Fashion-журналистика и партиципативная культура: степень участия / Fashion journalism and participatory culture: degree of engagement

Иван Иванович Потапов

Санкт-Петербургский государственный университет

Ivan I. Potapov

St. Petersburg State University

В работе рассматривается феномен журналистики моды в рамках культуры участия. Работа показывает взаимосвязь между партиципацией и инклюзивной медиасредой. Исследуется взаимное влияние между аудиторией и СМИ.

The work considers the phenomenon of fashion journalism within the framework of the culture of participation. The work shows the relationship between partitioning and an inclusive media environment. Explore the mutual influence between the audience and the media.

  1. Акопов А. И. Типология журналистики. Вопросы методологии и истории // Под ред. Е. А. Корнилова. Ростов н/Д, 1987.
  2. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие. М. 2004.
  3. ТоффлерЭ. Третья волна. М., 1980.
  4. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21stCentury. URL: http://www.newmedialiteracies.org/wp-content/uploads/pdfs/NMLWhitePaper.pdf

1. Akopov A. I. Typology of journalism. Questions of methodology and history // Ed. E.A. Kornilova. Rostov n / a, 1987.
2. Lazarsfeld P., Merton R. Mass communication, mass tastes and organized social action. M. 2004.
3. Toffler E. The third wave. M., 1980.
4. Jenkins H. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century. URL: http://www.newmedialiteracies.org/wp-content/uploads/pdfs/NMLWhitePaper.pdf

Рецензия

На научную статью И.И. Потапова

«Fashion-журналистика и партиципативная культура: степень участия»

Для достижения научной задачи по описанию исследуемого объекта И.И. Потапов  поставил цель работы – выявить особенности fashion-журналистики в рамках партиципативной культуры.

Работ по партиципативной культуре в России мало, а поэтому автор основывает свое исследование на зарубежном опыте исследования. Основные исследования партиципации в XXI веке проводились Генри Дженкинсом, который рассматривал данный вопрос в рамках существования и появления «новых медиа». Партиципативная культура понимается как культура, в которой частные лица выступают не только потребителем, но и производителем продукта. В исследовании были разработаны следующие критерии по определению степени партиципации: наличие обратной связи, площадки для взаимодействия редакции и пользователя, объем просмотров в социальных сетях, готовность коммуницировать с аудиторией.

Используя научную методологию автор приходит в следующему выводу: Медиа индустрии моды и стиля жизни представляют собой неоднородное и динамично развивающееся явление. Выполняя функцию ретранслятора взглядов и интересов посредством использования различных образов, методов рекламы и маркетинга, модные медиа максимально погружаются в человеческую реальность. На сегодняшний день можно утверждать, что стремление к изменениям и работе с аудиторией в fashion СМИ показывает важность социальных и культурных изменений. Если обращаться к самому феномену  fashion-журналистики, то он имеет большое влияние на аудиторию. Благодаря этому воздействию у потребителей общественных благ формируется определенная модель поведения, которая чаще оказывается доминирующей. Значительную роль в этом играет партиципативная культура, которая увеличивает интерес к медиапродукту при условии непосредственного участия в его создании.

Статья написана хорошим научным языком и может быть рекомендована к печати в журнале.

 

Кандидат политических наук, доцент кафедры Международной журналистики СПбГУ

Курышева Юлия Владимировна

fashion-журналистика, партиципация, инклюзивность.

fashion journalism, participation, inclusiveness.

Потапов И.И. Fashion-журналистика и партиципативная культура: степень участия // Век информации (Сетевое издание), 2020. Т.4 № 1(10) февраль 2020 https://doi.org/10.33941/age-info.com41(10)5

Potapov Ivan Fashion journalism and participatory culture: degree of engagement// Information Age (online edition), T.4 No. 1 (10), Feb. 2020 https://doi.org/10.33941/age-info.com41(10)5

В настоящий момент невозможно абстрагироваться от процесса поглощения информации. Она проецируется медиакомпаниями разного уровня посредством аудиовизуальных, печатных и сетевых СМИ. Как отмечают Пол Лазарсфельд и Роберт Мертон немаловажная функция медиа заключается в поддержании общественных представлений о должном и маргинализации, осуждении того, что нормой в данном обществе не является.  Медиасреда большинства постиндустриальных стран – яркий пример конструирования дискурса о том, какими должно и можно быть моде и стилю жизни в рамках существования социума.

В связи с этим трансформация продукта СМИ исследуется не только в филологическом, но и социокультурном аспекте. Рассматривая процесс медиапотребления в реалиях современного этапа развития СМИ можно говорить о том, что потребитель способен создавать тренды и контент. Именно поэтому исследование феномена fashion изданий наиболее актуально в контексте репрезентации интересов определенных слоев общества.

Цель работы – выявить особенности fashion-журналистики в рамках партиципативной культуры.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. определить основные характеристики культуры участия;
  2. проследить взаимосвязь между инклюзивностью и партиципацией;
  3. оценить степень участия аудитории в формировании конечного медиапродукта.

Объектом исследования выступают печатные и сетевые СМИ, основной тематикой которых является индустрия моды и стиля жизни. В работе рассмотрены русскоязычные электронные версии журналов «Vogue», «Flacon», а также портал «TheBlueprint.ru» Предметом выступила степень их соответствия культуре участия и инклюзивности.

Методологическая база основывается на принципах системности научного знания. Работа строится на семиотическом подходе к осмыслению процессов модной индустрии. В качестве основного метода выбран сопоставительный анализ. Для рассмотрения описательной базы использовался теоретический анализ научных источников.

Отмечая формирование моды в реалиях функционирования социума, большинство психологов приходят к выводу, что глянцевые издания направлены на четко обособленную целевую аудиторию, другими словами они рассчитаны не на каждого потребителя. Контент журнала формируется из тех элементов, которые интересны далеко не всем. Но, одновременно с этим, кажущаяся легкость получения информации формирует у читателя стремление к достижению цели. Акопов А. И. отмечает, что в глянцевых журналах, как и  любой другой литературе, содержится актуальная информация, показаны желаемые иллюстрированные образцы. Влияние определенного контента на человека зависит от его собственного субъективного восприятия. При этом сам реципиент может воздействовать на источник информации. Именно это влияние объясняет принадлежность к феномену партиципации.

Этот феномен, знаменующий культуру участия или соучастия, предполагает определенное приближение человека, который ранее был только потребителем культурных и социальных смыслов, к позиции производителя. Основные исследования партиципации в XXI веке проводились Генри Дженкинсом, который рассматривал данный вопрос в рамках существования и появления «новых медиа». Партиципативная культура понимается как культура, в которой частные лица выступают не только потребителем, но и производителем продукта.

В первую очередь Дженкинс говорит о том, что феномен партиципации несет под собой появление нового культурного опыта. Он заключается в том, что в реалиях сетевой журналистики мы способны конструировать повестку и дискурс СМИ в рамках личных интересов. В пространстве интернет технологий просьюмеры становятся доминирующими игроками.

Второе качество партиципации заключается в том, что помимо индивидуального производства продукта потребители могут объединяться в группы по интересам. Тоффлер отмечал, что благодаря непосредственному включению потребителя в процесс создания товара или услуги цепочка участников этой цепочки будет сокращаться. В таком случае создание контента, его последующее продвижение значительно облегчаются.

Явление партиципации тесно взаимодействует с понятием инклюзивности. Под этим термином необходимо понимать открытость и доступность СМИ для представителя любого сегмента аудитории без определенных социальных и культурных стереотипов. Особенность состоит в том, что феномен культуры участия применим для определения свойств потребителя, а инклюзивность используется в отношении конкретного медиа.

В реалиях журналистики моды смысл данного тренда заключается в том, чтобы донести до аудитории степень готовности индустрии меняться под воздействием глобальных тенденций. Задача культуры участия в том, чтобы потребитель влиял на медиапроекты, повышая градус ответственности перед читателем.

Таким образом партиципация и инклюзивность тесно взаимодействуют, регулируя двусторонние отношения между СМИ и аудиторией. Степень участия просьюмера в этом процессе оценивается готовностью издания взаимодействовать, откликаться на запросы потребителя информации.

На сегодняшний день рынок fashion-СМИ занимает одни из лидирующих позиций по производству развлекательного контента. В индустрии постоянно появляются новые медиа, которые привлекают к себе внимание. Большинство из них остается нишевыми, однако некоторые проекты становятся известными.

В рамках работы были рассмотрены три наиболее интересных представителя сегмента журналистики моды. Выбор сетевых версий обусловлен тем, что сайт призван быть наиболее инклюзивным. Оценка открытости издания к сотрудничеству с читателем также дает представление о том, насколько аудитория соответствует аспектам партиципативной культуры.

В исследовании были разработаны следующие критерии по определению степени партиципации: наличие обратной связи, площадки для взаимодействия редакции и пользователя, объем просмотров в социальных сетях, готовность коммуницировать с аудиторией.

Стандартом в fashion-журналистике является журнал «Vogue». Во время анализа интернет-портала было выявлено отсутствие поля для комментирования после публикации. Невозможность оценки материалов на сайте говорит о том, что издание не имеет стремления сократить дистанцию между журналистом и читателем. Под площадкой для коммуникации необходимо понимать корпоративную электронную почту редакции и ее работников. На данном ресурсе возможность обратиться прямым письмом в редакцию отсутствует. Немаловажен тот факт, что политика инклюзивности, о которой заявляет исполнительный директор редакционного отдела Conde Nast International Карина Добротворская, предполагает под собой возможность обратиться к сотруднику вне зависимости от занимаемой им должности.

Самая большая дискуссионная площадка среди социальных сетей журнала – канал на YouTube (690 тыс подписчиков). Количество комментариев под видео может доходить до тысячи. Объясняется это тем, что журнал, как международный конгломерат, использует универсальные форматы. Многие видео представляют собой переведенные ролики с англоязычной версии издания. Стоит отметить, что сообщество Вконтакте (566 947 подписчиков) является той площадкой, где наиболее выражен процесс взаимодействия между редактором и читателями. Количество комментариев варьируется от 3 до 24, и каждый из них получает отклик. Это свидетельствует о готовности к открытому неформальному диалогу.

Следующее рассмотренное медиа – «The Blueprint» (theblueprint.ru). В отличие от международного бренда (журнал «Vogue») портал практикует взаимодействие с аудиторией благодаря возможности обратиться по электронной почте к каждому сотруднику редакции. Несмотря на это у аудитории отсутствует возможность дать оценку публикации. «The Blueprint» не размещает на портале поля для комментирования и форму для открытого персонального обращения.

Для издания характерно большое количество различных социальных площадок. Однако публикации набирают не более 2000 просмотров и переходов по активным ссылкам. Обратная связь практически отсутствует: нет ни участия аудитории в обсуждении, ни ответов редакции. Объясняется это тем, что медиа продвигает качественный контент сайта за счет привлечения к сотрудничеству крупных специалистов в сфере моды и стиля жизни.

Если говорить об электронной версии молодого журнала «Flacon», то она максимально приближена к идеалу партиципации в fashion-изданиях. В отличие  от рассматриваемых ранее брендов данный сайт максимально прост в использовании. Связь между редакцией и аудиторией реализуется благодаря возможности написать автору напрямую через ссылку в материале. Также, помимо персональных обращений по электронной почте, можно использовать постоянную форму для письма в редакцию. Публикации на сайте предполагают возможность комментирования и сохранения в личном кабинете. Портал предлагает трансформацию из читателя в просьюмера. Реализуется это благодаря возможности стать автором издания на постоянной основе.

Вконтакте не является самой популярной площадкой для размещения контента, однако канал на YouTube, Telegram и Instagram представляют собой способ создания уникального формата для размещения контента (наличие постоянных рубрик). Постоянная коммуникация с аудиторией реализуется с помощью различных чатов, ответов на комментарии и интерактивных акций.

Медиа индустрии моды и стиля жизни представляют собой неоднородное и динамично развивающееся явление. Выполняя функцию ретранслятора взглядов и интересов посредством использования различных образов, методов рекламы и маркетинга, модные медиа максимально погружаются в человеческую реальность. На сегодняшний день можно утверждать, что стремление к изменениям и работе с аудиторией в fashion СМИ показывает важность социальных и культурных изменений.

Нельзя не отметить тот факт, что появление на рынке более технологически совершенных и инклюзивных изданий способствует тому, что унифицируются критерии оценки деятельности медиакорпорации и непосредственно выпускаемого продукта. Причина заключается в том, что трансформация общества, его ценностей и идеалов влечет за собой появление новых требований к существованию рынка fashion медиа. Феномен партиципации является одним из них.

Проведенное исследование раскрывает неоднородность данного явления в медиаиндустрии. Выявление теоретических характеристик культуры участия наиболее точно объясняет поведение аудитории по отношению к СМИ. Fashion медиа должны быть наиболее лояльны в отношении собственных читателей. Однако ясно, что сопричастность с изображаемым миром дает возможность читателю трансформировать медиапродукт в соответствии с собственными устремлениями.

Взаимосвязь партиципации и инклюзивности в данном случае способствует встраиванию наиболее гармоничной коммуникации при взаимодействии редакции и аудитории. Результаты сравнительного анализа показывают не только отличия рассматриваемых СМИ друг от друга. При комплексном рассмотрении нужно обратить внимание на то, что срок существования на медиарынке также свидетельствует о готовности увеличивать степень участия потребителя контента в его производстве.

Заключение

 В результате проведенного исследования можно изложить следующие выводы.

  1. Большое количество площадок для реализации контента не является свидетельством работы с аудиторией социальных сетей.
  2. Наличие возможности взаимодействия между читателем и редакцией показывает готовность издания к диалогу.
  3. Молодые издания демонстрируют готовность к сотрудничеству с просьюмерами.

Степень участия аудитории в конструировании тематики издания имеет место быть только при активном двустороннем взаимодействии. Партиципация и инклюзивность не только делают аудиторию причастной к производству, но и демонстрируют процесс трансформации издания под влиянием глобальных тенденций в производстве контента.

Если обращаться к самому феномену  fashion-журналистики, то он имеет большое влияние на аудиторию. Благодаря этому воздействию у потребителей общественных благ формируется определенная модель поведения, которая чаще оказывается доминирующей. Значительную роль в этом играет партиципативная культура, которая увеличивает интерес к медиапродукту при условии непосредственного участия в его создании.