Приёмы агитации Политического театра Эрвина Пискатора в современной международной тележурналистике / Erwin Piscator Political Theater Campaigning Techniques in modern international television journalism

Шитова Екатерина Александровна

Санкт-Петербургский государственный университет

Shitova Ekaterina Alexandrovna

Saint Petersburg State University

Работа посвящена исследованию функционирования агитационных приёмов Политического театра Эрвина Пискатора в тележурналистике России и США. Эрвин Пискатор – один из крупнейших немецких театральных режиссёров ХХ века. В 1920-х годах он создал новаторский проект Политического театра, который был призван формировать политическое сознание зрителей посредством различных приёмов агитации. В 2023 году приёмы агитации Политического театра используются на телевидении России и США с целью сформировать взгляды телезрителей на актуальную внешнюю и внутреннюю политику этих государств. В данном исследовании изучена специфика функционирования агитационных приёмов Пискатора в политических ток-шоу России и США. Доминантой агитационных приёмов, унаследованных от традиции Политического театра, и в России, и в США является их изобразительный характер.

The work is devoted to the study of the functioning of the propaganda techniques of the Political Theater of Erwin Piscator in TV journalism in Russia and the USA. Erwin Piscator is one of the greatest German theater directors of the twentieth century. In the 1920s, he created an innovative project of the Political Theater, which was designed to form the political consciousness of the audience through various methods of agitation. In 2023, the methods of agitation of the Political Theater are used on television in Russia and the United States in order to form the views of viewers on the current foreign and domestic policies of these states. In this study, the specifics of the functioning of the Piscator’s propaganda techniques in political talk shows in Russia and the United States are studied. The dominant agitation techniques inherited from the tradition of Political theater, both in Russia and in the United States, is their pictorial character.

  1. Айснер Л. Демонический экран / Пер. с нем. К.Тимофеевой. М.: Rosebud Publishing; Пост Модерн Текнолоджи. 2010. – 240 с.
  2. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002 . – 384 с.
  3. Беглов С.И. Внешнеполитическая пропаганда: очерк теории и практики: [учеб.пособие для вузов по спец. «Журналистика»]. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Высшая школа, 1984. – 375 с.
  4. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ / Под общей редакцией Я.Н.Засурского. – М.: ИКАР; Факультет журналистики МГУ, 1998. – 204 с.
  5. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т.В.Анисимовой и Ю.В.Марковой. Отв. ред. и предисл. Н.А.Шматко. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. – 157 с.
  6. Войтасик Л. Психология политической пропаганды – М.: «Прогресс», 1981. – 279 с.
  7. Делёз Ж. Кино. М.: Ад Маргинем Пресс, 2004. – 624 с.
  8. Дзялошинский И.М. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М.: Викон, 1996. – 102 с.
  9. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создаётся образ врага: статьи разных лет: монография / И.М.Дзялошинский, М.И.Дзялошинская. – Чебоксары: ИД «Среда», 2019. – 316 с.
  10. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ: Учебно-методическое пособие. – М.: «Гуманитарный институт», 2006. – 49 с.
  11. Долгова Ю.И. Политическая пропаганда на телевидении: особенности модели и технологий (по материалам избирательных кампаний 1999-2000 гг.) : специальность 10.01.10 «Журналистика» : диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Долгова Юлия Игоревна. – Москва, 2002. – 206 с.
  12. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: «Эксмо-Пресс», 2002. – 831 с.
  13. Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М.: Искусство, 1977. – 320 с.
  14. Ласуэлл Г. Техника пропаганды в мировой войне.: перевод с англ. / Г.Д. Лассуэлл; РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.- информ. исследований, Отд. политической науки, Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В.Г. Николаев; отв. ред. Д.В. Ефременко; вступ. статья Д.В. Ефременко, И.К. Богомолова. – Москва, 2021. — 237 с.
  15. Ленин В.И. О пропаганде и агитации. М.: Политиздат, 1978. – 240 с.
  16. Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. – Таллин: «Ээсти Раамат», 1973. – 76 с.
  17. Макарова Г.В. Театральное искусство Германии на рубеже XIX-XX вв.: Национальный стиль и формирование режиссуры. – М.: Наука, 1992. – 355 с.
  18. Мельник Г.С. Mass media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Питер, 2006. – 159 с.
  19. Пиотровский А.И. Кинофикация искусств. Л.: Издание автора, 1929. – 48 с.
  20. Пискатор Э. Политический театр. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1934. – 235 с.
  21. Почепцов Г.Г. Имиджеология. Киев: Ваклер, 2001. – 698 с.
  22. Пудовкин В.И. Собрание сочинений. Т. 2: О себе и своих фильмах. Издательство: Б. м.: Б. и., 1975. – 275 с.
  23. Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в немецком экспрессионизме 1910-1920-х годов. – СПб: Издательско-полиграфический комплекс «Гангут», 2018. – 122 с.
  24. Соломкина Т.А. Взаимодействие театра и кино в Германии первой трети ХХ века // Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. : 17.00.01 – Театральное искусство. – Российский государственный институт сценических искусств. – Санкт-Петербург: 2016. — 216 с.
  25. Сонди П. Теория современной драмы. М.: V-A-C Press, 2020. – 146 с.
  26. Турчин В. По лабиринтам авангарда. – М.: Изд-во МГУ, 1993. – 248 с.
  27. Эйзенштейн С.М. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.156-188.
  28. Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.269-273.
  29. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. – С.288-419.
  30. Alyssa Allen. The change in US television news throughout the Cold War // The Alexandrian XI, no. 1 (2022). 29 p.
  31. Chomsky Noam. Necessary illusions: though control. South End Press, Pluto Press, 1989. 424 p.
  32. Lichtenberg Drew. The Piscatorbüchne century. Politics and aesthetics in the modern theater after 1927. Routledge, 2021. 306 p.
  33. Rühle Gü Theater in Deutschland 1887-1945: Seine Ereignesse — seine Menschen. Fischer, 2007. 1282 p.
  34. Бейдина Т.Е., Макарова Т.Б., Макарова Ю.О., Эрдынеева К.Г. Роль пропаганды в государственной внутренней и внешней политике США и в системе управления миром // Вестник ЗабГУ. 2016. №12. – С.44-50.
  35. Грабельников А.А., Гегелова Н.С. Политические ток-шоу на различных телеканалах. // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2018. Том 23. №2. – С.234-245.
  36. Джукман Э.Р.Н., Лысякова М.В. Ток-шоу как жанр телевизионной журналистики и лингвистический феномен // Современное педагогическое образование, 2020. №1. – С.116-121.
  37. Колязин В.Ф. Пискатор: судьба театральной идеи и трагедия художника эпохи диктатур // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С. 5-17.
  38. Коренюшкина С.И. Пропаганда: трансформация мобилизационного потенциала // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2015. №1 (34). – С.111-115.
  39. Коданина А.Л., Рязанов А.В. Роль и Место общественно-политических ток-шоу на российском телевидении // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. №1 (35). – С.151-156.
  40. Клюев Ю.В. Политические ток-шоу на телевидении: знание через зрелищность / Ю. В. Клюев, Д. В. Зубко // Век информации. – 2017. – № 2-1. – С. 87-88.
  41. Ланге Х.-Й. «В мясорубке». Эрвин Пискатор поставил Сартра. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – C.301-303.
  42. Макарова Т.Б. Политическое манипулирование как инструмент укрепления государственной власти в США // Вестник ЗабГУ. 2015. №3 (118). – С.107-113.
  43. Марлин И.Д. Политические ток-шоу как информационный ресурс в политической системе современной России / И. Д. Марлин, М. В. Константинова // Молодежь и наука XXI века. Общество, государство и право в историческом контексте: материалы I Региональной научно-практической конференции для преподавателей, студентов и аспирантов, Красноярск, 23 апреля 2018 года / ответственный редактор М.В. Константинова; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2018. – С. 15-16.
  44. Пискатор Э. Выступление на коллоквиуме союза немецких архитекторов и Академии искусств по вопросам театральной архитектуры // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С.544-548.
  45. Пискатор Э. Политический театр сегодня. Когда дело касается всей нации, театр не может оставаться в стороне. Статья, 1965 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.570-580.
  46. Пискатор Э. Техника — художественная необходимость современного театра. Доклад для 32-го конгресса Немецкого общества театральной техники. Маннхайм,  28 июля 1959 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.522-543.
  47. Письмо Эрвина Пискатора Сергею Эйзенштейну, 1934 г. // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. — С.204-206.
  48. Симакова С.И. Визуальный поворот — новая философия образа в средствах массовой коммуникации // Вестник ЧелГУ, 2018. №10 (420). – С.225-232.
  49. Соломкина Т.А. Кинематографические спектакли Эрвина Пискатора: «Гопля, мы живём!» Э.Толлера и «Похождения бравого солдата Швейка» Я.Гашека // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. – М.: Политическая энциклопедия, 2022. – C.51-52.
  50. Соломкина Т.А. Пластическая выразительность немецкого экспрессионистского актера на сцене и на экране. 1914-1921 гг. // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. №1 (36). – С.148-154.
  51. Соломкина Т.А. Театральный экспрессионизм Германии: синтез кинематографических и театральных приёмов на сцене / Т. А. Соломкина // Научное мнение. – 2014. – № 10-1. – С. 128-133.
  52. Ткачева Е.А. Режиссеры немецкого экспрессионизма. От театра к кино // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. №3 (28). – С.183-187.
  53. Фишер-Лихте Э. Политический театр Эрвина Пискатора. От 1920-х до 1960-х // Эрвин Пискатор. От политического театра к театру откровения / ред-сост. В.Ф.Колязин. — М.: Политическая энциклопедия, 2022. – С.18-32.
  54. Эйзенштейн С.М. Монтаж // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.156-188.
  55. Эйзенштейн С.М. Монтаж аттракционов // Избранные произведения: В 6 т. М.: Искусство, 1964. Т.2. – С.269-273.
  56. Коган Э. А. Политический театр Эрвина Пискатора : Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. искусствоведения : (17.00.01) / Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. — Ленинград, 1977. — 20 с.

 

 

 

 

 

Исследование, подготовленное Е.А. Шитовой, посвящено малоизученной теме преемственности театрального опыта телевизионной журналистикой. Тема работы представляется актуальной в свете возрастающей роли общественно-политических программ в сфере телевизионной коммуникации.

Работа выстроена логично и последовательно, а также включает в себя более пятидесяти источников на русском, английском и немецком языках. Автор работы ставит цель определить агитационные приемы в тележурналистике, сформированные в театральной практике немецкого режиссера Эрвина Пискатора. Хронологические рамки исследования определяются с 1 марта 2022 по 1 марта 2023, что обусловлено вниманием автора к наиболее ярким формам телевизионной общественно-политической коммуникации. В первой части исследования автор определяет модель Политического театра Э. Пискатора и определяет основные приемы воздействия на зрителя в Политическом театре. Обращает на себя внимание смелость автора в работе с большим количеством научной литературы. Вторая глава посвящена проблеме перехода театрального опыта агитации на российский и американский телеэкран. При исследовании этого процесса учитываются различия сценической и телевизионной сферы и как следствие изменение звучания агитационных приемов. В заключении подводятся результаты исследования. Обращает на себя внимание частое обращение Екатерины Александровны к искусствоведческим работам, что обусловлено спецификой объекта исследования. В первой главе подробно раскрывается экспрессионистская эстетика, ее центральные образы, что позволяет глубоко вникнуть в феномен Политического театра и его специфики. Во второй главе систематизируются агитационные приемы Э. Пискатора и анализируется их адаптация в телевизионных ток-шоу. Автор демонстрирует уверенные навыки описания и анализа экранного действа.

Исследование представляется весьма интересным, самостоятельным и законченным. Хотелось бы порекомендовать автору продолжить исследование выбранной темы.

политический театр, тележурналистика, ток-шоу, политическая агитация.

Political theater, Erwin Piscator, TV journalism, talk shows, political agitation.