Гангалов Максим Аветикович
В данной научной статье рассматривается мем «ихвильнихт», представляющий собой танцующего кружащегося волка под песню с текстом обучающего диалога на немецком языке. Сочетание, несвязанных между собой и случайных элементов, вместе создало оригинальный значимый символ проживания жизни в текущем моменте с игнорированием надвигающихся проблем и текущих задач. Изменяемой частью мема, демонстрирующей контекст ситуации, становится фон, и написанный текст, поясняющий ситуацию. Чаще всего мем используется для демонстрации отношения к жизненной ситуации и соответствующего эмоционального состояния. Ситуации могут быть как неприятные, связанные с проблемами и неловкостью, так и позитивные, показывающие счастливое разрешение ситуации.
In this scientific article, we consider the newfangled meme «ikhvilniht» as a method of communication on the Internet. We will investigate this meme as part of its use in social networks between people. This topic is relevant because recently the most popular way of communication is memes in the format of pictures and short humorous videos. In addition, we will analyze exactly what this meme means and in what situations it can be used.
- Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 1. С. 48–51.
- Голованова, Е. И. Студенческий жаргон – студенческий фольклор: идеи и концепты // Четвертые Лазаревские чтения. Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 2008. С. 335–341.
- Докинс, Р. Эгоистичный ген. М., 1993. 318 с.
- Ижанов, М. Интернет-общение как часть кибер-культуры [Электронный ресурс] // www. izhanov.ru/publications/article2/
- Николаева, О. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры. Ростов н/Д., 2008. 253 с.
- Трендология рунета. «Веселый студент» [Электронный ресурс]. URL: http://trendology ru/veselyj-student/
- Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : монография. Челябинск, 2008. 232 с.
- Henry Jenkins From Voice to Influence: An Interview with Political Philosopher Danielle Allen (Part One) // http://henryjenkins.org/
- Malcolm Gladwell The tipping point // http://engtopic.ru/english-language/the-tipping-point-malcolm-gladwell
- Быльева Д.С. Мем как трансформирующееся послание // Социальные Трансформации. Vol. 33. P. 33–39.
Мем, интернет, социология, исследование, распространение, аудитория, мыслительно-речевая форма, Рунет, коммуникация, общество, социальные сети.
Meme, Internet, sociology, research, distribution, audience, mental and speech form, RuNet, communication, society, social networks.
Говоря о феномене мема, приходится признать, что в том случае, когда мы имеем дело с языком глобальной сети, невозможно отделять визуальную составляющую (картинку) от лексической составляющей. сам эффект языковой игры создается при помощи двух типов восприятия — вербального и зрительного[1].
Сущность мема не представляется без культурологического подхода, так как мем становится именно культурной единицей. Мем выступает единицей культурной информации, распространяемой от одного человека к другому в пространстве интернет-коммуникации.
Как способ передачи информации мем интересен тем, что авторы с его помощью выражают свою точку зрения на ту или иную проблему, касающуюся определенной сферы жизни (политика, экономика, образование, медицина и др.), и при этом стремятся облечь информацию в краткую юмористическую форму[2].
В зависимости от того, какой информационный код (собственно вербальный, вербальный в сочетании с визуальным и проч.) используется в меме и каков основной характер подачи информации (статический или динамический), возможно разграничить несколько видов мемов:
− текстовые мемы;
− мемы-картинки;
− видеомемы;
− составные мемы.
Рассмотрим каждый из названных видов более подробно [8].
Графические примеры отличаются (характеризуются) выделением более крупным шрифтом какой-либо части слова. За этим техническим процессом скрыты важные семиологические процессы. Такой пример мы можем встретить в текстах СМИ (особенно в заголовках), а потому изобретением только Интернета назвать их сложно[3][4].
При образовании таких примеров на одну метафорическую цепочку накладывается другая, что способствует приобретению словом символического смысла. Сама же картинка способствует тому, что просматривающий идет по неверному пути. Такая языковая игра не только привлекает внимание читателя, но и выражает авторскую позицию к происходящим в мире процессам, а также порождает ироничное восприятие действительности.
В декабре 2023 года в России набирает популярность странный мем с танцующим волком под песню «ихвильнихт» на немецком языке. Видеомем состоит из двух неизменных составляющих – звучащего текста на немецком с повторяющимся рефреном «ихвильнихт» и танцующего на задних лапах волка, изменяемой частью становится фон, на котором танцует волк и написанный текст, поясняющий ситуацию. Но мало кто знает, что означает и как переводится та самая фраза «ихвильнихт», которую произносит женщина[5][6].
В Сети распространился с молниеносной скорость. трехминутный танцевальный трек с одной запоминающейся фразой «ихвильнихт». Интересным в данном случае является то, что популярность получил ролик, созданный при наложении звука и гифки, которые не связаны друг с другом ничем. Легче проследить происхождение аудиодорожки. Изначально это была не песня, а обучающий диалог на немецком языке, в котором слушателям предлагается запомнить несколько простых фраз. В диалоге парень приглашает девушку сначала танцевать, потом выпить, а затем спать. На все это дама отвечает фразой «Ich will nicht», что в переводе на русский означает просто «Я не хочу». Эти фразы затем наложили на танцевальную музыку, а потом — на странный танец мудрого волка из мема про «Ауф». С тех пор трек стал прочно ассоциироваться с этим животным. 3D модель танцующего волка с низким разрешением появилась в сети в 2021 году, и не имела особой популярности до последнего времени. В видео животное танцует под ремикс-версию песни «Teşkilat Türküsü» турецкого певца Мевлюцана Каплана.
Только после объединение танцующего волка со словами «ихвильнихт» видео стало вирусным и получила множество интерпретаций в качестве мема как особой формы трансформирующего послания [1].
В данном исследовании было проанализировано 100 мемов «ихвильнихт» представленных в социальных сетях и видеохостингах[10].
С точки зрения смыслового послания в рассмотренных мемах могут акцентироваться разные стороны микса из не совсем понятного текста и не совсем нормального, но самозабвенно погруженного в танец волка. В 20% мемов акцентирует танец как погружение в проживание настоящего максимально полно, наслаждение сегодняшним, что граничит с безумием перед лицом надвигающихся проблем, опасностей или ответственности, которые отрицаются — «ихвильнихт». В таких представляется ситуация, которая должна вскоре последовать пока волк, олицетворяющий внутреннее «я» автора погружено в танец: например, «в 8 часов важная контрольная по математики, я в 3 часа ночи», «я жду маму с родительского собрания, зная что у меня 10 двоек и я разбил окно в учительской и подрался с физруком», «мама и папа спорят, кем я буду доктором или адвокатом, я в совей комнате» визуальный фон при этом демонстрирует обычную квартиру. Более простая версия того же ассоциирует танец с беззаботностью, отрицанием проблем как таковых, акцентирование момента наслаждение жизнью (41%): «Когда проснулся в 6 утра и вспомнил, что сегодня выходной» на фоне подростковой спальни, «Когда училка вышла на две минуты» на фоне школьного кабинет. В некоторых случаях в меме главным становится сам танец как процесс (24%) («Я: я буду делать уроки под музыку. Также я через 3 секунды») или как символ творящегося где-то безумия (15%). В последнем случае волков может быть несколько, и мем уже представляет не авторское «я», а общую атмосферу, причем как физическом, так и психологическом уроне: «Учитель: почему ты не сходил в туалет на перемене? Туалет на перемене.» или «[Сижу на 7 уроке]. Моя кукуха».
В данном исследовании было проанализировано 100 мемов «ихвильнихт», представленных в социальных сетях и видеохостингах.
Рассматривая различные видеоролики мема «ихвильнихт», можно заметить, что везде используется различный фон. Изображения, на фоне которого будет танцевать волк, выбираются в соответствии с тем, какая используется основная тема ролика. То есть, если мем про какую-либо жизненную ситуацию из школы – как правило будет использоваться изображение со школы. Это говорит о разнообразии мема, о его универсальности, что и позволило так быстро распространиться. Волк, через которого авторы видеороликов олицетворяют себя, является главным героем созданной мини-истории в формате видеоролика. Танцем он символизирует определенный посыл, подстраиваясь под тематику видеомема. К примеру: «Школа закончилась. Тем временем я:». Изображения для фона со школой либо школьными классами используются в 44% мемов. Или же «ихвильнихт» часто может символизировать какую-то напряженную ситуацию, в которой что-то не удается сделать, к примеру, человек не успевает за автобусом, и автор проецирует свое положение через танец волка. К примеру: «Автобус уезжает прям перед носом, тем временем я:». На фоне, опять таки, будет использоваться изображение улицы и уезжающего автобуса. Если брать категорию изображений улицы, тут мемы используются в процентном соотношении в 32% случаях. Там, как правило, основная тема мемов связана с друзьями, прогулками в свободное время или погодой. Фоны дома, где описываются какие-либо домашние бытовые ситуации, используются в 24% случаях. Там в основном раскрываются темы ссор с родителями. Так же часто раскрывается тема бытовой инвалидности, когда через волка пользователи описывают свою неловкость перед домашней ответственностью. Как например: «Я забыла разморозить курицу, тем временем я на кухне перед замороженной курицей:».
Танец часто символизирует именно неловкое положение. Но кроме того, «ихвильнихт» может означать, что автор видеоролика не задумывается о проблемах и просто радуется жизни. Танец в целом всегда был одним из самых захватывающих видов искусства в мире. Они всегда имеют большое значение и определенную символику. Так же и «ихвильнихт» может обозначать любовь, радость, печаль, силу и многие другие эмоции. Волк, конечно, чаще всего символизирует способ праздновать и радоваться жизни, отмечать какие-либо события. Все зависит от того, как автор будет интерпретировать данный видеотанец и что он будет иметь в виду. Прелесть танца «ихвильнихта» в том, что он выходит за рамки языка и говорит так, как не могут иногда сказать просто слова. Если говорить про случаи, когда танец символизирует неловкость, то такое используется в 67% случаях, поскольку именно с темы неловкости начались все видеомемы «ихвильнихт». Например: «Я упала на улице на глазах у прохожих, тем временем как я пытаюсь спасти неловкую ситуацию». Символ радости жизни, по наблюдениям, относится к 33% случаев. «Когда преподаватель пораньше отпустил с пар, мы с одногруппниками:».
С точки зрения виральности видеороликов мема про «ихвильнихт», данные мемы распространяются достаточно быстро и за короткое время становятся популярными. По большей части, 55% мемов про «ихвильнихт» с тематикой про быт, дом и родителей становятся популярными и набирают 1 миллион и более просмотров. Пользователи отмечают свою любовь и привязанность к этому волку, заявив, что он и его танец уместен ко всем надписям. 25% мемов имеют просмотры от 500 тысяч до 1 миллиона, это в основном видеоролики про школу, данные видео в меньшем количестве появляются в рекомендациях, поскольку поколение учащихся в школе занимают не преимущественную позицию в Рунете. 20% видеороликов с тематикой танцев «ихвильнихт» занимают меньшую позицию и набирают менее 500 тысяч просмотров, поскольку людей больше цепляет юмористическая составляющая данного мема.
С точки зрения использования мема «ихвильнихт» в коммуникации можно заметить, что данный видеоролик часто используют в мессенджерах, чтобы описать как-либо свою эмоцию. Как правило, большинство пользователей, судя по комментариям под видеороликами, которые были проанализированы, используют данный мем, чтобы описать свое внутреннее состояние, когда человек попадает в неловкую ситуацию. По типу: «Стою в очереди в поликлинике, тем временем в моей голове:». Таких процентов 60%. Оставшиеся 40% пользователей используют «ихвильнихт», чтобы олицетворять равнодушное отношение к проблемам, безудержное веселье и лояльное отношение к различным невзгодам жизни. Под зажигательным танцем волка подразумевается отношение автора к курьезной ситуации.
Мы исследовали распространение мема «ихвильнихт» в Сети Интернет. На основании проведённого исследования мы выяснили, что мемы являются прекрасным способом коммуникации за счет виральности, а именно мем «Ихвильнихт» показал и доказал нам это. Мем является популярным, используется большим количеством пользователей интернета и набирает охваты.
В заключение отметим, что «ихвильнихт» — это многогранный мем, который в настоящее время широко распространен во многих онлайн-пространствах. Исследование показало, что этот мем чаще всего используется для комментирования различных жизненных ситуаций, а также для обсуждения психологических проблем. Мем в большинстве случаев показывает погружение в настоящее, желание жить сегодняшним днем или текущим моментом, что граничит с безумием (которое и демонстрируется визуально в виде бесконечно кружащегося в танце волка) ввиду надвигающихся проблем, даже если это приход мамы с родительского собрания или экзамен.
Список литературы
- Внебрачных, Р. А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестн. Удмурт. ун-та. 2012. № 1. С. 48–51.
- Голованова, Е. И. Студенческий жаргон – студенческий фольклор: идеи и концепты // Четвертые Лазаревские чтения. Лики традиционной культуры: прошлое, настоящее, будущее : материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 2008. С. 335–341.
- Докинс, Р. Эгоистичный ген. М., 1993. 318 с.
- Ижанов, М. Интернет-общение как часть кибер-культуры [Электронный ресурс] // www. izhanov.ru/publications/article2/
- Николаева, О. Эпидемия XXI века: телевидение, Интернет и компьютерные игры. Ростов н/Д., 2008. 253 с.
- Трендология рунета. «Веселый студент» [Электронный ресурс]. URL: http://trendology ru/veselyj-student/
- Шелестюк, Е. В. Речевое воздействие: онтология и методология исследования : монография. Челябинск, 2008. 232 с.
- Henry Jenkins From Voice to Influence: An Interview with Political Philosopher Danielle Allen (Part One) // http://henryjenkins.org/
- Malcolm Gladwell The tipping point // http://engtopic.ru/english-language/the-tipping-point-malcolm-gladwell
- Быльева Д.С. Мем как трансформирующееся послание // Социальные Трансформации. Vol. 33. P. 33–39.