Кушпиль Софья Владимировна
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
195251, Россия, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29.
Kushpil Sofia Vladimirovna
Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University
Russia, 195251, St.Petersburg, Polytechnicheskaya, 29
Несмотря на традиционное противопоставление чтения литературы и активного использования социальных сетей, последние становятся источником рекомендаций для чтения. В данной статье рассматриваются публикации под хэштегом #подборкакниг в социальной сети ТикТок и анализируются тематические профили. Большинство авторов создают свои посты для рекомендации книг 17%, напротив, пишут о неудачных, по их мнению, книгах. Самыми распространенные жанрами литературных произведений в видео являются фэнтези (34%), романы о любви (27%) и романы о жизни («21%»). Также была проанализирована реакция пользователей (по оставленными ими комментариями) на подобные видео в своих рекомендациях, 82% комментариев носят положительный характер. Люди готовы делиться своим мнением о книгах и читать книги по таким видео-рекомендациям.
Despite the traditional opposition of reading literature and the active use of social networks, the latter are becoming a source of reading recommendations. This article discusses publications under the hashtag #bookselection on the TikTok social network and analyzes thematic profiles. Most authors create their posts to recommend books and 17%, on the contrary, write about unsuccessful, in their opinion, books. The most common genres of literature in TikTok video are fantasy (34%), love stories (27%) and life novels (21%). We also analyzed the reaction of users (according to the comments they left) to such videos in their recommendations, 82% of comments are positive. People are ready to share their opinions on books and read books on such video recommendations.
- Bylieva D., Moccozet L. Messengers and Chats – Technologies of Learning // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 75–88. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.06
- Pletnev A. V. Future Marketing as Technology for Manipulating Symbolic Consumption // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 8–15. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.02.
- Богомолова Д. А. Социальная сеть Tik Tok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2020. №4 (44) , с. 572-576
- Мигунова К.С., Веремеенко Д.Д. Интерактивные способы формирования читательского интереса у подростков // Studnet 2021, №7. С. 923-931
- Селивестрова Н.А. «Читательские интересы молодежи» // Знание. Понимание. Умение, 2012. №2. С. 324-326
- Викторова А.С., Свертков И.А. «Социальные сети и молодежь» // Территория науки, 2013. №. 3. С. 5-8
- Быльева Д.С. Cмартмоб/флешмоб в построении актуального дискурса современности // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы III Международной научно-практической конференции/ отв. ред. Сурат И.Л. М.: Изд-во СГУ. 2017.C. 137-140.
- Быльева Д.С. Исследование жизни человека в сети: нетнография, виртуальная этнография и другие методы // Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 21 сент. 2020 г. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 135-140.
- Калинчук А.В. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета // Научные труды Московского государственного университета, 2019. №5 , С. 23-31.
1. Bylieva D., Moccozet L. Nuncii et Sermones — Technologies of Learning // Technology and Language. 2021. N. 3 (2). S. 75-88. DOI: https: //doi.org/10.48417/technolang.2021.03.06
2. Pletnev A. V. Future Marketing as Technology for Manipulating symbolic Consumptio // Technology and Language. 2021. N. 3 (2). S. 8-15. DOI: https: //doi.org/10.48417/technolang.2021.03.02.
3. Bogomolova D. A. Socialis retiacula Tik Tok ut elementum integrationis venalicium communi- // Skif. Studiosus Scientiarum Exitus, 2020. N. 4 (44), p. 572-576
4. Migunova K.S., Veremeenko D.D. Modi lingvae formandi lectorum Studium in adulescentibus // Studnet 2021, n. S. 923-931
5. Selivestrova N.A. «Lector iuventutis consulit» // Scientia. Intellectus. Arte, 2012. N. II. S. 324-326
6. Viktorova A.S., Svertkov I.A. «Retia socialis et iuventutis» // Territorium Scientiae, 2013. no. 3. P. 5-8
7. Bylyeva D.S. Smartmob / flashmob in constructione sermonis actualis nostri temporis // Trends et expectationes ad progressionem ambitus socio-technicalis: materias III Internationalis Scientific et practicae Conferentiae / otv. ed. Surat I.L. Moscoviae: SSU Publishing House. 2017.C. 137-140.
8. Bylyeva D.S. Investigatio vitae humanae in retiacula: netnographia, virtuali ethnographia et aliis methodis // Proceedings of the I Intern. scientific-practical conf. Irkutsk, 21 Sept. 2020 Irkutsk: Izd-vo ISU, 2020.S.
9. Kalinchuk A.V. Structura iuvenum exercitiorum lectionis in aetate Internet // Procedings of Moscow State University, 2019. No. 5, pp. 23-31.
книги; книжные подборки; отзыв; хэштег; TikTok
books; book selections; review; hashtag; TikTok
Кушпиль С. В. Книги в интернет-рекомендациях (на материале видео в Тик-Токе) // Век информации (Сетевое издание), 2021, Т.5 №4(17) ноябрь 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)3
Kushpil S. V. Books in Internet Recommendations (based on the video in Tik-Tok) // The Age of Information (Network edition), 2021, Vol.5 No. 4 (17) November 2021 https://doi.org/10.33941/age-info.com54(17)3
Развитие технологий меняет реальность существования человека [1; 2]. В 21 веке социальные сети невероятно популярны, особенно среди молодежи. При этом их актуальность и известность продолжает расти, начинают появляться новые платформы и площадки. Сейчас одной из самых популярных социальных сетей является ТикТок. ТикТок– это приложение, контент которого публикуется в формате коротких видео. В основном ролики представляют собой клипы, скетчи или реакции на тренды. Впервые TikTok появился в Китае в 2016-ом году. Количество активных пользователей оценивается в 800 млн. человек в месяц [3, с.574]. По данным Hootsuite, это делает ТикТок седьмой по посещаемостью соцсетью в мире. В России в день в эту социальную сеть заходит более 18 млн пользователей. [3, с.576]. Такая востребованность данной платформы побудила людей к созданию профилей, которые могут быть не просто личными аккаунтами, а полноценными блогами с определенной тематикой.
Существует стереотип об отстраненности современного молодого поколения от книг. К.С. Мигунова и Д.Д. Веремеенко пишут, что сегодня, к сожалению, наблюдается снижение читательского интереса не только среди школьников, но и среди мирового населения в целом, что чревато потерей жизненных духовных основ у молодых людей. Причины данной проблемы, по их мнению, кроются в значительном влиянии средств массовой информации, зависимости от интернет-ресурсов и социальных сетей, особенностях восприятия информации через видео-контент [4, с.925]. Таким образом достаточно часто чтение книг противопоставляется активной коммуникативной деятельности в социальных сетях. В тоже время социальные сети могут, напротив, служить способом популяризации книг, эффективной средством коммуникации с помощью лидеров мнений и советов знакомых. Под хэштегом «книги» в ТикТоке видео просмотрены более 1.4 биллиона раз, под хэштегом «книги для подростков» около 253 миллионов просмотров, под хэштегом «подборка книг» более 63 миллионов просмотров. В связи с этим рассмотрим соединение двух миров – развлекательной платформы ТикТок и литературных произведений.
Читательские интересы молодежи — это проявление жизненных интересов (познавательных, профессиональных, эстетических и т. д.) и осознанных потребностей молодежи. Читательские интересы связаны с духовными интересами, они формируются на их основе и, в свою очередь, влияют на духовные интересы [5, с.1]. Для того, чтобы выявить читательские интересы современной молодежи, можно проанализировать выложенные в ТикТок видео и их содержимое на тему книг.
В социальных сетях никто не знает какой ты на самом деле, ты можешь стать кем угодно, нет никаких условностей в общении, можно самовыражаться, высказывать свою точку зрения и находить сторонников своих идей и мыслей [6]. Естественно, этот фактор отразился и в том, что довольное большое количество читающих людей решило делиться своими предпочтениями и позициями относительно различных литературных произведений в форме видео. Прежде чем начать анализ видео, выложенных под хэштегом #подборкакниг необходимо разобраться в особенностях этих самых хэштегов. Сейчас с помощью хэштегов каждый может стать соавтором глобального гипертекста, включив собственное вербальное, визуальное или мультимедийное произведение в единый сложный дискурс без начала и конца [7, с. 137]. Для анализа материала в сети Д.С. Быльева предлагает использовать метод нетнографии [8, c. 138].
Первой задачей стоит определение мотивов людей, которые выкладывают видео в ТикТок с подборками и рекомендациями книг. Было проанализировано 100 публикаций под хэштегом #подборкакниг, в результате чего было выявлено, что 58% книжных блогеров, добившихся большого количества подписчиков и высокой активности и вовлеченности от пользователей ТикТока, чьи видео были взяты для исследования, сотрудничают с различными издательствами, а также с отдельно взятыми авторами. В таком случае видео всегда имеют высокое качество съемки, а также чаще всего автор ролика сам сообщает зрителям о том, что данные книги ему предоставило издательство или автор произведения. В подобных ситуациях книги могут прийти с приятными дополнениями: артами с героями, закладками, пакетиками чая. В данном случае мы видим, что они развивали свой блог с целью получения определенной выгоды и прибыли. Однако многие люди готовы вести подобные аккаунты даже если они не приносят никакой прибыли. Они делают это «для души», чтобы чувствовать себя полезными обществу и делиться тем, что им нравится. Такие пользователи не гонятся за количеством подписчиков и популярностью, но все равно ведут очень уютные страницы, оформленные в одном стиле, с наличием, например, гирлянд или свеч в кадре, которые и создают ощущение домашнего тепла у зрителей, выкладывают качественные видео с интересными подборками книг, подробными отзывами и эстетиками. Видео с эстетикой книги в Тик-Токе — это видео, в котором люди соединяют различные фотографии, иллюстрации, короткие отрывки из других видео, передающие какие-то события книги, внешность героев, их поступки. Все эти фрагменты объединяются с помощью музыки, которая соотносится с общим посылом книги. То есть если книга держит читателя в напряжении, то и музыка будет такой же, а не романтичной или веселой. Например, эстетика книги Керри Манискалко «Охота на Джека-Потрошителя» в темных тонах, а песней для поддержания такой атмосферы послужила «Everybody wants to rule the world» в исполнении Lorde.
Также необходимо рассмотреть, какие именно профили публикуют подобные видео. В ходе исследования было определено, что 93% видео-подборок выложено профилями, непосредственно посвященными тематике книг, 5% профилей посвящены подборкам не только литературных произведений, а также сериалов, фильмов и аниме, и только 2% — это личные аккаунты пользователей, которые единожды решили выложить видео с рекомендацией книг.
Нельзя не исследовать, какие именно литературные темы подборок создают люди в своих публикациях. Изучив видео, были собраны такие статистические данные: около 12% авторов видео делают подборки книг, «от которых невозможно оторваться» и которые читаются «на одном дыхании, чаще всего это оказываются одиночные книги современных зарубежных авторов в жанре фэнтези или триллеры (Рагим Джафаров «Картина Сархана», Три Левенселлер «Тени между нами», Джон Маррс «Пассажиры»); 8% видео посвящено подборкам таких книг, «которые заставят тебя плакать», в таких случаях рекомендуются любовные романы с трагической историей любви (Тилли Коул «Тысяча поцелуев, которые невозможно забыть», Адам Сильвера «В конце они оба умрут») или романы, главные герои которых смертельно больны (Джон Грин «Виноваты звезды», Рейчел Липпикотт, Микки Дотри, Тобиас Иаконис «В метре друг от друга»); в 20% видео показана «нескучная классическая литература», регулярнее всего от издательства АСТ редакции «Эксклюзивная классика», классические произведения зарубежных авторов (Джон Стейнбек «О мышах и людях», Сомерсет Моэм «Узорный покров», Шарлотта Бронте «Джейн Эйр»); лишь 4% видео посвящены русской классике, в подборке которой чаще всего оказываются произведения из школьной программы (Евгений Замятин «Мы», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»); около 17% видео содержит в себе информацию о «непопулярных книгах, которые мне нравятся», в таких случаях автор видео делится теми произведениями, которые, на его взгляд, встречаются в книжном ТикТоке неоправданно редко (Карен Макквесчин «Лунное дитя», Нина Лакур «Замри», Кэмрин Гарретт «Вич-положительная»); в 22% процентах видео встречаются подборки книг «с интересным мироустройством», именно в подобных публикациях говорят о фэнтези-циклах (Сара Дж. Маас «Королевство шипов и роз», Ли Бардуго «Тень и кость», Мара Вульф «Книга ангелов»); 13% посвящено таким подборкам, название которых завязано на героях, например, «книги с не тупыми главными героинями» (Лия Арден «Золото в темной ночи», героиня Ойро, Ли Бардуго «Шестерка воронов», героини Инеж и Нина), «книги, где главный герой кареглазый брюнет» (Сесилия Ахерн «Клеймо», герой Кэррик, Ли Бардуго «Продажное королевство», герой Каз Бреккер) и подобные; 11% публикаций — это видео с подборкой прочитанных книг за месяц и их оценкой от автора видео; оставшиеся 3% включаются в себя видео с подборками похожих друг на друга книг, чаще всего они называются «если тебе понравилось это произведение, ты должен прочитать это…» (например, Шелби Махерин «Змей и голубка» и Анастасия Гор «Ковен озера Шамплейн»). На «книжной стороне» ТикТока царит многообразие литературных видео и мнений.
Также можно составить некую картину того, какие именно литературные жанры и писатели встречаются в подобных подборках. 34% — фэнтези, из них 23% — зарубежное, и 11% — русское, 27% — романы о любви, 21% — романы о жизни, 12% — триллеры и 6% — это ужасы. Основная причина растущей популярности жанра фэнтези среди молодежи — возможность уйти от реальности или эскапизм. Фэнтези выполняет функцию релаксации, помогает читателям расслабиться и снять напряжение, развивает воображение, развлекает и помогает «познавать» несуществующие миры [9, с.4]. Наиболее встречаемыми современными писателями являются Ли Бардуго (автор трилогии «Тень и Кость», дилогии «Шестерка воронов» и дилогии «Король шрамов»), ее упоминают в 24% видео, Сара Дж. Маас (автор серии «Стеклянный трон» и серии «Королевство шипов и роз», она встречается в 22% видео, Джейн Остен (автор классических романов, таких как «Гордость и предубеждение» и «Эмма»), которая упоминается в 15% видео, Эмма Скотт (современный автор романтических историй, например, «Дотянуться до звезд» и «Среди тысячи слов»), она включена в 13% видео-подборок. Другие авторы, например, Анна Джейн, Фредрик Бакман, Джек Лондон и другие, не встречаются чаще, чем в 10% видео.
Другим интересным проявлением вовлеченности современной молодежи в тему книг являются реакции пользователей на такие видео в своей ленте. Исследование первых тридцати комментариев под тридцатью наиболее популярными публикациями показало, что около 82% из них носят положительный характер, 10% — нейтральный и всего 2% – отрицательный.
В положительных отзывах люди благодарят авторов за интересные рекомендации книг, высказывают свое мнение о прочитанных книгах из подборки, которые им понравились, хвалят атмосферу видео. Атмосфера видео создается с помощью нескольких элементов: оригинальность задумки, музыка, качество съемки, различные предметы на фоне — например, гирлянды, свечи, открытки, закладки, кружка чая, само качество видео-съемки. Если все элементы, указанные раннее, гармонируют между собой и дополняют друг друга, то это видео привлечет внимание большего количества людей. Часто попадаются комментарии с просьбами к автору о создании подборки книг на другую тему. В негативных комментариях чаще всего встречаются такие высказывания, как «все рекомендуют одни и те же книги», «ничего нового». Из этого можно сделать вывод, что у читающей молодой аудитории ТикТока есть определенные нашумевшие книги, которые в конкретный период времени наиболее популярны.
Опираясь на информацию, которую пишут люди о себе, можно сказать, что 96% постов выложены женщинами, и только 4% – мужчинами. 58% сделаны пользователями в возрасте от 13 до 18 лет, 3% – младше 13, и 39% – от 18 и старше. Сами авторы видео достаточно редко появляются в своих видео, только в 23% публикаций мы можем увидеть внешность хозяина аккаунта.
Также стоит обратить внимание на цели авторов в подобных видео-подборках. В 83% случаев авторы видео снимают подборки для того, чтобы поделиться хорошими книгами, которые, по их мнению, достойны прочтения. В такой ситуации они ищут себе единомышленников, тех, с кем они могут обсудить хорошие книги. Подборки, несущие в себе позитивный контекст, чаще всего называются «книги, с которыми я бы никогда не рассталась», «книги, ради которых я бы стерла себе память, чтобы прочитать еще раз» и т.п. Авторы таких видео-роликов с удовольствием обсуждают данные произведения в комментариях под своими видео-роликами с подписчиками, готовы подсказать, где купить ту или иную книгу и чего стоит ожидать от прочтения. В оставшихся 17% авторы видео, наоборот, не советуют определенные книги. Они говорят о плохом слоге автора, непродуманных персонажах и сюжетных дырах. Заголовки в таком случае звучат, как «худшие прочитанные книги», «самые нелогичные персонажи из книг» и т.п.
Если говорить о формате видео, в котором снимаются подборки книг, то можно выявить следующие данные: 73% из выложенных видео под хэштегом #подборкакниг содержат в себе атмосферную музыку. Это могут быть просто популярные музыкальные композиции, которые чаще всего попадаются в рекомендациях Тик-Тока, например, песня «Another Love» Tom Odell или «Unfair» группы The Neighbourhood, или это могут быть песни, которые подходят под конкретную книгу, например, под романтичную книгу Янины Лонгвин «Счастлива по умолчанию» подходит песня Мота и Ани Лорак «Сопрано», а под книгу Кристины Старк «Гончие Лилит» вставляют песню «Black Sea» исполнительницы Natasha Blume. 27% видео озвучены голосом. При этом абсолютно все проанализированные видео имеют в себе текстовые надписи, которые содержат название ролика, названия художественных произведений, а иногда и их краткое описание. Это помогает зрителям лучше ориентироваться в содержании, и помогает тем, у кого нет возможности включить звук. Соединение музыкальной индустрии и книжной отлично ладят друг с другом, ведь сейчас даже во многих книгах авторы составляют собственные плей-листы, которые рекомендуют читателям включить на фоне во время чтения книги. Видео, так как они выложены на платформе ТикТок, всегда вертикальные, но их продолжительность варьируется: 36% – видео длинною до 15 секунд, в которых никогда нет озвучки голосом, только музыка на фоне, 42% – видео от 16 до 59 секунд, 22% – видео, которые длятся дольше 1 минуты. В большинстве своем именно видео, которые длятся дольше 1 минуты, озвучены голосом.
Если говорить о содержимом видео, то: в 93% видео показаны обложки книг вживую, в 7% публикаций вставлены картинки из интернета. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда у автора видео нет бумажного варианта произведения. В 89% видео сняты книги в твердых обложка, и только в 11% показаны мягкие обложки. Это происходит из-за часто непрезентабельного вида мягких обложек на видеосъемке. В рекомендациях чаще всего можно увидеть видео с красивыми переходами от книги к книге, так как это влияет на визуальное восприятие публикации. Чаще всего в таких переходах видны только руки автора ролика, так как он либо держит книгу на каком-либо фоне (обычно это книжный стеллаж или стол), либо быстро перелистывает страницы. Иногда автора вообще нет в самом ролике, он просто при съемке ставит видео на паузу, меняет книгу в кадре и вновь включает запись. В тех случаях, когда авторы показываются в видео непосредственно себя с книгой в руках, чаще всего публикация длится дольше минуты и видео озвучено голосом. Обычно такое встречается при съемке подборок прочитанных книг, и в видео автор рассказывает о своих впечатлениях и ставит книгам оценки от 0 до 10, где 0 означает, что книга ужасна, а 10, что книга покорила его сердце. Например, в одном из видео книга Фредрика Бакмана «Медвежий угол» оценена автором видео на 10 баллов из 10, а комментарий был дан такой: «Стекольное стекло». Данное выражение означает, что книга насыщенна грустными и тяжелыми моментами, и, когда читаешь её, хочется плакать. В другом случае автор видео даёт трилогии Мары Вульф «Ангельская сага» оценку 10000 из 10, тем самым подчеркивая, насколько сильно понравилась история. В некоторых ситуациях авторам видео тяжело поставить конкретную оценку книге, в таком случае они пишут дробные числа, например «6.5 из 10». Именно такая оценка была поставлена в одном видео книге Джули Кагавы «Железный король». В одном из видео на книгу «Лето в пионерском галстуке» Катерины Сильвановой и Елены Малисовой был написан такой отзыв: «бесконечность из 10». Это еще раз показывает, что иногда литературное произведение у читателей вызывает такие сильные эмоции, что они не могут оценить книгу по 10-балльной шкале.
Оказывается, что тема книг является популярной в такой молодежной сети как Тик-Ток. Выявлено, что самыми популярными подборками книг на платформе Тик-Ток являются видео с произведениями с качественным выдуманным мироустройством (22% видео) и подборки с произведениями из классической литературы (20% видео). В видео-роликах рассматриваются 5 различных жанров, самым популярным из которых является фэнтези (34%). Некоторые писатели в литературных рекомендациях Тик-Тока повторяются регулярно (например, Ли Бардуго (24%) и Сара Дж. Маас (22%)). Видео в 83% случаев сняты с целью порекомендовать определенную литературу, и лишь в 17% случаев авторы видео преследуют цель не рекомендовать книги, о которых они рассказывают. Можно сделать вывод, что видео о книгах, снятые в непродолжительном формате (от 15 секунд до 1 минуты), с атмосферной музыкой на фоне и короткими текстовыми заметками, с интересными задумками могут привлечь внимание пользователей для дальнейшего прочтения.
Список литературы:
- Bylieva D., Moccozet L. Messengers and Chats – Technologies of Learning // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 75–88. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.06
- Pletnev A. V. Future Marketing as Technology for Manipulating Symbolic Consumption // Technology and Language. 2021. № 3(2). С. 8–15. DOI:https://doi.org/10.48417/technolang.2021.03.02.
- Богомолова Д. А. Социальная сеть Tik Tok как элемент интегрированных маркетинговых коммуникаций // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2020. №4 (44) , с. 572-576
- Мигунова К.С., Веремеенко Д.Д. Интерактивные способы формирования читательского интереса у подростков // Studnet 2021, №7. С. 923-931
- Селивестрова Н.А. «Читательские интересы молодежи» // Знание. Понимание. Умение, 2012. №2. С. 324-326
- Викторова А.С., Свертков И.А. «Социальные сети и молодежь» // Территория науки, 2013. №. 3. С. 5-8
- Быльева Д.С. Cмартмоб/флешмоб в построении актуального дискурса современности // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды: материалы III Международной научно-практической конференции/ отв. ред. Сурат И.Л. М.: Изд-во СГУ. 2017.C. 137-140.
- Быльева Д.С. Исследование жизни человека в сети: нетнография, виртуальная этнография и другие методы // Материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Иркутск, 21 сент. 2020 г. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2020. С. 135-140.
- Калинчук А.В. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета // Научные труды Московского государственного университета, 2019. №5 , С. 23-31.