Музыкальные издания на рубеже XX-го – XXI-го веков: мост между консерватизмом и новаторством / Music publications at the turn of the 20th and 21st centuries: a bridge between conservatism and innovation

Власова Екатерина Витальевна

Санкт-Петербургский государственный Университет

Vlasova Ekaterina Vitalievna

Saint Petersburg State University

В статье рассматриваются деятельность музыкальных изданий в период с 1998-го года по 2007-й год. Главный вопрос научной статьи – действительно ли можно разделить такие авторитетные издания, как Billboard, New Musical Express, Rolling Stone и Pitchfork на консерваторов, то есть тех, кто по большей части отдает предпочтение ставшим уже классикой музыкантам, и новаторов, то есть тех, кто продвигает в массы новые имена в музыкальной индустрии. В первой части описываются события, которые предшествовали этому периоду, и, как считает автор, повлияли на него. В заключительной части статьи формируется вывод о том, что все эти издания действительно можно разделить на консерваторов и новаторов, тем не менее, у некоторых журналов черты консерватизма или новаторства прослеживаются более явно, а у некоторых – не совсем.

The article examines the activities of music publications from 1998 to 2007. The main question of the article is whether such authoritative publications as Billboard, New Musical Express, Rolling Stone and Pitchfork can be divided into conservatives, i.e., those who mostly prefer already classical musicians, and innovators, i.e., those who promote new names in the music industry. The first part describes the events that preceded this period and, according to the author, influenced it. The final part of the article forms the conclusion that all these publications can indeed be divided into conservatives and innovators, however, in some magazines the features of conservatism or innovativeness are more clearly traced, and in some — not quite.

  1. Додорейко, А. Журнал NME: британской «музыкальной библии» 60 лет [Электронный ресурс] / А. Додорейко // BBC. – URL: https://www.bbc.com/russian/society/2012/03/120319_5th_floor_nme_60_draft (дата обращения: 12.03.2023)
  2. Зубарева, А.В. Энтропийные процессы в современной культуре [Электронный ресурс] / А.В. Зубарева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 10. – 2006. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/entropiynye-protsessy-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 11.02.2023)
  3. Максимов, С.В. Военный прогресс и социально-философский анализ [Электронный ресурс] / С.В. Максимов // Монография. – 2014. – URL: https://znanium.com/read?id=112592 (дата обращения: 04.02.2023)
  4. Короткевич, Р. В. Модернизация второй половины XX века [Электронный ресурс] / Р.В. Короткевич // Лесной вестник. № 3. – 2001. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-vtoroy-poloviny-xx-veka (дата обращения: 07.02.2023)
  5. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие / Т.А. Курышева. – М.: Владос-Пресс. – 2007. – 294 с.
  6. Пырова, Т.Л. Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена [Электронный ресурс] Т.Л. Пырова // Культура и искусство. № 12. – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hip-hop-kultury-ot-sotsialnogo-konteksta-do-akademicheskogo-fenomena (дата обращения: 17.02.2023)
  7. Синельникова, О.В. Постмодернизм как явление музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века [Электронный ресурс] / О.В. Синельникова // Вестник культурологии. №3 (66). – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-v-sinelnikova-postmodernizm-kak-yavlenie-muzykalnoy-kultury-kontsa-hh-nachala-xxi-veka (дата обращения: 12.02.2023)
  8. Снежинская, М.Г. Эволюция музыкальной индустрии: краткий исторический очерк [Электронный ресурс] / М.Г. Снежинская // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». № 3 (13). – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-muzykalnoy-industrii-kratkiy-istoricheskiy-ocherk (дата обращения: 15.02.2023)
  9. Федотова, В.Г. Социокультурные образы модернизации конца ХХ — начала XXI века: Россия и мир [Электронный ресурс] / В.Г. Федотова // Знание. Понимание. Умение. № 2. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-obrazy-modernizatsii-kontsa-hh-nachala-xxi-veka-rossiya-i-mir (дата обращения: 10.02.2023)
  10. Энциклопедия культурологии «Рок-культура» [Электронный ресурс] // Академик 2000-2021. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/625/%D0%A0%D0%9E%D0%9A (дата обращения: 19.02.2023)
  11. Greene, A. Rolling Stone at 50: Making the First Issue [Electronic resource] / A. Greene // Rolling Stone. – URL: https://www.rollingstone.com/music/music-features/rolling-stone-at-50-making-the-first-issue-193707/ (дата обращения: 13.03.2023)
  12. Hoffmann, F. Encyclopedia of Recorded Sound [Electronic resource] / F. Hoffmann // Google книги. – URL: https://books.google.ru/books?id=-FOSAgAAQBAJ&pg=PA212&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 05.03.2023)
  13. Littleton, C. Q&A: Pitchfork Founder Ryan Schreiber on Conde Nast Sale, Indie Roots and Expansion [Electronic resource] / C. Littleton // Variety. – URL: https://variety.com/2015/biz/news/pitchfork-founder-ryan-schreiber-qa-conde-nast-1201616909/ (дата обращения: 19.03.2023)
  14. Livingstone, J. NME and Me: A Brief History of the Best Music Mag of the 20th Century [Electronic resource] / J. Livingstone // PressGazette. Future of media. – URL: https://pressgazette.co.uk/publishers/magazines/nme-to-stop-publishing-weekly-print-magazine-as-it-turns-focus-online/ (дата обращения: 12.03.2023)
  15. Trust, G. The First Billboard: All That Was ‘New, Bright and Interesting on the Boards’ [Electronic resource] / G. Trust // Billboard pro. – URL: https://www.billboard.com/pro/first-billboard-issue-november-1-1894/ (дата обращения: 03.03.2023)

 

Рецензия на работу Музыкальные издания на рубеже XX-го – XXI-го веков: мост между консерватизмом и новаторством Власовой Екатерины Витальевны

Нужно согласиться с утверждением автора, что «Изучение культурных событий прошлого и их анализ поможет понять, как избежать ошибок предыдущих поколений в настоящем». Статья Екатерины Витальевны посвящена модернизации медиаиндустрии. И хотя утверждение автора, что вторая волна модернизации индустрии продолжается до настоящего времени, может рецензентом оспариваться, но автор приводит свои доводы, что может вызывать научную дискуссию.  По утверждению автора «первая (волна медиаиндустрии) длилась с 80-х годов XIX-го века до начала Первой мировой войны, и была преимущественно экономической. Вторая волна, начавшаяся в конце XX-го века после распада СССР, продолжается до сих пор».  Те. Кто прослушает или прочитает аргументы Е.В. Власовой могут с ней согласиться, но у рецензента будет свое мнение.

Исходя из актуальности темы, ее дискуссионности, полагаю, что статья может быть опубликована в журнале «Век информации» (сетевое издание). Статья отвечает паспорту научной специальности 5.9.9.

ГРИШАНИНА Анастасия Николаевна Доцент, кандидат филологических наук, СПбГУ

музыкальная издания, музыкальная индустрия, тенденции, специализированные издания, законодатели трендов, трансформация.

music publishing, music industry, trends, specialized publications, trendsetters, transformation.

Введение

Конец 1990-х – начало 2000-х – время, которое повлекло за собой значимые изменения в мировой культуре благодаря процессу глобализации. Музыкальная индустрия особенно стремительно развивается, а вместе с этим прослеживаются и новые тенденции в печати: авторы были вынуждены становиться более гибкими, подстраиваться под тренды, в их задачи также входило повышать узнаваемость тех или иных исполнителей.

Если говорить о наших днях, то современные исполнители все чаще возвращаются к жанрам 1990-х – 2000-х годов в поисках нового уникального звучания. Кроме того, пресса активно освещает деятельность современных авторов, тем самым формируя у аудитории определенное отношение к ним. Изучение культурных событий прошлого и их анализ поможет понять, как избежать ошибок предыдущих поколений в настоящем, что и обуславливает актуальность.

Изучение культурных событий прошлого и их анализ поможет понять, как избежать ошибок предыдущих поколений в настоящем.

Важным аспектом нашей работы является рассмотрение и анализ историко-культурных феноменов периода конца XX-го и начала XXI-го веков. Это даст нам возможность полномерно разобраться, какие исторические события отразились на музыкальной индустрии, и по каким причинам она видоизменялась и развивалась в рассматриваемые временные рамки.

Мировое развитие во всех его аспектах никогда не стоит на месте: перемены перманентно касаются буквально каждой сферы общественной жизни. Переход от традиций прошлого к современным устоям особенно виден в середине XX-го века: две Мировые войны привели к глобальным переменам в различных сферах общественной жизни, включая технический прогресс, политические изменения и переосмысление традиционных ценностей. Влияние войн на общественный прогресс неоднозначно, однако послевоенные тенденции XX-го века оказали положительное влияние на развитие культуры, в том числе и музыкальной индустрии. Данные тенденции мы рассмотрим далее (3).

Модернизация является одной из причин, по которой общество движется вперед и претерпевает технические и культурные изменения. Восприятие понятия модернизации изменилось со временем: сейчас оно интерпретируется в качестве инновационного обновления во всех сферах жизни, включая культуру (9). Ранее модернизация ассоциировалась с понятием «развитие», но опыт Японии показал, что модернизация не является обязательным условием отказа от традиций (4). В музыкальной индустрии конца XX-го – начала XXI-го века наблюдается переосмысление тех самых традиций: меняется звучание, а смысл адаптируется под современные на тот момент реалии.

Существует две волны модернизации. Первая длилась с 80-х годов XIX-го века до начала Первой мировой войны, и была преимущественно экономической. Вторая волна, начавшаяся в конце XX-го века после распада СССР, продолжается до сих пор. Ориентирована она была на глобализацию мирового сообщества. Несмотря на это, общество не смогло полностью отказаться от традиций, продолжая сохранять свою самобытность. Тем не менее, глобализация повлияла на искусство, а особенно музыку, сделав музыкальное творчество массовым и доступным мировой арене.

В эпоху преобразований общества XX-го века также возникло явление постмодернизма, которое повлияло на переосмысление традиций прошлого и оказало влияние на литературу, художественное искусство, а также музыку. Автор статьи «Постмодернизм как явление музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века» О. В. Синельникова описывает этот феномен следующими понятиями (7): «мир как хаос», «мир как текст», «интертекстуальность» и другими, которые в полной мере отражают его особенности. Попробуем дать определение данному явлению именно в музыке, но сначала проанализируем его особенности.

Во-первых, постмодернизм в музыке приравнивается к «энтропийной» культуре (2) То есть, такое искусство бессистемное, сочетающее в себе разную жанровость или цитирующее прошлое. Если говорить о музыкальном искусстве, то мы часто сталкиваемся с таким понятием, как кавер, которое можно также прировнять к «энтропийной» культуре. Можем привести в пример композицию «Sweet Dreams (Are Made of This)», написанная в 1983-м году британским поп-дуэтом Eurythmics. Хит был перепет Мэрлином Мэнсоном и Эмили Браунинг. Каждый из исполнителей придал композиции новые эмоции и смыслы, изменяя жанр и создавая более мрачное и индивидуальное звучание.

Во-вторых, постмодернизм менее выражен в музыке по сравнению с литературой и художественным искусством, поскольку основные понятия этого явления сформировались в других областях и только постепенно проникли в музыкальную индустрию. Развитие музыкального постмодернизма находится только в начале своего пути, и некоторые искусствоведы склонны классифицировать его как «неоавангардизм» или «поздний модернизм», что вызывает определенную тревогу относительно сохранения постмодернистской эстетики в истории музыки (7).

На основе вышесказанного сформулируем определение постмодернизма в музыке: это переработка звучания, жанров и смыслов прошлого под современные реалии. Постмодернизм в музыке рассчитан на массовость и экспериментальность, отказ от привычной структуры. Музыка конца XX-го – начала XXI-го веков отражает эмоции современного общества того времени, которое переживало сложные эмоции в связи с резкими переменами во всех сферах жизни.

Еще одним положительным аспектом для развития музыкальной культуры становится технический прогресс, который стимулирует расширение индустрии и появление музыкального бизнеса. Начиная с конца XIX-го – начала XXI-го веков, разработка специализированной техники, такой как радиопередатчики, имела значительное влияние на музыкальную индустрию и в целом будущее мира. Так, например, в 1895-м году А. Поповым в России и Г. Маркони в Италии был изобретен первый радиопередатчик. А уже в 1920-х годах стали появляться регулярные радиостанции, которые сыграли ключевую роль в развитии радиовещания и позволили музыке найти идеальный канал распространения. Радио стало идеальным каналом распространения музыки: посредствам его на слушателя оказывалось максимальное эмоциональное влияние (8).

Звукозаписывающая техника привела к появлению студий звукозаписи. В 1879-м году Т. Эдисон изобрел фонограф, устройство для записи и воспроизведения звука. Э. Берлинер улучшил это изобретение, сделав возможным запись звука на диск, что привело к появлению граммофонных пластинок. В 1948-м году были разработаны виниловые пластинки, позволяющие записывать как отдельные композиции, так и целые альбомы. Это способствовало популяризации музыки среди общества и позволяло слушать любимых исполнителей не только на концертах.

Появление и массовое производство компактных кассет в 1963-м году и компакт-дисков в 1980-м году – стало важным шагом в развитии музыкальной индустрии. Это способствовало росту количества музыкальных альбомов, популяризации групп и исполнителей, а также переизданию виниловых альбомов в новых форматах: «По данным Philips, за 25 лет в мире было продано более 200 млрд. CD-дисков. По данным IFPI, продажи компакт-дисков в 2007 г. составляли около 70% всех продаж музыки» (8).

Появление портативных MP3-плееров в 1998-м году позволили аудитории слушать музыку вне дома. А разработка технологии сжатия MP3 (разработанные командой Института Фраунгофера), на которой базируются плееры, проложила музыкальной индустрии путь в интернете, что привело к повсеместному распространению музыки, популяризации исполнителей и групп, а также новым возможностям монетизации творчества. Потоковое вещание также способствовало массовости индустрии, позволяя радиостанциям транслировать музыку онлайн: прямые видеотрансляции музыкальных событий в сети собирали аудиторию сравнимую с телевизионной (8). Следующим же этапом было появление телевидения, на котором часто вели прямые эфиры с концертов, показывали видеоклипы.

Также стоит отметить, что все эти перемены повлекли за собой эволюцию жанров на рубеже веков. Кроме того, интересным для нас будет рассмотреть жанровость как способ некоторых социальных групп заявить о себе.

В середине XX-го века зарождаются новые жанры, а вместе с ними и новые субкультуры. Музыка начинает обретать массовость, объединяя людей по всему миру. Так, понятие рок-культура подразумевает под собой молодежную субкультуру, возникшую на основе появления нового музыкального жанра в музыке (10). Представители субкультуры часто выглядели ярко, эпатажно; в обществе могли вести себя вызывающе: вспомним фанатов Sex Pistols в рассвет музыкальной карьеры группы. Именно эта яркость и необычность критиковалась противниками рок-культуры, вызывала много вопросов, но все очевидно: рок-музыка – это протест молодежи. Началом появления рока как жанра музыки принято считать середину 50-х годов, когда свет увидел первую коммерческую пластинку Элвиса Пресли, а Бил Хейли выступил со своей знаменитой песней «Rock Around The Clock» (10).

Важно отметить и то, что не только рок-музыка выросла из попытки сопротивляться и быть непохожим на других в массовую и популярную культуру. В это же время развиваются такие жанры, как R&B и поп-музыка, джаз и блюз. Электронная музыка также становится востребованной: это синти-поп, диско, соул и другое. Ее история тянется с конца XIX-го века, когда эксперименты над звучанием начались в поле академической музыки, но уже во второй половине XX-го – начале XXI-го веков трансформации в звучании происходят за счет музыкально-компьютерных технологий.

В 1970-х годах появилась хип-хоп культура, сопровождаемая жанровыми направлениями в музыке. Эта культура возникла как способ самовыражения непонятой и отвергнутой молодежи, аналогично року. Хип-хоп культура, связанная с движением Black Power, стала средством экспрессии и выражения себя для подростков, составляющих значительную часть населения в 1970-х годах. Жанры хип-хопа неразрывно связаны с многонациональной средой жизни в гетто, и передают особенности и проблемы этой социальной группы. Основателями хип-хопа являются афроамериканцы, и эта культура уходит своими корнями в устное национальное творчество западноафриканского населения (6). В середине 1990-х годов Эминем, начав свое творчество, разрушил представление о хип-хопе, как исключительно афроамериканском направлении, превратив рэп-музыку в многонациональное явление. Сегодня хип-хоп уже не только протестное творчество, а повсеместный жанр музыки, который продолжает пользоваться популярностью и привлекать новых поклонников и исполнителей.

Таким образом мы видим, что XX-й век положил начало множеству жанров, которые существуют и развиваются до сих пор, уже не в качестве творческого протеста, а, скорее, играя роль сферы развлечения в жизнях людей. Кроме того, глобальные изменения в техническом плане повлекли за собой грандиозные изменения в музыкальном творчестве. Кроме положительных перемен в плане доступности творчеств и его массовости, технический процесс повлиял и на музыкальную культуру в целом, сделав из нее бизнес-индустрию, а из музыкантов-творцов – шоуменов. Рубеж XX-го – XXI-го веков в плане общественных настроений ощущается, как переходное время, это отражается и в музыкальном творчестве. Переосмысление и переработка традиций вытекает во все новые формы: появляется больше каверов, ремиксов и переработанных песен. Для того, чтобы лучше проследить все эти процессы в рамках рассматриваемого времени, обратимся к музыкальной журналистике, ее авторам и критикам. Но для начала разберемся в самих понятиях.

Мы рассмотрели события и феномены, которые повлекли за собой глобальные изменения в музыкальной индустрии, а заначит, и в музыкальной журналистике. Нам важно дать определение таких понятий, как музыкальная журналистика и критика для того, чтобы наш дальнейший анализ был выстроен четко, так как в следующей главе речь пойдет именно о музыкальных изданиях и критике в них.

Итак, музыкальная журналистика – это форма музыкально-литературной деятельности, принадлежащая прикладному музыковедению. Она объединяет в себе и музыкальную критику, и музыкальную публицистику, а основной ее задачей является – просветительство и популяризацию (5). Музыкальная критика – более частное понятие, которое подразумевает оценочность автора и ориентируется на современные для критика музыкальные процессы (5). Можем сделать вывод, что музыкальная журналистика и музыкальная критика имеют много общего, но отличаются по своей задаче и функции. Музыкальная журналистика охватывает все аспекты музыкальной жизни, в то время как музыкальная критика фокусируется на анализе музыкальных произведений и выражении мнения о них. Кроме того, Курышева отмечает, что музыкальные журналисты могут включать элементы музыкальной критики в свои статьи, однако их задача не ограничивается этим (5). Они могут писать о музыке не только как о художественном произведении, но и как о социокультурном явлении, о том, как она влияет на общество и нашу жизнь в целом. В то время, как критическая журналистика сфокусирована исключительно на музыкальном искусстве, его анализе и оценке, а основной задачей критика является поделиться своим экспертным видением того или иного музыкального события, а также сформировать к нему определенное отношение у читателей. Также важно обозначить, что критическая журналистика в музыкальной индустрии может быть направлена как на то, чтобы продвигать новое творчество, распространять его среди аудитории издания, так и на то, чтобы охранять старое: уважительно высказываться о исполнителях даже в том случае, если их новое творчество не особо интересно современной аудитории.

Далее, кратко опишем биографию изданий, на основе которых продолжим наш анализ. Так как нас интересует переходный период во времени и то, каким образом подстраивались (или не подстраивались) под новые тенденции в музыке специализированные издание, было принято решение проанализировать следующие медиа: Billboard, New Musical Express, Rolling Stone и Pitchfork. Выбор не был случайным – все четыре издания продолжают функционировать до сих пор. Более того, они продолжают набирать популярность, являясь одними из ведущих музыкальных изданий в мире. Поэтому, нам было бы интересно проследить за тем, как авторы этих изданий справлялись с таким переходным временем в музыкальной индустрии, как 1998-е – 2007-е годы.

Одним из самых первых специализированных на музыкальной культуре журналов было еженедельное американское издание Billboard. Журнал был основан 1-го ноября 1894-го Уильямом Дональдсоном и Джеймсом Хеннеганом. Изначально журнал был посвящен рекламной индустрии и назывался Billboard Advertising. Первоначальный лозунг журнала отражал его цель: «Ежемесячный отчет обо всем новом, ярком и интересном на досках объявлений [A monthly résumé of all that is new, bright and interesting on the boards]» (15). В начале XX-го века Billboard стал еженедельным изданием и сместил акцент с рекламы на развлекательную индустрию. В 1938-м году журнал начал публиковать музыкальные чарты, и к 1987-м году у него уже было восемь еженедельных чартов, что сделало его одним из ведущих журналов в области музыкальной журналистики (12).

Еще одним известным музыкальным журналом, который играет важную роль в становлении музыкальной индустрии, является New Musical Express (NME) – известный британский музыкальный журнал, основанный в 1952-м году на основе изданий The Accordion Times и Musical Express (14). В 1960-х годах NME стал одним из популярных журналов в Британии: издание проводит опрос, по результатам которого проводит фестиваль the NME Poll Winners’ Concert с участием The Beatles и The Rolling Stones (14). В 1970-х годах NME популяризировал группы, такие как Sex Pistols, Clash и Wire, и стал известен своими статьями о личностях рок-музыки, детально описывая их жизнь (1).

Rolling Stone является одним из наиболее значимых американских и мировых изданий, которое ежемесячно освещает музыкальные новинки. Оно было основано в 1967-м году Янном Веннером и Ральфом Дж. Глисоном и быстро стало одним из наиболее популярных журналов о музыке в США. Rolling Stone был вдохновлен рок-культурой и стремился рассматривать музыку исключительно в качестве искусства, а не как бизнес. Журнал также публиковал материалы на политическую тему, включая работы Хантера С. Томпсона, известного гонзо-журналиста, чьи статьи, включая «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», были опубликованы в Rolling Stone (11).

Еще одним из популярных музыкальных изданий на рубеже веков был Pitchfork. По сравнению с другими изданиями, журнал является самым молодым – появился лишь в 1995 году под названием Turntable, а к 1996-му году был переименован. Кроме того, Pitchfork изначально зародился в Интернете: основателем и главным редактором журнала был Райан Шрайбер, который не имел опыта в журналистике, но запустил веб-сайт (13). Этот журнал сосредоточился на альтернативной и инди-музыке и был известен своими критическими обзорами альбомов и концертов. Популярность Pitchfork получил в 2000-м году, когда выпустил рецензию на «Kid A» группы Radiohead (13).

Для нашего исследования важно ответить на вопрос, действительно ли известные музыкальные издания на рубеже веков делились на консерваторов и законодателе трендов? Наше дальнейшее исследование будет построено на основе вышеупомянутых музыкальных изданий, а сам анализ мы будем проводить, опираясь на обзорные и критические статьи, а также топ-чарты журналов: оценим реакцию авторов, обратим внимание на позиции групп и исполнителей в чартах. А также проследим отношение изданий к новым тенденциям в музыкальной индустрии. Для этого мы обратимся к публикациям за 1998-й – 2005-й года.

Для начала обратимся к статьям журналов и попробуем выявить отношение их авторов к новаторам музыкальной индустрии и к тем, кого аудитория знает уже давно. Наш анализ будет построен на основе статей про группы The Rolling Stones (1962-го года основания), Radiohead (1985-го года основания) и Oasis (1991-го года основания), для того чтобы выявить отношения изданий их творчеству. Выбор групп обоснован тем, что они были образованы в разные временные промежутки. Соответственно, The Rolling Stones уже имели в рассматриваемый промежуток времени большую аудиторию и обрели свою популярность, а оставшиеся группы можем обозначить как новаторов. Так, например, Radiohead стали известными на весь мир относительно недавно, в 1997-м году, после выхода альбома OK Computer, а Oasis были образованы не так давно относительно рассматриваемого времени.

Billboard

Обратимся к изданию Billboard. Проанализировав пласт статей о The Rolling Stones, мы можем сделать вывод о том, что отношение журнала Billboard к группе скорее положительное, чем нейтральное или негативное, так как в проанализированных нами статьях мы видели уважительные высказывания в адрес истории музыкальной группы, а также их современного на тот момент творчества. Во время анализа нам встретились следующие оценочное фразы: «Это первый SACD-релиз одной из величайших рок-н-ролльных групп мира [The first SACD release from one of the world’s greatest rock’n’roll bands]», «В целом, Rolling Stones Remastered — это абсолютная радость [Taken in its entirety, the Rolling Stones Remastered is an absolute joy]» (Billboard. Дата обращения: 21.03.2023), « «A Bigger Bang» считается одним из величайших рок-н-ролльных альбомов всех времен [“A Bigger Bang”, to what is considered one of the greatest rock’n’roll records of all timeя]», «Руководители Virgin и материнской компании EMI <…> считают, что группа создала самый сильный альбом за последние годы [executives at Virgin and parent company EMI <…> believe the group has created its strongest album in years]» (Billboard. Дата обращения: 23.03.2023). Таким образом, можем отметить, что к консерваторам в лице группы авторы Billboard относятся положительно.

К Radiohead авторы издания относится скорее положительно. Можем отметить, что новый непривычный стиль Radiohead восхищает и, одновременно с этим, поражает авторов журнала Billboard. В издании встречаются следующие оценочные фразы в адрес Radiohead: «Не слушайте обывателей. Решительно забыв формулу, Radiohead доказали свою актуальность с Amnesiac [Don’t listen to the philistines. By resolutely forgetting formula, Radiohead proves itself all the more relevant with Amnesiac]» (Billboard. Дата обращения: 23.03.2023). А, например, В статье «Hail to the Thief» 2003-го встречается резкий вывод автора о том, что Radiohead отказались от своих рок-корней и остановились на экспериментальной музыке (Billboard. Дата обращения: 25.03.2023). Таким образом, мы видим противоречивость между авторами Billboard. Тем не менее, группа, успевшая полюбиться многим еще до того, как ушла в экспериментальное творчество, имеет преимущественно положительные статьи в издании. А неоднозначные комментарии критиков мы можем рассматривать скорее как выражение удивления, нежели негативной оценки группы.

Также можем отметить, что отношение Billboard к группе Oasis неоднозначное. С одной стороны, издание публикует новостные заметки с информацией об успехе группы, например, «Oasis Has The Right ‘Chemistry’ At No. 1» (Billboard. Дата обращения: 30.03.2023). С другой стороны – статьи, где авторы Billboard имеют возможность высказать свое мнение, сводятся к иронии и насмешке над провальным творчеством Oasis. В доказательство последней мысли приведем следующие цитаты: «Но спустя восемь лет после выпуска “Definitely Maybe”, вопрос заключается в том, сможет ли новый сет группы вернуть его как в коммерческое, так и в критическое русло [But eight years on from the release of “Definitely Maybe,” the question is whether the band’s new set can put it back on both commercial and critical track]», «С “Heathen Chemistry” Oasis решили вернуться к основам и взять на себя всю ответственность [With “Heathen Chemistry,” Oasis decided to get back to basics and shoulder the load itself]» (Billboard. Дата обращения: 30.03.2023) или «…электронная расцветка и высокомерная напыщенность, которые, соответственно, омрачили последние два альбома группы, к счастью, ушли […the electronic flourishes and arrogant bombast that respectively marred the band’s last two efforts are thankfully gone]» (Billboard. Дата обращения: 30.03.2023). Также можем отметить, что авторы Billboard признают, что первые два альбома группы «Definitely Maybe» и «(What’s the Story) Morning Glory» являются выдающимися, но, к сожалению, братья Галлахеры не смогли повторить успех предыдущих лет и создать что-то подобное.

New Musical Express

Опишем отношение авторов издания NME к группе The Rolling Stone. Таким образом, можем отметить, что отношение NME к The Rolling Stones в рассматриваемый период скорее нейтральное. Авторы издания отмечают успехи группы и делают в своих текстах акценты на их достоинствах, нежели недостатках. Так, например, в совершенно нейтральных новостных текстах встречаются следующие оценочные фразы: «Группа уступила только своему собственному рекорду [The band were only beaten by their own record]» (NME. Дата обращения: 10.04.2023), а в тексте-рецензии – «…мир со «Стоунз» лучше, чем мир без них [and a world with the Stones is better than one without them]» (NME. Дата обращения: 11.04.2023). Тем не менее, спорные мысли также встречаются: «Стойкость The Rolling Stones – это и подарок, и проклятье [The Rolling Stones’ endurance is a gift and a curse]», «Так что, ‘A Bigger Bang’ не шедевр [So ‘A Bigger Bang’ is no masterpiece]» (NME. Дата обращения: 11.04.2023). Здесь читается риторически й вопрос: почему группа не пытается уйти в более актуальное звучание? На этот вопрос авторы NME не дают ответа. Однако, на контрасте с изданием Billboard, мы видим, что в предыдущем журнале четко прослеживалась положительная оценка группы, а также были использованы конкретные слова и фразы, которые на это указывали, в NME же такого яркого акцента на достоинствах группы не было, так же, как и на ее недостатках.

Перейдем к группе Radiohead и тому, как к ним относятся авторы издания NME. Мы можем отметить, что в отличии от авторов журнала Billboard, авторы NME довольно ясно дают понять своему читателю, что экспериментальная музыка Radiohead им не особо симпатична. Приведем в пример цитаты, которые проиллюстрируют нашу точку зрения: «Представьте, что u-ziq и Squarepusher дерутся друг с другом за микшерным пультом [Imagine u-ziq and Squarepusher fighting each other at the mixing desk]»), «назвал его самой странной записью на сегодняшний день [hailed it as their weirdest record to date]» (NME. Дата обращения: 10.04.2023. В данном случае мы считываем неоднозначность в качестве выражения нейтралитета, так как, можем предположить, что для аудитории NME важны новости о группе. Это видно из следующих цитат, найденных при просмотре пласта статей о Radiohesd: «…наш мировой эксклюзив вынудил их объявить название альбома раньше […our world exclusive forced them to announce the album title early]», «nme.comбыл там, чтобы эксклюзивно сообщить вам наш вердикт [nme.com were there to exclusively bring you our verdict]» (NME. Дата обращения 10.04.2023). А если издание будет излишне критично высказываться о Radiohead, то оно рискует потерять интерес фанатов, которых, среди читателей NME достаточно много.

Перейдем к описанию отношения NME к группе Oasis. Можем отметить, что отношение авторов NME неоднозначное. С одной стороны, авторы видят стремление Oasis превзойти самих себя, что является похвальным. Об отдельных композициях авторы отзываются следующим образом: «Это лучший сингл [and the most blatant mission statement]», «поражает до слез [squeezes it till its eyes water]», «сверхбаллады [uber-ballads]» (NME. Дата обращения: 15.04.2023). С другой стороны – одних только стараний недостаточно для того, чтобы заслужить исключительно положительные отзывы: плагиат, похожие друг на друга альбомы, пафосное поведение – все это оставляет негативный отпечаток на творчестве группы, и отношении к ним английского музыкального журнала. Приведем цитаты из статей, которые подтвердят нашу гипотезу: «Но в последнее время разрыв между тем, как Oasis <…> видят себя <…> и более прозаичной реальностью подтвержденной прослушиванием их альбомов, стал настолько большим, что это почти печально [But recently the gap between how Oasis <…> see themselves <…> and the rather more prosaic reality evidenced by actually listening to their albums has widened to the extent that it’s almost poignant]», «Во многом успех Oasis связан со всем, что поверхностно в поп-музыке: плохим поведением, пристрастием к наркотикам, ссорами [A lot of Oasis’ success is about what’s superficial in pop music – bad behaviour, drug habits, arguments]» (NME. Дата обращения: 13.04.2023). Таким образом, можем интерпретировать данную неоднозначность скорее со знаком минус, нежели со знаком плюс.

Rolling Stone

Перейдем к описанию отношения авторов издания Rolling Stone. Можем отметить, что общее отношение журнала к группе The Rolling Stones положительное. Авторы издания уважают группу и их историю, поэтому и критические статьи содержат преимущественно позитивный анализ их творчества. Приведем цитаты, подтверждающие нашу гипотезу: «The Rolling Stones переросли свои блюзовые корни и стали гениальными мастерами поп-музыки, которые шли ноздря в ноздрю с Beatles [The Rolling Stones outgrew their blues roots to become genius pop craftsmen who ran neck and neck with the Beatles]», «Поклонники их короткого, но вкусного психоделического периода будут скучать по “Dandelion”, крысы из торговых центров восьмидесятых будут оплакивать сказочную “She’s So Cold”… [Fans of their brief yet tasty psychedelic period will miss “Dandelion”, Eighties mall rats will mourn the fabulous “She’s So Cold”…]» (Rolling Stone. Дата обращения: 16.04.2023). Как мы видим, авторы Rolling Stone акцентируют внимание на том, что группа – бессмертная. И что на каждый их творческий период найдется своя аудитория.

Если говорить об отношении авторов издания к группе Radiohead, то оно следующее: можем отметить, что издание Rolling Stone достаточно положительно отзывается о группе Radiohead: несмотря на их эксперименты со звучанием и стилем песен, авторы уважают творчество группы и дают их альбомам достаточно высокие оценки. При вычитке статей нам встретились следующие оценочные фразы: «OK Computer — потрясающее произведение арт-рока [OK Computer — a stunning art-rock tour de force]», «OK Computer» – концептуальный альбом: «тема которого основана на вековом страхе рока перед неизбежностью мира, управляемого компьютеров [based on rock’s age-old fear of the imminence of a world run by computers]», : «Это своего рода виртуальный рок, в котором отрезаны корни, а формальный язык — хук, рифф, бридж — искажен, сжижен, а в некоторых песнях вообще выброшен [It is a kind of virtual rock in which the roots have been cut away, and the formal language — hook, riff, bridge — has been warped, liquefied and, in some songs, thrown out altogether]» (Rolling Stone. Дата обращения: 20.04.2023). Мы видим, что все цитаты отражают восторженность авторов касательно нового экспериментального творчества группы Radiohead.

Рассмотрим последнюю группу – Oasis, в рамках издания Rolling Stone. Группа предстает не в самом лучшем свете. Можем отметить, что отношение авторов Rolling Stone оказалось двойственным: изначально издание выделяло Oasis как одну из самых многообещающих групп Великобритании и всего мира. Приведем цитаты, подтверждающие нашу гипотезу: «Они используют гитару гораздо чаще, чем Blur или Suede, и являются более простой и запоминающейся группой. И с юношеской беззаботностью они видят мир и черным, и белым [Heavier on guitar than Blur or Suede, they’re the simpler, catchier outfit. And with youth’s blithe arrogance, they see the world solely in black and white]» (Rolling Stone. Дата обращения: 22.04.2023). Однако с каждым последующим альбомом впечатление критиков Rolling Stone портилось: «В «Giants» Галлахер заимствует из «Penny Lane», «Leaving on a Jet Plane» и даже детского стишка «Liar, liar, pants on fire.» [On Giants, Gallagher cribs from “Penny Lane”, “Leaving on a Jet Plane” and even the children’s rhyme “Liar, liar, pants on fire”]», «(Probably) All in the Mind» похожа на творчество группы U2, а песня «Little by Little» напоминает песню «Wind Beneath My Wings» (Rolling Stone. Дата обращения: 22.04.2023). Можно сказать, что авторы издания разочаровались в Oasis.

Pitchfork

Последнее издание, чье отношение авторов мы рассмотрим – Pitchfork. Как мы упоминали ранее, Pitchfork специализируется на альтернативной и инди-музыке. Именно поэтому, на сайте отсутствуют критические статьи о The Rolling Stones в переходный период музыкальной индустрии. Поэтому, в виде исключения, в качестве уже устоявшейся фигуры и набравшего свою аудиторию исполнителя, мы рассмотрим Дэвида Боуи (исполнитель начал свою деятельность в 1962-м году), а две другие группы для анализа остаются прежними – Radiohead и Oasis.

Если говорить об отношении авторов издания к такому устоявшемуся исполнителю, как Дэвид Боуи, то мы можем отметить, что это, в первую очередь, уважительное отношение. При анализе нам встретились следующие оценочные фразы: «…но он просто будет рок-н-роллить, как и любой другой человек, в приятной и мягкой, не подчиняющейся стереотипам манере [but is simply going to rock like any other human, in a pleasantly mild, non-conformist manner]» (Pitchfork. Дата обращения: 25.04.2023), «Он расслаблен, даже безмятежен, и песни ясно отражают это с небрежным очарованием, напоминающим о старом Боуи [He’s relaxed, even serene, and the songs clearly reflect this with a nonchalant charm reminiscent of the Bowie of old]» (Pitchfork. Дата обращения: 25.04.2023). И даже несмотря на критику со стороны некоторых авторов, например в статье Райана Шрайбера «Hours»: «…он изменил свое звучание, чтобы оно соответствовало его восприятию современных музыкальных тенденций. И, как всегда, он ближе к правильному решению, чем можно было бы ожидать, но все же далеко от цели [he’s altered his sound to fit his perception of current musical trends. And as always, he’s closer to getting it right than you might expect, but still way off the mark]» (Pitchfork. Дата обращения: 25.04.2023), исполнитель смог себя реабилитировать в глаза уже других авторов, благодаря уже совершенно новому творчеству, вышедшему на новый уровень.

Перейдем к группе Radiohead и к тому, как к ней относится авторы издания Pitchfork: мы можем сказать, что издание Pitchfork с особым уважением относится к группе Radiohead. Возможно, это связано не только с их творчеством, но и со славой, которую принес Pitchfork обзор на альбом «Kid A» именно этой группы. При вычитке статьей, нам встретились следующие оценочные фразы: «Kid A звучит как затуманенный мозг, пытающийся вспомнить похищение инопланетянами [Kid A sounds like a clouded brain trying to recall an alien abduction]» (Pitchfork. Дата обращения: 30.04.2023), «Редкая, лязгающая перкуссия напоминает о заброшенных качелях. Клавиатуры бурлят звонкой жизнью, звонко гудят [Sparse, clanging percussion evokes abandoned swingsets. Keyboards whir to sonorous life, humming resonantly]» (Pitchfork. Дата обращения: 30.04.2023) и другие. Также, важно отметить, что ни в одной из статей не был упомянут альбом «Hail to the Thief» в качестве иллюстрации не особо удачного среди остальных пластинок Radiohead. Но интересно, что даже рецензии на него на сайте Pitchfork нет. Возможно, авторы журнала решили отказаться от идеи обозревать этот альбом, чтобы не портить отношения с Radiohead, а также с их фанатами, которые стали аудиторией издания после обзора на «Kid A».

Перейдем к рассуждению об успехе Oasis в глазах авторов Pitchfork. При прочтении статей мы четко видим, как авторы издания разочарованы в группе Oasis. Каждая критическая статья, которую мы рассмотрели, справедливо анализирует новинки группы. Самой интересной для нас является критическая статья-интервью, в которой автор практически не трогал содержание альбома, ведь особого смысла, на его взгляд, это не имеет: украденный стиль музыки, повторяющиеся аранжировки песен, пафосное поведение участников группы. Приведем цитаты из этой статьи: «Видишь, теперь ты меня подставляешь. Я слышал это раньше, это Allman Brothers или Clapton или кто-то еще [See, now you’re putting me on. I’ve heard that before, it’s the Allman Brothers or Clapton or somebody], «Так что, если бы, скажем, кто-то отксерокопировал «Преступление и наказание» целиком, изменил название на «Русский психопат» и выпустил его для публики, это было бы нормально? [So if, say, somebody Xeroxed the entirety of Crime and Punishment, changed the title to Russian Psycho, and released it to the public, that would be okay]» (Pitchfork. Дата обращения: 02.05.2023). На основе этих цитат мы можем сделать вывод о том, что речь идет про самый настоящий плагиат. Все это отталкивает не только авторов издания, но и их читателей.

Топ-чарты

Отношение изданий к новаторам и тем, кто уже является классиками музыкальной индустрии, можно проследить, изучив топ-чарты рассматриваемых ранее музыкальных изданий. Для удобства мы воспользуемся таблицами, в которых проиллюстрируем топ-чарты изданий в период с 2000-го по 2003-й годы, так как ранее мы убедились в том, что этот период наиболее наполнен новостями и выходами альбомов во всех рассматриваемых изданиях. Кроме того, в большинстве изданий самые старые статьи датируется именно 2000-м годом. Заголовки таблиц по вертикали обозначают рассматриваемые годы, по горизонтали – первые пять позиций в чарте (так как они дают наиболее четкое представление о том, кого авторы изданий продвигают). Рядом с каждым исполнителем или группой будет обозначен год начала карьеры – это даст нам понимание, кем является в рассматриваемый период автор альбома, новатором или консерватором.

Первое издание, к топ-чартам которого мы обратимся – Billboard. Для анализа воспользуемся одним из самых популярных среди аудитории списком «Billboard 200» и на его основе сделаем выводы о том, какие группы издание выделяет в качестве лучших: новаторов музыкальной индустрии или консерваторов. Опишем Таблицу 1. За 2000-й год лидирующие позиции занимают новаторы своего времени, так как основная их музыкальная деятельность приходится на начало, середину и даже конец 1990-х годов (Billboard 200. Дата обращения: 01.05.2023). В 2001-м году, как мы видим, большая часть исполнителей из топ-чартов – совсем молодые группы, чье творчество началось не ранее 1994-го года (Billboard 200. Дата обращения: 01.05.2023). В 2002-м году ситуация кардинально меняется: кроме молодых исполнителей, в топе лидирующие позиции занимают сборники Elvis’а Presley и The Rolling Stones, а также группа Bon Jovi, которая начала свой творческий путь в 1980-х (Billboard 200. Дата обращения: 01.05.2023)). В 2003-м году ситуация похожая: в топе присутствуют сборник Elvis’а Presley, а также Dave Matthews, который начал свой музыкальный путь в конце 1970-х (Billboard 200. Дата обращения: 01.05.2023). Таким образом, мы видим, что в первые два года XX-го века Billboard обращал внимание в основном на новаторов, но с 2002-го года активно продвигал в топах сборники классических исполнителей, а также авторов, которые достаточно давно начали свою музыкальную карьеру.

 

Таблица 1 – Топ-чарты «Billboard 200» за 2000-й – 2003-й годы

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

1-е место

Radiohead

(1985г)

«Kid A»

 

Ja Rule (1994г)

«Pain Is Love»

 

Elvis Presley (1954г)

«Elv1s: 30 #1 Hits»

Ludacris (1998г)

«Chicken*N*Beer»

2-е место

Mystikal (1991г)

«Let’s Get Ready»

Enya (1981г)

«A Day Without Rain»

Bon Jovi (1983г)

«Bounce»

 

OutKast (1992г)

«Speakerboxxx/The Love Below»

3-е место

Nelly (1996г)

«Country Grammar»

Bubba Sparxxx (1996г)

«Dark Days, Bright Nights»

The Rolling Stones (1962г)

«Forty Licks»

Elvis Presley (1954г)

«Elvis: 2nd To None»

4-е место

Green Day (1987г)

«Warning»

JAY-Z (1998г)

«The Blueprint»

Avril Lavigne (1999 г)

«Let Go»

Dido (1994г)

«Life For Rent»

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

5-е место

98 Degrees (1996г) «Revelation»

Nickelback(1995г)

«Silver Side Up»

Nelly (1996г)

«Nellyville»

Dave Matthews (1976г)

«Some Devil»

Далее, рассмотрим топ-чарты издания NME. Перейдем к анализу Таблицы 2: в 2000-м году в топ-чартах NME располагаются в основном молодые исполнители и группы. Тем не менее, вторую позицию в топе занимает шотландская рок-группа Primal Scream, чей рассвет карьеры пришелся на 1980-е годы (NME Recordings Of 2000. Дата обращения: 02.05.2023). В 2001-м в топе совсем молодые исполнители, чья карьера началась не ранее 1990-х (NME Albums 2001. Дата обращения: 02.05.2023). В 2002-м году топ-чарты выглядят аналогично – группы, которые возникли не раньше 1994-го года (NME Albums 2002. Дата обращения: 02.05.2023). Такая же подборка и в 2003-м году (NME Albums 2003. Дата обращения: 02.05.2023). Таким образом, можем отметить, что издание New Musical Express ориентируется на более молодые группы: в топ-чартах 2000-х годов практически не встречаются группы, организованные ранее 1990-х годов.

Таблица 2 – Топ-чарты NME за год на основе данных сайта rocklistmusic за 2000-й – 2003-й годы

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

1-е место

Queens Of The Stone Age (1996г)

«Rated R»

The Strokes (1998г)

«Is This It»

Coldplay (1996г)

«A Rush Of Blood To The Head»

The White Stripes (1997г)

«Elephant»

2-е место

Primal Scream (1982г)

«Exterminator»

Spiritualized (1990г)

«Let It Come Down»

The Vines (1994г)

«Higly Evolved»

The Rapture (1998г)

«Echoes»

3-е место

PJ Harvey (1988г)

«Stories From The City, Stories From The Sea»

The White Stripes (1997г)

«White Blood Cells»

The Streets (1994г)

«Original Pirate Material»

The Strokes (1998г)

«Room On Fire»

4-е место

Badly Drawn Boy (1995г)

«The Hour Of Bewilderbeast»

Jay-Z (1998г)

«The Blueprint»

The Coral (1996г)

«The Coral»

Elbow (1990г)

«Cast Of Thousands»

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

5-е место

At The Drive-In (1994г)

«Relationship Of сommand»

Starsailor (2000г)

«Love Is Here»

Black Rebel Motor Cycle Club (1998г) «BRMC»

Yeah Yeah Yeahs (2000г) «Fever To Tell»

Далее перейдем к анализу топ-чартов издания Rolling Stone в период с 2000-го по 2003-й годы – опишем Таблицу 3. В 2000-м году лидирующие позиции занимают группы и исполнители, которые относятся к новаторам, так как основная их деятельность пришлась на 1990-е годы (Rolling Stone. 100 Best Albums of the 2000s. Дата обращения: 04.05.2023). В 2001-м году топ-чарты кардинально отличаются: лидируют следующие музыканты и группы, которые начали свою карьеру в начале 1960-х годов, и только такие группы, как Spoon и The Dismemberment Plan дебютировали в 1993-м (Highest Rated Albums of 2001. Дата обращения: 04.05.2023). В 2002-м году большая часть авторов – новаторы, и только Bruce Springsteen начал свою карьеру в 1964-м году и является классиком рок-музыки (Highest Rated Albums of 2002. Дата обращения: 04.05.2023). В 2003-м году ситуация похожая: все группы новаторы, и только John Cale, рок-музыкант, начал свою карьеру в далеком 1957-м году (Highest Rated Albums of 2003. Дата обращения: 04.05.2023). Таким образом, мы видим, что издание Rolling Stone старается акцентировать внимание читателей на новых группах, но при этом включает в списки достаточно много старых групп и исполнителей. Это значит, что для издания важно как новое, так и старое поколение музыкантов.

Таблица 3 – Топ-чарты в Rolling Stone, а также топ чарты на основе сайта Album of The Year за 2000-й – 2003-й годы

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

1-е место

Radiohead (1985г)

«Kid A»

Mick Jagger (1960г)

«Goddess in the Doorway»

Beck (1988г)

«Sea Change»

The White Stripes (1997г)

«Elephant»

2-е место

The Strokes (1998г)

«Is This It»

Bob Dylan (1959г)

«Love and Theft»

Bruce Springsteen (1964г)

«The Rising»

Basement Jaxx (1994г)

«Kish Kash»

3-е место

Wilco (1994г)

«Yankee Hotel Foxtrot»

Spoon (1993г)

«Girls Can Tell»

Bright Eyes (1995г)

«There Is No Beginning to the Story»

Café Tacvba (1989г)

«Cuatro Caminos»

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

4-е место

Jay-Z (1998г)

«The Blueprint»

The Dismemberment Plan (1993г)

«Change»

Bright Eyes (1995г)

«Lifted or The Story Is in the Soil, Keep Your Ear to the Ground

Cursive (1995г)

«The Ugly Organ»

5-е место

The White Stripes (1997г)

«Elephant»

Leonard Cohen (1956г)

«Ten New Songs»

Atmosphere (1993г)

«God Loves Ugly»

John Cale (1957г)

«HoboSapiens»

Рассмотрим топ-чарты последнего издания Pitchfork «Top 20 Albums of…» в период за 2000-й – 2003-й годы. В 2000-м году топ-чарты содержат в основном тех, кто начал свою деятельность во второй половине 1980-х – первой половине 1990-х (Pitchfork. Top 20 Albums of 2000. Дата обращения: 05.05.2023) В 2001-м году в топе представлены исполнители, чья творческая деятельность началась уже только лишь в 1990-х годах (Pitchfork. Top 20 Albums of 2001. Дата обращения: 05.05.2023).  Далее эта тенденция также прослеживается: например, в 2002-м году в топ вошли совсем молодые группы, за исключением лишь Flaming Lips, чья основная деятельность началась в начале 1980-х годов (Pitchfork. Top 50 Albums of 2002. Дата обращения: 05.05.2023)). В 2003-м году топ-чарты также содержат Radiohead, чья музыкальная деятельность началась во второй половине 1980-х годов, а оставшиеся группы появились во второй половине 1990-х годов (Pitchfork. Top 50 Albums of 2003. Дата обращения: 05.05.2023). Таким образом, мы видим, что Pitchfork в своих чартах продвигают исключительно молодые группы.

Таблица 4 – Топ-чарты Pitchfork «Top 20 Albums of…» за 2000-й – 2003-й годы

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

1-е место

Radiohead (1985г)

«Kid A»

Microphones (1996г)

«The Glow, Pt. 2»

Interpol (1997г)

«Turn on the Bright Lights»

The Rapture (1998г)

«Echoes»

2-е место

Sigur Rós (1994г)

«Ágætis Byrjun»

Fennesz (1997г)

«Endless Summer»

Wilco (1994г)

«Yankee Hotel Foxtrot»

The Books (1999г)

«The Lemon of Pink»

Позиция/Год

2000-й год

2001-й год

2002-й год

2003-год

3-е место

Modest Mouse (1993г)

«The Moon and Antarctica»

Avalanches (1997г)

«Since I Left You»

And You Will Know Us by the Trail of Dead (1994г)

«Source Tags & Codes»

Sufjan Stevens (1995г)

«Greetings from Michigan: The Great Lake State»

4-е место

Yo La Tengo (1984)

«And Then Nothing Turned Itself Inside-Out»

Unwound (1988г)

«Leaves Turn Inside You»

The Books (1999г)

«Thought for Food»

Radiohead (1985г)

«Hail to the Thief»

5-е место

Godspeed You Black Emperor! (1994г)

«Lift Your Skinny Fists like Antennas to Heaven»

Circulatory System (2000u)

«Circulatory System»

Flaming Lips (1983г)

«Yoshimi Battles the Pink Robots»

Manitoba (2000г)

«Up in Flames»

Можем сделать вывод на основе анализа топ-чартов, что такие издания, как Billboard и Rolling Stone стараются продвигать как новых авторов, так и старых. А издания NME и Pitchfork отдают предпочтение в своих топ-чартам в основном новым группам и исполнителям.

Заключение

Музыкальная индустрия находилась в переходном состоянии в начале 2000-х. Эти перемены отражались как на старых исполнителях и их творчестве, так и на том, что возникало много новых группы, чье звучание кардинально отличалось от привычного. Кроме того, в начале XXI-го века появилось большое количество новых жанров и их направлений, а классические жанры, такие, как рок также развивались и менялись. 

Эти перемены коснулись не только самой музыки, но и журналистики, которая отвечает за освещение этой области. Музыкальные издания, которые уже к тому времени пользовались спросом у аудитории, имели большое влияние на ее мнение и вкусы, что позволяло им продвигать свои представления о развитии музыки. И действительно, мы можем сказать, что среди таких крупных изданий с мировым именем, как Billboard, NME, Rolling Stone и Pitchfork, на момент начала 2000-х есть те, кто не согласен с такими кардинальными переменами и старается остановить свой фокус внимания на классиках рока, и есть те, кто с удовольствием продвигают новые имена в массы.

Опираясь на наше исследование, мы можем сделать вывод о мотивах всех проанализированных изданий. Так, авторы журнала Billboard, одного из самых старейших изданий, посвященных музыкальной культуре, одинаково открыты как для продвижения новых музыкантов, так и для популяризации классиков рок-музыки. В издании достаточно много статей с положительным подтекстом в адрес обеих категорий, а в их топ-чартах найдется место для всех тех, кто действительно горит своим делом. Тем не менее, у автора складывается ощущение, что Billboard все-таки является консерватором, так как издание имеет повышенный интерес к более старым группам.

Авторы издания NME – достаточно консервативны с точки зрения написания текстов, тем не менее, они стараются сохранять нейтралитет в своих статьях. Однако, после анализа их топ-чартов, становится ясно, что издание действительно старается продвигать новые имена в массы и не зацикливается на том, насколько маленькая или большая фанатская база у только образованной рок-группы с действительно достойным творчеством. Их, с точки зрения нашей классификации, мы точно можем назвать новаторами среди всех музыкальных изданий.

Издание Rolling Stone производит впечатление не совсем серьезного музыкального журнала: колкие шутки в адрес групп, ирония и текст, кишащий сленгом, только подтверждают нашу точку зрения. Однако, их политика схожа с изданием Billboard: критики стараются выделить плюсы и минусы у всех – и старых, и только восходящих звезд. Также, можем отметить, что в своих статьях авторы Rolling Stone склонны нахваливать устоявшиеся группы только из-за их длительной истории и действительно выдающегося, но уже не актуального в современном мире творчества былых лет. Как раз последняя характеристика дает нам понять, что издание относится скорее к консерваторам.

Pitchfork – самый молодой online-журнал, посвященный музыкальной индустрии. Возможно, отчасти поэтому авторы издания предпочитают продвигать как в своих статьях, так и в своих топ-чартах более молодых авторов. Кроме того, их специфика изначально подразумевала то, что более классическое звучание – это не про них: отсюда любовь критиков Pitchfork к экспериментальной и альтернативной музыке. Таким образом, мы можем отнести издание к новаторам.

В конечном итоге, можем также обозначить, что разделение на новаторов и консерваторов дает нам понимание того, кто является целевой аудиторией изданий. Так, издания, продвигающие новаторов, ориентированы на молодую и массовую аудиторию, но менее платежеспособную. А издания, которые сфокусировали свое внимание на консерваторах музыкальной индустрии, являются обладателями возрастной платежеспособной аудитории, которая сконцентрирована на более узкой музыкальной специфике.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что в рассматриваемый период действительно случилось столкновение интересов: классика рока против экспериментального звучания, консерваторы против новаторов, одни гиганты музыкальной журналистики против других. Но все закончилось хорошо: на смену 2000-х пришли 2010-е…

 Список литературы

 Додорейко, А. Журнал NME: британской «музыкальной библии» 60 лет [Электронный ресурс] / А. Додорейко // BBC. – URL: https://www.bbc.com/russian/society/2012/03/120319_5th_floor_nme_60_draft (дата обращения: 12.03.2023)

  1. Зубарева, А.В. Энтропийные процессы в современной культуре [Электронный ресурс] / А.В. Зубарева // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. № 10. – 2006. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/entropiynye-protsessy-v-sovremennoy-kulture (дата обращения: 11.02.2023)
  2. Максимов, С.В. Военный прогресс и социально-философский анализ [Электронный ресурс] / С.В. Максимов // Монография. – 2014. – URL: https://znanium.com/read?id=112592 (дата обращения: 04.02.2023)
  3. Короткевич, Р. В. Модернизация второй половины XX века [Электронный ресурс] / Р.В. Короткевич // Лесной вестник. № 3. – 2001. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modernizatsiya-vtoroy-poloviny-xx-veka (дата обращения: 07.02.2023)
  4. Курышева, Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учебное пособие / Т.А. Курышева. – М.: Владос-Пресс. – 2007. – 294 с.
  5. Пырова, Т.Л. Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена [Электронный ресурс] Т.Л. Пырова // Культура и искусство. № 12. – 2017. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hip-hop-kultury-ot-sotsialnogo-konteksta-do-akademicheskogo-fenomena (дата обращения: 17.02.2023)
  6. Синельникова, О.В. Постмодернизм как явление музыкальной культуры конца ХХ – начала XXI века [Электронный ресурс] / О.В. Синельникова // Вестник культурологии. №3 (66). – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-v-sinelnikova-postmodernizm-kak-yavlenie-muzykalnoy-kultury-kontsa-hh-nachala-xxi-veka (дата обращения: 12.02.2023)
  7. Снежинская, М.Г. Эволюция музыкальной индустрии: краткий исторический очерк [Электронный ресурс] / М.Г. Снежинская // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». № 3 (13). – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-muzykalnoy-industrii-kratkiy-istoricheskiy-ocherk (дата обращения: 15.02.2023)
  8. Федотова, В.Г. Социокультурные образы модернизации конца ХХ — начала XXI века: Россия и мир [Электронный ресурс] / В.Г. Федотова // Знание. Понимание. Умение. № 2. – 2018. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnye-obrazy-modernizatsii-kontsa-hh-nachala-xxi-veka-rossiya-i-mir (дата обращения: 10.02.2023)
  9. Энциклопедия культурологии «Рок-культура» [Электронный ресурс] // Академик 2000-2021. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/625/%D0%A0%D0%9E%D0%9A (дата обращения: 19.02.2023)
  10. Greene, A. Rolling Stone at 50: Making the First Issue [Electronic resource] / A. Greene // Rolling Stone. – URL: https://www.rollingstone.com/music/music-features/rolling-stone-at-50-making-the-first-issue-193707/ (дата обращения: 13.03.2023)
  11. Hoffmann, F. Encyclopedia of Recorded Sound [Electronic resource] / F. Hoffmann // Google книги. – URL: https://books.google.ru/books?id=-FOSAgAAQBAJ&pg=PA212&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 05.03.2023)
  12. Littleton, C. Q&A: Pitchfork Founder Ryan Schreiber on Conde Nast Sale, Indie Roots and Expansion [Electronic resource] / C. Littleton // Variety. – URL: https://variety.com/2015/biz/news/pitchfork-founder-ryan-schreiber-qa-conde-nast-1201616909/ (дата обращения: 19.03.2023)
  13. Livingstone, J. NME and Me: A Brief History of the Best Music Mag of the 20th Century [Electronic resource] / J. Livingstone // PressGazette. Future of media. – URL: https://pressgazette.co.uk/publishers/magazines/nme-to-stop-publishing-weekly-print-magazine-as-it-turns-focus-online/ (дата обращения: 12.03.2023)
  14. Trust, G. The First Billboard: All That Was ‘New, Bright and Interesting on the Boards’ [Electronic resource] / G. Trust // Billboard pro. – URL: https://www.billboard.com/pro/first-billboard-issue-november-1-1894/ (дата обращения: 03.03.2023)