Ян Хунфэй
Санкт-Петербургский государственный университет
Yang Hongfei
Saint Petersburg State University
Тема регулирования медиа во всем мире обретает особую популярность не только со стороны журналистского сообщества и медиакорпораций, но главным образом со стороны государства. Технологический процесс и развитие традиционных медиа в среде онлайн- и мобайл-пользователей заставляет медиа развиваться в геометрической прогрессии, что не оставляет равнодушным ни одно государство. Отсюда появляется тезис об актуальности исследования.
С начала 21 века аудиовизуальные СМИ в Китае бурно развиваются в технической сфере и в правовом поле, но с научной точки зрения тема регулирования аудиовизуальных медиа Китая недостаточно исследована для глубокого понимания предмета. Этим объясняется научный интерес автора к теме и её новизна.
The topic of media regulation throughout the world is gaining the interest not only from the journalistic community and media corporations, but mainly from the state. The technological process and the development of traditional media in the online and mobile user environment forces the media to develop exponentially, which does not leave indifferent any state. Hence the thesis about the relevance of the study.
Since the beginning of the 21st century, the audiovisual media in China has been booming in the technical field and in the legal field, but from a scientific point of view, the topic of regulating China’s audiovisual media has not been sufficiently studied to provide a thorough understanding of the subject. This explains the scientific interest of the author to the topic and the research novelty.
- Лу Е, Чжао Мин. Введение в современное радио и телевидение. Издательство университета Фудань., 2017г. С. 304
- Хуан Ху. Правовые основы журналистики и профессиональной этики. Издательство университета Фудань., 2006г. С.37
- Lu E, Chzhao Min. Vvedenie v sovremennoe radio i televidenie. Izdatel’stvo universiteta Fudan’., 2017. P. 304
- Huan Hu. Pravovye osnovy zhurnalistiki i professional’noj `etiki. Izdatel’stvo universiteta Fudan’., 2006g. P .37
Рецензия
на статью Яна Хунфэя на тему: «Регулирование аудиовизуальных медиа в Китае»
Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений.
Для рецензента прочитанный текст стал доказательством того, что система высшего журналистского образования в России находится на верном пути и дает свои плоды на международном уровне. Данная статья свидетельствует об этом в полной мере. Она исполнена в лучших традициях отечественной школы исследования журналистики. Более того, автор рецензии наконец-то уяснил с помощью прочитанного не только историю того, как формировалась в истории Китая система СМИ, но и то состояние, в котором она находится в данный момент. В этом ему существенно помогла стройность структуры работы, хороший уровень языка изложения, и фактурная насыщенность текста.
Важным обстоятельством успеха работы стал принцип, заложенный еще в первые дни существования китайского интернета: «Через Великую китайскую стену – ко всему миру». Пророческие слова! Ян Хунфэй прекрасно понимает все сложности, характерные для процесса регулирования деятельности медиа в КНР, но справедливо позволяет себе сравнения с аналогичными процессами, в других странах, и, прежде всего, в России. Автор КНР – подлинное дитя ХХI века, но он подвергает критическому анализу систему СМИ в своей стране, не огульно-нигилистически в духе «культурной революции», или стилистики поведения небезызвестных хунвэйбинов, а с твердых и убежденных научных позиций.
Системность и последовательность изложения заявленной проблематики создает целостную, в духе этнонаучных традиций современного синтоизма, картину мира медиа в Поднебесной. Чему в немалой степени способствует справочный аппарат данного квалификационного сочинения, которое стоит развивать дальше и, быть может, дать возможность познакомиться с ним не только нашим китайским, но и российским товарищам. Во всяком случае, они теперь точно узнают: из чего состоит структура такого медийного гиганта Китая как ССTV.
В порядке, принятой у нашего великого восточного друга и соседа, традиции самокритики и критики, заметим, что есть в тексте типично постмодернистские на восточный лад моменты, связанные с нарушением некоторых грамматически норм русского языка. Но эти мелкие «камешки» в огород автора, никак не могут разрушить мощный фундамент выстроенного им здания своего текста. Есть и некоторые исторические недоразумения, но их количество находится на уровне статистической погрешности.
Все вышесказанное приводит к мысли о русском афоризме о том, что дорогу осилит идущий. Скажем, по-восточному, Ян Хунфэй за отведенные ему четыре года, выделенные ему системой нашего образования, путь прошел. И очень успешно. А поэтому это надо потвердить выставлением ему высокой положительной оценки, присвоением реального квалификационного звания бакалавра. А заодно пожелать ему дальнейшего движения по той дороге изучения медиа, которую он выберет самостоятельно. Данная работа демонстрирует об этой его способности со всей российско-китайской очевидностью.
Рецензент,
доктор филологических наук,
профессор СПбГУ Ильченко С.Н.
Медиасистема, аудиовизуальные медиа, видео по запросу, регулирование, Китай.
Mediasystem, Audiovisual Media, Video on Demand, Regulation, China.
Ян Хунфэй Аудиовизуальные медиа в эпоху Интернета в КНР // Век информации (сетевое издание), 2019, Т.3 № 2(7) апрель 2019, https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)0007
Yang Hongfei Chinese Audiovisual Media at the Internet. Information Age (online media). 2019, vol.3, no 2(7), https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)0007
Аудиовизуальные медиа в эпоху Интернета в КНР
Развитие инноваций в информационной среде в современном мире становится конкурирующим преимуществом и одним из основных маркеров модернизации страны. Но при этом возникает угроза информационной безопасности государства – понятие многофакторное, включающее в себя политические, экономические, социальные, технологические риски с одной стороны и развитие национальной культуры, искусства, языка, самобытности, занимающих ключевое место в общей системе национальных приоритетов.
Создание компьютерных сетей в Китае началось еще в 1980-е годы. Так что, началом пользования интернет-ресурсами на территории КНР считается 20 сентября 1987г. – тогда профессор Цянь Тяньбай отправил электронное письмо с названием: «Через Великую стену – доступ к миру».
Первыми в Интернет-пространстве о себе заявили Гуандунская народная радиостанция и Китайское центральное телевидение. Но Китай традиционно рассматривает Запад как иной мир с другими ценностями и идеалами. Поэтому актуальность новых медиа бесспорна даже в условиях Великого китайского файерволла.
Новые технологии открывают и новые перспективы, которыми активно пользуется в том числе и политическая (государственная) власть. Для нее возрастает возможность усиления манипулирования общественным сознанием и фальсификации стратегической информации. Таким образом, для государственной информационной политики, преследующей национальную целостность и безопасность, становится важным обеспечение лояльности и поддержки общества.
Тем не менее, новые медиа в Китае пока противопоставляются традиционным СМИ. И, действительно, сегодня можно с уверенностью говорить о появлении новой формы открытых коммуникаций. В Китае под новыми медиа понимают новую систему СМИ, куда входят в том числе радиовещание, онлайн-платформы по технологии «видео по запросу», социальные сети и мобильные приложения. Наряду с новыми медиа, большинство китайцев по инерции активно потребляют традиционные СМИ.
В 2018г. национальное телевещание в целом выросло и составило 15,2674млн часов, увеличившись на 348,5тыс часов по сравнению с 2017г. (14,9189млн часов)[1]. Это на 2,34% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (см.Приложение, таблица №1). Таким образом, вещание традиционных медиа, благодаря новому медиапространству, увеличивается.
В жанровой палитре в 2018г. преобладают новостные программы, которые транслируются в целом почти 3млн часов (2 994 400 часов), и по сравнению с 2017г. (было 2 973 300 часов) увеличившись, правда, лишь на 0,71%. Можно сказать, что информационные передачи начинают уступать сериалам и шоу в КНР.
Время трансляции тематических передач по итогам 2018г. составило 3 527 900 часов, что на 31 600 часов больше, чем в 2017г. (было 3 226 300 часов), увеличившись на 0,98%.
В то же время на радио наблюдается стабилизация и новое возрождение, что способствует росту рекламных доходов. В целом время трансляции развлекательно-образовательных радиопроектов составило 3 841 600 часов, что на 11 700 часов меньше, чем в 2017г. (было 3 853 300часов), на 0,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Время трансляции радиоспектаклей составило 971 600 часов, существенно увеличившись на 23 400 часов по сравнению с 2017г. (было 948 200 часа), увеличившись на 2,47%.
Время трансляции радиорекламы при этом составило 1 359 200 часов, что на 29 100 часов больше, чем в 2017 году (было 1 330 100 часов), что на 2,19% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Очень популярны детские аудио-постановки. Так что время трансляции детских программ составило 265 800 часов, существенно увеличившись на 16 000 часов по сравнению с 2017г. (было 249 800 часов). Таким образом, рост аудио-контента для детей вырос на 6,41%, что открывает новую нишу для радио в Китае.
Онлайн-платформы аудиовизуальных медиа в Китае
На рынке профессионального аудиовизуального контента онлайн-платформы обращают внимание на улучшение качества продукции, и профессиональный контент становится все более оригинальным. Онлайн-платформы не только предоставляют доступ пользователям, но и сами производят контент.
В 2018г. количество таких программ собственного производства в жанрах онлайн-драмы, развлекательные шоу и web-сериалы либо не изменилось, либо уменьшилось по сравнению с тем же периодом прошлого года, но значительно возросло общее число просмотров. Эксклюзивный, уникальный контент с использованием технологических инноваций наиболее популярны среди пользователей юного и среднего возраста.
Пользователи потребляют трафик индустрии онлайн-видео, которые сосредоточены в основном на Tencent Video, iQiyi и Youku (см.Приложение, таблица №2). И можно сказать, что к 2019г. появился так называемый эффект Матфея, когда преимущества компаний распределяются неравномерно. Дело в том, что на рынке до 2012-2015гг. существовало девять онлайн-платформ:
- Youku (основан 21 декабря 2005г.),
- Iqiyi (основан 22 апреля 2010г.),
Tencent Video (основан в апреле 2011г.),
Bilibili (основан 26 июня 2009г.),
Mikufans (основан 24 января 2010г., поглощен Bilibili),
AcFun (расшифровывается как Anime Comic Fun, основан в июне 2006г.),
Leshi TV (основан в ноябре 2004г.),
SOHU Video (основан в 2004г.)
Tudou Video (основан 15 апреля 2005г.)
Но с 2012г. на китайском рынке быстро создались условия для монополизации: с одной стороны капитализация накапливалась быстро из-за большого наплыва пользователей, с другой стороны – законодательные и нормативные ограничения государства создали условия для укрупнения рынка. В 2009-2013гг. в Китае как никогда активно выходит ряд нормативов, которые существенно изменили рынок, потому что ограничивали доступ к получению лицензий сетевыми компаниями.
В итоге в августе 2012г. TuDou и Youku объединились в группу «Youku Tudou».[2] В январе 2014 г. сервис «Tudou.com» официально сменил название на TuDou, а через полтора года – 16 октября 2015 г. китайская инвестиционно-торговая компания «Alibaba» купила платформу «Youku Tudou»[3].
В итоге поглощений на рынке онлайн-платформ к 2019г. остались онлайн-платформы так называемого первого эшелона – крупные компании – Tencent Video, iQiyi и Youku. Остальным компаниям досталась роль аутсайдеров. На три крупнейшие онлайн-платформы приходится почти 90% от общего числа пользователей сетевого видео. А трафик потребления передач и фильмов, снятых киностудиями этих платформ, превысил 80% по итогам 2018г[4].
Уровень концентрации пользователей на онлайн-платформах так называемых второго и третьего эшелона существенно снизился, и, похоже, их тоже ждет волна поглощений. Одной из причин, повлекшей за собой такую узурпацию многомиллионного рынка всего тремя игроками, китайские аналитики называют низкое качество контента. Такая подмена понятия «конкуренция» со стороны государства вызывает определенные опасения у немногочисленных частных участников рынка, но государственные корпорации при этом процветают.
Так, весь контент национальной корпорации CCTV размещается на видеохостинге CBOX[5]. Как известно, владельцем CCTV International Network Co., Ltd. Является China Media Group, которая непосредственно подчиняется руководству Центрального отдела пропаганды при Госсовете КНР. Здесь ведутся и прямые эфиры, есть и заявки на запись передачи, где регулярно проводятся кастинги.
С другой стороны, представляет интерес оригинальный, популярный среди молодежи хостинг так называемого второго эшелона – Bilibili – видео-сервис[6], который существенно отличается от расхожих представлений об онлайн-платформах типа «видео по запросу» в Китае Youku[7] (аналог Youtube) или iQiyi[8] (аналог Netflix) своим узконаправленным на молодёжь контентом и своеобразным функционалом сайта. Одна из особенностей видеохостинга – это лайв-комментарии прямо на экране во время просмотра видео. Владельцем хостинга является Shanghai Hode Information Technology Co.Ltd, чьим основным акционером выступает звукозаписывающая компания Chen Rui.
Платформы первого эшелона – «Tencent Video», «iQiyi», «Youku и TuDou» — представляют интересы частных компаний: соответственно, Tencent Holdings Limited (китайская инвестиционная холдинговая компания), медиакомпания QIYI.com, Inc. (Iqiyi является дочерней компанией китайского браузера BaiDu) и Alibaba Group (китайская публичная компания, работающая в сфере интернет-коммерции, владелец B2B веб-портала Alibaba.com).
Все эти компании делают ставку на массового пользователя и, соответственно, универсальный контент. Несмотря на то, что государство декларирует в своих регламентах уникальность контента и жанровое разнообразие. Тем не менее, наличие частных медиакомпаний уже дает надежду на открытие медиапространства Китая в ближайшем будущем.
Аудитория и контент новых медиа КНР
28 февраля Китайский информационный центр интернет-сети (CNNIC) опубликовал 43-й «Статистический отчет о развитии интернет-сети Китая»[9]. Согласно ему, на декабрь 2018г. число пользователей Интернета в Китае достигло 829млн человек, при этом рейтинг популярности составил 59,6%, увеличившись на 3,8 процентных пункта с конца 2017г., а в 2018г. появилось 56,53 млн новых пользователей сети.
В 2018г. число пользователей мобильного интернета в Китае достигло 871млн. Пользователи Интернета выходят через мобильные телефоны до 98,6% случаев. По состоянию на декабрь 2018г. число пользователей онлайн-видео достигло 612млн человек, увеличившись на 33,09млн по сравнению с концом 2017г., составив 73,9% от общего числа пользователей сети. Количество пользователей, просматривающих видео на мобильных телефонах, достигло 590млн, увеличившись на 41,10млн по сравнению с концом 2017г., что составляет 72,2% пользователей мобильного интернета.
Домохозяйства Китая, как правило, используют сразу несколько гаджетов: чаще всего выбирают одновременный просмотр смарт- телевизоров и телефонов, чтобы удовлетворить потребности видеоуслуг одномоментно – персонально и/ или всей семьей.
С одной стороны, смартфоны являются основным экраном в предоставлении сетевого доступа, и уровень использования смартфонов постоянно увеличивается. Разрыв между масштабом пользователей видео в мобильной сети и масштабом всех пользователей сетевого видео также сокращается.
С другой стороны, с ростом скорости широкополосного доступа в домашних хозяйствах и непрерывным снижением цен на интеллектуальные телевизоры доля рынка интеллектуальных телевизоров продолжает расти. К концу сентября 2018г. насчитывалось 322млн терминалов Smart TV и 218 млн. активных терминалов. Более половины пользователей сетевого видео смотрели программы сетевого видео через Smart TV.
Государственное право на регулирование ТВ и радио в КНР
Еще до появления Китайской народной республики, в 1949г. китайские средства массовой информации, в частности, радио было подвержено контролю со стороны государства. А с провозглашением народной республики Китай сразу берет на вооружение тактику управления медиа – одновременно с рынком начинает развивать правовую базу, которая, в свою очередь провозглашает государственное право на управление средствами массовой информации.
Так, в 1949г. первым правовым актом были Временные меры по управлению радиостанциями, которые предписывали им описывать данные радиостанции: название и позывные (частоты).[10] Эти временные меры просуществовали до конца 20в. До тех пор радио- и телевещание считались и остаются неотъемлемым правом государственного управления.
И только с 1996г. аудиовизуальные медиа КНР начинают обретать правовой статус – выходит ряд нормативов по распространению аудиовизуальной продукции (кассет и дисков); выходит уведомление «об усилении управления вещанием станций радио, телевидения»[11], в том числе кабельного. В них прописано, что передачи должны быть «верно ориентированы»[12], способствовать реформированию, развитию, стабильности и формированию социалистической духовной культуры, должны соответствовать национальным условиям Китая и эстетической привлекательности большинства людей, особенно здоровью и благополучию молодых людей.
В августе 1997г. выходит государственный декрет об административном регулировании радио и телевидения, который позже, в 2017г. был обновлен поправками[13]. Этот документ предусматривает продвижение социалистических ценностей, способствовать культурному и этическому прогрессу «в правильном направлении»[14]. Декрет полностью прописывает не только условия взаимодействия телевидения и радио с аудиторией и государственными структурами, но также касается корпоративной культуры медиахолдингов, что подталкивает к определенным выводам. Так, согласно статье 53, например, любая попытка обвинения властей или администрации будет подвергаться расследованию вплоть до применения уголовной статьии т.п. Эта интерпретация законодательства о СМИ действует до сих пор.
В последствии, в период активного развития Интернета и его инфраструктуры в Китае, с 1999 по 2007гг. выходит сразу несколько временных мер и уведомлений об управлении:
— радио-, кино и телевизионными программами через Интернет (1999г.)[15]: это уведомление установило порядок создания и размещения в Интернете радио, фильмов и телепередач. Но чтобы распространять программы через Интернет, нужно подать заявление на лицензию в государственные органы;
— программами прямого и эфирного вещания радио и ТВ, где участвовала аудитория (1999г.)[16] После этого положения все телерадиоканалы должны доложить о своих программах прямого и эфирного вещания, в которых участвует аудитория Главному государственному управлению по делам радио, кино и телевидения;
— кино: фильмы для взрослых (возрастное ограничение 18+) нельзя показывать в кинотеатрах.[17]
В 2000г. выходят Временные меры по контролю и распространению программ радио, кино и телевидения, распространяющихся через Интернет.[18] Этот документ накладывал существенные ограничения на рынок. Например, чтобы начать бизнес, который занимается трансляцией радио, фильмов и телевизионных программ для широкой публики в Сети, должны быть выполнены следующие условия:
(1) соблюдать конкретные требования к планированию, техническим стандартам и управлению для распространения радио-, кино- и телевизионных программ среди населения через информационную сеть;
(2) иметь собственные средства, оборудование и места, которые соответствуют масштабу бизнеса;
(3) использование ресурсов радио-, кино- и телевизионных программ в соответствии с государственными нормативными актами в соответствии с масштабами его деятельности;
(4) наличие необходимых специалистов;
(5) соответствовать национальным законам, правилам и другим правилам.
Распространение различных категорий радио-, кино- и телевизионных программ через Сеть также должно с тех пор иметь соответствующие условия применения. Кроме того, необходимо было получить «Лицензию на онлайн-вещание, радио, кино и телевизионные программы», которую выдает Главное государственное управление по делам радио, кино и телевидения[19].
В итоге в начале 2000-х гг. появились немногочисленные для масштабов Китая онлайн-платформы: Youku (2005г.), Leshi TV (2004г.), SOHU Video (2004г.), Tudou Video (2005г.)
Вплоть до 2013г., в период активного развития сетевого бизнеса в Китае ежегодно выходили постановления и указания, как работать на рынке – государство регулярно держало руку на пульсе, чтобы демонстрировать свои контролирующие функции новому рынку:
2002г. – Уведомление об эффективном усилении и совершенствовании требований к контролю общественного мнения по радио и телевидению.
2003г. – Советы по усилению пропаганда атеизма и популяризации научных знаний в радио и телевизионной работе.
2004г. – Несколько мнений об усилении информации работы радио, кино и телевидения.
2004г. – Уведомление о том, что прямые трансляции на радио и телевидении с участием масс не должны осуществляться вовремя (только в записи).
2004г. – Методы управления передачей по заявкам на телевидении и радио.
2005г. – Уведомление о системе выдачи лицензий отечественной телевизионной анимации.
2006г. – Временные меры по администрированию занесения съёмки телесериала в архив.
В 2008г. вышло Дополнительное установление для положения управления о Китайском и зарубежном сотрудничестве в производстве телевизионных сериалов.[20] В итоге многочисленные киностудии КНР, если хотят получать дотации от государства и эфир, не смогут отныне вступать в корпоративное с иностранными компаниями производство кино и получать за это премии и награды международного уровня.
30 марта 2009г. вышло Уведомление об усилении управления контентом интернет-аудиовизуальных программ.[21] Оно предписывало теперь и отдельным жанровым передачам в Интернете получить «Лицензию на выпуск кинофильмов», «Лицензию на показ телевизионных программ» или «Лицензию на распространение телевизионных анимации», выданную административным департаментом Главного государственного управления по делам радио, кино и телевидения в соответствии с законодательством.
В 2010г. Положения об администрировании содержания телесериала. Например, популярнейший телесериал «Императрица Китая» неожиданно объявил, что будет приостановлен на четыре дня. И после повторной трансляции 1 января 2015 года почти все кадры, где играли женщины, были вырезаны. Так как кадры «декольтэ не способствуют здоровому развитию несовершеннолетних».[22]
В 2013г. получило развитие Уведомление о лучшей работе по организации и подаче спутникового канала в 2014 году.[23] Прайм-тайм на платных каналах мог содержать только одно шоу музыкальных талантов, а каждый спутниковый канал имел право показывать не более одного шоу, авторское право которого принадлежало иностранцам. В то же время хронометраж программ на тему новостей, экономики, культуры, детей, спорта, других тем и жанров стали составлять не менее 30% в неделю. В итоге было существенно сокращены шоу талантов (песни, танцев, спортивных достижений и пр.) песни и шоу, чьи авторские права принадлежали иностранным производителям.
С 2017г. активно выходят акты и нормативы по управлению передач в Интернете. Так, Административные положения об управлении аудиовизуальной программой в Интернете онлайн-платформы должны иметь «лицензию распространения аудиовизуальной программы на информационной сети». В итоге такие сервисы как «Сина вэйбо» и AcFun закрыли свои аудиовизуальные сервисы из-за того, что распространяли политический «неправильный» контент и комментарии населения к нему.[24] Так что, эти платформы не смогли развиваться дальше, потому что не смогли получить государственную лицензию на вещание.
Методы управления новыми аудиовизуальными медиа в КНР
Государство с самого начала своего провозглашения, по сути, заявило: государство – это медиа. Идеологическая функция управления средствами массовой информации и массовой коммуникации – традиционными СМИ и новыми медиа – является основополагающей в управлении медиа в Китайской народной республике. Здесь, действительно, много передач, по своим жанрам способствующих распространению государственной идеологии: пропагандистские, информационные, образовательные, развлекательные для всех возрастов.
С другой стороны, сложно представить, что в государстве, несмотря на сложившееся мировоззрение его граждан, появились новые силы – частный капитал, активно развивающий новые рынки и технологии, несмотря на ограничения и усиливающийся контроль. При этом Китай на мировой арене все чаще заявляет о своих приоритетах развивать экономику, вопреки официальным ограничениям внутри страны. Учитывая такое противоречие, возникает определенная уверенность, что рынок все-таки окажется сильнее политики.
А пока остается констатировать сложное положение всех участников процесса регулирования медиа в Китае – все они находятся в зависимом положении от государственных дотаций или лицензий. Тем не менее, одновременно с усилением государственного контроля на уровне лицензий на отдельную передачу или претензией государства на права автора, количество кино- и журналистского контента в стране растет. Несмотря на то, что содержание этого рынка вполне определяет государство.
Начиная со своего развития, республика быстро поняла функции средств массовой информации и особенно это стало очевидно с развитием Интернета, потому что регулирование с тех пор идет почти одновременно с этапами развития Сети в Китае.
Однако бурный рост технологий пока не может остановить государственную машину не вмешиваться в естественный ход вещей. Государство работает на опережение. Таким образом, широкую архитектуру глобальных и национальных сетей ставит под свое вертикальное управление государственная система Китайской народной республики.
Безусловно, то, что происходит на рынке медиа в Китае, регулированием можно назвать только из деликатных соображений. В целом это классический пример государственного тотального контроля не столько за рынком, сколько за будущим развитием экономики государства. Ведь тот факт, что интернет-пространство – самый выгодный рынок, очевиден. На сегодняшний день его пользовательский потенциал превышает сам Китай в пять раз.
Инструментами государственного влияния на рынке медиа таким образом становятся не только сама вертикальная система управления государством, но и его правовой инвентарь, ограничивающий рынок и частную собственность:
— регистрацию медиа производит государство;
— лицензирование на вещание выдает государство;
— авторское право, которое может быть нарушено самим государством;
— основополагающий закон о средствах массовой информации, которого никогда в Китае не было;
— национальный контент и жанровое многообразие, которые регулярно ограничиваются нормативной базой и все более сужающимися функциями медиа в условиях государственного правового, этического и экономического контроля;
— несформированность этики авторов, журналистов и производителей контента из-за отсутствия закона о СМИ и свободы слова;
— ограничение экономического пространства новых медиа, глокальных по своей природе, одним государством.
Таким образом, основными методами регулирования аудиовизуальных медиа в Китайской народной республике можно классифицировать как:
- Государственный диктат в области журналистской этики и морали,
- Лицензирование на все виды журналистского аудиовизуального контента: от вещания до распространения контента,
- Функциональное ограничение творческого потенциала аудиовизуальных медиа из-за идеологических приоритетов регулятора,
- Безответственность государства в области авторских и смежных прав создателей аудиовизуальных произведений,
- Ограничение свобод творческих работников отрасли аудиовизуального производства,
- Нарушение права граждан на свободный выбор информации.
Выводы:
В условиях свободной конкуренции частный сектор стремится к получению прибыли. В нашем случае такая цель может привести к падению качества контента, особенно если речь идет о пользовательском контенте. Профессиональный контент в погоне за аудиторией в условиях открытого доступа ориентируется на тренды развития пользовательского контента и часто теряет качество. Правительство начинает ограничивать содержание законодательством и устанавливать стандарты для частных компании, в том числе посредством лицензирования.
Прямое вмешательство государства в творчество средств массовой информации и коммуникации часто приводит к потере гибкости администрирования. Поэтому регулирование аудиовизуальных медиа должно быть сосредоточено, скорее, на саморегулировании в благоприятных законодательных условиях государства и открытого медиапространства.
Приложение
Таблица №1. Время телепередач по жанрам в КНР, 2017г.
Источник: «Статистический вестник Национальной индустрии радио и телевидения в 2017 году»
Таблица №2. Онлайн-платформы КНР
| Tencent Video | IQIYI | You Ku |
Владелец | Tencent Holdings Limited | QIYI.com, Inc. | Alibaba Group |
| Личное Ма ХуаТэнь | Gong Yu | Fan LuYuan генеральный директор Youk u |
Рубрика | Сериал, эстрадное шоу, фильм, VIP кино-театр, аниме, детский мультипликационный фильм, развлечение, музыка, концерт, американский сериал, телесериал южнокорейского производства, документальный фильм, короткометражное кино, новости, спорт, NBA, веселое видео, игры, авторский оригинал(Мы-Медиа/ Professional User Generated Video), мода, жизнь, авто, технология, экономика, недвижимость, прямая трансляция, кинокритика, образовательный урок, мать и ребёнок (младенец), путешествие. | ||
Аудитория | Массовая | Массовая | Массовая |
Количество платных пользователей | 82000000 (30.09.2018) | 80700000(четвертый квартал 2018 года) | |
Общий доход 2018 года | 25 млрд юаней |
Сноски:
[1] National Radio and Television Administration: Статистический вестник Национальной индустрии радио и телевидения в 2018 году. Дата обращения: 10.04.2019 http://www.nrta.gov.cn/art/2019/4/23/art_2178_43403.html
[2] Новости: TuDou и Youku официально объединились в группу «Youku Tudou» http://tech.qq.com/zt2012/youkutudou/ Дата обращения: 02.04.2019.
[3] Новости: «Alibaba» купила платформу «Youku Tudou» https://www.bbc.com/zhongwen/simp/business/2015/10/151016_alibaba_yuku Дата обращения: 02.04.2019.
[4] Статистический отчет о развитии китайского интернета http://www.sohu.com/a/298557724_120044757 Дата обращения: 10.04.2019.
[5] Официальный сайт CBOX: http://cbox.cctv.com/ Дата обращения: 20.03.2019
[6] Сайт аннотаций платформы Bilibili https://www.bilibili.com/blackboard/aboutUs.html Дата обращения: 20.03.2019
[7] Статья: «История «китайского YouTube»: Как Youku за 9 лет стал крупнейшим видеохостингом Китая.». https://vc.ru/story/10827-youku Дата обращения: 02.04.2019.
[8] Чжан Сюань. Анализ модели платной прибыли отечественных видео-сайтов на примере iQiyi. New Media Research №2 2019г.
[9] 43-й «Статистический отчет о развитии интернет-сети Китая» http://www.cac.gov.cn/2019-02/28/c_1124175686.htm Дата обращения: 20.03.2019
[10] Ту Чанбо. Ретроспектива и анализ строительства правовой системы телевидения и радио Китая. China Radio & TV Academic Journal 2011 г. № 7.
[11] Лу Е, Чжао Мин. Введение в современное радио и телевидение. Издательство университета Фудань., 2017г. С. 304
[12] Лу Е, Чжао Мин. Введение в современное радио и телевидение. Издательство университета Фудань., 2017г. С. 304
[13] Radio and Television Administrative Regulations: https://www.lawxp.com/statute/s1780424.html Дата обращения: 20.01.2019
[14] Radio and Television Administrative Regulations. Ст. 3.. https://www.lawxp.com/statute/s1780424.html Дата обращения: 20.01.2019
[15] Уведомление об усилении управления радио-, кино- и телевизионными программами для населения через информационные сети. http://www.china.com.cn/chinese/zhuanti/194600.htm Дата обращения: 20.01.2019
[16] Временные меры по управлению программами прямого и эфирного вещания на радио и телевидения, в которых участвовала аудитория. https://baike.baidu.com/item/%E7%BE%A4%E4%BC%97%E5%8F%82%E4%B8%8E%E7%9A%84%E5%B9%BF%E6%92%AD%E7%94%B5%E8%A7%86%E7%9B%B4%E6%92%AD%E8%8A%82%E7%9B%AE%E7%AE%A1%E7%90%86%E6%9A%82%E8%A1%8C%E5%8A%9E%E6%B3%95/18567709?noadapt=1 Дата обращения: 20.01.2019
[17] Regulations on the Administration of Movies. http://www.lawinfochina.com/Display.aspx?lib=law&ID=2253 Дата обращения: 20.01.2019
[18] Временные меры по контролю и распространению программ радио, кино и телевидения, распространяющихся в информационных сетях. https://baike.baidu.com/item/%E4%BF%A1%E6%81%AF%E7%BD%91%E7%BB%9C%E4%BC%A0%E6%92%AD%E5%B9%BF%E6%92%AD%E7%94%B5%E5%BD%B1%E7%94%B5%E8%A7%86%E7%B1%BB%E8%8A%82%E7%9B%AE%E7%9B%91%E7%9D%A3%E7%AE%A1%E7%90%86%E6%9A%82%E8%A1%8C%E5%8A%9E%E6%B3%95 Дата обращения: 20.01.2019
[19] Хуан Ху. Правовые основы журналистики и профессиональной этики. Издательство университета Фудань., 2006г. С.37
[20] Дополнительное установление для положении управления о Китайском и зарубежном сотрудничестве в производстве телевизионных сериалов. http://www.moj.gov.cn/Department/content/2009-05/20/594_204432.html Дата обращения: 20.01.2019
[21] Уведомление об усилении управления контентом интернет-аудиовизуальных программ. http://www.nrta.gov.cn/art/2009/3/30/art_1598_26676.html Дата обращения: 20.01.2019
[22] Новости: «Императрица Китая» получил хорошую оценку у аудитории после вылезания. http://www.bjnews.com.cn/ent/2015/01/21/350824.html Дата обращения: 20.03.2019
[23] Новости: Новое уведомление о ограничении развлекательной программой. http://media.people.com.cn/n/2013/1021/c14677-23272749.html Дата обращения: 20.03.2019
[24] Носости: «Сина вэйбо» и AcFun закрыли свои аудиовизуальные сервисы http://www.sapprft.gov.cn/sapprft/contents/6588/338032.shtml Дата обращения: 20.03.2019