Каверина Валерия Витальевна,
докт. филол. наук, проф.; kaverina1@yandex.ru
Moscow State University named after M.V. Lomonosov,
1, Leninskie gory, 119991, Moscow, Russian Federation
Valeriya V. Kaverina,
Dr. Sci. in Philology, Professor; kaverina1@yandex.ru
Moscow State University named after M.V. Lomonosov,
1, Leninskie gory, 119991, Moscow, Russian Federation
В статье рассмотрена эволюция изображения Гермеса на виньетах газет от «Ведомостей» 1711 г. до «Московских ведомостей» 1756 г. Особое внимание уделяется атрибутам изображения Гермеса. В «Ведомостях» это рог и кадуцей, а в «Московских ведомостях» ― трубы и лира.
The article discusses the evolution of the image of Hermes on newspaper vignettes from “Vedomosti” 1711 to “Moscow Vedomosti” 1756. Particular attention is paid to the attributes of the image of Hermes. In “Vedomosti” it is a horn and a caduceus, and in “Moscow Vedomosti” ― pipes and a lyre.
Алексеева М. А. (1990). Гравюра Петровского времени. Л.: Искусство.
Кузнецов И. В., Минаева О. Д. (2005). Газетный мир Московского университета. М.: Флинта.
Холл Дж. (2004). Словарь сюжетов и символов в искусстве/ М.: АСТ: Астрель.
Шевырев С. П. (1998). История Императорского Московского Университета, написанная к столетнему его юбилею. М.: Издательство Московского университета.
Alekseeva M. A. (1990). Gravyura Petrovskogo vremeni [Engraving of Peter’s time]. L.: Iskusstvo. (In Russian)
Kuznetsov I. V., Minayeva O. D. (2005). Gazetnyy mir Moskovskogo universiteta [The newspaper world of Moscow University]. M.: Flinta. (In Russian)
Hall J. (2004). Slovar’ syuzhetov i simvolov v iskusstve [Dictionary of plots and symbols in art]. M.: AST: Astrel’. (In Russian)
Shevyrev S. P. (1998). Istoriya Imperatorskogo Moskovskogo Universiteta, napisannaya k stoletnemu yego yubileyu [The history of the Imperial Moscow University, written for its centenary]. M.: Izdatel’stvo Moskovskogo universiteta. (In Russian)
РЕЦЕНЗИЯ
на статью «Символика атрибутов изображения Гермеса на виньетах в «Ведомостях» 1711 г. и «Московских ведомостях» 1756 г.»
Рецензируемая статья посвящена эволюции изображения Гермеса на гравюрах в оформлении газет от «Ведомостей» 1711 г. до «Московских ведомостей» 1756 г. В работе проводится сопоставление атрибутов Гермеса, изображенного на виньетках, и делается вывод о том, в них отображается не только содержание газет, но и общественная и культурная атмосфера соответствующего времени, передается ракурс подачи информации в выпуске периодического издания.
Актуальность выбранной темы определяется важностью исследуемого периода в истории русской журналистики и центральным положением в нем рассмотренных в статье изданий.
Новизна и оригинальность представленного материала не вызывает сомнений: семиотика дизайна периодики начала разрабатываться сравнительно недавно, в отношении же газет XVIII–XIX столетий таких исследований еще не проводилось. Вызывает некоторое сомнение номинация «виньета», поскольку в современном литературном языке принят вариант «виньетка» во всех известных значениях. Примем предложенный автором вариант за попытку терминологизировать слово.
Таким образом, рецензируемая, вводящая в научный оборот новый интересный материал и содержащая ценные наблюдения и выводы, может быть рекомендована к публикации.
Доцент, кандидат филологических наук ВАСИЛЬЕВА Виктория Владимировна
оформление газет XVIII века; изображение Гермеса; символика атрибутов Гермеса.
design of newspapers of the XVIII century; Hermes image symbolism of the attributes of Hermes.
Kaverina V.V. Symbols of the attributes of the image of Hermes on vignettes in the “Vedomosti” of 1711 and “Moskovskiye vedomosti” of 1756 // Age of information (online edition), 2020. V.4 No. 4 (13) September 2020. // https://doi.org/10.33941/age-info.com44(13)1
Введение. Дизайн газет XVIII века очень лаконичен, даже скуп, тем большее значение он имеет для раскрытия содержания и идейной направленности материалов издания. Воспринимая заставку номера как манифестацию его контента, читатель будет подготовлен к более глубокому его пониманию.
Газета «Ведомости». Как известно, «Ведомости» сначала печатались в Москве церковным шрифтом. На первой странице каждого номера был изображен символ российской государственности ― двуглавый орел, увенчанный коронами, в лапах которого были хорошо видны меч и держава (см. рис. 1).
Рис. 1. Первый номер «Ведомостей» от 2 января 1703 г.
11 (22) мая 1711 г. в Санкт-Петербургской типографии вышел первый номер газеты «Ведомости», издание которой было переведено из Москвы. Начиная с этого, третьего номера за 1711 г., верхнюю часть первой страницы украсил виньет, выполненный А. Ф. Зубовым (см. рис. 2).
Рис. 2. Номер «Ведомостей» от 28 июня 1711 г.
Гравюра представляет панораму Невы, за которой виднеется Петропавловская крепость и дома на Троицкой площади. На этом фоне изображен летящий Гермес, или Меркурий, ― бог торговли и покровитель путешественников. На ногах Гермеса традиционные крылатые сандалии, в правой руке ― рог, в который он трубит, а в левой ― жезл глашатаев кадуцей (см. рис. 3).
Рис. 3. Жезл глашатаев кадуцей.
Жезл кадуцей в руке Гермеса расположен почти в центре композиции, на самом видном месте. Вероятно, это не случайно. Кадуцей ― посох, обвитый двумя змеями, с крыльями или без, был атрибутом божеств в Иране и доколумбовой Америке, Индии и Финикии, Древнем Египте и Шумере, в Греции, Риме и во всем Средиземноморье. Это символ столь древний, что почти невозможно установить, когда он появился. Его носят египетские Анубис и Исида, финикийский Ваал и шумеро-аккадская Иштар, эллинистические Серапис, Асклепий и Гермес, римские Меркурий и Эскулап. И во всех культурах мира этот символ означает соразмерность материи и духа в постоянном движении: эволюционный процесс материи не может обогнать эволюционный процесс духа или отстать от него. Змеи также связываются с циклическим возрождением природы и восстановлением универсального порядка, когда он нарушается. Змеи и крылья симметричны, и их расположение служит доказательством гармоничного развития низшего, телесного, и высшего, духовного уровня ― равновесия противостоящих сил. Возможно, поэтому в древности кадуцей был символом посланников, которые носили жезл в качестве знака мира и защиты.
Кадуцей выступал в качестве атрибута греческого бога Гермеса и, соответственно, римского Меркурия ― посланца богов. Гермес передал кадуцей своему сыну Нерику, от которого пошел род глашатаев. По одной из версий, жезл ― это ось мира, вниз и вверх по которой перемещаются боги-посредники. Переплетающиеся змеи символизируют единство противоположностей. Согласно легенде, Гермес, получив жезл от Аполлона, решил проверить его свойство примирять врагов, поместив его между двумя борющимися змеями. С тех пор кадуцей обвивают змеи. Кадуцей снабжен крыльями, которые обозначают способность пересекать любые границы. Поэтому его носили все посланники как знак мира и защиты, а иногда он служил атрибутом фигуры, олицетворяющей Мир.
В гравюре над заголовком «Ведомостей» (см. рис. 2) нетрудно заметить выражение редакционной политики газеты того времени. По мнению М.А. Алексеевой, данная композиция является носителем глубокого содержания: с одной стороны, крепость на Неве символизирует неколебимость и неприступность новой столицы и всей России [Алексеева 1990: 205]. С другой стороны, летящий над городом Гермес в крылатых сандалиях, трубя в рог, созывает мирных путешественников и торговцев в новую прекрасную и богатую столицу. Судя по нарядным кораблям на Неве, этот зов уже услышан и гости спешат увидеть чудеса Северной Пальмиры, предложить ее жителям свои товары и купить на вырученные деньги богатые дары русской природы и изделия искусных российских мастеров.
Газета «Московские ведомости». Между «Ведомостями» 1711 г. и «Московскими ведомостями» 1756 г. различий значительно больше, чем сходства. Действительно, содержание петровских «Ведомостей» составляли в первую очередь важные политические события, военные реляции, придворные новости. «Московские ведомости» выходили в другое, более мирное время, когда благодаря усилиям Петра I Россия стала светским государством, а искусство было освобождено от сковывающих его церковных догматов. В центре внимания газеты была общественная, научная и культурная жизнь России и зарубежья. Вместе с тем оба издания выбирают своим символом изображение летящего Гермеса. Однако в гравюре, украшавшей «Московские ведомости» начиная с первого номера, у божества иные атрибуты (см. рис. 4). Во-первых, рог в руках Гермеса заменяют две трубы: в одну из них бог трубит, другую держит в руке. Замена рога на трубы вполне логична для Гермеса-вестника, причем трубы можно трактовать и как более мирный, и как более современный музыкальный инструмент.
Рис. 4. Гравюра с заголовком газеты «Московские ведомости».
Неизмеримо более значимой является перемена другого атрибута фигуры ― кадуцея на лиру. Здесь на первый план выступает еще одна ипостась Гермеса ― покровителя искусств и ремёсел. По преданию, именно он изобрел лиру, сделав ее из панциря большой черепахи. В легенде говорится, что, будучи совсем юным, он украл у своего брата Аполлона стадо коров. Рассерженный Аполлон нашел вора, однако, услышав чудесные звуки лиры, смягчился и попросил Гермеса отдать ему инструмент. Гермес согласился отдать инструмент лишь в обмен на стадо и стал пасти коров, наигрывая на свирели. Аполлону же захотелось иметь и этот инструмент. Тогда в обмен на свирель Гермес получил крылатый жезл вестника ― кадуцей, при помощи которого он передавал послания олимпийских богов смертным. Исходя из этого в «Московских ведомостях» середины XVIII столетия изображен Гермес в более молодом возрасте, чем в петровских «Ведомостях», когда он еще не получил примиряющего всех кадуцея и весело играет на сделанной им лире. Полагаем, это не случайно, ведь издателям «Московских ведомостей», очевидно, было известно украшение их знаменитой предшественницы ― первой русской газеты «Ведомости».
Для того, чтобы прояснить значение символики атрибутов Гермеса в «Московских ведомостях», следует обратить внимание на содержание газеты. Напомним, что «Московские ведомости» были созданы вслед за Московским университетом и под его эгидой. Академик С.П. Шевырев в историческом труде, созданном к 100-летию университета, пишет, что с «самого начала Московские Ведомости сообщали русской публике о всех замечательных событиях России и Западной Европы. Чрез них Сенат обнародовал Высочайшие указы; Университет извещал Москву о своих торжествах… Прибытие новых Профессоров в столицу, открытие новых курсов, защищение диссертаций, диспуты между Студентами, имена произведенных в Студенты, награды им и ученикам, имена исключенных за нехождение на лекции принадлежали также к числу постоянных новостей Университетских, которые Россия узнавала через Ведомости. Жизнь общественная и промышленная в Москве обязана была им своим первым движением» [Шевырев 1998: 24]. Из данного описания видно, что по сравнению с «Ведомостями» известия «Московских ведомостей» носили исключительно мирный характер, в центре внимания газеты была общественная и, главное, культурная жизнь страны.
Интересно, что в работе «Газетный мир Московского университета» дано следующее описание виньета, украшающего название «Московских ведомостей»: «В первом варианте оформления название газеты написано над изображением крылатой Славы, идущей по облакам и трубящей в трубу» [Кузнецов, Минаева 2005: 15]. Данная трактовка основана на том, что в русском театре первой половины XVIII в. был чрезвычайно распространен аллегорический образ Славы, который описан так: «…у нее могут быть крылья. Иногда у Славы две трубы ― длинная и короткая… Порой она держит пальмовую ветвь ― символ победы, следствием которой она обычно является» [Холл 2004: 512]. Изображение на гравюре имеет две из названных примет ― крылья и трубы. Однако лира в качестве атрибута фигуры Славы обычно не указывается, поэтому вопрос о том, кто представлен на виньете под заголовком «Московских ведомостей», остается открытым.
Выводы. Как мы видим, даже скромная гравюра под заголовком газеты может дать серьезный повод для размышления и даже научной дискуссии. Рассмотрение атрибутов изображения Гермеса на заставках «Ведомостей» 1711 г. и «Московских ведомостей» 1756 г. позволило сделать важные выводы об отражении в данных виньетах не только содержания газет, но и общественной и культурной атмосферы отображаемого в них времени, а также того угла зрения, под которым передает информацию то или иное издание.