические причины. Формирование рыночных отношений, зарождение международной торговли, возникновение абсолютистских государств, стремительное развитие науки и популяризация культуры, способствовали росту прослойки образованных людей, распространению грамотности. Все это порождает запрос на получение регулярной информации, а, следовательно, способствует становлению и развитию журналистики. Этот процесс находит поддержку в феодально – клерикальных кругах, поскольку их представители, как наиболее просвещенные, осознают всю значимость влияния печатного слова на события в идеологической и политической борьбе.

 Прогрессивные идеологи используют печатные издания для продвижения новых идей и взглядов, тогда как церковь и феодально – монархические силы отстаивают свои привилегии и господство.

Начиная со второй половины XVII века,  в свет выходят периодические издания: журналы и ежедневные газеты. Именно в этот период отмечается некоторое разделение прессы, теперь можно четко выделять событийные, оперативные, аналитические, повременные и иные издания.

Первым российским изданием считаются «Ведомости», вышедшие в свет в 1702 году. Это исключительно политическое государственное издание, которое пропагандировало петровские преобразования. Для журналистики России того времени и почти целое столетие характерен «персональный журнализм, что существенно сказывалось на объеме тиража и ограничивало круг читателей. И только к концу XIX века ситуация меняется, появляется массовая журналистика, активно влияющая на сознание масс.

Существенное влияние на развитие журналистики оказывает изобретение радио, а чуть позднее и появление телевидения. Формируется настоящий медийный «триумвират», который обладает удивительной способностью доводить информацию до огромной аудитории, запрос на которую постоянно растет. Умение работать с информацией и владение ей для развития общества приобретают решающее значение, и никакие общественные потрясения уже не могут на это повлиять.

Как известно из истории нашего государства, правящая партия СССР имела все возможности для цензурирования медиапространства, предотвращения распространения инакомыслия, то есть возникновение альтернативных медиа как таковых было почти невозможно. Однако, удивительным является тот факт, что большtвистские издания (пока они не стали напрямую представлять государственную политику, т.е. до революции 17-го года) можно было отнести к альтернативным изданиям по нескольким признакам: они появились в результате социального неравенства, критическое восприятия «царизма», также большевики представляли одно из меньшинств (не стоит забывать, что на даже первом Съезде Советов летом 17-го года большевики собрали только 12% голосов и только после этого их влияние уже начинает распространяться). Так, еще в В 80-х гг. 19-го века с возникновением русской социал-демократии и развитием рабочего движения, были сделаны первые попытки создать бесцензурную социал-демократическую рабочую печать в России (газета «Рабочий» группы Благоева, 1885, Петербург, «Санкт-Петербургский рабочий листок», 1897, и др.). В. И. Ленин (в 1914) назвал эти издания «…прямыми и непосредственными предшественниками теперешней рабочей печати…». После, в 1900 Ленин издает газету «Искра», которая стала первым общерусским нелегальным изданием, ставшим идейным, организационным центром революционеров.

Знаменательной вехой для русской журналистики становится апрель 1917. Именно 27 апреля 2017 вышло в свет постановление «Об учреждениях по делам печати», на государственном уровне закрепившее беспрепятственный выпуск и распространение печатных изданий любых направлений. Также был создано библиографическое учреждение, получившее название Книжная Палата, регулировавшая выпуск печатной продукции.

Но свобода и плюрализм процветали недолго – октябрьский декрет  «О печати» этого же года, запрещающий издания, призывающие к преступлениям, открытому неповиновению правительству рабочих и крестьян, а также «сеющие смуту  путем  явно клеветнического извращения факт. Таким образом, власть, осознавая путь, который прошли большевистские издания,  предпринимает первые попытки по контролю мнений и, конечно же, медиа.

Еще одним шагом на пути к полному контролю мыслей стало формирование двух рейсов «Философских пароходов». Его пассажирами стали интеллигенты, участники общественного Всероссийского комитета помощи голодающим (ВКПГ или Помгол) .Преподаватели вузов и школ также вошли в Помгол, что представляло угрозу для большевиков – инакомыслие пугало, но еще больше ужасало то, что подобные мысли могут лечь и в головы студентов. Тогда Совнарком утверждает «Положение о вузах», которое лишало университеты и институты автономии, позволяя большевикам назначать нужных людей на высшие руководящие должности.

На мой взгляд, именно то, что старую интеллигенцию выслали за границу страны, довольно сильно отразилось на независимой журналистике того времени – потенциальные издатели, журналисты и новые лидеры не имели возможности оказывать должное влияние, что затормозило создание достойной медийной оппозиции большевикам.

В условиях диктатуры всегда найдется тот, кто захочет бороться. В контексте 20-го века, альтернативные медиа прежде всего выступали в качестве новой (а часто и противоположной) точки зрения на те или иные события и факты. Однако жесткая цензура приводит к подпольному созданию и распространению проектов, объединяет меньшинства в своей борьбе, позволяя чтецам самим создавать материал. Появляется самиздат – идеальный образец АМ, сложившийся в довольно жестких условиях «социалистического медиарынка». Но как и любое историческое явление, это всего лишь следствие определённых процессов, происходивших в обществе. Жажда «воздуха свободы» диктует новые запросы.

Так, Касьянов В. В. выделяет  следующие необходимые условия для появления и распространения альтернативных медиа:

  1. социальное неравенство, наличие в обществе групп, регулярно подвергающихся дискриминации;
  2. культурная неоднородность современных обществ, противоречивость ценностных и мировоззренческих ориентиров, наличие разнообразных субкультур;
  3. утверждение демократических ценностей, способствующее всё большему расширению прав и свобод человека, осознание многими группами ограничения своих прав и необходимости их отстаивать;
  4. критическое восприятие частью общественности современных официальных («мейнстримных») СМИ как «рупора» политического истеблишмента и крупных, корпораций;
  5. совершенствование коммуникационных технологий, обеспечивающих активным гражданам возможность создавать собственные СМИ или некие их аналоги;

            Данные черты не являются исключительными только для российских СМИ, а также характерны и для мировой журналистики.

1.2. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ МЕДИА

            Альтернативные медиа (далее АМ, АЖ) представляют собой прежде всего тему для дискуссий, так как этот продукт формирования и развития медиарынка не был полностью изучен и классифицирован. Первые попытки выделить и обобщить предпринял Ноам Хомски в книге «Необходимые иллюзии: контроль над мыслями в демократических общества». Там он дает следующее определение альтернативным медиа — это те СМИ, которые не отражают точку зрения корпораций и/или государственных структур. Также в одном из интервью в 2015 году Хомски заявляет, что «альтернативная модель является общественной поддержкой наиболее широкому кругу информации и анализа. Она… должна являться основной частью функционирующей демократии». В российской практике подобные проекты принято называть «самиздатом». Также Хомский предлагает свои критерии для определения степени альтернативности того или иного СМИ. Среди них прежде всего фигурируют форма собственности медиа, источники финансирования, источники информации, идеология.

Однако другой исследователь, Кристиан Фукс, неразрывно связывает альтернативные и критические медиа в своей статье, где в первую очередь противопоставляет масс-медиа и альт-медиа, говоря о том, что критические медиа в первую очередь характеризуются оппозиционным (по отношению к главенствующей культуре в широких и узких смыслах термина одновременно) содержанием и формой. Таким образом, на страницах подобных изданий существует контринформация и контргегемония, они отражают мнение и позиции различных угнетаемых меньшинств. Автор заявляет, что критический контент СМИ показывает подавленные возможности существования, антагонизмы реальности, потенциалы перемен. Он ставит под вопрос господство, выражает точки зрения угнетенных групп и отдельных лиц и выступает за развитие кооперативного общества [15].

Также Фукс утверждает, что для того, чтобы издание можно было отнести к АМ, они должны обладать четырьмя свойствами:

  • аудитория должна быть вовлечена в создание материала, выпускаемого альтернативными СМИ
  • инфоповоды не совпадают с мейнстримными, используемыми в массовых медиа
  • наличие перспективы, отличной от точки зрения государства и крупных корпораций
  • Четвертое свойство состоит в том, что альтернативные СМИ должны «устанавливать разные типы отношений с рынком и / или государством»

            Такой акцент на процессе исключает многие оппозиционные СМИ, которые задействуют более профессиональные, рациональные способы. Такие журналы, как New Internationalist (тираж более 70 000 экземпляров, крупнейшее левое издание в Великобритании), Le Monde Diplomatique (вероятно, самое важное альтернативное издание с точки зрения глобального охвата и тиража), Z Magazine, «Переосмысление марксизма», «Исторический материализм», «Ежемесячный обзор» или «Новое левое обозрение», безусловно содержат критический контент, но у них есть сформированные профессиональные редакционные группы. Поэтому не все граждане могут легко стать автором, что противоречит одному из заданных параметров. Но поскольку такие оппозиционные СМИ имеют политическое значение для левых (то есть, меньшинств), они будет ошибкой исключать их из категории альтернативных СМИ только потому, что они не имеют самостоятельно организованных производственных структур. Лучше различать разные альтернативные медиастратегии, которые могут подходить к разным современным контекстам.

Еще одно произвольное разграничение подходов приводит Дженнифер Раух в статье 2007-го года [12]. Она выделяет в АМ прежде всего: альтернативный контент, передача информации по альтернативным каналам, получение информации из альтернативных источников, использование альтернативных значений.

На данный момент времени наиболее популярной и вписывающейся в контекст современной реальности масштабной работой, описывающей альтернативные медиа, является одноименная книга Криса Эттона [17], вышедшая в 2002 году. В ней он выделяет следующие признаки для охарактеризования АМ:

  • активистский характер написанных текстов и как следствие – размытие границ между журналистами и целевой аудиторией и альтернативное устройство редакции
  • несовпадение инфоповодов с мейнстримными медиа
  • непринадлежность к госструктурам и медиакорпорациям
  •  отсутствие стремления получения коммерческой выгоды (проще говоря, окупаемости).

Также, согласно книге Эттона [17] АЖ исходит из неудовлетворенности не только основным освещением определенных вопросов, но и эпистемологией новостей. Его критика подчеркивает альтернативы условность источников новостей и репрезентации; перевернутая пирамида новостных текстов; иерархическая капитализированная экономика коммерческой журналистики; профессиональные, элитарные основы журналистики как практики; профессиональная норма объективности; и подчиненная роль аудитории как приемника.

Стоит также упомянуть, что во время изучения данной темы мне многократно встречалось данное мнение: АМ не только позволяют участвовать, но и облегчают сам процесс для сообщества, как в создании контента, так и в организации. Поэтому, к альтернативным изданиям можно отнести так называемую гражданскую журналистику (далее ГЖ), в частности такой феномен, как блогосфера.

Так как четкое понятие в мировой практике всё ещё отсутствует из-за недостаточной изученности темы в научной среде, то необходимо вычленить общие признаки альтернативных медиа для дальнейшего анализа:

  1. Все авторы говорят о инфоповодах, отличных от тех, что упоминается в массмедиа.
  2. Независимость от государства и различных медиакорпораций.
  3. Оппозиция большинству, представление интересов угнетаемых малых групп
  4. Часто – легко вовлекаемая в написание материалов небольшая аудитория, состоящая из единомышленников

Пятым признаком можно заявить отсутствие табу на обсценную и грубую лексику. К такому выводу приходят Бодрунова С. С. и Распопина А. И. в статье «Альтернативный медиапроект…», опубликованной в сборнике статей «Мировые тенденции медиасферы» от 2012 года [2]. Также существует ряд выявленных особенностей – так, например, активно используется сленг. Это объясняется тем, что тексты в альтернативных медиа в первую очередь предназначены для тех, чей культурный багаж и бэкграунд приближен к авторскому. Авторы исследования также подтверждают гипотезу, высказанную Кристианом Фуксом об отличии формы АМ, – внешний облик медиа, а также различные изображения, задействованные в контенте, как статичные, так и динамичные, формируется с помощью провокационных и иногда даже неприемлемых для классической журналистики материалов.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что развитие альтернативных медиа предполагает изложение материала в более свободном, разноформатном стиле. Каждое издание характеризуется своим индивидуальным видением картины мира. Чаще всего материалы имеют некую индивидуальность, которая продиктована эмоциональной авторской позицией. Именно поэтому одной из задач, которую предполагается решить в ходе проведения дальнейшего исследования, является изучение развития и трансформации традиционных принципов в современных условиях.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОССИЙСКИХ СМИ В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕН

2.1 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СМИ ВРЕМЕН СССР: САМИЗДАТ И ТАМИЗДАТ

            Прежде всего самиздат должен был удовлетворить одну из базовых потребностей гражданского в получении информации. Так как государство не просто пыталось установить монополию мнений, журналистики, но и удачно с этим справлялось, появилась не только необходимость в новом источнике информации, новом мнении, но и возможность саморазвития, пусть и не вполне легального, с помощью самовыражения. Самиздат в СССР являл собой не только отдых для сознания граждан от государственной пропаганды, помощника в выработке новых общественных идей, но и новый вид журналистики в рамках истории отечественных медиа – альтернативные СМИ, освещавшие самые разные области жизни населения, даже самые спорные, иногда и вовсе запрещенные.

            Даже на данный момент времени положение церкви во времена СССР все еще является прекрасным предметом для дискуссий. Цензурные запреты, критически маленькое количество религиозной литературы привело верующих к простому решению – молитвы перепечатывали, распространяли наряду со статьями известных религиозных писателей. В информационном отчете Уполномоченного Совета по делам религий по Алтайскому краю за 1970 г. сообщалось о хождении среди некоторых священников машинописных экземпляров «подстрекательских произведений» А.Э. Левитина-Краснова «Господин Искариотов», «Плененная церковь» и «Топот медный».

            Протестанты оказались в наименее выгодном положении – их сравняли с сектами. Поэтому самиздат был не только способом тиражирования религиозных текстов, но и шансом на спасение.

Развитие церковного самиздата дошло до того, что с середины шестидесятых годов в различных частях Сибири создавались подпольные типографии. Так, в ноябре 1970 г. в Новосибирске было обнаружено более 100 самиздатовских брошюр, являвшихся программными документами церкви «Свидетели Иеговы» [13]. А это происходило в далекой Сибири. В этот момент в центральных городах РСФСР развивался преимущественно политический самиздат, как оппозиция действующей власти [10].

            Если обратиться к характеристикам, выведенным в первой главе, то удастся выявить, что самиздат действительно полностью подходит под описание альтернативных медиа.

  • Во-первых, самиздат действительно был независим от государства и различных медиакорпораций, иногда даже противостоял им (политические газеты в частности) Также, в нем не было рекламы, что тоже является признаком альтернативной журналистики.
  • Во-вторых, каждый читатель при желании мог стать автором, не было четкой редакционной иерархии, а некоторые исследователи считают, что самиздат – только та печатная продукция, которая перепечатывалась, редактировалась, создавалась самими же читателями, а не определенной группой.
  • Инфоповоды действительно чаще всего отличались от тех, на которые обращали внимание проправительственные организации.
  • Самиздат испытывал проблемы с распространением, в отличие от официальных медиа. Поэтому, аудитория его действительно была меньше, чем та, которая слушала голоса госаппарата.

Самиздат как явление появился приблизительно в начале середины 60-х годов прошлого века. Согласно Холодилину М. В. задача стихийно возникающего самиздата – заполнить «информационный вакуум», появившийся в условиях недостатка необходимой информации, а также гнета цензуры. Нельзя отрицать и тот факт, что это была последняя возможность действовать и распространять свои взгляды у диссидентов. В Союзе прошло несколько задержаний авторов, арестов, которые привели к первому послевоенному митингу, участники которого требовали обеспечение гласности. Но как это часто бывает, авторитарная власть не любит слушать народ, который что-либо требует. В ситуации безвыходности и в надежде на новую «оттепель», — должно же это все когда-то закончиться.

Первое, что придумывает и создает оппозиция – бюллетень «Хроника Текущих Событий», выпускавшаяся с перерывами в течение 15 лет, с 1968 по 1983 гг. Редактором стала Наталья Горбаневская. В бюллетенях публиковали различные информационные заметки, придерживаясь основных рубрик: Нет политическим репрессиям, Право исповедовать религию, Вести из лагерей, тематическая колонка – Новости самиздата (о новых изданиях). Удивительным фактом является то, что несмотря на раздробленность взглядов, мнений, политических идеологий и взглядов, работали все-таки сообща, стремясь к общей цели – свободе голоса.

После начала «перестройки» Горбачева и провозглашения «гласности» количество продукции самиздата увеличилась в несколько раз. К концу 80-ых годов двадцатого века формы самиздата в СССР распределились в следующем процентном соотношении: 75% — общественно-политические издания (примерно половина из них — демократические). 25% — религиозно-философские, художественные, эротические и прочие.

Что касается общественно-политических изданий, то подпольную деятельность вели издания, придерживавшиеся разных политический взглядов. Для упрощения представляю таблицу с составом самиздата самой множественной группой – демократами.

Радикально-демократические и жестко оппозиционные

Либерально-демократические

Социал-демократы

Пацифистские

Зелёные

Национал-демократические

Хроника, Гласность, Референдум, Свободное слово

Панорама, Гражданин

Марксист, Община, Диалог

Вахта мира

Экологический вестник

издания народных фронтов (Эстони, Латвия и др.)

Таблица 1. Самиздат демократов

Оставшуюся часть общественно-политических изданий представляли:

  • Радикально-националистические издания: «Русский вестник», «Память»;
  • Консервативно-монархические издания: Престол, Двуглавый орел, Гражданин империи;
  • Ортодоксально-коммунистические (сталинистские) издания: Газета «Единство»;

Тамиздат представляет собой тот же самиздат, только с единственным отличием – печатная продукция издавалась за границами Советского Союза.

Журнал «Континент» основан в Париже в 1974 году, как антикоммунистический орган «свободной» русской мысли. В разные годы в парижском “Континенте” публиковались прозаики В.Аксенов, В.Войнович, Ф. Горенштейн, С. Довлатов, поэты Д. Бобышев, И. Бродский, Н. Горбаневская, публицисты, правозащитники, критики, мемуаристы А. Зиновьев, Э. Кузнецов, А. Солженицын и другие. В мемориальном отделе впервые были опубликованы письма Б. Пастернака, миниатюры В. Розанова, заметки А. Тарковского, сочинения и письма Н. Бердяева и Л. Шестова. 4 принципа были сформированы в издании, которые также позволяют подтвердить идею о том, что тамиздат и самиздат являют собой почти идеальный образец АМ:

  • безусловный религиозный идеализм
  • безусловный антитоталитаризм;
  • безусловный демократизм;
  • безусловная беспартийность;

            Получилось так, что правительство не только настроило против себя оставшуюся интеллигенцию, но и заставила ее «сбиваться в кучки», тем самым породив самиздат и тамиздат. На данный момент некоторые печатные материалы находятся в свободном доступе в интернете. Так, например, на сайте Центра Андрея Белого представлен электронный архив – все номера журнала «Часы», номера журналов «Архив», «37», «Сумерки», «Красный щедринец», а также сборник манифестов режиссерского театра и литературная энциклопедия, посвященная самиздату 50-80-х гг. под общей редакцией Д. Северюхина.

            Как уже упоминалось ранее, самиздат прежде всего представлял собой альтернативную точку зрения, доносил отличное мнение от принятого. Власть же продолжала подавлять инакомыслие и попытки реализоваться тех писателей, которые ее не устраивали. Так в 1965 за попытку опубликовать свои произведения заграницей под псевдонимами были арестованы московские писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль. В результате 5 декабря 1965 г. на Пушкинской площади в Москве произошла первая за время существования советской власти демонстрация под правозащитными лозунгами. Собравшиеся требовали уважать Советскую Конституцию и гласности суда над литераторами. Приговор спорный, но даже победный – писателей лишь посадили, отказавшись от возможности расстрела за антисоветизм. Важным следствием этого суда стало появление новой формы существования самиздата – появился сборник «Белая книга», включавший в себя запись судебного заседания, газетные статьи о «деле» писателей и — письма в их защиту. На данный момент известно 22 таких письма [1].

            «Белая книга» положила начало новому жанру самиздатской правозащитной литературы — документальным сборникам о политических процессах. У правозащитников скапливалось большое количество материалов о политических преследованиях, борьбе за различные человеческие права, из которых и формировали правозащитные издания. Активисты брали на себя сложные задачи – передача, по меркам власти, «антисоветской» информации, организация несогласных, а также непосредственная борьба – правозащитники направляли письма в международные организации, отправляли заявления для иностранной прессы и многое другое.

            Ситуация значительно меняется в 1987 году, когда люди, осужденные за самиздат, вышли на свободу в числе других политзаключенных. Неподцензурная печать перестала быть подсудным делом, что привело к постепенному улучшению качества самиздата (теперь копировать и распространять было гораздо легче благодаря техническим возможностям), а также к резкому количественному скачку неофициальных изданий: 250 наименований в 1988, более 900 в 1989, более 1600 в 1990. Но уже в 1991 году число изданий резко упало – отсутствие денежной поддержки от государства и общий кризис сделал работу медиа крайне сложной – выжили те, что нашли инвесторов, либо стали представлять государственную точку зрения. Альтернативные СМИ преображаются.

2.2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СМИ ПОСЛЕ РАЗВАЛА СССР

            Альтернативные СМИ начала нулевых до активного использования изданиями интернет-платформ практически не представляется возможным – печатные выпуски трудно найти, а онлайн-версий просто не существует. Поэтому далее я привожу анализ некоторых особенно интересных альтернативных медиа, чьи публикации существуют на просторах сети.

            13 мая 2016 года свою деятельность начал «нерегулярный интернет-вестник потаенной красоты и мудрости со всего мира», «Крот». Основателем сайта стал Феликс Сандалов, бывший редактор печатной «Афиши», сотрудник РИА Новостей, главный редактор «Инде». Издание существует по модели вебзин, самиздатовский журнал в интернете, то есть редкие по времени, но объемные по сути публикации. Для начала, необходимо проверить совпадение с характеристиками, выделенными в первой главе:

  1. «Крот» является частным проектом, разработанным группой энтузиастов.
  2. Отсутствие рекламы в целом.
  3. Феликс Сандалов считает, что лучшее определение на данный момент – «панк-журналистика», что уже являет собой субкультурную журналистика.
  4. «Крот» — издание довольно специфичное для сегодняшнего времени, что не привлекает к нему большую аудиторию.
  5. Любой человек может стать автором текста – достаточно написать на контактную почту в разделе сайта «О нас».

Если вспомнить то, что было указано также выше относительно лексики, то тут только частичное попадание, использование низкоуровневой лексики скорее исключение, чем правило написание текстов. Однако, пока классическая журналистика пытается подать аудитории, чей темп жизни ускорился в несколько раз, удобные короткие материалы, авторы «Крота» определенно тяготеют к длинным «полотнищам».
На данный момент, «Крот» на мой взгляд, является единственным действующим альтернативным медиа. Однако, не первым.

Вписывается в систему фильтров по Хомскому и проект Юрия Грымова «Fакел» — журнал «для тех, кому больше всех надо», просуществовавший с 2001 по 2004 года на спонсорские средства.

В издании пропагандировался постмодернизм и набирающая силу сетевая культура, уделяя внимание всем формам актуального искусства.

Еще одним альтернативным медиа можно знавать «Moulin Rouge» – эксперимент С. С. Родионова на поле гонзо-журналистики, это первый политический глянец России. Именно издатель настоял на том, что рекламы в глянце не будет вообще. Однако, отпускная цена на момент 2007 года составляла ровно 1500 рублей.

Изюминкой АМ стали публикации «стебных» монтажей, наукообразные профайлы с политическими деятелями с эротическим оформлением, публиковали комиксы. Впервые был проанализирован мутагенез «гламурного фашиста». В 2004-2005 годах был заключен договор о сотрудничестве с журналом Max и в тот момент издание носило двойное название Moulin Rouge/Max. Но на момент 2006-го года, издание снова становится самостоятельным и меняет слоган: «Мужской журнал нетрадиционной политической ориентации». В логотип вписана еще одна строчка, поясняющая направленность журнала: «Политика в глянце». И это при том, что иллюстративный ряд издания – большое количество фотографий женщин разной степени обнаженности. Однако, стоит отметить, что, судя по всему, авторский проект частично удался, — Moulin Rouge коллекционировал Генри Риммер, глава FHM International.

            Как стало видно из анализа альтернативных СМИ со времен жесткого цензурирования в Советском Союзе и развития самиздата и до настоящего времени, АМ всё ещё существуют в медиасфере на данный момент, хотя триггер, породивший их, уже пропал, как таковой. Вполне возможно, что в дальнейшем альтернативные издания претерпят серьезные изменения, которые позволят провести более качественную научную работу. А возможно, их рост начнет набирать темпы в ближайшее время.

            Однако, учитывая наличие рыночной экономики и её влияние, подобным изданиям будет крайне сложно завоевать мировую аудиторию, однако, они в это и не нуждаются – проект ради идеи и обмена информацией с единомышленниками. В целом, ранее АМ представляли собой в первую очередь борьбу с коммунистическим правительством, с авторитаризмом, теперь же это больше напоминает развлечение для разума, которое могут найти только заинтересованные в теме люди. Вполне возможно, что в будущем именно альтернативные медиа будут представлять собой остатки «выживших» печатных изданий, которые будут покупать не столько ради чтения (тексты скорее всего будут размещаться на интернет-платформах, дарующих создателям бескрайние просторы для творчества), а для коллекционирования и поддержки деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе написания работы мной предпринята попытка провести систематизацию социальных и политических явлений, которые формируют предпосылки возникновения альтернативных СМИ, с учетом исторических аспектов. Рассмотрено влияние новых  цифровых технологий на масс-медиа.

Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:

  • дано определение альтернативным медиа
  • определена основная направленность публикаций
  • прослежено развитие медиа и обозначены основные принципы их работы
  • произошло ознакомление с публикациями разных эпох

Результатом решения задач стало сформировавшееся утверждение, что предшественники альтернативных СМИ получили свою  «путевку в жизнь» в первую очередь благодаря политической борьбе, а прототипом стала оппозиционная пресса эпохи буржуазно-демократических революций. В ходе эволюции рабочего класса, возникновения профсоюзов, происходит и массовое развитие альтернативных медиа. В основном они отражали точку зрения оппозиционных сил, пропагандировали новую идеологию, работали на привлечение сторонников, укрепляли групповую сплоченность.

Сегодня спектр альтернативных изданий несколько расширился и уже затрагивает не только политическую сферу, но и культуру, экономику, науку. Развитие общества диктует пересмотр культурных ценностей, способствует формированию новых групп и различных течений, создает почву для дискуссий. Большое влияние приобретает гражданская инициатива. Именно альтернативные СМИ позволяют донести иное мнение до масс.

Несмотря, казалось бы, на первый взгляд, конфликтный характер таких СМИ, они, тем не менее, способствуют коммуникации, поскольку не преследуют никакой коммерческой выгоды. Как правило, это коллективы единомышленников, которые чаще всего работают на безвозмездной основе. Отправной точкой их деятельности является доступ к интересующей информации и свобода ее распространения. У любого читателя, слушателя, зрителя сохраняется возможность принять или не принять высказанную точку зрения и даже получить возможность обнародовать свое видение вопроса. Такая интерактивность оказывает взаимное влияние.

Вопрос об альтернативности СМИ остается открытым для дискуссии и является предметом для дальнейшего научного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: новейший период, 1984. Нью-Йорк
  2. Бодрунова С. С., Распопина А. И. Альтернативный медиапроект: особенности контента (сравнительный анализ телепроектов журналов США «The New Yorker» и «Vice») // Мировые тенденции медиасферы, 2012. С.177-195
  3. Большакова А.В. Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора, 1929-1953 1929-1953. СПб. : акад. Проект, 2000. 312с / Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература, 2001. С. 47-51
  4. Гизатуллин Д. Э. К вопросу об определении понятия «персональный журнализм»/ // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. №7-5. С. 93-94
  5. Дмитриев О. А. Понятия «концептосфера», «концепт» и «картина мира» в альтернативных медиа (на примере освещения ближневосточных конфликтов на телеканале «Аль-Джазира»)/ // Известия Уральского федерального университета, 2019 № 2 (186). С. 81-89.
  6. Дмитриев О.А. Альтернативные медиа как инструмент изменения принципов традиционной журналистики/ Известия Уральского федерального университета, 2017 № 3 (165). С. 72-81
  7. Еремеева А. Н. История советской научной интеллигенции в текстах самиздата и тамиздата // Культурная жизнь Юга России. 2009. № 3. С. 5659.
  8. Игошина О.А., Носков А.С. Место гонзо-журналистики в системе современных СМИ/ Огарев-Online, 2014
  9. Касьянов В.В. Социология массовой коммуникации, 2018
  10. Малахова П. Р. Самиздат и его роль в формировании гражданского общества в СССР/ Гражданский мир — гражданская война: осмысление и прогнозы, 2018
  11. Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом 1862. СПб
  12. Раух Дж. Активисты как интерпретирующие сообщества: ритуалы потребления и взаимодействия в аудитории альтернативных СМИ/ СМИ, культура и общество, 2007/ С. 994–1013
  13. Савенко Е. Н. Религиозный самиздат в Сибири в 60-е -70-е годы ХХ века/ Макушинские чтения, 2006. С. 176-179
  14. Серебрякова З.О. Проблема доверия современной журналистике: надежда на деинституциализацию // Вестник Поволжского института управления, 2016. № 3 (54). С. 96-102
  15. Фукс К. Альтернативные СМИ как Критические СМИ/ // Европейский журнал социальной теории, 2010 № 13 (2) С. 173-192. Электронный ресурс: http://www.fuchs.uti.at/wp-content/uploads/altmedia.pdf
  16. Шлосберг А. Н. Начало периодической печати в России/ 1911 г. СПб
  17. Эттон Кр. Альтернативные медиа, Вена
  18. Chomsky N. Necessary Illusions: Thought Control In Democratic Societies/ 1989 г. Электронный ресурс: http://library.uniteddiversity.coop/Media_and_Free_Culture/Necessary_Illusions-Thought_Control_in_Democratic_Societies-Noam_Chomsky.pdf