Роль СМИ в популяризации современных праздников/The role of mass mediain promotion modern holidays

Маслеева Виктория Валерьевна

Санкт-Петербургский государственный университет

E-mail: enriel-252@yandex.ru

Masleeva Victoria

Saint Petersburg State University

E-mail: enriel-252@yandex.ru

Праздничная культура XXI века обладает дифференцированным характером. Благодаря трансграничным массовым коммуникациям, добавляются новые зарубежные праздники, воспринимаемые государством как угроза общественным моралям и традициям.  Эффективность деятельности государства по развитию праздничной культуры напрямую зависит от качественной работы журналиста, который должен подать информацию профессионально и интересно для всех слоев населения. В работе представлен мониторинг СМИ самых популярных современности.

Holiday culture of the XXI century has a differentiated character. Thanks to cross-border mass communications, new foreign holidays are added, which are perceived by the state as a threat to public morals and traditions. The effectiveness of the state’s efforts to develop holiday culture directly depends on the quality of the work of a journalist, who must provide information professionally and interestingly for all segments of the population. The paper presents monitoring of the most popular mass media of our time.

  1. Медиалогия // ТОП-25 самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области — III квартал 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/6997/ (Дата обращения: 13.12.2019).
  2. Сетевое издание газеты «Петербургский дневник» // В Петербурге тысячи людей соберутся на Сабантуй [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbdnevnik.ru/news/2013-06-12/v-peterburge-otprazdnuyut-sabantuy (Дата обращения: 15.12.2019).
  3. «Moika78.ru» // Сабантуй отпразднуют в деревне Энколово под Петербургом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moika78.ru/news/2018-06-18/32847-sabantuy-otprazdnuyut-v-derevne-enkolovo-pod-peterburgom/(Дата обращения: 15.12.2019).
  4. Сетевое издание газеты «Петербургский дневник» // Петербургские иудеи отметят Хануку [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://spbdnevnik.ru/news/2017-12-11/peterburgskiey-iudei-otmetyat-khanuku (Дата обращения: 15.12.2019).
  5. «Moika78.ru» // Виталий Милонов: Хэллоуин — это проклятие для наших детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moika78.ru/news/2019-10-31/311241-vitalij-milonov-hellouin-eto-proklyatie-dlya-nashih-detej//(Дата обращения: 29.12.2019).

XXV 1. Medialogia // Top maxime habetur in media S. Petersburg, et Leningrad regione — MMXIX quarta pars III [electronic resource]. — mode Access: https://www.mlg.ru/ratings/media/regional/6997/ (reference date, 13.12.2019).
2. editione Network diurna «in S. Petersburg LIVII ‘// in S. Petersburg, et colligent de millibus Sabantuy [electronic resource]. — mode Access: https://spbdnevnik.ru/news/2013-06-12/v-peterburge-otprazdnuyut-sabantuy (reference date, 15.12.2019).
3. «Moika78.ru» // sabantuy celebramus in pago prope Enkolovo Petersburg [electronic resource]. — mode Access: https://moika78.ru/news/2018-06-18/32847-sabantuy-otprazdnuyut-v-derevne-enkolovo-pod-peterburgom/(Дата circulationem: 12/15/2019).
4. editione Network diurna «in S. Petersburg LIVII ‘// Petersburg Iudaeis cursus celebramus [electronic resource]. — mode Access: https://spbdnevnik.ru/news/2017-12-11/peterburgskiey-iudei-otmetyat-khanuku (reference date, 15.12.2019).
5. «Moika78.ru» // Vitaly fletque Milon senior, Halloween — maledictum pro nobis [electronic resource]. — mode Access: https://moika78.ru/news/2019-10-31/311241-vitalij-milonov-hellouin-eto-proklyatie-dlya-nashih-detej//(Дата circulationem: 12/29/2019).

Рецензия на научную статью Маслеевой В. В. Роль СМИ в популяризации современных праздников/The role of mass mediain promotion modern holidays.

Статья В. Маслеевой посвящена изучению освещения в СМИ праздников, которые так или иначе привлекают молодежь Санкт-Петербурга. Отчасти, по мнению рецензента это связано с тем, что со сменой формации, исторические корни праздников забываются, а им на смену вводятся иные праздники, не соответствующие культурному коду россиян. Исходя из этого, статью мы относим к актуальной тематике.  Поиск и анализ публикаций происходил с помощью маркеров — названий праздников: «Сабантуй», «Ханука», «Хэллоуин», «День Святого Валентина» и «День семьи, любви и верности». Всего за период 2017-2019 гг. представлено 345 публикаций.

С помощью традиционного анализа документов было исследовано более 300 праздничных публикаций в СМИ. Выявлено, что зарубежные праздники наиболее освещаемые (Хэллоуин и День святого Валентина), но с отрицательной окраской. Материалы, связанные с этническими праздниками (Сабантуй и Ханука) в большинстве случаев поданы в формате пост-релизов с нейтральной окраской, с затрагиванием фактов из истории и традиций праздников. Подчеркнем, что публикации об этнических праздниках так или иначе связаны с политической тематикой.

Новый российский праздник День семьи, любви и верности нашел сатирический отклик в СМИ.

Статья призвана поднять интерес к изучению темы праздников, а специалистов задуматься над тем, как и что можно и нужно пропагандировать в СМИ.

Статья может быть опубликована в журнале.

К.В. Силантьев, канд. фил. н., доцент кафедры истории журналистики СПбГУ.

праздник, праздничная культура, СМИ, традиции.

holiday, holiday culture, mass media, traditions.

Маслеева В. В. Роль СМИ в популяризации современных праздников// Век информации (Сетевое издание), 2020. Т.4 № 2(1) апрель 2020  https://doi.org/10.33941/age-info.com42(11)7

Masleeva V. The role of mass media in promotion modern holidays// Age of Information (online edition), 2020. V.4 No. 2 (11) April 2020 https://doi.org/10.33941/age-info.com42(11)7

Важную роль в отечественных СМИ при освещении проблематики межкультурных коммуникаций занимает ретроспекция национальных праздников России, через которые можно проследить традиции, обычаи и ритуалы разных народов и этносов.

В Санкт-Петербурге как в многонациональном и многоконфессиональном городе широко отмечаются не только мировые праздники, но и этнические. Наиболее известные этнические праздники, материалы о которых можно найти в прессе — это праздник народов Башкирии и Татарстана Сабантуй и еврейский праздник Ханука. Они постепенно становятся общегосударственными праздниками. Самыми популярными зарубежными праздниками считаются Хэллоуин и День святого Валентина, отмечаемые в России. А в 2008 году появился новый исконно русский праздник – День семьи, любви и верности.

Эмоциональная окраска по отношению к праздникам, ценности и смыслы, которые несут в себе праздники непосредственно зависят от работы журналистика, который преподносит необходимый контент для массовой аудитории. От него зависит как будет подан материал и какое отношение у общественности будет вызывать описанный праздник.

Для подтверждения теории проведем анализ публикаций о праздниках в два этапа.

Цель исследования — оценить уровень профессионализма и компетенции журналистов на основе публикаций о праздниках. Необходимо изучить насколько информативно и привлекательно подаётся праздничный контент в отечественных СМИ.

Были исследованы материалы по выделенным критериям, которые помогут определить уровень работы с информацией о праздниках:

  1. Как подаётся организация событий праздника.
  2. Были ли включены ли упоминания традиций или элементов истории в материалах.
  3. Какой эмоциональный посыл используется при освещении праздника (это демонстрирует — какие реакции должны быть сформированы у общественности).

Интернет становится самым популярным источником для получения новостей, поэтому для исследований возьмем три самых цитируемых СМИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области за III квартал 2019 года по данным рейтинга компании «Медиаология» — сетевое издание газеты «Петербургский дневник», интернет-газету «Фонтанка.ру», информационный портал «Moika78.ru» [1].

Поиск и анализ публикаций происходил с помощью маркеров — названий праздников: «Сабантуй», «Ханука», «Хэллоуин», «День Святого Валентина» и «День семьи, любви и верности».

Всего за период 2017-2019 гг. представлено 345 публикаций.

  1. Сабантуй – это ежегодный праздник народов Татарстана и Башкирии, означающий окончание весенний работ в полях. Праздник включен в ЮНЕСКО как шедевр устного наследия.

«Петербургский Дневник» упоминает празднование Сабантуя с 2013 года, отмечая его особое место среди праздников Петербурга:

«Тысячи людей соберутся 30 июня на традиционное народное гуляние, которое объединяет людей всех возрастов и профессий, наций и вероисповеданий» (публикация от 12 июня 2013)[2].

Можно насчитать 38 публикаций по маркеру «Сабантуй» в газете, которые разбросаны по разным рубрикам: «Общество», «Власть», «Культура», «Интервью», «Фотогалерея» и «Видеосюжеты».

Описание праздника Сабантуй прослеживается в 10 статьях за выбранный период.

Как подаются праздничные мероприятия. Традиционно в Ленинградской области с 1998 года Сабантуй отмечается в Тосненском районе при поддержке представительства Республики Татарстан в Санкт–Петербурге и Ленинградской области. «Петербургский Дневник» освещает уже прошедшие гуляния, каждый раз отмечая особенности праздника («побороться на поясах, попытаться залезть на десятиметровый деревянный столб, а также потягаться друг с другом в армрестлинге и гиревом спорте»).

Традиции и история. Помимо упоминания национальной кухни, появляются элементы традиций («Участники праздника смогут принять участие в национальной борьбе на поясах «Куреш», спортивных состязаниях и соревнованиях») [3]. Информационный портал опубликовал этимологию происхождения названия праздника («Сабантуй, или праздник плуга («сабан» – плуг, «туй» – праздник) – древний праздник тюркских народов») и краткую историческую справку («Первые упоминания о языческом празднике относятся к III веку до н.э. Тогда он был связан с молитвами богам об урожае. После принятия ислама турки продолжали праздновать Сабантуй»).

  1. Еврейский праздник Ханука — во время празднования принято зажигать по одной свече каждый день. Интересно заметить, что светильник ханукию масштабно используют для украшения витрин магазинов в Санкт-Петербурге.

«Петербургский Дневник» в 2018 и 2019 году не освещал события праздника. Рассмотрим публикации за 2017 год.

Ханука в Петербурге отмечается в Большой Хоральной Синагоге, куда приглашаются все желающие, вне зависимости от вероисповедания и национальности.

Как подаются праздничные мероприятия. Из пресс-релиза от 11 декабря 2017 читатели могут узнать о ключевых событиях дня: зажжение свечи главным раввином М.-М. Певзнером, фейерверк и праздничный концерт с «хитами еврейской и израильской эстрады». Вся информация предоставлена пресс-службой Синагоги.

Традиции и история. «Дневник» рассказывает о традиции зажигать свечи.  Исторический аспект охвачен в комментарии: «Хунуку отмечают более двух тысяч лет в память о борьбе за свободу вероисповедания еврейского народа»[4].

Как подаются праздничные мероприятия. По сообщению ТАСС, 22 декабря 2019 года зажгли первую свечу, в Синагоге состоялся концерт. Раздавали угощения всем гостям, а в конце вечера запустили фейерверк.  Компания Google создала специальный дудл для поздравления евреев с праздником.

Традиции и история. «Мойка» рассказывает своим читателям порядок зажигания свечей («На протяжении восьми дней принято ставить свечи, которые символизируют чудо» и «Всего на Хануку используется 44 свечи»). Показан смысл обряда, который раскрывается в предании об Иехуде Маккавее, не сумевшем найти чистое масло для освещения храма. Он нашел кувшин, где обнаружилось всего несколько капель, хвативших на восемь свечей, по одной в день.

  1. Международный современный праздник Хэллоуин. История праздника восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Его отмечают по всему миру в ночь на 31 октября, полагая, что именно в эту ночь духи умерших могут вернуться на землю.

В России проходят множество крупных мероприятий, которые посвящены Хэллоуину. Примером такого события служит «Старкон» — крупнейший в СНГ и Балтии фестиваль фантастики, кино и науки, который проходит с 2013 года. В августе 2016 года появилось новое ответвление «Старкон: Хэллоуин». Его освещение очень активно подхватили СМИ, демонстрируя проходящие на фестивале мероприятия. «Старкон: Хэллоуин» из года в год набирает тысячную аудиторию, которая демонстрирует свои способности в создании костюмов.

Информации о праздновании Хэллоуина в Петербурге в «Петербургском Дневнике» немного – всего 4 статьи за выбранный промежуток времени.

Как подаются праздничные мероприятия. «Петербургский Дневник» описывает события, происходящие во время празднования в парке имени Бабушкина, где были организованы мастер-классы по вырезанию из тыквы, фотозоны и костюмированное шоу. «Дневник» не раз освещал события Хэллоуина на данной площадке и приводил статистику – какое количество петербуржцев готовы отмечать Хэллоуин, подчеркивая небольшие проценты. Газета пишет о праздновании праздника не только в Санкт-Петербурге, но и по всему миру.

Традиции и история. «Петербургский Дневник» затронул одну из традиций праздника, а именно использование тыквы в виде украшения, выяснив, что цена и спрос во время праздника повышаются.

Анализируя публикации газеты, хочется отметить, что издание не преподносит этот праздник, как «негативное веяние запада». В отличие от «Фонтанки.ру», которая передает праздник через коннотации в заголовках: «Это разрушительная традиция для страны» (от 01.11.2018), «…почему русичей тянет к чужому празднику и о людях-свиньях», «Хоть святых выноси».

Как подаются праздничные мероприятия. «Фонтанка.ру» расширяет локацию празднования Хэллоуина. К событиям в парке имени Бабушкина добавляются лекции и семинары в библиотеках Петербурга, посвященные истории и традициям праздника, а также кинопоказы в кинотеатре «Аврора».

Отдельное внимание традициям и истории не уделяется, однако, все материалы раскрывают праздник как «ужасный», «пугающий», «инородный» и «чужой».

«Мойка78» присоединилась к негативному представлению Хэллоуина, опубликовав статью «Виталий Милонов: Хэллоуин — это проклятие для наших детей» вместо освещения событий. СМИ только вскользь упоминает традиции праздника («фанаты тыкв», «наряжаются в костюмы и пугают», «известную каждому фразу «сладость или жизнь»), но акцент делается на отрицательной окраске, усугубляя эпитетами «демонический», «сатанинский», а сам праздник расценивается как выстроенный маркетинговый ход»[5].

Отрицательное отношение подчеркивается множеством статей после празднования Хэллоуина, которые пестрят заголовками «В сети нападение летучей мыши-вампира связали с прошедшим Хэллоуином» (от 4 ноября 2019 года), «В Чикаго выстрелили в девочку, собиравшую сладости на Хэллоуин (от 1 ноября 2019 года).

  1. День святого Валентина – праздник, отмечаемый во многих странах мира, основанный на легенде о святом Валентине (существуют разные версии), из-за которой появилась традиция дарить своей второй половине открытки в виде сердца в знак своей любви. В России праздник начал отмечаться с 90-х годов XX века.

Это второй праздник в России, именуемый как «искусственно созданный».  «Петербургский Дневник» написал 7 статей об этом празднике.

Как подаются праздничные мероприятия. В статье от 13 февраля 2018 года «Дневник» рассказывает влюбленным читателям о возможности посадить дерево: «Чтобы посадить дерево, не обязательно вооружаться лопатой и весь день тратить на посадку дерева. Достаточно отправить эко-валентинку и указать, сколько деревьев необходимо высадить.

О традициях или истории праздника информации не обнаружилось.

«Фонтанка.ру» публикует советы «Что отметить вместо Дня Святого Валентина» или превращает праздник в нарицательное: «Новости петербургских мостов в День святого Валентина – ещё одна застрявшая «Газель» и ещё одна информационная растяжка», «Напомним, прорыв в Купчино заставил жителей 32 домов согреваться любовью в День святого Валентина».

 «Мойка78» все-таки затронула вопрос о традициях и истории праздника, опубликовав легенду про христианского проповедника святого Валентина, который тайно венчал легионеров с их невестами, несмотря на запрет императора Клавдия II, который все-таки узнал правду и велел казнить священника. Его последним желанием стала просьба в передаче письма своей возлюбленной. Предполагается, что именно это и послужило к традиции дарить друг другу «валентинки» — открытки в виде сердца.

  1. День семьи, любви и верности – новый российский праздник, введенный государством 8 июля в 2008 году, приурочен ко дню памяти святых князя Петра и его жены Февронии, покровителям семьи и брака. Предположительно, этот праздник должен заменить зарубежный День святого Валентина.

В «Петербургском Дневнике» по маркеру «День семьи, любви и верности» найти информацию достаточно сложно. Материалы нашлись только за 2016 год.

Как подаются праздничные мероприятия. Праздник отмечали на площади Искусств, где функционировали разные зоны: шествие супружеских пар, рыцарский турнир за сердце дамы, мастер-классы по свадебному танцу разных народов мира, мастер-классы по изготовлению ромашек, а также в этот день вручили медали «За любовь и верность» семейным пара, которые прожили вместе 50,60 и 70 лет.

Традиции и история. «Дневник» рассказал легенду о князе Петре, которого вылечила от проказы крестьянка Феврония, потребовав за свою помощь жениться на ней. После излечения Петр не сдержал слов, и болезнь вновь вернулась к нему. И только после того, как Феврония вылечила мужчину во второй раз, Петр исполнил свое обещание, женившись на девушке. Они долго прожили в браке и умерли в одни день, а их тела чудесным образом оказались вместе в монашеских обителях, несмотря на разделение. В 1541 году Церковь канонизировала Петра и Февронию.

Основные выводы. С помощью традиционного анализа документов было исследовано более 300 праздничных публикаций в СМИ. Выявлено, что зарубежные праздники наиболее освещаемые (Хэллоуин и День святого Валентина), но с отрицательной окраской. Материалы, связанные с этническими праздниками (Сабантуй и Ханука) в большинстве случаев поданы в формате пост-релизов с нейтральной окраской, с затрагиванием фактов из истории и традиций праздников. Подчеркнем, что публикации об этнических праздниках так или иначе связаны с политической тематикой.

Новый российский праздник День семьи, любви и верности нашел сатирический отклик в СМИ.

Стоит уточнить, что содержание контента все же связан с редакционной политикой изданий. Электронная версия правительственной газеты «Петербургский Дневник», несмотря на позицию «из первых рук» — без трактовок и домыслов — всегда можно узнать о важных городских проектах, реализуемых властью», не позволяет критичные высказывания в адрес зарубежных праздников, а «Фонтанка.ру» и «Мойка78» не скрывают своего мнения. Это явление может зависеть и от частоты выпуска новостей («Фонтанка» и «Мойка» публикуются каждый час) «без вычитки». По мнению автора, все издания подчинены государству, которое стремится возродить национальные российские ценности через критику зарубежных, неугодных праздников, а выбранные для анализа СМИ являются самыми популярными среди населения.

Четкого представления о работе журналистов и их квалификации, на наш взгляд, составлено не было. Это объясняется несколькими причинами:

  1. Были выбраны сетевые СМИ, как наиболее оперативные в подачи информации. Однако за счет сокращения времени подготовки материалов ухудшается качество самого текста, который перестает интересовать аудиторию.
  2. Освещение тематики праздничной культуры не считается интересным, поскольку есть наиболее важные, общественно-политические повестки дня.
  3. Влияет личное отношение к проблематике у журналистов (многие материалы не имели авторской подписи).
  4. Анализируемые материалы поданы в нейтральной окраске без глубокой проработки проблемы.

Взаимодействие праздничной культуры и журналистики – это обширная область знаний, которой необходимо дальнейшее изучение.