Позняк Ян Дмитриевич.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.
Poznyak Yan Dmitriyevich.
Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University
Данная статья посвящена исследованию реализации экзистенциальных страхов в форме интернет-мемов. В исследовании были изучены 100 мемов в форме изображений; мемы были разделены на категории, и исследованы на предмет корреляций было выявлено, что среди мемов из выборки преобладают страх будущего и страх перед бессмысленностью жизни, основными предметами критики выступают технологический прогресс и государство, среди эмоций преобладают ужас и тревога. Самым используемым средством достижения комического эффекта является использование коллажей, а главной темой для отсылок является религия. Объяснением данных тенденций может служить положение человека в современном обществе: множественные кризисы, сочетающиеся с незащищённостью и беспомощностью отдельного человека, а также диссонанс между культурой и бытом.
This article is devoted to the study of the implementation of existential fears in the form of Internet memes. The study examined 100 memes in the form of images; memes were divided into categories and examined for correlations. It was found that fear of the future and fear of the meaninglessness of life prevail among the memes from the sample, technological progress and the state are the main subjects of criticism, horror and anxiety prevail among emotions. The most used means of achieving comic effect is the use of collages, and the main theme for references is religion. The explanation for these trends can be the position of a person in modern society: multiple crises, combined with the insecurity and helplessness of an individual, as well as the dissonance between culture and everyday life
- Корснес Карл-Фредрик Вегнер УДЕЛ ЧЕЛОВЕКА В БЫТИИ: ЭССЕ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ СТРАХЕ КАК ПРОЯВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССИЛИЯ // Северный регион: наука, образование, культура. №1. С. 93
- Фаизова Г. И. Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия // Вестник Башкирск. ун-та. №3. С. 628
- Киреева Л.Е., Руденко А.М. Механизмы преодоления экзистенциального страха в современной культуре. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. №4. С. 58
- Зиновьева Надежда Андреевна Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // ВЭПС. 2015. №1. С. 195
- Быльева Д.С., Мем как трансформирующееся послание // Социальные трансформации. 2022. №33. С. 33-39.
- Попов Я. М. Основные социальные страхи в современном русском юморе // Вестник Московской международной академии. 2015. №2. 86-91.
- Кекельберг М. Ты, робот: о лингвистическом конструировании искусственных других // Technology and Language. № 1(3). С. 57–75. DOI: https://doi.org/10.48417/technolang.2022.01.07
интернет-мемы, юмор, экзистенциальный страх, тревога, ужас, отчаяние
Internet memes, humor, existential fear, anxiety, horror, despair
Введение
Страх является одним из самых фундаментальных переживаний для любого живого организма. Страх как биологический механизм заставляет бежать от опасности, угрожающей жизни, тем самым служит выживанию. Однако не всякий страх направлен, и важно отличать страхи, имеющие направленность от не имеющих. Эволюционный страх можно назвать боязнью, он имеет конкретный предмет и рационально обоснован. С другой стороны, существуют фобии, главное отличие от страхов-боязней которых в том, что фобии не всегда рациональны. Но существуют так же и экзистенциальные страхи. Особенностью экзистенциального страха является отсутствие конкретной причины [1, С. 93]. Экзистенциальный страх возникает сам собой, проистекает из самого существования.
Экзистенциальный страх (который так же называют экзистенциальной тревогой) возникает от столкновения с “Ничто” – от осознания собственной свободы и ответственности за себя. Под свободой понимается как свобода выбора, так и безграничность ситуаций, в которых человек может оказаться. Эти два фактора взятые вместе и создают характерную экзистенциальному страху тревогу (экзистенциальный страх также называют экзистенциальной тревогой). Такая тревога часто переходит в ужас. Отличие ужаса от тревоги в том, что он дезорганизует человеческую экзистенцию [2, С. 628], парализует. Ужас возникает при более ясном осознании возможной угрозы, при осознании её разрушительности. В этом смысле ужас ближе к боязни, чем к тревоге, так как имеет направленность; тем не менее, ужас направлен не на конкретный объект-угрозы, а на угрозу в виде ряда возможностей, представляющих для человека опасность.
Тревога также может перетекать в отчаяние. Отчаяние отличается от тревоги и ужаса тем, что возникает на фоне осознания собственной беспомощности. Хотя человек и свободен в своих действиях, не всегда действиями можно добиться удовлетворительного исхода. Необходимость нести ответственность, принимая ограниченный выбор, и мириться с неблагоприятной реальностью являются наиболее частыми основаниями для отчаяния.
Широкое распространение экзистенциальных страхов у людей в наши дни может быть объяснено особым положением человека в современном обществе. Положение это заключается в большом количестве личных свобод и восприятии земной жизни как единственной реальности и основной ценности. Эти два фактора усугубляют столкновение с онтологическим Ничто, делают его более болезненным и травмирующим, тем самым способствуя развитию экзистенциальных страхов [3, С. 58].
С появлением экзистенциального страха возникает проблема его решения. Чаще всего человек сам того не понимая прибегает к рационализации, нахождении предмета страха, тем самым переводя экзистенциальный страх в страх-боязнь. Рационализации способствует погружение в культурную среду и самостоятельное создание такой среды, творчество.
Реализовать потребность в погружении в культурную среду, равно как и потребность в творчестве, позволяют интернет-мемы. Интернет-мем (дальше просто мем) – это единица интернет-культуры, существующая и распространяющаяся в медиа форме. Создавая и передавая мемы, пользователь распространяет в интернет-сообществе свою картину мира, тем самым делая его публичным, укрепляя соответствующие позиции у других пользователей. Однако мемы содержат в себе не только интеллектуальную позицию (или её подразумевают), но также эмоционально окрашены. Интернет-мемы несут отпечаток личных переживаний создателей. Если переживания находят отклик, то мем продолжает передаваться [4, С. 195], а подчас и трансформироваться, создавая новые смыслы [5, С. 33-39]. Представляя страх в ироническом ключе, мем помогает рефлексии и преодолению. Как отмечает Я. М. Попов, высмеивается то, с чем человек, по собственному убеждению, может бороться [6, С. 87]. Выстраиваемая языковая реальность влияет на социальную [7, С. 57–75].
Целью данной статьи является изучить эмоциональную составляющую мемов, в которых фигурируют экзистенциальные страхи, превалирующие темы в данных мемах и то, через что автор мема рационализирует изображённый страх.
Методы исследования
В исследовании были изучены 100 изображений-мемов, собранные из социальных сетей и поисковых систем. Мемы были проанализированы по следующим критериям: тип страха, эмоциональное наполнение, предмет критического высказывания, тип юмора, отсылки на культуру, количество слов.
Результаты исследования
Распределение по типам страхов.
Среди выборки два лидирующих типа страха – страх перед временем и страх перед жизнью, этим двум типам страха посвящено 37% и 31% мемов соответственно. Куда меньше мемов про страх перед собой – их 23%, и абсолютное меньшинство мемов про страх перед пространством, таких всего 9%.
Пример мема про страх перед жизнью. Изображение состоит из ряда панелей, на первой из которых показан задумавшийся человек с подписью «хммм, сегодня я буду катить камень на гору вечность в наказание за мою надменность», а на последующих одно и то же изображение этого человека, толкающего булыжник в гору. Мем посвящён страху перед бессмысленностью жизни и содержит эмоцию отчаяния – субъект оказался в безвыходной ситуации. Главным комическим средством является деконструкция формы – множество панелей используется для показа одной и той ситуации, а не повествования и развития действия. Мем содержит отсылку на религию, а конкретно на миф о Сизифе.
Пример мема про страх перед пространством, содержащим эмоцию тревоги. На изображении показано закрытое узкое пространство пещеры, изображение подписано текстом «хата админа». Мем содержит как страх перед закрытым пространством, так и страх перед темнотой. Эмоция тревоги передаётся через изображение содержащего опасности пространства, которое тем не менее не содержит никакой непосредственной угрозы. Основным комическим средством является ирония, несоответствие изображения подписи.
Страх времени – экзистенциальный страх, к которому относятся боязни, обусловленные неизбежным и неостановимым ходом времени. Страх времени чаще всего выражается в боязни смерти и страхе будущего. Страх будущего, в свою очередь, проявляется в страхе будущих несчастий, таких как война, катаклизмы, и в страхе перед последствиями технологического прогресса.
72% мемов про страх времени были посвящены страху будущего, из которых в свою очередь 85% – страху перед технологическим прогрессом, 9% страху перед катаклизмами и 6% страху перед войной. Страху смерти, среди мемов данной категории, посвящено 28%.
Пример мема про страх будущего. В меме изображено как отец говорит сыну «сынок, тебе пора начать думать о будущем. Женись, начни копить на пенсию», на что сын в ответ начинает кричать «КОНЕЦ СВЕТА БЛИЗОК! КОНЕЦ СВЕТА БЛИЗОК!». Мем посвящён страху перед катаклизмами и содержит эмоцию тревоги, вызванную неопределённостью будущего. Основным комическим приёмом является обман ожиданий – неуместность ответа сына в контексте диалога.
Пример мема про страх перед будущим. Мем состоит из изображения человека, пьющего чай и подписи «Начинай свой день с частицами микропластика. Спасибо за всё что угодно, кроме чая» (см. Рис. 1). Мем посвящён страху перед прогрессом и содержит эмоцию ужаса, вызванную осознанием присутствия инородных техногенных элементов в организме. Основным комическим приёмом является ирония, которая состоит как в несоответствии между непосредственно сказанным и тем, что имеется в виду, так и в несоответствии между мирным обстановкой чаепития и посылом текста. В меме содержится отсылка на современную интернет-культуру, конкретно на анимационное шоу Футурама.
К страхам перед жизнью относятся страхи перед бессмысленностью и непознаваемостью жизни. Особой формой страха перед жизнью является космический ужас, включающий в себя как страх бессмысленности жизни, так и её непознаваемости. Космический ужас – это страх могущественных сверхъестественных сущностей, живущих рядом с человеком, но не подлежащих человеческому пониманию, страх собственной незначимости перед этими сущностями и космосом в целом. 66% мемов про страх жизни являются мемами про космический ужас, среди оставшихся 34% мемов 78% посвящены страху перед бессмысленностью жизни и 22% страху перед непознаваемостью жизни.
Пример мема про космический ужас, содержащий эмоцию ужаса. В меме показано, как человек смотрит в телескоп на космическую туманность, и обнаруживает, что у неё есть глаз и что она этим глазом моргает. Источником эмоции ужаса является столкновение с массивным космическим объектом, который оказывается наделён неизвестными свойствами и потому далёк от понимания. Основным средством достижения комического эффекта является обман ожиданий. Текст мема: «Не могу дождаться опробовать мой новый телескоп! Это должно быть туманность песочных чесов. Что за чёрт? Оно только что моргнуло… ОНО МОРГНУЛО.»
Основными формами страха перед собой являются боязнь потери контроля и боязнь сойти с ума. В 57% мемов о страхах перед собой имеет место боязнь потери контроля, в 43% боязнь сойти с ума.
Страхи перед пространством – самая малопредставленная категория. Под страхом перед пространством подразумевается страх перед окружающим миром, перед враждебной средой. Чаще всего этот страх выражается в боязни темноты, реже в страху закрытых и открытых пространств. Особое место занимает талассафобия – боязнь подводных глубин и существ их населяющих. 61% мемов про страхи перед пространством посвящены страху перед темнотой, 21% таллассофобии и 18% страху перед закрытыми пространствами (страх перед открытыми пространствами не представлен).
Распределение по эмоциональному наполнению.
Среди мемов наиболее часто встречается эмоция ужаса и тревоги – в 43% и 38% случаев соответственно. Эмоция отчаяния встречается только в 19% случаев.
Эмоция ужаса широко представлена во всех категориях страхов, особенно среди мемов про страх перед жизнью 56%. Пример мема про страх перед неизвестным, содержащий эмоцию ужаса. В меме изображено как обычный человек, будучи вооружён и имея на своей стороне ветхозаветных ангелов врывается к солдатам ООН, произнося «Вот они! Вы окружены, Время Умирать!», на что солдаты отвечают «Нам говорили ничего такого не существует… Нам говорили ничего такого не существует…» (см. Рис. 2). Эмоция ужаса в данном меме обусловлена тем, что субъект (солдаты) сталкивается с могущественными сверхъестественными сущностями за пределом понимания. Визуально это выражено через повышенную детализацию этих сверхъестественных сущностей, и через то что они в сцене находятся выше субъекта испытывающего ужас, что показывает их превосходящую силу. Комический эффект достигается через эклектику и обман ожиданий – обычный человек оказался в позиции власти перед агентами политического строя с помощью вмешательства сверхъестественных сил. В меме присутствуют отсылки на христианство и критика политического строя.
Оригинал текста: « – There are they are!!! You’re Surrounded, Time to Perish. – We were told these things don’t exist… We were told these things don’t exist… »
Рис. 2
Тревога встречается чаще всего в мемах про страх времени и страх перед пространством – в 68% и 79% мемах про данные страхи соответственно. Отчаяние чаще всего сопутствует страху перед жизнью и страху перед собой.
Распределение по предмету критического высказывания
Меньшинство мемов являются чисто абсурдистскими и не содержат в себе критического высказывания – таких мемов 42%. Среди остальных 58% распределение следующее: критика социального строя – 24%, критика государства – 40%, критика технологий – 36%
Зачастую не содержали в себе критического высказывания мемы про страх перед пространством и страх перед жизнью. Критика государства и технологий чаще всего встречалась в среди мемов про страх перед временем и страха перед собой, а именно про страх будущего и страх потери контроля (технологии и государство являлись как предметом страха будущего, так и предметом боязни потери контроля). Критика социального строя почти исключительно представлена среди мемов содержащих страх перед жизнью.
Пример мема про страх будущего, содержащий критику технологического прогресса. Мем состоит из трёх панелей: первая целиком состоит из надписи «как затроллить всё общество», вторая панель начинает перечисление действий и содержит иллюстрацию, текст этой панели гласит «начни индустриальную революцию»; на третьей же панели перечисление обрывается и изображён человек с иллюстрации второй панели на тёмном фоне произносящий «у меня в крови пластик» (см. Рис. 3). Мем содержит эмоцию ужаса – субъект сталкивается с устрашаюм фактом о состоянии собственного тела. Визуально это передано переходом к от сцены со светлым фоном и схематически изображёнными объектами к сцене с тёмным фоном, затенением и избыточной детализацией, что также является одним из средств достижения комического эффекта через деконструкцию формы. Также комический эффект достигается через неожиданную смену темы мема, что является обманом ожиданий, и то что перечисление заканчивается после первого пункта, что является деконструкцией формы.
Оригинал текста: «how to troll society as a whole: 1) start industrial revolution… there’s plastic in my blood»
Распределение по отсылкам на культуру
Среди общего количества мемов отсылки содержали 32%. Некоторые мемы содержали отсылки из нескольких категорий.
По типам отсылок распределение таково: отсылки на исторические события или личности содержатся в 36% мемов, отсылки на религию преобладают и встречаются в 63% мемов, отсылки на произведения искусства в встречаются в 45% и отсылки на интернет-культуру в 23%.
Отсылки на религию часто встречались среди мемов про страх будущего, про экзистенциальный ужас и про страх сойти с ума. В случае со страхом будущего, нередко воспроизводились эсхатологические сюжеты мировых религий. В случае с экзистенциальным ужасом, религиозные сущности становились объектом страха. В случае боязни сойти с ума, контакт с религиозными фигурами часто представлялся последствием безумия.
Отсылки на произведения искусства широко представлены среди самых различных мемов. Если выделять категории страхов, с которыми чаще всего встречаются отсылки на искусство, то это страх перед смертью, страх перед бессмысленностью жизни и страх потери контроля. Отсылки на исторические события и личности преобладают среди мемов про страх будущего. Отсылки на интернет-культуру чаще всего сопутствуют страху перед бессмысленностью жизни.
Пример мема с отсылкой на религию, современную интернет-культуру и историческую личность. В меме изображена параллель: в одной сцене два человека жалуются на то как трудно быть носителем шизофрении: один говорит «шизофрения так тяжка», другой отвечает «да, не могу больше терпеть голоса», тогда как в другой сцене фигура Христа обращается в Терри Дэвису со словами «Ты должен создать операционную систему для меня», на что Терри Девис отвечает «Как прикажешь, мой господин» (см. Рис. 4). Основным комическим приёмом является ирония – контраст между страданиями шизофреника, осознающего свою болезнь и тем, как её переносит человек полностью отдавший себя болезненным фантазиям. Также В меме имеются отсылки на христианство и на историческую личность в лице Терри Дэвиса – широко известной в интернет культуре фигуры, известной за создание операционной системы TempleOS, а так же за свои убеждения и за свою интернет активность.
Оригинал текста:
« – Schizophrenia is so hard. –True I can’t handle the voices.
– You must code an operating system for me. – In your command my Lord.»
Пример мема с отсылкой на художественное произведение, в котором изображён страх потери контроля. Мем состоит из изображения отца, заходящего в комнату со словами «Почему не идёшь на работу, сын» и детализированной иллюстрации большого таракана, лежащего спиной на кровати в комнате, что является очевидной отсылкой на «Превращение» Кафки. Мем содержит эмоцию отчаяния – субъект оказывается в беспомощном безвыходном положении, в ситуации за рамками понимания. Комический эффект достигается через обман ожиданий и эклектику – сочетание двух стилей оформления, упрощённо-схематичного стиля мемов и иллюстрации подобной гравюре.
Распределение по типу юмора
Каждый мем можно отнести хотя бы к одному из данных типов, но иногда к нескольким.
Преобладают мемы построенные на эклектике или содержащие коллажи – таких 37% от общего числа. Юмор данного типа чаще всего встречается среди мемов про страх потери контроля и страх перед бессмысленностью жизни.
Пример мема про страх перед бессмысленностью жизни, основным комическим средством в котором являются коллажи и эклектика. Мем состоит из видоизменённого изображения орангутана, сидящего на фоне картины Босха иллюстрирующей ад, и подписи «Клоуны по левую руку, шуты по правую – вот он я, застрял посреди Кали-Юги» (см. Рис. 5). Отчаяние, содержащееся в меме, обусловлено тем, что субъект находится в безнадёжном положении. Визуально это передано тем, что субъект, будучи окружённым, пребывает в центре сцены. Комический эффект достигается за счёт коллажа и эклектического сочетания различных стилей – вирусных интернет изображений и классического (до модернового) искусства. В меме присутствуют отсылки на искусство – на творчество Босха, и на религию: на христианство отсылает сюжет картины Босха и фразы «по левую руку» и «по правую руку», тогда как на индуизм отсылает термин Кали-Юга.
Оригинал текста: «clowns to the left of me, jokers to the right – here I am, stuck in the Kali Yuga»
Также весьма популярны мемы построенные за счёт обмана ожиданий – таких всего 34%, и построенные за счёт иронии – их 31%. Ирония широко представлена среди всех категорий мемов, универсальна. Обман ожиданий чаще всего встречается среди мемов про страх перед собой и страх перед временем.
Пример мема посвящённого страху смерти, построенного как на иронии, так и обмане ожиданий. Мем представляет собой изображение Сола Гудмана и подпись «Мой друг толкает меня в бассейн в качестве шутки. Тем временем 1 килограмм соды в моём рюкзаке:». Мем содержит эмоцию ужаса, обусловленную близости к смерти и деструктивностью ситуации. Мем построен на обмане ожиданий – неожиданном развитии повествования, а также на иронии – несоответствии изображения подписи. Мем отсылает на Сола Гудмана, персонажа, фигурирующего в сериалах «Во все тяжкие» и «Better call Saul», изображение которого получило вирусный статус и распространение в современной интернет-культуре.
Реже всего встречаются мемы, основанные на деконструкции формы. Такие мемы часто посвящены страху сойти с ума: в них уход от формы является способом выразить утерю разума.
Пример мема, построенного на деконструкции формы. Мем состоит из четырёх панелей, на первой из которых изображён человек думающий «хм, сегодня я пожалуй…», на последующих же человек пребывает в подавленном состоянии и не совершает никаких конкретных действий (см. Рис. 6). Мем содержит эмоцию отчаяния, которая возникает от беспомощности человека в отношении своего ментального состояния, и того, что это состояние диктует ход жизни. Комическим приёмом является деконструкция формы: несколько панелей призваны обозначить развитие действия, и обычно заключают в себе несколько различных сцен, тогда как в данном меме панели показывают отсутствие развития действия.
Оригинал текста: «hmm today i will».
Распределение по количество слов в меме
В основном мемы полагаются на визуальное повествование, и потому кратки в текстовом изложении – мемы с количеством слов до двадцати встречаются в сумме в 77% случаев, а конкретно мемы с количеством слов меньше пяти встречаются в 32% от общего числа мемов, а мемы с количеством слов в диапазоне от пяти до двадцати встречаются в 45% от общего количества мемов. Многословные мемы, обладающие более чем двадцатью словами, наиболее редки, таких мемов 23%.
Количество слов коррелирует с типом юмора. Нередко комического эффект достигался с помощью особо малого или особо большого количество слов. Данные способы достижения комического эффекта преобладают среди мемов с деконструкцией формы и коллажей. Среднее же количество слов встречается среди иронических мемов и мемов про обман ожиданий.
Пример мема про страх перед неизвестным, в которым присутствует более двадцати слов. Мем представляет собой изображение двух юнош стоящих перед камерой в мирной обстановке и подписи «Я И МОЙ БРАТ СМОТРИМ как безкожий труп проходит через наш задний двор в ближайшую чащу в 8:37 вечера 13 февраля 2022». Мем содержит эмоцию ужаса – описывается столкновение субъекта с устрашающим паранормальным явлением. Эмоция ужаса передаётся описанием данного столкновения, содержащим множественные клише из хоррора. Избыточное многословное описание ситуации является в данном меме одним из средств достижения комического эффекта, данный комический приём можно отнести к деконструкции формы. Также комический эффект достигается с помощью иронии – несоответствия изображения подписи.
Вывод и обсуждение
Двумя наиболее распространёнными типами страхов среди мемов из выборки оказались страх перед жизнью и страх перед временем.
Страх перед жизнью, чаще всего выражавшийся в страхе бессмысленности жизни, не является чем-то неожиданным, если посмотреть на него в контексте мировоззренческого кризиса, наступившего в результате упадка религии и краха идеологий двадцатого столетия. Усугубляет положение и то, что постмодернистская парадигма препятствует формированию у человека устойчивого мировоззрения, вызывая у того отчаяние и чувство неопределённости, выраждающиеся в данный экзистенциальный страх.
Страх перед временем главным образом выражен в страхе перед будущим.
Такая неуверенность в завтрашнем дне может быть объяснена чувством незащищённости, обусловленная изменчивостью современного мира, неустойчивостью положения человека в обществе и в мире в целом. Многочисленные кризисы последних двух десятилетий, обусловленные как внутренними экономическими процессами, так и технологическим прогрессом, а так же общая стагнация мировой экономики только способствуют развитию этого экзистенциального страха и сопутствующей ему тревоги.
Список литературы
- Корснес Карл-Фредрик Вегнер УДЕЛ ЧЕЛОВЕКА В БЫТИИ: ЭССЕ ОБ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ СТРАХЕ КАК ПРОЯВЛЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЕССИЛИЯ // Северный регион: наука, образование, культура. №1. С. 93
- Фаизова Г. И. Страх как важнейшая характеристика человеческого бытия // Вестник Башкирск. ун-та. №3. С. 628
- Киреева Л.Е., Руденко А.М. Механизмы преодоления экзистенциального страха в современной культуре. // Экономические и гуманитарные исследования регионов. №4. С. 58
- Зиновьева Надежда Андреевна Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов // ВЭПС. 2015. №1. С. 195
- Быльева Д.С., Мем как трансформирующееся послание // Социальные трансформации. 2022. №33. С. 33-39.
- Попов Я. М. Основные социальные страхи в современном русском юморе // Вестник Московской международной академии. 2015. №2. 86-91.
- Кекельберг М. Ты, робот: о лингвистическом конструировании искусственных других // Technology and Language. № 1(3). С. 57–75. DOI: https://doi.org/10.48417/technolang.2022.01.07
Список авторов изображений
Рис. 1, автор: memify, источник: https://www.memify.ru/meme/16478/
Рис. 2, автор: r/197, источник: https://www.reddit.com/r/197/comments/v8dmxk/_/
Рис. 3, автор: r/okbuddyretatd, источник: https://knowyourmeme.com/photos/2404695-okbuddyretard
Рис. 4, автор: Shitpost Cumpound, источник: https://twitter.com/shitp0stcum/status/1643325246538240004/photo/1
Рис. 5, автор: marvellous_memes, источник: https://br.ifunny.co/picture/clowns-to-the-left-of-me-jokers-to-the-right-aKe2DyWC9
Рис. 6, автор: r/hmmtodayiwill, источник: https://www.reddit.com/r/hmmtodayiwill/comments/10btkhb/hmm_today_i_will/