Польза и модификация хештега #яжемать в современном мире на основе анализа постов в социальной сети Instagram / The use and modification of the hashtag #yazhemat in the modern world based on the analysis of posts on the social network Instagram

Богословская Анастасия Максимовна  

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 195251, Россия, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29.

Bogoslovskaya Anastasia Maksimovna

St. Petersburg Polytechnic University of Peter the Great, 195251, Russia, St. Petersburg, Polytechnic str., 29.

Статья посвящена анализу содержания постов, включающих в себя ранее нашумевший хештег #яжемать. Изначально данный тег применялся в отношении поведения женщин-матерей, требующих особого отношения и привилегий. Однако изменения в институтах семьи и материнства привели к приобретению хештегом прямого смысла. Авторы дают советы о совместном времяпровождении с детьми (72%), делятся рецептами для здорового образа жизни (5%) и ведут обсуждения по сохранению психологического здоровья не только матерей, но и будущих мам(4%). 

With the growing popularity of social networks, the popularity of hashtags has also grown. The article is devoted to the analysis of the content of posts that include the previously sensational hashtag #yazhemat on Instagram. Initially, this tag is applied to the unworthy behavior of female mothers. However, changes in the institutions of family and motherhood have led to the acquisition of a hashtag of direct meaning. The authors give advice on spending time with children (72%), share recipes for a healthy lifestyle (5%) and conduct discussions on preserving the psychological health of not only mothers, but also expectant mothers (4%). They also offered work options for «moms» on maternity leave, shared tips on the competent upbringing of the child, so as not to spoil him and ways to wean the child from bad habits.

  1. Лобанова Т.Н., Сюй Ц. Политический медиадискурс КНР как предмет прикладного анализа // Technology and Language. 2021. № 2(2). С. 39–56. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.04.
  2. Ефанов, А. А., Банщикова В.О. Технология конструирования профессионального имиджа медицинского работника: медиадискурс COVID-19 // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 16–38. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.03.
  3. Быльева Д.С. Исследование жизни человека в сети: нетнография, виртуальная этнография и другие методы // Социальная реальность виртуального пространства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 135–140.
  4. Быльева Д.. Cмартмоб/флешмоб в построении актуального дискурса современности // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 137–140.

 

Рецензия на статью

«Польза и модификация хештега #яжемать в современном мире на основе анализа постов в социальной сети» Анастасии Богословской
  Статья «Польза и модификация хештега #яжемать в современном мире на основе анализа постов в социальной сети» через призму интернета отражает изменения, происходящие в общественной жизни, в частности, трансформацию отношению к материнству.
 Автор предлагает через анализ постов с тегом #яжемать проследить отношения общества к требованию женщин на  собое отношение и привилегии за то, что она тратит свои силы и время на «нового человека». Хотя данный место имеет  свои ограничения (в связи с тем, что теги имеют собственный цикл развития), но ставит интересную проблему, которая требует дальнейшего научного  рассмотрения.

К.п.н, доцент кафедры общественных наук Д.С. Быльева

Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого

мать, хештег, #яжемать, ребенок, материнство, дети

mother, hashtag, #yazhemat, child, post, motherhood, children

Богословская А. М. Польза и модификация хештега #яжемать в современном мире на основе анализа постов в социальной сети Instagram // Век информации (Сетевое издание), 2021, Т.5 №4(17) ноябрь 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)4

Bogoslovskaya A. M.  The use and modification of the hashtag #yazhemat in the modern world based on the analysis of posts on the social network Instagram // The Age of Information (Network edition), 2021, Vol.5 No. 4 (17) November 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)4

 Начиная с середины ХХ в. происходят существенные изменения институтов семьи, брака и материнства. Материнство на протяжении всей истории человечества воспринималось социумом, прежде всего, как необходимая и рядовая функция женщины, обеспечивающая продление человеческого рода. В XXI веке отношение общества к женщине–матери неоднозначно, что способствует трансформации института материнства и социального статуса матери. В современных условиях отношение женщин к материнству претерпевает изменения [4, с. 482]. Наряду с ростом разнообразия и вариативности семейных отношений в современном обществе происходит видоизменение понимания родительства. Появляется широкий спектр отношения к детям – от восприятия их как смысла жизни, ценности и радости до представления о них как о тяжелой ноше и экономически невыгодном бремени; от заботы, симбиоза и гиперопеки до девиантного материнства и отцовства, полного пренебрежения детьми и жестокого обращения с ними [3, с. 184]. В наше время материнство приобрело множество форм реализации (например, «яжемать», «мать», «немать», «небиологическая мать», «чайлдфри», «чайлдхейт»), каждая из которых претендует на социальную нормативность [2, с. 2] . Мы же рассмотрим, интерпретацию статуса «яжемать» в социальных сетях. Сегодня интернет предстает важной площадкой для выявления существующих социальных трендов [1–3] [1, 2]. Хештеги помогают систематизировать информацию в социальных сетях. С помощью них каждый может стать соавтором глобального гипертекста, включив собственное вербальное, визуальное или мультимедийное произведение в единый сложный дискурс без начала и конца [4, p. 137]. Однако смысл одного и того же тега может изменяться во времени, приобретая новые, подчас противоположные значения.

 Примерно в 2017 году появился такой хештег, как #яжемать. Изначально тег использовался в ироническом смысле, объединяя случаи недостойного и абсурдного поведения женщин-матерей. Фраза «Я же мать» взята как «цитата» матери, которая оправдывает вызывающее поведение, мешающее другим, либо служащее основанием для требований от других привилегий. Подобные посты размещались людьми, возмущенными подобным поведением женщин. Так, например, под этим хештегом описывался случай в поезде. Беременная девушка со своим мужем ехали в купе. Вторая нижняя полка была занята пожилой женщиной. На остановке пара вышла на перрон, а когда они зашли обратно, то на нижней полке беременной девушки уже раскладывала вещи другая женщина с ребенком. На просьбу освободить место женщина ответила, что нижние места для пассажиров с детьми. Тогда девушка показала, что она беременна и не будет залезать наверх, но это не изменило позиции женщины с ребенком. Также, детская площадка – одно из самых распространенных мест, где можно встретить «яжемать». У себя на странице девочка рассказывала ситуацию, случившуюся с ней именно там. Она качала своего ребенка на качелях, как внезапно к ней подошла другая женщина со своим сыном и сказала, что они заняли их качели, ведь ее сын всегда на них качается и не хочет идти на другие качели. Девушка ей вежливо ответила, что сейчас они докачаются и уйдут, на что женщина схватила ее за руку и попыталась оттащить. Другй пост с тегом рассказывает, как юноша со сломанной ногой ехал в заполненном вагоне метро и девушка с ребенком спросила не хочет ли он уступить ей место, на что парень показал сломанную ногу и сказал, что не сможет стоять. Девушке эта причина показалась неубедительной, ответив: «Ты не видишь, у меня ребенок? Со сломанной ногой можно и постоять». В данных историях интересным является факт, что женщина с ребенком требует привилегий у людей, которые не в меньшей степени могут рассчитывать на сочувствие и помощь (беременная, больной, другая мать), поэтому неудивительно, что активно требующая мать не находит сочувствия. Однако описываются случаи обращений к «обычным людям», не имеющим особого статуса, здесь все зависит о того, насколько просьба уместна и вписывается в рамки социальных норм взаимопомощи посторонним людям. Например,  два подростка катались на скейтбордах и собирались уже уходить домой, как вдруг к одному из них подходит женщина и просит покатать ее ребенка на скейтборде, те вежливо отказывают, объясняя, что уже уходят. В ответ на приличный отказ женщина начинает осыпать ругательствами обоих мальчиков, говоря, что ради ее ребенка могли бы и задержаться. Такие случаи могут произойти с каждым, когда вы этого не ожидаете. Не менее скверные ситуации случаются и в магазинах. В гипермаркете во время часа пик на кассах образовались очереди. К началу очереди с коляской пытается пройти «яжемать» с ребенком и двумя морожеными. Поняв, что ее не хотят пропускать, она говорит, что у нее всего лишь мороженое и в добавок ее ребенок устал. Расталкивая всех она пробралась к кассе, осуждая тех, кто ее не пропускает. Очевидно, что во многих социальных ситуациях одни матери будут требовать особого отношения, а другие считать себя такими же как остальные и не претендовать на право «проходит без очереди».

 Помимо этого, данный тег использовали и люди, не согласные с  осуждением матерей, требующих привилегий. Так журналистка Лена Боровая выразила свое недовольство о прочитанной статье, в которой описывались непристойные манеры «яжематерей». Она считает, что данный тег следует вовсе убрать с просторов Интернета, ведь действительно бывают невоспитанные люди, некоторые из этих людей — чьи-то мамы, но невоспитанный человек и мама, которая устает, которой тяжело, — разные вещи. Приводя в пример свой опыт, она говорит, что когда ее сын был маленьким, они часто ездили в метро и на автобусах. С коляской или с рюкзаком. Летали на самолетах, подчеркивая, что трансатлантический перелет с годовалым малышом — что-то, на что она шла не добровольно. Кормила его грудью где и когда могла. А еще  готовила, убиралась и работала ночами. Все это имеет накопительный эффект и вскоре даже самый сильный человек устает и, вероятно, «закрывает на что-то глаза». Таким образом, хештег выявил проблему, связанную с современным материнством. Некоторыми женщинами оно воспринимается как жертва, подарок всему обществу, которое должно быть благодарно и делиться ресурсами в лице своих представителей, оказавшихся рядом с матерью и ребенком, однако не стоит всех приравнивать к такой интерпретации.  

 Позже иронический контекст тега распространился на тех, кто не справляется с материнскими обязанностями. Некоторые женщины, родив детей, либо вообще не несут никакой ответственности за них, оставляя без присмотра, нанося побои, либо, наоборот, считают, что по причине наличия у них потомства, все окружающие должны существовать исключительно для их блага, всяко подстраиваясь под их интересы и поведение, в большинстве случаев неадекватное… К примеру, в одном из постов молодой человек рассказывал о неприятном случае в автобусе, связанном с «яжематерью». В автобусе было много свободных мест, однако в автобус зашла женщина с ребенком и подошла именно к нему, грубо сказав уступить ей это место, под предлогом того, что ее ребенок хочет сесть именно сюда.

 Сегодня ситуация изменилась, тег #яжемать используется в прямом значении и употребляется в записях о материнстве и семье.  Проанализировав 100 постов с тегом в современном значении, можно отметить, что 66% из них относятся к теме материнства, причем 4% из них – негативные посты или просто жалобы. В одной из таких публикаций женщина писала о своей нелегкой судьбе, о том, что ее эмоциональное состояние нарушено, никто ее не понимает и не может поддержать. Ее ребенок требует от нее слишком много внимания и не может сам себя занять. А треть людей (34%) выкладывали записи, тематика которых не была связана с тегом. Кто-то рекламировал онлайн – курсы, кто-то бизнес проекты, одна девушка и вовсе рассказывала о своем путешествии в Израиль.

 Изучив посты, были сделаны следующие выводы. На большинстве из них (72%) были запечатлены именно дети или же родители с детьми, а на оставшихся 28% либо сам автор-родитель, либо фотография, не относящаяся к теме поста. Стоит отметить, что на пяти публикациях были изображены беременные девушки. На тех публикациях, где изображены дети, атмосфера царит семейная, теплая. Это видно по тому, как родители обнимают своих детей и как те, обнимают их в ответ. Это видно и в искренних улыбках. Все это не состыковывается с изначально вкладываемым смыслом в хештег #яжемат. Благодаря таким записям видно в корне изменившееся толкование данного тега.

 Если же рассматривать возрастную и гендерную составляющую авторов и публикуемых фотографий детей, то на подавляющем большинстве записей – дети до 10 лет, только на нескольких фотографиях подростки или же «взрослые дети», а авторы, выставляющие эти записи – девушки и женщины до 35 лет. Объясняется такой возраст публикуемых фотографий детей тем, что связь матери с маленьким ребенком гораздо сильнее, чем  связь с ребенком-подростком. В особенности годовалых малышей, считают невероятно милыми, поэтому каждая молодая мама хочет поделиться своим чадом с пользователями интернета.  Однако встретились несколько постов, авторами которых были женщины старше 50 лет. Стоит отметить, что не все посты являются фотографиями, некоторые представляют из себя видео с детьми или различные рецепты.

 Хотелось бы добавить, что также эту тему затрагивают и на просторах YouTube. Так, например, есть видео, в котором девушка рассказывает о своем полете в самолете с «представительницей течения яжемать». Мать ребенка, летевшая в эконом классе, на повышенных тонах требовала пересадить ее с ребенком в бизнес класс под предлогом неудобных мест и того, что у нее ребенок. В данном случае хештег со своим изначально внесенным в него смыслом полностью описывает данную ситуацию. В результате практически сразу начали появляться мемы с такой тематикой – смешные картинки, показывающие как все выглядит со стороны.

Под некоторыми такими фотографиями, авторы писали о своем времяпровождении с детьми и предлагали всевозможные варианты развлечений со своим ребенком, например, приготовление домашних пальчиковых красок, которыми можно рисовать руками. Говорили, что это развивает мелкую моторику, речь и воображение. Помимо этого довольно много публикаций на фоне природы (23% от 66%), на них уже чаще встречаются моменты запечатляющие всю семью, в отличие от домашних фотографий, на которых чаще только мать и ребенок. Это можно объяснить тем, что совместные выходы случаются гораздо реже, чем совместные встречи дома. Из-за этого такие моменты становятся очень ценными и их хотят не только запечатлеть и сохранить, но еще и поделиться ими.  

 Говоря о таком «смысловом» хештеге, нельзя не изучить и саму сущность написанных постов, то есть их смысловую нагрузку и полезность, которая есть не везде. К сожалению, пользу от данных постов можно извлечь лишь из 22% записей. Такие записи включают в себя рецепты, о которых упоминалось ранее, советы от профессиональных психологов и жизни простых матерей. Эти посты действительно обладают высоким уровнем полезности и набирают большое количество комментариев, в которых пользователи делятся дополнительными советами. Кто-то, писал рекомендации по введению различных продуктов в рацион питания детей до года с примерными образцами детского меню. Рассказывали, когда и в какой последовательности лучше начинать давать те или иные блюда. Также встречаются записи – размышления о материнстве. Из них, как и из постов – советов, люди могут извлечь какую-то пользу, получить опыт, научиться на чужих ошибках, не повторить их и узнать для себя что-то новое и интересное. Так, например, в одном из постов автор – мама размышляет о планировании беременности, подготовке своего ментального и физического здоровья к такому важному жизненному этапу. Говорит о возможных последствиях беременности и о том, как их предотвратить или же уменьшить вероятность их возникновения. Но также рассказывает и о радостях периода беременности, завершая свое повествование фразой: «Пока это одно из самых непростых, но счастливых для нас времен».

 Во время анализа постов, были проанализированы и комментарии под ними.  Комментарии можно считать частью поста, так как в них люди могут делиться своими мыслями, советами, дополнять запись или же просто выставлять свою оценку выложенному. 25% публикаций оказались полезными. Например, в комментариях под ними пользователи благодарили автора за варианты работ мамочек в декрете (интернет-продажа чего-либо, домашняя кондитерская и др.), за совет по грамотному воспитанию ребенка, дабы его не избаловать (например, перестать постоянно говорить ребёнку, что он особенный или самый лучший, чтобы он не ожидал особенного отношения к себе), за способы отучения ребенка от вредных привычек (стоит не читать нотации и одергивать при совершении нежелательного действия, а хвалить за правильный поступок). Под 48% постов не было обнаружено ни одного негативного комментария, под некоторыми их не было и вовсе. Однако, под 6 записями, где автор говорит о своей нелегкой судьбе, в комментариях люди разделились на два лагеря: одни поддерживали автора, другие были с этим не согласны.

     Таким образом, анализ записей с хештегом #яжемать в Instagram показал широкий спектр  его применения и использования информации из постов, содержащих упомянутый тег, а также становится очевидным, как кардинально может меняться дискурс тега со временем. В данном случае от язвительно осуждающего до нейтрально-положительного. Означает ли это, что общество смирилось с особым статусом матерей и готово чем-то жертвовать в их пользу, или это лишь особенность развития интернет-коммуникации, покажет время.

Список литературы

  1. Лобанова Т.Н., Сюй Ц. Политический медиадискурс КНР как предмет прикладного анализа // Technology and Language. 2021. № 2(2). С. 39–56. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.04.
  2. Ефанов, А. А., Банщикова В.О. Технология конструирования профессионального имиджа медицинского работника: медиадискурс COVID-19 // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 16–38. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.03.
  3. Быльева Д.С. Исследование жизни человека в сети: нетнография, виртуальная этнография и другие методы // Социальная реальность виртуального пространства: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 135–140.
  4. Быльева Д.. Cмартмоб/флешмоб в построении актуального дискурса современности // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 137–140.