Своеобразие освещения исламистской деятельности в турецких СМИ/The originality of the coverage of Islamist activities in the Turkish media

МОРОЗОВА Евгения Вадимовна

Санкт-Петербургский государственный университет

Лукин Станислав Сергеевич

Санкт-Петербургский государственный университет

MOROZOVA Evgeniya Vadimovna

Saint Petersburg State University

Lukin Stanislav Sergeevich

Saint Petersburg State University

В данной работе мы проследим связь между политическими и историческими особенностями и жанровым своеобразием турецких СМИ. Определим предпочтения турецкой аудитории в политических вопросах, выявим взаимосвязи на конкретных примерах из газет «Заман», «Хюрриет», «Радикал», «Сабах».

  In this paper, we will trace the connection between political and historical characteristics and genre originality of the Turkish media. We will determine the preferences of the Turkish audience in political issues, we will identify the relationship on specific examples from the newspapers Zaman, Hurriyet, Radikal, Sabah.

Список литературы

Монографии

  1. Аксененко А.Г. Борьба политических партий Турции за влияние на молодежь 1920-1980. .-М., 1986.-С.71
  2. Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы: 1908-1939. – М., 1959.
  3. Гусейнов А.А. Средства массовой информации в общественно-политической жизни Турции / Главная редакция восточной литературы. Москва, 1981
  4. Ибрагимов A.X. Печать Турции. — M., 1965.
  5. Киреев Н. Религиозный экстремизм — угроза внутренней стабильности Турции // Ближний Восток: проблемы региональной безопасности / Под. ред. А.С. Клепацкого. — М., 2000.-С. 96
  6. Левин З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX – XX вв.-М., 1993.-С. 45
  7. Сатира и юмор Турции: Сборник: Пер. с турец./ Под ред. Т.Мельникова. – М., 1991
  8. Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.
  9. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб., 2002.
  10. Corke S., Finkel A., Kramer D., Robbins A.C., Schenkkan N.. Democracy in Crisis: Corruption, Media, and Power in Turkey. A Freedom House Special Report. NY., 2014
  11. Ozgen Hilmi. Tanmda sosyalizm. Ankara, 1964
  12. Poulton, H. Top hat, grey wolf and crescent: Turkish nationalism and the Turkish Republic. London, 1997. P.173.
  13. Schlapp Hermann. Gazetecilige giris. Istanbul, 2002

Диссертации

  1. Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: дис…..канд. ист. наук: защищена 10.01.10: утв. 04.06.10 /– СПб, 2010.

Статьи

  1. Вагизов Т.Н. Исторические аспекты формирования СМИ в Турции // Казанская наука. – 2013. — №2. – С.16-19
  2. Вагизов Т.Н. Роль турецких СМИ в освещении политических процессов Турции на современном этапе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – №3-2(29). – С.31-36
  3. Гаджиев А.Г. Исламский фактор в отношениях между Турцией и ЕС // Ислам на Ближнем и Среднем востоке. – 2011. — №6. – С. 159-168.
  4. Гехт А.Б. Проблема интеграции Турции в Европейский Союз – история и современность // Проблемы современной науки и образования. – 2013. — № 4(18). – С.33-38.
  5. Гладышев А. В. «Le Spectateur Oriental», Александр Блакю и развитие прессы в Турции в 1820-е гг. // История и историческая память. Вып. 5. Саратов, 2012
  6. Голоусова Е.С. Информационная повестка дня глазами турецких СМИ (на примере издания TODAY’S ZAMAN) // Известия Уральского Федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. – 2014. — №1. – 35-40.
  7. Желобцов Ф.Ф. «Акис» — отражение положения турецкой оппозиционной печати в 50-е годы ХХ века.-Ж. «Вестник ЯГУ», 2007, №3 – С. (0,5п.л.)
  8. Зульпукарова Э.М.-Г. История развития периодической печати Турции в XIX-начале XX в. по страницам газеты «Стамбульские новости» // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2013. — №4. – С.99-108.
  9. Кудряшова И.В. Пан-нации и нации-государства в мусульманском мире: Конкуренция воображаемых сообществ // МЕТОД: Московский ежегодник трудов из общественных дисциплин: Сб. науч. тр. / Гл. ред. Ильин М.В. — М.: РАН. ИНИОН, 2010. Вып.1: Альтернативные модели формирования наций. — С.30-53.
  10. Кудряшова Ю. Культурно-религиозная самобытность Турции как фактор, препятствующий её вступлению в ЕС // Россия и мусульманский мир. – 2007. — №3. – С.92-104.
  11. Ланда, Р.Г. Причины и факторы радикализации ислама // Ислам на современном Востоке: Регион стран Ближ. и Сред. Востока, Юж. и Центр. Азии. М., 2004. С.193-194.
  12. Савинов Л. Национальный вопрос в Турции // Федерализм. – 2012. – №2 (66). – С.135-146.
  13. Сотниченко, А. Турция: ислам и особенности национальной модернизации / А. Сотниченко // Россия и мусульманский мир. — 2011. — N 9 (231). — С. 94-98.
  14. Шлыков, П. В. Турецкая модель гражданского общества: в поисках компромисса между секуляризмом, исламизмом и демократией / П. В. Шлыков. — С .221-241
  15. Çiler Dursun. İslamcı basında kemalism karşıtlığının kurulması //Ankara Üniversitesi SBF Dergısi. – № 58 (4)
  16. Müşerref Yardım . Avrupa Medyasının Kavram Kargaşası Çıkmazında İslamcılık Örneği// Din Sosyologu, Brüksel – 2013.
  17. Oxford E. History of Turkey’s media and power relations. // Today’s Zaman. November 03, URL: http://www.todayszaman.com/news-252640-history-of-turkeys-media-and-powerrelations-by-eleanor-oxford.html (дата обращения: 21.04.2012)
  18. Şahhüseyinoğlu H. Censorship of Thought and the Press from Yesterday to Today. 2005. (взято из краткого изложения книги: URL: http://www.keditor.org/forum_213_26.html (дата обращения: 11.08.2012)

Электронные ресурсы

  1. Доклад эксперта МГИМО Юлии Кудряшовой о перспективах вступления Турции в ЕС . -Режим доступа: http://www.mgimo.ru/news/experts/document139682.phtml
  2. Ruken B. Media Landscape in Turkey [Электронный ресурс] // European Journalism Centre. November 5. URL: http://www.ejc.net/media_landscape/article/turkey/ (дата обращения: 25.11.2011)

 

Отзыв на научную статью Морозовой Е.В. и Лукина С.С. Своеобразие освещения исламистской деятельности в турецких СМИ/The originality of the coverage of Islamist activities in the Turkish media.

Исследование проблемы жанровых форм турецкой литературы и публицистики позволяет прийти к выводу о том, что противоположные процессы исламизации и секуляризации повлияли на их развитие. На протяжении нескольких столетий, и особенно начиная с периода Танзимата, традиционные жанры забывались либо модифицировались. Рождались неизвестные ранее жанры газетной статьи, политической сатиры, очерка, новеллы, эссе, романа. Европейское влияние на турецких авторов и СМИ было весьма многообразным и сильным, проникало и проявлялось различно. Светское начало выступило в литературе, публицистике и журналистике Турции на первый план, а земные проблемы и трезвые суждения потеснили на страницах книг, газет и журналов мистику и отвлеченную дидактику. Исследовательская работа Морозовой Е.В. и Лукина С.С. актуальна на сегодняшний политический момент. Турция переходит на новый уровень в плане ее восприятия. А учитывая близость границ с Российской Федерацией, любая информация о жизни, деятельности, развитии Турецкой республики должно находится в поле зрения Российских ученых. С одной стороны, работа посвящена жанровым особенностям турецких СМИ, но с другой стороны, так или иначе, мы изучаем их средства массовой информации, а это в свою очередь политика. Обеспечение ситуационной осведомленности — это важная задача исследователей.

Работа может быть рекомендована к печати в журнале Век информации (сетевое издание)

Доцент Кафедры международной журналистики СПбГУ, кандидат политических наук, доцент Быков Алексей Юрьевич.

Турецкие СМИ, «Заман», «Хюрриет», «Радикал», «Сабах».

Turkish media, «Zaman», «Hurriyet», «Radical», «Sabah».

МОРОЗОВА Е. В., Лукин С. С. Своеобразие освещения исламистской деятельности в турецких СМИ// Век информации (Сетевое издание), 2020. Т.4 №4(13) сентябрь 2020. https://doi.org/10.33941/age-info.com44(13)9

MOROZOVA E. V., Lukin S. S. The originality of the coverage of Islamist activities in the Turkish media // Age of information (online edition), 2020. V.4 No. 4 (13) September 2020. // https://doi.org/10.33941/age-info.com44(13)9

Введение

         Наша работа носит научно-исследовательский характер. Мы рассматриваем особенности отражения деятельности исламистов в турецких СМИ.

         Начнём с того, что невозможно рассматривать отдельный аспект турецкой журналистики вне характерных для неё особенностей. Одной из наиболее известных черт является высокая цензурированность и подчинённость частным интересам. В 2013 году прошла волна протестов против авторитарной политики Эрдогана, который, по мнению городских жителей и сторонников светского курса развития, ведёт страну по консервативному пути исламизации.  Такой путь, в свою очередь, противоречит основам кемализма и усиливает диктатуру президента[1]. Так, во время протестов 2013 года было арестовано 59 журналистов, позволивших себе критику правительства[2]. Широко распространённое в Турции частное финансирование во многом предопределяет позицию того или иного СМИ и придаёт им манипулятивный характер. Субъективная позиция объясняется так же соседством с очагами исламистского экстремизма.  СМИ, поддерживающие европеизацию государства, довольно часто отождествляют ислам с орудием политической борьбы, экстремизмом и консерватизмом, поэтому, на сегодняшний день, идеологическая предвзятость многих изданий вызывает большое недоверие населения.[3]  Необходимостью в полной и объективной картине объясняется актуальность выбранной нами темы. 

         Цель исследования – выявление особенностей отражения деятельности исламистов в турецких СМИ.  В соответствии с целью, определим задачи

— проанализировать историю развития турецких СМИ;

— рассмотреть современный медиарынок Турции;

— изучить государственное регулирование турецких медиа и характер взаимодействия СМИ с политической властью;

— проанализировать возникновение и развитие отражения деятельности исламистов в турецких СМИ;

— провести структурно-тематический анализ контента исследуемых СМИ.

         Объектом исследования является современная система средств массовой информации Турции, а предметом – интерпретация исламистской тематики в турецких СМИ.  Что касается разработанности выбранной темы, то исследователей больше интересуют проблемы противоречия исламизации и секуляризации в общественно-политической жизни Турции, а также сопутствующие этому явлению процессы рассматриваются  культурологами, историками, политологами, социологами и теоретиками массмедиа, поэтому нами используется широкий спектр  научной литературы.

         Теоретико-методическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, в том числе А. А. Гусейнова, С. А. Михайлова, Т. Н. Вагизова, Н.М. Байбатыровой. В качестве основных методов исследования были использованы качественный и количественный контент-анализ, сравнительный анализ, системный метод исследования.

         Эмпирическая база — представлена интернет-версиями популярных турецких газет «Хюрриет», «Сабах», «Заман», «Радикал».

         Новизна исследования заключается в комплексном анализе политики Турции в совокупности с социокультурными особенностями Турции, а так же в отсутствии работ, раскрывающих отражение турецкими СМИ деятельности исламистов.

         В своей работе мы руководствуемся такими научными методами как исторический метод, анализ, сравнительный анализ.

 Жанры турецких СМИ

Журналистика Турции, отделившись от литературного творчества,

начиная с момента регулярного выхода периодических изданий стояла

особняком от беллетристикии критики, в чем-то смыкаясь с ними в некоторые периоды, но развиваясь как явление параллельно следует отметить, что в Турции сильны традиции, сформировавшиеся под влиянием французской школы журналистики, поскольку газетным делом изначально занимались французы, первые печатные издания выходили на французском языке. Формы подачи материала в турецкой прессе носят явственный отпечаток опыта, усвоенного за многие десятилетия общения с французской прессой жанры турецкой газеты возникли в ходе утилитарно-исторического журналистского процесса как самостоятельное явление исторически сложилась система жанров, обусловленная теми реальными и обьективиыми процессами и явлениями, которые лежат в основе форм и способов отображения действительности.[4]

         Турецкая система жанров также предполагает деление материалов на

новостные (haberler), аналитические (tahlil, analitik) и художественно-

публицистические (sanat eseri). Однако далеко не всегда тот или иной жанр

турецкой газетной журналистики полностью соответствует критериям

российского жанрообразования по объему, композиционной организации

материала, глубине освещения предмета, количеству и качеству

изобразительно-выразительных средств. Поэтому проведем анализ турецкой

системы жанров, опираясь на наиболее распространенную теорию жанров А.А. Тертычного и концепцию турецких жанров, описанную Херманном Шлаппом.[5]

Информационные жанры (haberler)

Информационные жанры отображают действительность, приближаясь к ее реальной фабуле, максимально точно и полно отображают реально

произошедшее. Информация не приемлет домыслов, интерпретаций, а

буквально фиксирует действительность в том виде, в котором она доступна

отображению.[6]

         Аналитические жанры (tahlil, analitik)

В этих жанрах основу составляет осмысление проблемы. В публикациях аналитического характера авторы в большей степени контролируют фабулу произошедших событий, имея возможность перестраивать, видоизменять ее в соответствии с собственным замыслом. Преломляя факты через призму индивидуального видения, собственной позиции, автор тем самым осуществляет творческий их отбор, выявляя наиболее на его взгляд существенное, отсекая второстепенное, но не искажая их. Аналитика руководствуется индивидуальным видением, однако правило паритета в выражении различных мнений играет здесь не менее важную роль. По сути дела, журналист-аналитик балансирует на грани допустимого и недопустимого личностного отношения, сохраняя нетронутой и неискаженной канву реально произошедших событий, спектр доступных ему актов и мнений о них. Написание аналитических материалов требует высокого профессионального уровня и широкого кругозора, большой гражданской ответственности и взвешенности от журналиста.[7]

Художественно-публицистические жанры (sanat eseri)

Художественно-публицистические жанры позволяют автору строить материал во многом на основании собственного образного восприятия. В отношении  акта в художественной журналистике следует пользоваться правилом, которое позволяет достаточно вольно его трактовать и интерпретировать, но не подменять другим или, тем более, не выдумывать несуществующее, требования жесткой достоверности к художественной журналистике мало применимо, однако совершенно исключена и полная недостоверность. В этом смысле характерен жанр памфлета или фельетона, который в сатирической форме описывает некие события с привлечением вольных аналогий и параллелей, но сохраняет суть процесса или явления, концентрируя его в образном представлении. В некотором смысле, художественно-публицистическая журналистика способна ярче и очевиднее отобразить явление за счет концентрации содержания цельном образе, нежели иные жанры, так как в силу художественной специфики вольно отбирает материал и компонует его, используя художественные приемы, драматургические и выразительные средства.[8]

Перечислим информационные жанры турецкой прессы:[9]

— информация

— заметка

— информационная корреспонденция

— репортаж

— информационное интервью

— опрос

— ping-pong (блиц-опрос)

Аналитические жанры:[10]

— аналитическое интервью

— беседа

— объяснение («yourum», комментарий)

— статья

— анкета

— рецензия

— мониторинг

— рейтинг

— обозрение

— прогноз

— версия

— эксперимент

Художественно-публицистические жанры[11]:

— очерк

— эссе

— фельетон

— памфлет

— пародия

— сатирический комментарий

— şaka (шутка, анекдот, легенда)

         Работая с данной системой жанров, мы проанализировали текстов из интернет-версий наиболее читаемых в Турции газет «Хюрриет», «Сабах», «Заман», «Радикал». В нашем исследовании мы вкладываем в понятие электронная версия газеты следующий смысл. Электронная версия – это та же газета, но в электронном варианте.

Мы сознательно ограничили для себя в данном случае понятие электронной версии до этих рамок. Если в качестве электронной версии рассматривать все, что опубликовали на сайте издания, то получается поистине необъятное количество информации, можно ведь также включить в круг исследования публикации в блогах издания, онлайн-дискуссии  с читателями и так далее.

 Жанровое своеобразие освещения исламистской деятельности турецкими СМИ

Древние жанры в Османской империи были обусловлены религиозными нормами и исламскими традициями. Среди самых распространенных следует отметить жанр дивана – поэтического произведения, предназначенного для узкого круга читателей из высших слоев общества. Для массового потребления по заказам книготорговцев вплоть до XVIII в. размножались в основном религиозные книги: части Корана (хефтиэк), брошюры, излагающие шариатские нормы, молитвенники и различные религиозно-нравоучительные брошюры.[12]

Первым нерелигиозным жанром в турецкой печати можно считать светскую хронику. Появилась она в еженедельной газете «Ле Курьер де Смирне» (Le Courier de Smirne, «Курьер Смирны»), издававшейся на французском языке в Измире (Смирне). Так, в номере от 6 декабря 1829 г. сообщалось о приеме, данным французским послом Гильемино в честь своей супруги.[13]

До второй половины XIX в. основной формой литературного публицистического творчества в Турции являлась поэзия, газетные материалы были представлены официальными материалами, историческими хрониками, тезкере (жизнеописаниями выдающихся поэтов), религиозно-дидактическими рассказами, хвалебной поэтической публицистикой. В изданиях помещались традиционные материалы на исторические и сказочные сюжеты, многие излагались рифмованной прозой, имевшейшей широкое распространение на Ближнем востоке.

В популяризации литературы несомненную роль играла пресса, возникшая в период Танзимата. журналы и газеты, издававшиеся общественными и культурными деятелями, пропагандировали передовые идеи. В своих произведениях писатели-танзиматцы критикуют мусульманские устои в жизни турецкой семьи и общества, осуждают рабство, торговлю невольницами, систему принудительного брака, веками господствовавшего на мусульманском востоке, исследователь истории турецкой литературы. Весьма примечателен для танзиматского периода культуры факт необычайной близости публицистики и художественной литературы, соприкосновение которых сказывалось не только в общности поставленных прессой и литературой задач, но и в конкретной общественной деятельности писателей, которые были активными публицистами, издателями популярных газет и журналов. Это были разносторонние, просвещенные, деятельные люди, среди которых Ибрагим Шинаси, Аббузия Тевфик, Зия Паша, Шемсетдин Сами бей. Литература и журналистика не представлялись им большие сферой, предназначенной лишь для узкого круга придворной знати. Они стремились выйти за рамки установившихся канонов придворной литературы и публицистики, сковывавших индивидуальность авторов.[14]

Такие газетные жанры, как новелла, фельетон, памфлет появились в турецкой прессе под значительным влиянием европейской, прежде всего французской журналистики, возникший в Турции в середине XIX в. интерес к публицистике Франции способствовал появлению значительного числа переводных новелл, статей, фельетонов. Это помогло турецким публицистам воспринять огромный опыт европейских мастеров, познакомиться с их творческой манерой. Начав с подражательных новелл и сатирических жанров, турецкие журналисты, стремившиеся отобразить в газетах жизнь родной страны, ее народа, постепенно обрели самостоятельность и вышли на мировую публицистическую арену с самобытными жанрами.[15]

Революция 1908 г. способствовала развитию общественной жизни Турции и сыграла весьма заметную роль в формировании жанров национальной литературы и публицистики. Немалое значение имела возникшая в то время сатира современного типа, направленная против отживающих феодальных устоев в жизни турецкого общества, литература, осуждающая слепое преклонение перед Западом. Например, Хусейн Рахми в своих сатирах высмеивает галломанов, зло критикует нравы европеизированных городских верхов и быт мещанства. С сатирическими и юмористическими рассказами и статьями выступали Халид Фахри, поэт Эрджюмен Экрем, а также поэт и журналист Юсуф Зия Ортач.[16]

В 1920-е — 1930-е гг. появилось немало рассказов, написанных очевидцами и участниками национально-освободительного движения. По жанру эти рассказы приблизились к репортажу, давая лаконичные зарисовки эпизодов войны, портреты современников – представителей разных социальных кругов общества.[17]

Подвергая широкой критике суеверие, косность, домострой, турецкая литература и публицистика 20-30х гг. XX в. одновременно отражала новые, только еще зарождавшиеся явления, во многих произведениях турецких писателей периода национально-освободительной войны затрагивается вопрос о взаимоотношениях западного и восточного, религиозного и светского мировосприятия, а также проблемы космополитизма. Так, Якуб Кадри пишет о процессе «нового космополитизирования».  В романе Махмуда Есари «Мухи поденки» мы видим еще более резкую критику подражания западному образу жизни, автор романа был далек от того, чтобы посягать на социальные устои турецкого общества, но все же дал весьма язвительную сатиру на развращенные нравы «европеизированных» стамбульских кругов и резко поставил вопрос о растлевающем влиянии американской литературы и американского кино на молодежь различных кругов населения.[18]

После национально-освободительной войны, когда наступил период относительной временной стабилизации, в турецкой литературе и публицистике выделились новые направления, появились группировки, называвшиеся «левыми» и «правыми». Авторы левого направления, более или менее последовательные сторонники идеологии турецкой национальной буржуазии, приверженцы новой, национальной культуры, столкнулись с упорным, часто неприкрытым противодействием правых  выразителей старой идеологии и поклонников «западной цивилизации», между газетами и журналами, отражавшими позиции этих двух группировок, происходила ожесточенная полемика по ряду политических, экономических и философских вопросов.[19]

В 30-е гг. XX в. замечается явный сдвиг в жанровой системе турецкой литературы, публицистики и журналистики. В частности, расцвет новеллистики создает почву для возникновения некоторых новых жанров романа. В газете появляется жанр очеркам тематика которого значительно расширилась. Действие в очерках 1930-х гг. выходит за пределы мирка жителей Стамбула,  на страницах газет появились пейзажи и бытописательные картины провинпиальных городов и деревень.Так же характерной особенностью литературы и публицистики середины прошлого века является интенсивное развитие комических жанров от фельетонов, сатирических сказок, аллегорических притч и новелл до крупных эпических произведений, развивая традиции юмора и сатиры предшественников (в первую очередь Омера Сейфеддина), известные авторы Решад Нури, Сабахаттин Али, молодой талантливый новеллист Азиз Несип значительно обогатили сатирический жанр новыми темами, сюжетами и героями.[20]

В романистике 50-х гг. XX в. с новой силой прозвучала крестьянская тема, нашедшая свое отражение в «деревенских» репортажах на страницах турецких газет. В 1960-х-1970-х гг. активно развивается очерковая публицистика в Турции.

Исследование проблемы жанровых форм турецкой литературы и публицистики позволяет прийти к выводу о том, что противоположные процессы исламизации и секуляризации повлияли на их развитие. На протяжении нескольких столетий, и особенно начиная с периода Танзимата, традиционные жанры забывались либо модифицировались. Рождались неизвестные ранее жанры газетной статьи, политической сатиры, очерка, новеллы, эссе, романа. Европейское влияние на турецких авторов и СМИ было весьма многообразным и сильным, проникало и проявлялось различно. Светское начало выступило в литературе, публицистике и журналистике Турции на первый план, а земные проблемы и трезвые суждения потеснили на страницах книг, газет и журналов мистику и отвлеченную дидактику.[21]

 Структурно-тематическое своеобразие освещения исламистской деятельности турецкими СМИ

Для выявления особенностей освещения исламистской деятельности турецкими СМИ в рамках 2015 года, мы взяли наиболее читаемые материалы интернет-газет по запросу «İslamcılar».  Определив жанры представленных материалов, результаты заносим в таблицы:

«Хюрриет»

«Сабах»

«Заман»

«Радикал»

Новость (международная тематика)

Новость (международная тематика)

Авторская колонка

Новость (международная тематика)

Новость (международная тематика)

Авторская колонка

Фельетон

Авторская колонка

Новость

Авторская колонка

Новость

Авторская колонка

Авторская колонка

Новость

Новость

Авторская колонка

 

         Процентное соотношение жанров наиболее читаемых материалов:

Издание:

«Хюрриет»

«Сабах»

«Заман»

«Радикал»

Новость (международная тематика)

50%

25%

0%

25%

Авторская колонка

25%

50%

25%

75%

Новость

25%

25%

50%

0%

Фельетон

0%

0%

25%

0%

 

Используя метод дискурсивного анализа, нами были выявлены основные темы, затрагиваемые в предложенных изданиях и связанные с исламизмом:

Тема:

Процент от всех материалов, затрагивающих исламизм:

Курдский вопрос

18%

События на Ближнем востоке

21%

Оценка мировой общественности исламизму

16%

Дальнейший политический курс Турции

39%

Другие

4%

 

Далее, нами был отмечен общий процент материалов, затрагивающих исламизм, от всего контента выбранных изданий:

 

Издание

% от всего медиаконтента издания

«Сабах»

29%

«Хюрриет»

23%

«Заман»

18%

«Радикал»

39%

 

Проанализируем полученные результаты. Наиболее освещаемой темой, связанной с исламизмом, явялется дальшнейший политический курс Турции. Это соответствует нашим ожиданиям – учитывая политические, нацональные и исторические особенности пути развития государства, а так же характер взаимодействия СМИ с властью (см. главу I), вопрос определения политического курса для Турции остается главным.

Вполне логично то, что наиболее популярным жанром проявляет себя авторская колонка. Если учесть, что исторически доверие населения к СМИ строилось непросто, использование авторской колонки в качестве инструмента объяснения происходящих событий является удачной практикой в турецкой журналистике. Исходя из полученных нами данных, можно так же сделать вывод о том, что наличие автора материала так же напрямую связано с популярностью  материала. Так, среди рассматриваемых нами новостей около 70% процентов имеют подпись автора, а издание «Радикал», в чьих материалах лидирует жанр авторской колонки, по нашим подсчетам содержит наибольший процент освещения исламистской тематики.

Заключение

В ходе работы мы определили основные понятия исследования, ознакомились с научными трудами по выбранной нами теме, проанализировали историю развития турецких СМИ, рассмотрели современный медиарынок Турции, изучилти государственное регулирование турецких медиа и характер взаимодействия СМИ с политической властью, проанализировали возникновение и развитие отражения деятельности исламистов в турецких СМИ, провести структурно-тематический анализ контента исследуемых СМИ.

Мы проанализировали материалы, опубликованные в электронных версиях «Хюрриет», «Заман», «Сабах», «Радикал». Мы провели качественный и количественный контент-анализ и суммировали полученные сведения в виде таблиц.

Мы определили особенности жанрового многообразия электронных версий изданий. Лидирует авторская колонка, большое количество новостей. Успешным себя проявил жанр фельетона.

В ходе анализа выявлена одна из наиболее интересующих турецкое население тем – вопрос о дальнейшем политическом курсе Турции, а так же еще одна важная черта турецкой журналистики: наибольшее доверие отдается материалам с указанием авторства. Исходя из наших данных, смеем утверждать, что исламистская деятельность вызывает у аудитории много вопросов к политике современной Турции и вместе с тем уровень доверия к подписанному материалу намного выше, чем к самому изданию в целом.

Так, на примере рассмотрения освещения исламистской деятельности в турецких СМИ, мы выявили наиболее важные черты турецкой журналистики, проследили наиболее волнующие турчан вопросы не только в области СМИ, но и в области современной политики.

[1] Вагизов Т.Н. Роль турецких СМИ в освещении политических процессов Турции на современном этапе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2013. – №3-2(29). – С.31-36

[2] Corke S., Finkel A., Kramer D., Robbins A.C., Schenkkan N.. Democracy in Crisis: Corruption, Media, and Power in Turkey. A Freedom House Special Report. NY., 2014

 

[4] Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: дис…..канд. ист. наук: защищена 10.01.10: утв. 04.06.10 /– СПб, 2010.

[5] Schlapp Hermann. Gazetecilige giris. Istanbul, 2002

[6] Schlapp Hermann. Gazetecilige giris. Istanbul, 2002

[7] Там же.

[8] Schlapp Hermann. Gazetecilige giris. Istanbul, 2002

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Schlapp Hermann. Gazetecilige giris. Istanbul, 2002

[12] Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: дис…..канд. ист. наук: защищена 10.01.10: утв. 04.06.10 /– СПб, 2010.

[13] Гладышев А. В. «Le Spectateur Oriental», Александр Блакю и развитие прессы в Турции в 1820-е гг. // История и историческая память. Вып. 5. Саратов, 2012

[14] Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы: 1908-1939. – М.., 1959.

[15] Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: дис…..канд. ист. наук: защищена 10.01.10: утв. 04.06.10 /– СПб, 2010.

[16] Там же.

[17] Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы: 1908-1939. – М.., 1959.

[18] Алькаева Л.О. Очерки по истории турецкой литературы: 1908-1939. – М.., 1959.

[19] Там же.

[20] Сатира и юмор Турции: Сборник: Пер. с турец./ Под ред. Т.Мельникова. – М., 1991

[21] Байбатырова Н.М. Современная пресса Турции: жанровые особенности в условиях исламизации и секуляризации общества: дис…..канд. ист. наук: защищена 10.01.10: утв. 04.06.10 /– СПб, 2010.