Юданов Александр Андреевич
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Aleksander Yudanov
Saint Petersburg University
Возникший из философской критики общественного устройства Европы и Северной Америки либерализм стал одним из ключевых идеологий современности и движущей силой прогресса. При этом данная идеология сама претерпела существенные изменения и её принципы в сфере коммуникации сместились в область демократичности и зиждутся на правах человека, личностной свободе и уважении к индивидуальности. Данные идеи находят отражение в СМИ – в частности в Би-Би-Си – в форме их внутреннего устройства и информационной политики. При этом не совсем понятно, что порождает данный феномен. В данной статье делается вывод о том, что либерализация – это комплексный политико-коммуникационный процесс, происходящий в результате развития общества.
Stemming from philosophical criticism of the social structure in Europe and North America, liberalism has become one of the key ideologies of the present day and the driving force of progress. At the same time, this ideology itself has undergone significant changes and its principles regarding communication have shifted towards democratic values, based on human rights, personal freedom, and respect for individuality. These ideas are reflected in the media – in particular in the BBC – in the form of their internal structure and information policy. Yet, it is not entirely clear where this phenomenon originates. This article concludes that liberalisation is a complex political and communicative process that occurs as a result of social development.
Электронная библиотека ИФ РАН, Электронный ресурс, URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0163c3e2f3893700ccc1e763 (дата обращения: 09.12.2023).
Павлов, А.В., Либерализм и открытое общество // Социум и власть. 2011. № 4 (32).
Спирова, Э.М., Консерватизм vs либерализм // Век глобализации. 2016. № 4.
Кирия, И. В., Новикова, А. А. История и теория медиа [Текст]: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – (Учебники Высшей школы экономики). – 423, [1] с.
Sola Pool I. de. Technologies of Freedom. Cambridge: Harvard University Press, 1983.
Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. N.Y.: Pantheon books, 2002.
Dunn, John. Western Political Theory in the Face of the Future / John Dunn. – 2. ed. – Cambridge: Cambridge univ. press, 1993. – IX, 143 pp.
Братерский М. В. Постлиберализм против нелиберальной демократии: как мировоззрение разделяет Европейский союз и Россию/М. В. Братерский // Актуальные проблемы Европы, 2023, № 1.
Oborne, Peter. «Coming to the BBC, an everyday story of bias and falling standards» (27 October 2011). The Daily Telegraph. Электронный ресурс, URL: https://web.archive.org/web/20111028234132/http://blogs.telegraph.co.uk/news/peteroborne/100113804/coming-to-the-bbc-an-everyday-story-of-bias-and-falling-standards/ (дата обращения: 10.12.2023).
Oborne, Peter. «In its election coverage, the BBC has let down the people who believe in it» (3 December 2019). TheGuardian. Электронный ресурс, URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/dec/03/election-coverage-bbc-tories (дата обращения: 10.12.2023).
Holmwood, Leigh. «BBC News needs more Tories, says shadow culture secretary Jeremy Hunt» (24 September 2009). The Guardian. Электронный ресурс, URL: https://www.theguardian.com/media/2009/sep/24/bbc-news-tories-jeremy-hunt (дата обращения: 10.12.2023).
Либерализм, Би-Би-Си, разнообразие, СМИ, информационная политика
Liberalism, BBC, diversity, media, information policy
За тридцать лет после распада СССР медиасфера России прошла путь анти-либерализации к консерватизму и доминированию государственных СМИ. Крупнейшие традиционные СМИ как ВГТРК, Первый Канал, НТВ контролируются государством. А граждане России, придерживающиеся либеральных взглядов, ищут близкие себе идеи в блогах, Telegram и YouTube каналах .
Исходя из того, что плюрализм мнений в массмедиа способствует гармоничному развитию общества, подобный дисбаланс в общем можно охарактеризовать негативно. В этой связи потребность России в либеральных традиционных СМИ может быть удовлетворена за счёт либерализации уже существующих, что, в свою очередь, не требует изобретения велосипеда, а перенятия примеров реального воплощения либерализма в СМИ за счёт неких редакционных и информационных закономерностей. Актуальным отсюда представляется изучение процесса либерализации такого СМИ как Би-Би-Си: старейшего теле- и радиовещателя Великобритании и одной из крупнейших медиакорпораций мира.
Значимость данного исследования состоит в выявлении редакционных и информационных признаков либерализации СМИ для возможности их применения в России.
Цель данного исследования – выявить нормы и подачу либерализации СМИ.
Задачи:
- Изучить конфликт высоких и массовых принципов (признаков) либерализма в теории и на практике в Великобритании и в BBC;
- Изучить редакционные нормы (правовую базу) и информационную повестку либерального СМИ;
- Выделить концепты высокого и массового либерализма в нормативной базе, а также субъектов разнообразия и равноправия в повестке СМИ, которые могут быть перенесены и применены в России.
Структура статьи состоит из обзора литературы, который включает разделы “Либерализм как концепция и её реализация” и “Би-Би-Си и либерализм в Великобритании”, материалов и методов, где обозначены предметы изучения данной статьи, принципы их выборки и анализа, результатов, в которых приводится анализ устава и материалов Корпорации, и заключения, в котором показано, какие факторы повлияли на либерализацию исследуемого СМИ.
1. Обзор литературы
1.1. Либерализм как концепция и её реализация
Чтобы в правильном свете увидеть устройство Би-Би-Си и её повестку, стоит разобраться с ключевыми понятиями, установить, что есть либерализм и либерализация и как они проявляют себя в философии и на практике?
Согласно определению, данному в Электронной библиотеке Института Философии Российской Академии Наук, “либерализм (от лат. liberalis – свободный) – наименование «семейства» идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в 17–18 вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический «абсолютизм» и диктат церкви в светской жизни” [1]. При этом это течение имеет несколько основополагающих принципов.
Прежде всего, либерализм основывается на рационализме, то есть на установке, подразумевающей возможность познания и обустройства мира и человеческой жизни с помощью разума. В связи с этим в рамках теории либерализма исторический процесс рассматривается как проявление прогресса, произрастающего из развития человеческого разума. В частности, из этой идеи со временем развилась теория мелиоризма – воззрения, признающего реальность идеи прогресса как ведущей к совершенствованию мира. Согласно этому принципу, сторонники либеральной идеологии считают нормой вмешиваться в естественные общественно-политические процессы для их ускорения и совершенствования человечества.
Кроме того, либерализм полагается на идею индивидуальной свободы (прежде всего от норм поведения, навязанных человеку обществом, религией, властью) или индивидуализма, которые предполагают “самостоятельность индивида, его деловую, социальную активность и его умение не воевать, а договариваться с другими свободными индивидами” [2]. Иными словами, всеобъемлющая свобода индивида (охватывающая максимальное количество сфер человеческой жизни) есть главная ценность идеологии либерализма. Возвращаясь к принципу рационализма, этот феномен можно объяснить тем фактом, что развитие индивидуальных свобод способствует целостному развитию всего общества снизу вверх. Так, Э.М. Спирова пишет, что “нет сомнений в том, что обретение свободы позволяет обеспечить социальную динамику. Исторический опыт показал, что освобождение людей от гнёта своевластия, деспотизма значительно расширяет пространство экономической и культурной инициативы, предприимчивости, делает общество открытым, готовым к конкуренции и успеху” [3].
Согласной Э.М. Спировой, в рамках либерализма индивидуализм понимается не в крайней его форме, а как “автономная активность, направляемая в социально конструктивное русло”, а задача либерализма – это “не декларация свободы индивида «вообще», но защита свободы той личности, которая достигла определённого уровня развития и доказала на основе выдвигаемых либерализмом критериев свой высокий цивилизационный статус” [3].
Далее, ключевым принципом либерализма, несомненно, является равенство индивидов между собой как в правовой, так и в политической сферах общественной жизни человека. Более того, свобода понимается как неотъемлемое качество любого индивида, обладающего ею по праву рождения. При этом именно юридическое и политическое равенство понимаются как наиболее “справедливые”, тогда как чаще всего речь не идёт об имущественном равенстве, которое по своей сути игнорирует принцип индивидуальности и индивидуальные достижения каждого конкретного человека. “Равенство в свободе выступает одним из оснований либеральной морали. Исходя из принципа равенства, либеральная доктрина не признает сословных и прочих привилегий, не обусловленных индивидуальным усилием человека” [3].
В завершение, терпимость (в обществе) и плюрализм (в медиасреде) представляются одними из важнейших основ социально-политического взаимодействия в обществе в рамках идеологии либерализма, так как эти принципы напрямую связаны с уже упомянутыми и во многом являются их результатом. В свою очередь принцип терпимости можно понимать по-разному. В узком смысле, это допущение существования взглядов, отличных от тех, которые имеет каждый конкретный индивид. В наиболее широком смысле терпимость – это принятие непохожести остальных индивидов по признакам пола, возраста, социально-экономического положения, расово-этнического происхождения, сексуальной ориентации, физических и умственных способностей, религии, политических взглядов и др.
Подобный подход можно применить и к описанию принципа плюрализма. В узком смысле плюрализм – это одновременное существование разнообразных политических взглядов (здесь стоит отметить, что именно этот принцип обусловил взаимодействие разных политических идеологий в странах, которые приняли либеральный курс развития, в отличие от СССР, в котором социалистическая идеология боролась с буржуазными идеями). По мнению автора, в более широком смысле принципу плюрализма в медиасреде отвечает концепт “разнообразия” (“diversity”) мнений по вышеупомянутым критериям пола, возраста и т. д., что удовлетворяет принципу равенства и потребностям людей в репрезентации и самореализации: каждый индивид априори имеет ценность для общества и общественного развития.
Однако по мнению Э.М. Спировой, данные основополагающие идеи со временем начинают не только порождать и дополнять друг друга, но и вступать друг с другом во взаимоисключающий конфликт. Так, “сочетание идеалов свободы, индивидуализма, равенства и терпимости в идеологии классического либерализма образует линию внутреннего напряжения, которая со временем становится всё более выраженной и значимой” [3]. Соответственно, возникает дилемма, при которой неясно, что именно либерализм рассматривает как личность: индивида, достигшего определённого уровня развития и доказавшего на основе выдвигаемых данной идеологией критериев свой высокий цивилизационный статус, или любого индивида как уникального представителя человечества.
Стоит также отметить, что у либерализма, как у политической доктрины, имеются проявления в экономике как в одной из сфер воплощения той или иной политики в жизнь, поэтому необходимо более подробно рассмотреть этот вопрос. Исходя из основополагающего принципа свободы, либерализм предполагает свободу бизнеса и невмешательство государства в эту сферу. Так как СМИ стали частью хозяйственной деятельности человека, процесс либерализации медиа, можно понимать как их деэтатизацию, то есть переход из государственных собственности и управления в частные руки.
Тем не менее, можно утверждать, что СМИ всегда стояли особняком от других сфер хозяйственной деятельности человека, поэтому все ограничения и послабления распространялись на них лишь частично. Так, многие исследователи отмечают, что даже в странах с либеральной идеологией и свободным рынком медиа, будучи частью культуры, традиционно подвергались более жёсткому регулированию, нежели остальные отрасли экономики. Подобный феномен может быть обусловлен несколькими факторами, но прежде всего это происходит потому, что СМИ есть блага не индивидуальные, а общественные (неделимые), поэтому “за них должно платить в той или иной мере всё общество и исключить из их потребления отдельных индивидов невозможно. Медиа не просто товар; они выполняют важнейшую общественную функцию, без которой трудно себе представить современное государство. Это значит, что государство в той или иной мере вынуждено финансировать или помогать взимать через налогообложение средства на осуществление общественных функций символических благ” [4].
По этой причине, с точки зрения имущественных отношений, либерализация медиа – это их высвобождение из-под государственного владения и переход из категории общественного блага в форму бизнес предприятия, ставящего своей целью получение прибыли. В частности, И.В. Кирия и А.А. Новикова называют либерализацией российских СМИ приватизацию государственных и появление новых медиа в 1990-х годах. По их мнению, этому в значительной степени поспособствовал технических прогресс, позволивший доставлять телевизионный сигнал до зрителя различными способами (кабельное и спутниковое ТВ), а не исключительно с помощью аналогового вещания. В результате, “спутниковое, кабельное и IP-телевидение, а начиная с 2000 г. сжатие аналоговых телевизионных каналов в цифровые «пучки» каналов (мультиплексы) позволили высвободить колоссальные ресурсы для вещания нескольких сотен каналов высокого качества” [4]. При этом, однако, невозможно утверждать, что деэтатизация российских СМИ поспособствовала политической либерализации и демократизации общества, не готового к подобному изобилию медиа.
Подобные изменения предсказал и объяснил в своей работе 1983 года Итиэль де Сола Пул, который считал, что надвигавшаяся технологическая революция окончательно размоет границы между государственными информационными системами, за чем последует либерализация “зарегулированных” государствами индустрий – распространение коммерческой модели медиа, которая, по мнению исследователя, и есть “подлинно демократическая” [5].
О предпосылках экономической либерализации массмедиа также писали Эдвард Херман и Ноам Хомский, которые выделяют следующие причины “либеральности” современных СМИ:
- коммерческая форма собственности и контроль медиа акционерами определяют деятельность СМИ как бизнеса, ориентированного на получение прибыли, что влияет на их функционирование;
- источники финансирования (в частности рекламодатели), на чьи интересы медиа необходимо опираться в своей работе;
- взаимные интересы и отношения с представителями власти (“источниками новостей”);
- ответственность перед аудиторией, которая выражается в боязни критики работы СМИ;
- идеологизированность журналистов, чьи взгляды определяют, что входит в информационную повестку, а что остаётся на её периферии. [6].
Таким образом, мы видим, что вопросы, затрагивающие понимание личности человека, являются одними из движущих сил развития либерализма в его современном виде. В свою очередь данная идеология находит практическое применение в сфере СМИ, которая строится на принципе свободного ведения бизнеса, соответствующего ключевой идее “свободы” идеологии либерализма.
1.2. Би-Би-Си и либерализм в Великобритании
По-видимому, подобные критерии не совсем корректно применять в отношении Би-Би-Си, так как Корпорация является публичным медиа, которое не принадлежит ни правительству Великобритании, ни какому-то иному физическому или юридическому лицу и по своему определению не является коммерческим предприятием. При этом равносильно невозможно говорить о том, что коммерциализация обошла Би-Би-Си стороной, так как начиная с 1960-х годов вещатель постепенно развивает свой коммерческий сектор. На настоящий момент Би-Би-Си по разным оценкам на 80% спонсируется подданными Соединённого Королевства через специализированный налог (license fee), тогда как остальная часть покрывается с помощью лимитированной рекламы и продажи продуктов коммерческого подразделения Корпорации – BBC Studios.
В связи с этим в данной работе либерализация Би-Би-Си рассматривается с политико-идеологической точки зрения, то есть как либерализация или синонимичная ей в данном контексте демократизация идей, представленных в материалах Корпорации и реализованных в ней самой – в применении концепта разнообразия относительно внутреннего регламента, касающегося устройства и информационной политики медиа. Иными словами, данное исследование нацелено на выявление либеральной природы современной информационной повестки данного СМИ и внутренних изменений, а именно на установление разнообразия как её ключевого аспекта. Для этого, в первую очередь, необходимо выявить набор современных ценностей идеологии либерализма, которые непосредственно отличают его от консерватизма, выявить роль категории разнообразия в них, и проверить представлены ли и, если да, каким образом эти ценности в публикациях данного медиа, а также как они реализуются в устройстве самой Корпорации.
В своей книге “Western Political Theory in the Face of the Future” Джон Данн пишет о наблюдаемой в 80-90-е гг. XX в. глобальной демократизации, которая сопровождалась развитием представлений о правах человека и политической и экономической либерализацией общества. В результате этих процессов принципы либерализма сместились в плоскость демократических представлений о правах человека – таких как равенство полов, расово-этническое и религиозное равенство [7]. Сюда же можно отнести равенство по признаку сексуальной ориентации и физических и ментальных способностей, инклюзивность (inclusivity), “разнообразие” по вышеперечисленным признакам (diversity).
Некоторые исследователи, такие как М.В. Братерский, называют данную идеологию “постлиберальной”, а данные ценности, соответственно, “постлиберальными”. По его мнению, “граница между постлиберализмом и правами человека выглядит размытой”, что проявляется в необходимости “защищать” эти права. Однако, исследователь отмечает, что права человека по-разному понимаются государствами, в которых приняты идеи традиционного либерализма и постлиберализма, имея в виду, что многие традиционные либералы не разделяют вышеназванных ценностей [8].
В связи с тем, что СМИ есть блага общественные и государство в той или иной мере вынуждено финансировать их работу, необходимо охарактеризовать либерализм в Би-Би-Си и во власти в Великобритании. Несмотря на то, что Великобритания – это политически плюралистическое государство, в котором существует большое количество политических партий, здесь сохраняется традиционная двухпартийная система, характерная для разных периодов функционирования британского парламента. В настоящее время политическими гигантами Великобритании являются Консервативная (официально Консервативная и Юнионистская) и Лейбористская партии. В то время как левая направленность последней довольно гомогенна (лейбористы – это левоцентристская партия), идеологический ландшафт консерваторов более сложен и запутан, так как данная партия в современном её исходе есть слияние традиционных консерваторов и либералов-юнионистов. Иначе говоря, в ней представлены политические взгляды от крайне консервативных до либеральных в традиционном их понимании, то есть обе крупнейшие партии Великобритании отстаивают по-разному либеральные взгляды.
В связи с этим стоит обратить внимание на тот момент, что Би-Би-Си часто сталкивается с критикой и обвинениями в либеральной предвзятости, при этом подобные критики зачастую не уточняют по-лейбористски или по-консервативному либеральна Корпорация. Так, Питер Оборн, британский журналист, в прошлом работавший на Би-Би-Си и The Daily Telegraph, в разные периоды говорил о поддержке вещателем левых либералов и консерваторов [9, 10]. Тем не менее, из этого можно сделать вывод, что Корпорация воспринимается многими медиакритиками как рассадник либеральных (вне зависимости от более точного разграничения) идей. Как утверждает Эндрю Марр, бывший редактор отдела политики Би-Би-Си, данная предвзятость сложилась естественным образом, так как именно сторонники либеральных взглядов находят работу в Корпорации привлекательной и привносят в неё свои идеи [11].
В то же время, подобная предустановленная “либеральность” Би-Би-Си не означает, что Корпорация всегда была таковой. Во-первых, стоит отметить, что эти обвинения и критика не нашли существенных подтверждений по результатам внутренних и внешних мониторингов, проведённых за последние два десятилетия. Более того, в уставе Корпорации чётко прописан принцип непредвзятости (impartiality) , который призван поддерживать объективность работы медиа, функционирующего за счёт налогоплательщиков, придерживающихся идей различных политических парти.
Во-вторых, даже если допустить правдивость либеральной предвзятости Би-Би-Си, эта сторона либеральности касается только информационной повестки данного медиа и не отражает его внутреннее устройство, которое, по мнению автора, тоже следует исследовать в данном ключе, потому как либерализация Корпорации и внесение разнообразия в соответствии с современными ценностями в её функционирование могли происходить в плане вышеупомянутого устава СМИ и найти отражение в таком организационном моменте, как кадровая политика. Иными словами, стоит также рассматривать кадровые решения Би-Би-Си в вопросах расово-этнического происхождения, так как это имеет непосредственное влияние на имидж и репрезентацию Корпорации, регионального происхождения, так как это оказывает влияние на язык, которым в своей работе пользуется сотрудники, половозрастной состав и др. Исходя из этих признаков “внутренней” и “внешней” либеральности (и разнообразия) можно будет сделать вывод о либерализации Би-Би-Си.
Данные идеи возможно представить кратко следующим образом. Имея корни в философских доктринах развивающегося буржуазного общества 18-19 вв., либерализм, предполагающий политическое, юридическое и экономическое освобождение индивида, прошёл длинный путь развития и в своём современном исходе во многом слился с идеологией демократизма. Так, либерализм отстаивает права человека, равенство индивидов во всём их разнообразии по признакам пола, возраста, расы, религии, сексуальной ориентации. Подобные идеи широко отражены в британском политическом спектре, поэтому возможно утверждать о том, что они нашли своё отражение и в деятельности главного вещателя Великобритании – Би-Би-Си – в плане внутреннего устройства и информационной повестки Корпорации.
2. Материалы и методы
В соответствии с этим, для исследования был отобран эмпирический материал двух типов. Прежде всего, для нормативного анализа были использованы статьи действующего устава Би-Би-Си, касающиеся непредвзятости информационной повестки и кадровой политики Корпорации. Данный материал позволит сделать выводы о степени внутреннего разнообразия, исследуемого СМИ. Кроме того, для проведения content-анализа было отобрано десять видеорепортажей, которые были опубликованы на официальном YouTube канале Би-Би-Си за последние два года и в которых прослеживаются темы, соотносимые с установленными выше признаками либеральной повестки. По результатам анализа произведено структурирование полученных результатов.
3. Результаты
3.1. Концептуальные и массовые признаки либерализма в уставе Би-Би-Си
Возвращаясь к теме либеральной предвзятости Би-Би-Си, стоит в очередной раз отметить, что в действующем уставе Корпорации совершенно конкретно описан принцип непредвзятости (impartiality) данного СМИ в подаче материала. Более того, этот принцип является основным для функционирования медиа, однако при этом в документе отмечается, что непредвзятость Би-Би-Си в освещении событий не означает полную нейтральность. Так, данное средство массовой информации отдаёт приоритет демократическим ценностям, многие из которых синонимичны обозначенным выше принципам либерализма.
Далее приведены выдержки из устава Би-Би-Си, опубликованные на официальном сайте Корпорации в разделах Guidelines и Guidances.
The BBC is committed to achieving due impartiality in all its output. This commitment is fundamental to our reputation, our values and the trust of audiences. The term ‘due’ means that the impartiality must be adequate and appropriate to the output, taking account of the subject and nature of the content, the likely audience expectation and any signposting that may influence that expectation. Due impartiality usually involves more than a simple matter of ‘balance’ between opposing viewpoints. We must be inclusive, considering the broad perspective and ensuring that the existence of a range of views is appropriately reflected. It does not require absolute neutrality on every issue or detachment from fundamental democratic principles, such as the right to vote, freedom of expression and the rule of law. We are committed to reflecting a wide range of subject matter and perspectives across our output as a whole and over an appropriate timeframe so that no significant strand of thought is under-represented or omitted [12]. | Би-Би-Си стремится к достижению должной беспристрастности во всех материалах, производимых ей. Это обязательство имеет основополагающее значение для нашей репутации, наших ценностей и доверия аудитории. Термин “должный” означает, что беспристрастность должна быть адекватной и соотноситься с результатами, принимая во внимание тематику и характер контента, вероятные ожидания аудитории и любые указатели, которые могут повлиять на эти ожидания. Должная беспристрастность обычно включает в себя нечто большее, чем простой вопрос “баланса” между противоположными точками зрения. Мы должны быть инклюзивными, рассматривая широкую перспективу и обеспечивая надлежащее отражение существования целого ряда точек зрения. Это не требует абсолютного нейтралитета по каждому вопросу или отрешённости от фундаментальных демократических принципов, таких как право голоса, свобода выражения мнений и верховенство закона. Мы стремимся отражать широкий спектр тем и перспектив в наших материалах в целом и в течение соответствующего периода времени, чтобы ни одна существенная мысль не оказалась мало представленной или пропущенной. |
The Guidelines also make clear that the BBC’s impartiality is not value free and that it incorporates the values of a democratic society. The Editorial Guidelines say that “…our editorial standards do not require absolute neutrality on every issue or detachment from fundamental democratic principles.” (Editorial Guidelines 2019: 1.2) Fundamental democratic principles include the right to vote, freedom of expression and the rule of law and encompass the assumption that societal discrimination based on race, colour or creed or gender will undermine these essential elements of democracy. So the approach BBC reporters and presenters take will always reflect an assumption that the democratic path will be better than repression, corruption, discrimination and the restriction of these rights. But the factual reporting of events should remain accurate and objective [13]. | В Руководящих принципах также ясно указывается, что беспристрастность Би-Би-Си не означает отсутствие ценностей и что она включает в себя ценности демократического общества. В редакционных принципах говорится, что “…наши редакционные стандарты не требуют абсолютной нейтральности по каждому вопросу или отрешённости от фундаментальных демократических принципов”. (Редакционные рекомендации 2019: 1.2) Фундаментальные демократические принципы включают право голоса, свободу выражения мнений и верховенство закона и предполагают, что социальная дискриминация по признаку расы, цвета кожи, вероисповедания или пола подорвет эти важнейшие элементы демократии. Таким образом, подход репортёров и ведущих Би-Би-Си всегда будет отражать предустановку о том, что демократический путь лучше, чем репрессии, коррупция, дискриминация и ограничение этих прав. Но фактическое освещение событий должно оставаться точным и объективным. |
Стоит также отметить, что в уставе Би-Би-Си косвенно зафиксирована одна из важнейших ценностей современного либерализма – разнообразие (diversity), которое обозначается как разнообразие предоставляемых точек зрения, голосов в плане культуры (расово-этнического происхождения), региональной представленности, социально-экономического происхождения, возраста и т. д. Более того, в этом же контексте в документе затрагивается тема инклюзивности.
We should take account of the different political cultures and structures in different parts of the UK, and different cultural views in other communities. We should seek to ensure that differing main strands of argument in nations, regions and communities receive due weight and prominence in UK-wide output [12]. | Мы должны принимать во внимание различные политические культуры и структуры в разных частях Великобритании, а также различные культурные взгляды в других сообществах. Мы должны стремиться к тому, чтобы различные основные направления аргументации в странах, регионах и сообществах получали должный вес и значимость в публикациях по всей Великобритании. |
Diversity of Opinion 4.3.1 Across our output as a whole, we must be inclusive, reflecting a breadth and diversity of opinion. Breadth and diversity of opinion may require not just a political and cultural range, but, on occasions, reflection of the variations between urban and rural, older and younger, poorer and wealthier, the innovative and the status quo, etc. It may involve exploration of perspectives in different communities, interest groups and geographic areas [14]. | Разнообразие мнений 4.3.1 В отношении наших материалов в целом мы должны быть инклюзивными, отражающими широту и разнообразие мнений. Широта и разнообразие мнений могут требовать не только политического и культурного диапазона, но и, в некоторых случаях, отражения различий между городскими и сельскими жителями, пожилыми и молодыми, бедными и богатыми, новшествами и статусом-кво и т. д. Это может включать изучение перспектив в различных сообществах, группах по интересам и географических областях. |
The Charter sets out the BBC’s Public Purposes: 1. To provide impartial news and information to help people understand and engage with the world around them. 2. To support learning for people of all ages. 3. To show the most creative, highest quality and distinctive output and services. 4. To reflect, represent and serve the diverse communities of all of the United Kingdom’s nations and regions and, in doing so, support the creative economy across the United Kingdom. 5. To reflect the United Kingdom, its culture and values to the world [15]. | Хартия определяет общественные цели Би-Би-Си: 1. Предоставлять беспристрастные новости и информацию, помогающие людям понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. 2. Поддерживать обучение людей всех возрастов. 3. Демонстрировать наиболее креативные, высококачественные и самобытные продукты и услуги. 4. Отражать, представлять и обслуживать различные сообщества всех народностей и регионов Соединённого Королевства и, таким образом, поддерживать креативную экономику по всему Соединённому Королевству. 5. Отражать Соединённое Королевство, его культуру и ценности для всего мира. |
Интересен тот факт, что в уставе Би-Би-Си данные принципы связываются с самой культурой Великобритании на современном этапе её развития. Так, видно, что разнообразия и инклюзивность есть не что иное, как ключевые ценности современного британского общества, которые, как указано в уставе, Корпорация обязуется транслировать на весь мир, продвигая тем сама идеи либерализма и демократизма.
3.2. Разнообразие в информационной повестке дня Би-Би-Си
Кадровая политика Би-Би-Си не описана на официальном сайте, исходя из чего невозможно сделать вывод о присутствии в ней такого принципа либеральной политики как “diversity hiring” (найма по квоте). Однако он прослеживается в новостных материалах Корпорации. Так, в данном СМИ в качестве репортёров и ведущих новостей работают представители национальных меньшинств, представленных в Великобритании, что удовлетворяет принципам разнообразия по культурному признаку, примерно одинаков половой состав ведущих и задействованы представители разных регионов страны, что разнообразит язык материалов.
Например, стоит обратить внимание на репортаж под названием “How gaming can be made more accessible?” (Как сделать видеоигры более доступными?). Сам заголовок не даёт полного представления о содержании выпуска, так как остаётся неопределённость, по какому признаку игры можно сделать доступными. Тем не менее, первая строчка репортажа – “Thomas is autistic” (У Томаса аутизм) – проясняет тематику; видеоигры оцениваются с позиции доступности для людей с ограниченными психофизическими возможностями.
Тематику выпуска можно охарактеризовать термином инклюзивности, входящим в спектр либеральной повестки СМИ и продвигающим идеи ценности и важности человеческой жизни и создания достойных условий для разных людей. О норме говорит в интервью ведущему приглашённый эксперт, используя для этого эвфемизм “neurotypical” (нейротипичный) вместо таких слов, как “нормальный” или “здоровый”. С другой стороны, термин “autistic” (аутистичный, имеющий аутизм) неоднократно используется на протяжении всего выпуска для его нормализации и во избежание его дисфемизации.
Либеральная повестка Би-Би-Си видна и в исполнении данного материала. Прежде всего, это ведущий Пол Картер, человек с ограниченными возможностями здоровья с рождения. В роли ведущего он не только исполняет политику инклюзивности Корпорации, но и разнообразия (diversity), как он дал понять в одном из интервью. Разнообразие можно назвать главным либеральным принципом современных медиа. Под его эгидой в СМИ и поп-культуре появляется всё больше персонажей, представляющих разные меньшинства: расово-этнические, сексуальные, возрастные, гендерные, по состоянию здоровья и т. д.
Подобной тематике посвящён выпуск “Man who learnt to read at 18 becomes Cambridge University’s youngest ever black professor” (Мужчина, научившийся читать в 18 лет, становится самым молодым чернокожим профессором Кембриджского университета в истории), который демонстрирует либеральные принципы инклюзивности и разнообразия по расово-этническому происхождению и психофизическим способностям. Герой репортажа – Джейсон Ардей, у которого в раннем возрасте диагностировали аутистическое расстройство. Кроме того, Джейсон имеет африканские корни, и теперь он, как обозначено в заголовке, стал самым молодым чернокожим преподавателем Кембриджа, несмотря на трудности в обучении.
Теме расового (не)равенства посвящён выпуск “British royal aide resigns over racist remarks” (Фрейлина королевы Великобритании уходит в отставку из-за расистских высказываний). О похожей проблеме – дискриминации по расово-этническому происхождению – говорится в репортаже, обращённом к кастовому неравенству в среде индийских иммигрантов в США, который также апеллирует к либеральной ценности равноправия.
Выпуск “How a female mayor in Tokyo is fighting Japan’s sexist attitudes” (Как женщина-мэр Токио борется с сексистскими настроениями в Японии) обращён к проблеме неравенства полов, которая не соответствует либеральным ценностям. О проблемах женщин в спорте говорится в репортаже “World-first programme specialises in health of female rowers” (Первая в мире программа, специализирующаяся на охране здоровья женщин-гребцов), в котором делается акцент на неразвитости “женского” подхода к спорту и тренировочному процессу.
Примечательно, что среди отобранных материалов Би-Би-Си несколько посвящено правам женщин, в том числе репродуктивным правам. В них рассматриваются такие вопросы как суррогатное материнство и аборты. Отражая принцип равенства полов, в выборке представлен материал о мужском репродуктивном здоровье, освещающий вопрос контрацепции для мужчин.
Кроме того, большое количество материалов Би-Би-Си посвящено проблеме изменения климата и мерам по борьбе с ним, что, по мнению автора, также можно отнести к либеральной информационной повестке как отражение принципа мелиоризма, то есть уверенности в возможности изменить мир к лучшему. Например, в репортаже “Race to recycle wind turbines in Denmark” (Гонка за утилизацией ветряных турбин в Дании) речь идёт о совершенствовании технологий зелёной энергетики.
Таким образом в проанализированных новостных материалах Би-Би-Си были выявлены принципы либерализма, нашедшие отражение в информационной повестке Корпорации и призванные усовершенствовать обещство. Результаты content-анализа представлены в таблице.
Новостной выпуск | Принципы либерализма |
How can gaming be made more accessible? [16] | Инклюзивность, разнообразие по признаку психофизического развития |
British royal aide resigns over racist remarks [17] | Равноправие и разнообразие по расовому признаку |
The joy and the trauma of carrying a celebrity’s baby [18] | Свобода (репродуктивная), равноправие (права женщин) |
Has India’s caste system migrated to the US? [19] | Равноправие (низшие касты) |
Male contraceptive pill a real possibility, say scientists [20] | Свобода (репродуктивная), равноправие (права мужчин) |
Man who learnt to read at 18 becomes Cambridge University’s youngest ever black professor [21] | Инклюзивность, разнообразие по признаку психофизического развития |
How a female mayor in Tokyo is fighting Japan’s sexist attitudes [22] | Равноправие (права женщин) |
Texas abortion law: ‘I waited for my daughter to die so I wouldn’t die’ [23] | Свобода (репродуктивная), равноправие (права женщин) |
World-first programme specialises in health of female rowers [24] | Равноправие (права женщин) |
Race to recycle wind turbines in Denmark [25] | Мелиоризм |
Очевидно, что в исследованных материалах некоторые признаки либеральной информационной повестки представлены в большем объёме, чем другие. Как было отмечено выше, концепт разнообразия (diversity) представляется ключевой идей современного либерализма, что нашло отражение в новостных выпусках Би-Би-Си. Примечательно, что идея равноправия, основополагающая для данной идеологии, также широко представлена в проанализированных репортажах. Соотношение тем представлено в графике.
Таким образом, Анализ устава Би-Би-Си показал, что принципы либерализма институализированы в данном медиа, что послужило одним из главных этапов его политической (идейной) либерализации. Так, идеи разнообразия, равноправия и инклюзивности находят своё отражение в главном документе Корпорации.
В свою очередь, новостные материалы, производимые Корпорацией, затрагивают темы, которые возможно маркировать как либеральные – например, инклюзия людей с отличными от нормы психофизическими возможностями. Однако либеральная направленность Би-Би-Си прослеживается и в плоскости исполнения этих материалов. Так, сотрудники некоторые компании непременно реализуют либеральные принципы разнообразия и инклюзивности.
4. Заключение
Исходя из того, что в обеих крупнейших партиях Великобритании так или иначе представлена идеология либерализма, можно сделать вывод о том, что британское общество целиком разделяет его идеи, которые можно назвать элементом современной британской культуры. В связи с этим именно британское общество, интересам которого служит Би-Би-Си, как обозначено в её уставе, и является субъектом происходящей в Корпорации либерализации. Это подтверждается и тем фактом, что данное СМИ является привлекательным именно для сторонников либерализма, которые либерализуют его дальше.
Таким образом, механизм либерализации традиционного британского СМИ Би-Би-Си можно свести к двум феноменам. Во-первых, либеральные принципы должны быть закреплены в уставе медиа. Во-вторых, необходим либеральный общественный пласт, который будет ассоциировать себя с данным СМИ и хотеть привнести свою лепту в его функционирование. Выполнив эти два условия, можно произвести либерализацию традиционных российских медиа.
5. Литература
- Электронная библиотека ИФ РАН, Электронный ресурс, URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH0163c3e2f3893700ccc1e763 (дата обращения: 09.12.2023).
- Павлов, А.В., Либерализм и открытое общество // Социум и власть. 2011. № 4 (32).
- Спирова, Э.М., Консерватизм vs либерализм // Век глобализации. 2016. № 4.
- Кирия, И. В., Новикова, А. А. История и теория медиа [Текст]: учебник для вузов / И. В. Кирия, А. А. Новикова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – (Учебники Высшей школы экономики). – 423, [1] с.
- Sola Pool I. de. Technologies of Freedom. Cambridge: Harvard University Press, 1983.
- Herman E., Chomsky N. Manufacturing Consent: The Political Economy of the Mass Media. Y.: Pantheon books, 2002.
- Dunn, John. Western Political Theory in the Face of the Future / John Dunn. – ed. – Cambridge: Cambridge univ. press, 1993. – IX, 143 pp.
- Братерский М. В. Постлиберализм против нелиберальной демократии: как мировоззрение разделяет Европейский союз и Россию/М. В. Братерский // Актуальные проблемы Европы, 2023, № 1.
- Oborne, Peter. «Coming to the BBC, an everyday story of bias and falling standards» (27 October 2011). The Daily Telegraph. Электронный ресурс, URL: https://web.archive.org/web/20111028234132/http://blogs.telegraph.co.uk/news/peteroborne/100113804/coming-to-the-bbc-an-everyday-story-of-bias-and-falling-standards/ (дата обращения: 10.12.2023).
- Oborne, Peter. «In its election coverage, the BBC has let down the people who believe in it» (3 December 2019). Электронный ресурс, URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/dec/03/election-coverage-bbc-tories (дата обращения: 10.12.2023).
- Holmwood, Leigh. «BBC News needs more Tories, says shadow culture secretary Jeremy Hunt» (24 September 2009). The Guardian. Электронный ресурс, URL: https://www.theguardian.com/media/2009/sep/24/bbc-news-tories-jeremy-hunt (дата обращения: 10.12.2023).
Эмпирические материалы:
- BBC Guidelines. Section 4: Impatiality – Intorduction. Электронный ресурс, URL: https://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/impartiality#1 (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC Guidance: Impartiality. Электронный ресурс, URL: https://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/impartiality#1 дата обращения: 15.12.2023).
- BBC Guidelines. Section 4: Impatiality – Guidelines. Электронный ресурс, URL: https://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/impartiality/guidelines/ (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC Guidelines. Section 1: The BBC’s Editorial Standards. Электронный ресурс, URL: https://www.bbc.co.uk/editorialguidelines/guidelines/editorial-standards#oureditorialvalues (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: How can gaming be made more accessible? Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/CK1k09Wj6c0?si=FvoEPPKBDUaxL5ee (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: British royal aide resigns over racist remarks. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/DkAb7SmH-PY?si=rDKsIuTQIjkyfIFm (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: The joy and the trauma of carrying a celebrity’s baby. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/_LKQ5o0Kr00?si=R2xnCwdD_GDnjXKd (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: Has India’s caste system migrated to the US? Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/PrLbNSxzAgU?si=924JBC80GDpWVY6t (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: Male contraceptive pill a real possibility, say scientists. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/Wh9JXi6Yzgg?si=teTMIcL0G0YISYWg (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: Man who learnt to read at 18 becomes Cambridge University’s youngest ever black professor. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/g28uXeXz9l8?si=2AaEbhdOryxj9vmn (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: How a female mayor in Tokyo is fighting Japan’s sexist attitudes. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/iuhah9HzJJA?si=UTUb9rL0TU-0gsxE (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: Texas abortion law: ‘I waited for my daughter to die so I wouldn’t die’. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/1h57ICShVvY?si=hRRYDFcoQv1kuG24 (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: World-first programme specialises in health of female rowers. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/iVOQ9Ex_—U?si=455Q611bxojhwJVc (дата обращения: 15.12.2023).
- BBC News: Race to recycle wind turbines in Denmark. Электронный ресурс, URL: https://youtu.be/kpQG89oxEVo?si=yaxEVfgRGJHKwmrh (дата обращения: 15.12.2023).
Тем не менее, престижность подобных медиа представляется гораздо более низкой, чем у традиционных СМИ, поэтому возникает ощущение неравенства консервативной (более престижной) и либеральной (менее престижной) точек зрения.
Несмотря на похожесть на слово party, impartiality не имеет отношения к значению «партия». Здесь party — это сторона спора, конфликта, судебного разбирательства. Соответственно, impartiality — это непринадлежность к какой-либо из этих сторон, непредвзятость в разрешении их спора. Это слово часто можно услышать в юридическом контексте, например, в юридических драмах. Помимо свой лингвистической экспертизы и уровня английского С2, отсылаю Вас к 10 серии 6 сезона сериала The Good Wife (7:17), где адвокат защиты спрашивает у потенциального присяжного, сможет ли он быть impartial (беспристрастным, непредвзятым) в вопросе их судебного дела. [AY2]