Контент и программирование на региональных полновещательных телеканалах Петербурга: опыт сравнения/Content and Programming on St. Petersburg Regional TV Channels: Comparison Experience

Дмитрий Николаевич Селиванов

Санкт-Петербургский государственный университет

Dmitry N. Selivanov

Saint Petersburg State University

Описывается и сравнивается программное наполнение эфира петербургских региональных телеканалов. Даётся авторская классификация телевизионных программ, анализируется доля программ соответствующих категорий в эфире телеканалов «78», «Санкт-Петербург» и ЛОТ (он же «47-й канал»), рассматриваются особенности их размещения в сетке вещания по времени выхода в эфир и периодичности.

The article describes and compares the content profile of St. Petersburg regional TV channels: “Saint Petersburg” (“Sankt-Peterburg”), “78” and LOT (the 47-th channel). The author’s classification of TV content is given, the share of different types of programmes in the schedule is analyzed. It’s considered also when and how often these types of programmes are broadcasted.     

  1. Агапова Л. А. Телевизионные выпуски новостей. Региональная специфика (на примере телеканалов Оренбургской области). Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2004.
  2. Вырковский А. В., Макеенко М. И. Региональное телевидение России на пороге цифровой эпохи. М.: МедиаМир, 2014.
  3. Долгова Ю.  И. Принципы  программирования  тематического  телевидения: «Москва 24» – «канал к завтраку» // Медиаальманах. 2017. № 5. С. 87–96.
  4. Единые требования (классификатор) к системам фиксации и расшифровки факта выхода в эфир телепродукции // Ильченко С. Н.Отечественное телевидение на рубеже столетий. СПб., 2009. С. 406–437.
  5. Иванова А. Н. Специфика функционирования регионального телевидения России и Франции (на примере компаний Краснодарского края и региона Прованс) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2017. № 2. С. 18–39.
  6. Карапетян Н. А. Специфика работы корреспондента службы новостей в региональных телекомпаниях: на материалах ГТРК «Карелия». Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2007.
  7. Кирия И. В., Довбыш О. С. Региональные диспропорции в развитии медиасистем в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2014. № 3. С. 4−14; № 4. С. 84−104.
  8. Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  9. Куксин И. А. Местные теленовости: факторы повышения конкурентоспособности (на материалах Томской области). Автореф. дисс. … канд. филол. наук. М., 2007.
  10. Куксин И. А. Региональные ТВ-новости как зеркало информационной ситуации // Говорит и показывает кафедра телерадиожурналистики / Под ред. С. Н. Ильченко. СПб.: Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 146–157.
  11. Смирнов С. С. Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (Москва и Санкт-Петербург) // Медиаальманах. 2016. №2. С. 50–58.
  12. Смирнов С. С. Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники) // Медиаальманах. 2016. №5. С. 66–78; №6. С. 50–63.
  13. Телерекламный бизнес (информационно-аналитическое обеспечение) / сост. И общ. ред. В.П. Коломиец. М.: Международный институт рекламы, 2001.
  14. Толоконникова А. В. Особенности программирования «Первого канала» // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. URL: http://www.mediascope.ru/issues/150?page=1
  15. Шаманова Л. Ю. Позиционирование региональных выпусков новостей в общероссийском информационном пространстве: на материалах телевещания Оренбургской области. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 2008.

1. Agapova L. A. Televizionny`e vy`puski novostej. Regional`naya specifika (na primere telekanalov Orenburgskoj oblasti). Avtoref. diss. kand. filol. nauk. M., 2004.
2. Vy`rkovskij A. V., Makeenko M. I. Regional`noe televidenie Rossii na poroge cifrovoj e`poxi. M.: MediaMir, 2014.
3. Dolgova Yu. I. Principy` programmirovaniya tematicheskogo televideniya: «Moskva 24» – «kanal k zavtraku» // Mediaal`manax. 2017. № 5. P. 87–96.

4. Edinye trebovaniya (klassifikator) k sistemam fiksacii i rasshifrovki fakta vyhoda v efir teleprodukcii // Il’chenko S. N. Otechestvennoe televidenie na rubezhe stoletij. SPb., 2009. P. 406–437.
4. Ivanova A. N. Specifika funkcionirovaniya regional`nogo televideniya Rossii i Francii (na primere kompanij Krasnodarskogo kraya i regiona Provans) // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika. 2017. № 2. P. 18–39.
5. Karapetyan N. A. Specifika raboty` korrespondenta sluzhby` novostej v regional`ny`x telekompaniyax: na materialax GTRK «Kareliya». Avtoref. diss. kand. filol. nauk. M., 2007.
6. Kiriya I. V., Dovby`sh O. S. Regional`ny`e disproporcii v razvitii mediasistem v Rossii // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika. 2014. № 3. P. 4−14; № 4. P. 84−104.
7. Kuzneczov G. V. Tak rabotayut zhurnalisty` TV. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 2000.
8. Kuksin I. A. Mestny`e telenovosti: faktory` povy`sheniya konkurentosposobnosti (na materialax Tomskoj oblasti). Avtoref. diss. … kand. filol. nauk. M., 2007.
9. Kuksin I. A. Regional`ny`e TV-novosti kak zerkalo informacionnoj situacii // Govorit i pokazy`vaet kafedra teleradiozhurnalistiki / Ed. S. N. Il`chenko. SPb.: In-t «Vy`ssh. shk. zhurn. i mass. kommunikacij», 2014. P. 146–157.
10. Smirnov S. S. Osobennosti razvitiya krupnejshix regional`ny`x mediaxoldingov Rossii (Moskva i Sankt-Peterburg) // Mediaal`manax. 2016. №2. P. 50–58.
11. Smirnov S. S. Osobennosti razvitiya krupnejshix regional`ny`x mediaxoldingov Rossii (goroda-millionniki) // Mediaal`manax. 2016. №5. P. 66–78; №6. P. 50–63.
12. Telereklamny`j biznes (informacionno-analiticheskoe obespechenie) / ed. V. P. Kolomiecz. M.: Mezhdunarodny`j institut reklamy`, 2001.
13. Tolokonnikova A. V. Osobennosti programmirovaniya «Pervogo kanala» // Mediaskop. 2008. Vol. 2. URL: http://www.mediascope.ru/issues/150?page=1
14. Shamanova L. Yu. Pozicionirovanie regional`ny`x vy`puskov novostej v obshherossijskom informacionnom prostranstve: na materialax televeshhaniya Orenburgskoj oblasti. Avtoref. diss. kand. filol. nauk. M., 2008.

РЕЦЕНЗИЯ на статью Д. Н. Селиванова «Контент и программирование на региональных полновещательных телеканалах Петербурга: опыт сравнения»

Рецензируемый текст является продолжением того исследования, которое было осуществлено его автором в качестве ВКР в 2019 году. Актуальность нынешней статьи очевидна и не вызывает сомнений. Статья демонстрирует наличие у ее автора четкой методологии анализа регионального эфирного телеконтента, понимание всех объективных и субъективных факторов, определяющих принципы его формирования. Дмитрий хорошо ориентируется в медиапространстве Санкт-Петербурга и Ленинградской области, имеет достаточный практический опыт, который позволяет ему тестировать полученные им сведения с точки зрения практического состояния дел на том или ином телеканале. Автор статьи эффективно применяет те знания и компетенции, которые были получены им в период обучения в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ. Отметим, что за свою ВКР на аналогичную тему Дмитрий получил оценку «отлично».

Кроме того, стоит отметить то обстоятельство, что текст статьи в некотором смысле заполняет те исследовательские лакуны, которые нынче имеются в научном исследовании современного нам состояния телевизионного пространства крупнейшего мегаполиса и региона не только всего Северо-Запада, но и в Российской Федерации в целом. Это тем более важно в нынешний период перехода всего отечественного телевизионного вещания на иные технические и технологические основы, что не может не привести к трансформации всей структуры электронного медийного пространства страны.

Данные, приводимые автором статьи, достоверны и формируют вполне конкретную картину того, что происходит в 2019 году в телевизионном эфире северной столицы.

Исходя из вышеизложенного, считаю возможным рекомендовать данную статью Д. Н. Селиванова к публикации в научном издании.

Доктор филологических наук,
профессор кафедры
телерадиожурналистики
СПбГУ                                                               С. Н. Ильченко

18 июля 2019 г.

 

Телевидение, региональное вещание, Санкт-Петербург и Ленинградская область, контент, жанр, формат, программирование эфира.

Television, regional broadcasting, St. Petersburg and Leningrad Oblast (Region), content, format, genre, programming.

Селиванов, Д. Н. Контент и программирование на региональных полновещательных телеканалах Петербурга: опыт сравнения// Век информации (Сетевое издание), 2019. Т.3 № 3(8) июль 2019. https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)12

Selivanov, D. Content and Programming on St. Petersburg Regional TV Channels: Comparison Experience. Information age (online media), 2019, vol. 3, no. 3(8) https://doi.org/10.33941/age-info.com33(8)12

Из 15 российских городов-миллионников Петербург выделяется весьма развитой системой региональных СМИ [Кирия, Довбыш 2014; Смирнов 2016] и, в частности, телевидения. Здесь параллельно работают два городских полновещательных телеканала и один областной вещатель плюс представительства крупнейших федеральных телеканалов («Первого канала», «России», НТВ).

В научном обороте представлены исследования, посвящённые изучению контента региональных телеканалов, однако значительная их часть сосредоточена на анализе новостного вещания [Агапова 2004; Карапетян 2007; Куксин 2007, 2014; Иванова 2017; Шаманова 2008]. Из работ, в которых рассматривается структура эфира региональных вещателей в целом, можно отметить монографию А. В. Вырковского и М. И. Макеенко [Вырковский, Макеенко 2014], а также статью Ю. И. Долговой [Долгова 2017]. Первая работа носит системно-обобщающий характер, в силу того что сравнивает деятельность локальных вещателей в разных регионах России; в фокусе внимания второй – напротив, только один телеканал, определяемый автором как «тематический» («Москва 24»).

Новизна данного исследования – в комплексном сравнении программной политики нескольких региональных вещателей, работающих в одном информационном поле.

Цель исследования – описать и показать в сравнении структуру эфира региональных полновещательных телеканалов Санкт-Петербурга с точки зрения жанрово-форматных характеристик контента и его функциональной направленности.

Объект исследования – региональные полновещательные телеканалы Санкт-Петербурга. Предмет исследования – программная политика указанных телеканалов, их тематическая и аудиторная направленность, жанрово-форматная структура вещания.

Выборка. Для проведения исследования мы отобрали три телеканала: «Санкт-Петербург», ЛОТ и «78». Данные каналы:

а) являются полновещательными (объем вещания в сутки составляет 18 и более часов), что даёт возможность корректного сравнения структуры эфира в целом, а не только отдельных категорий программ;

б) ведут вещание на всей территории рассматриваемого нами региона и, соответственно, имеют наибольший охват аудитории среди существующих в данный момент региональных полновещательных каналов;

в) стабильно присутствуют в рейтингах региональных СМИ[1];

г) осуществляют свою деятельность в рамках разных экономических моделей (первые два вещателя организационно представляют собой акционерные общества с монопольным («Санкт-Петербург») либо доминирующим (ЛОТ) участием государства, третий входит в частный медиахолдинг федерального уровня «Национальная Медиа Группа»).

Эмпирическая база. В данной статье приведены данные, полученные в ходе анализа эфира указанных телеканалов с 15 по 28 апреля 2019 года (за две недели).

Задачи исследования:

1) дать комплексную характеристику каждому из исследуемых региональных вещателей (краткая история, текущее положение: организационно-правовая форма, владельцы и учредители, экономическая модель, среда вещания);

2) определить методологию классификации контента;

3) произвести сортировку программ по группам, рассчитать долю каждой в общем объёме вещания.

Методы исследования: структурно-функциональный анализ, классификация, описательный метод.

Субъекты регионального телевещания (описание выборки). Два из трёх каналов, рассмотренных нами, де-факто были созданы и контролируются администрациями регионов: городской вещатель – канал «Санкт-Петербург», и областной – 47-й канал, более известный как ЛОТ («Ленинградская областная телекомпания»). Если быть точным, то оба вещателя юридически представляют собой акционерные общества: АО «Городское агентство по телевидению и радиовещанию» и ОАО «Ленинградская областная телекомпания» соответственно. Собственник первого – Правительство Санкт-Петербурга (в лице Комитета имущественных отношений), второе принадлежит на 74,9% администрации Ленинградской области, ещё на 25,1% – ООО «Региональные электронные средства массовой информации» (РЭСМИ; принадлежит в равных долях землевладельцу Андрею Березину (через компанию «Евроинвест») и политологу Леониду Давыдову)[2].

«Санкт-Петербург» – один из основных (наряду с газетой «Петербургский дневник») информационных ресурсов правительства Санкт-Петербурга в настоящее время – был создан без малого девять лет назад, в 2010 году.

Прежде в качестве такого ресурса выступал «Пятый канал», исторический преемник Ленинградского телевидения, который после создания в 1997 г. телеканала «Культура» потерял федеральный эфир и стал региональной акционерной телерадиокомпанией. Контрольный пакет в ней тогда получили администрации Петербурга и Ленобласти, но впоследствии оба региональные правительства – сначала область (в октябре 2003 г.), а затем и город (октябрь 2005 – январь 2007 гг.) – уступили экономический контроль над «Пятёркой» частным структурам в основном федерального уровня (ЛО – группе «Еврофинанс»; город – компаниям «Северсталь-групп», «Аброс» («дочка» АБ «Россия» Ю. Ковальчука), «Сургутнефтегаз»[3], а также «Балтийской медиа-группе» О. Руднова). Параллельно с изменениями в структуре собственности канал изменялся концептуально и был поэтапно переформатирован из местного ТВ с репутацией «рупора Смольного» в «общероссийский канал регионов». В 2006–2007 гг., уже с новой концепцией и программным наполнением, «Пятый» триумфально возвратился в федеральный эфир, выиграв несколько конкурсов на крупные пулы частот и получив соответствующий статус в президентском указе[4].

В результате на какое-то время Петербург и его информационная повестка из эфира «Пятёрки» практически исчезли: канал отрабатывал свою конкурсную концепцию, освещая жизнь всех регионов России, а не только и не столько Петербурга с его местными успехами и проблемами. Хотя Смольный и был заинтересован в обратном, ни экономического, ни, разумеется, политического контроля над уже бывшим медиаресурсом у него не было.

Однако в августе 2007 г. (накануне думских и президентских выборов) в руководстве «Пятого канала» было принято решение возобновить собственное вещание на Петербург и Ленинградскую область силами специальной дирекции[5]. В эфирной сетке блок «Говорит и показывает Петербург» занял место, которые до этого занимали трансляции «Ленинградской областной телекомпании» – с 20.00 до 21.00 (ЛОТ с момента основания в 1994 г. вещал в утренних и вечерних окнах «Пятого канала», однако в 2007 г. был вынужден отказаться от вечернего эфира; подробности см. далее). Уже в 2008 г. программа (уже под названием «Петербургский час») стала лауреатом премии «ТЭФИ – Регион» в номинации «Ежедневная информационная программа»[6].

В октябре 2009 г. стало известно, что руководство «Национальной Медиа Группы» намерено всерьёз заняться реструктуризацией своих телевизионных активов, и в частности – создать в Петербурге отдельный городской канал, с тем чтобы отказаться от позиционирования «Пятого канала» как «петербургского телевидения». В дальнейшем события развивались именно по этому сценарию: уже в 2010 году на технической базе кабельного канала ТКТ (как и «Пятый канал», принадлежал НМГ) был создан новый телеканал «Санкт-Петербург», уже полностью подконтрольный Смольному, а «Пятый канал», хотя и пережил за десять лет ещё несколько смен концепций, пришёл в результате к практически полному сокращению собственного производства сначала в Петербурге, а затем и в Москве, превратившись в развлекательное ТВ с преобладанием в эфире телесериалов детективной тематики.

Телеканал «Санкт-Петербург» в настоящее время возглавляет (в должностях генерального директора и главного редактора) Борис Петров, ранее глава северо-западного бюро ИТАР-ТАСС; его заместитель и одновременно ведущий сразу нескольких программ канала – Юрий Зинчук (он же принимал активное участие в создании канала в 2009–2010 гг. как председатель комитета по печати и был первым гендиректором АО «ГАТР» до 2012 гг.). Канал получает стабильно высокое финансирование из городского бюджета: если в 2010 г. на него было потрачено около 60 млн руб., то объём субсидий в 2018 году составил уже порядка 760 млн[7]. Производственные площади в телецентре на Чапыгина, 6 вещатель арендует у «Пятого канала» (стоимость аренды в 2018 г. составила 300 млн руб.). Судя по данным, размещённым на сайте «Санкт-Петербурга», в его штате сегодня состоит более 60 человек (без учёта водителей, монтажёров и прочего технического персонала)[8].

В феврале 2017 г. телеканал выиграл конкурс на статус обязательного общедоступного телеканала Санкт-Петербурга (занимает так называемую «21-ю кнопку» в пакетах кабельных операторов).

Ту же «21-ю кнопку», но в Ленинградской области[9] занимает другой телеканал, осуществляющий вещание в Петербурге – уже упоминавшийся выше ЛОТ, или 47-й канал. Это старший по возрасту канал из рассматриваемых нами: был создан по инициативе ленинградской обладминистрации ещё в 1994 году. Изначально он вещал по лицензии в региональных «окнах» на «Пятом канале» по два часа в день, утром и вечером.

При создании ЛОТа в 1994 г. власти Ленобласти оставили за собой только 45% акций, уступив остальную долю имевшим интересы в области медиаигрокам[10]. Однако после очередного перераспределения частных пакетов в 2002 году, когда контроль над компанией получили фирмы, близкие к правительству Петербурга[11], областная администрация забила тревогу и инициировала ряд успешных судебных процессов с целью возвратить важный информационный ресурс под своё крыло. В результате 55% акций выкупили четыре близкие к областным властям бизнес-структуры, за которыми, в частности, стоял дружественный губернатору Сердюкову предприниматель Кирилл Рагозин, депутат Госдумы, владевший в ЛО водочным заводом и фабрикой стеклотары. В 2005 г. Рагозин погиб, и к 2007 году Ленобласти принадлежали уже 73,6% акций телекомпании, а блокирующим пакетом в 26,4% владела стройкорпорация ЛСР. По данным газеты «Коммерсантъ», в январе 2008 года, когда областные власти решили всерьёз заняться развитием канала, ЛСР пообещала выступить в качестве основного инвестора (нужно было вложить около 1,4 млрд рублей). По времени это совпало с назначением владельца строительной компании Андрея Молчанова на пост сенатора от ЛО. Однако обещанных инвестиций мажоритарии ЛОТа так и не дождались. Впоследствии ЛСР передала свою долю в телекомпании обратно правительству Ленобласти за символическую сумму. А уже в ноябре 2015 года ЛОТ вновь стал на четверть частным (имена инвесторов см. выше). Тем не менее, все годы канал жил исключительно на областные субсидии – которые в последние годы значительно увеличивались (в 2014 г. – 20 млн руб., в 2017 г. – 97,7 млн, в 2018-м – 100 млн, в 2019 году планируется двукратное увеличение финансирования)[12].

В августе 2007 г., уже после того как «Пятый канал» вновь стал федеральным, ЛОТ потерял вечернее окно в его эфире[13]. Формальным поводом для этого послужила техническая ошибка, обнаруженная руководством «Пятого канала» в лицензии ЛОТа. В связи с этим в правительстве области озаботились развитием компании и распространением эфира через сети кабельных операторов. Закупалось оборудование, постепенно расширялся охват вещания, привлекались новые творческие силы для создания контента и руководства редакцией. В феврале 2010 г. компания переехала в телецентр на Чапыгина, 6, а в декабре 2013 года ЛОТ вышел в собственный круглосуточный эфир в сетях кабельных операторов на территории Ленобласти[14]. Ещё через полтора года, в августе 2015-го, канал появился в городской кабельной сети оператора «Ростелеком», охватывающей около 1,4 млн абонентов Петербурга[15]. Тогда же было значительно улучшено техническое оснащение, телеканал купил лицензию на трансляцию матчей футбольного клуба Ленобласти «Тосно».

Генеральным директором ЛОТа с ноября 2015 г. стал Андрей Радин[16], до этого много лет работавший на местном НТВ и канале «100 ТВ», а позже занимавший должность председателя Комитета по печати Ленобласти. В сентябре 2016 г. ЛОТ заключил договор с рекламным агентством «Алькасар» (входило в холдинг «Газпром Медиа»), после чего доходы телекомпании от размещения рекламы в эфире, по словам Радина, заметно выросли. Канал расширил штат сотрудников до 60 человек, создал бренд «47», увеличил объёмы собственного производства и запустил сайт. К середине 2017 г. канал закупил в собственность своё оборудование (прежде всё арендовалось), в том числе HD-камеры с возможностью трансляции в режиме реального времени. Доля канала в городе оставалась сравнительно небольшой: в два раза меньше, чем у смольнинского «Санкт-Петербурга» (при этом бюджет у последнего тогда был больше в 8 раз – порядка 700 млн руб. против 90 млн у ЛОТа)[17].

В настоящее время компанию возглавляет Олег Черных (ранее руководил выборгским интернет-изданием iVyborg.ru). Вскоре после заступления на должность гендиректора ОАО «ЛОТ» в январе 2019 г. он заявил о необходимости модернизировать канал в связи с его убыточностью и непопулярностью[18].

Наконец, третий вещатель, эфир которого мы анализировали – телеканал «78». Канал доступен в сетях кабельных операторов, кроме того, с момента запуска в 2017 г. он вещал на 31-й дециметровой частоте, которая ранее принадлежала каналам СТО – «100 ТВ» (2003–2015) и Life78 (2015–2017) соответственно. Все три бренда вели (а «78» ведёт в настоящее время) свою деятельность в рамках одного и того же юридического лица, которое меняло владельцев – ООО «ТВ Купол».

Телеканал СТО появился в 2003 году, его владельцем выступил «Фонд поддержки независимых телевещателей», который представлял интересы группы компаний, близких к тогдашнему гендиректору ОАО «Территориальная генерирующая компания №1» (ТГК–1) Андрею Лихачёву (был вице-губернатором Петербурга в 1998–1999 гг.). Лихачёв намеревался участвовать в губернаторских выборах 2003 г., однако этого не случилось, и медиаресурс оказался «ненужным». В результате канал в 2005 г. выкупил Олег Руднов – тогда он уже год как занимался созданием в Петербурге холдинга «Балтийская медиа-группа», в который в итоге, помимо телеканала СТО, вошли газеты «Невское время», «Смена» и «Вечерний Петербург», радио «Зенит», а также изначально рудновское радио «Балтика». Кроме того, уже в рамках холдинга были созданы газета «Вечернее время» (2003–2008) и радио «Нева FM» (2012–2015).

За годы существования в БМГ канал расширил аудиторию (с 1,5% в 2006 г. до 2,2% в декабре 2014 г.), развился технически и творчески, перешёл на круглосуточное вещание и к моменту закрытия в 2015 г. имел в эфире проекты самой разной тематики от новостей до спортивных и детских программ. Собственно закрытие произошло в связи со смертью Олега Руднова в январе 2015 г. После неё БМГ, находившаяся, видимо, не в лучшем финансовом положении, перешла под управление Арама Габрелянова, главы московского ИД «Ньюс Медиа». Последний с 2008 г. на 49% принадлежал холдингу «Национальная Медиа Группа». Габрелянов полностью переформатировал телеканал, создав по сути с нуля новое СМИ – значительно заменив кадровый состав и технические мощности. Канал под названием Life78 специализировался исключительно на новостных трансляциях и просуществовал недолго: уже к концу 2016 года проект был частично, а к весне 2017 г. – полностью свёрнут (в марте 2017 г. Life78 перешёл на режим ретрансляции московского канала LifeNews).

К 1 мая 2017 г. 31-я частота была передана под прямое управление «Национальной Медиа Группы», специалисты которой разработали новый формат телеканала под брендом «78»[19]. 1 сентября 2017 г. на прежней технической базе (сделанной для «Лайфа») канал начал вещание. В его штат была переведена значительная часть сотрудников «Пятого канала» (многие – вместе с их передачами), а сам 78-й заявил о себе как о «реинкарнации», в определённом смысле, рудновской «Сотки»[20]. На пост главного редактора был приглашён Андрей Радин, ранее руководивший «100 ТВ» и уже два года как возглавивший ЛОТ[21]. В феврале 2018 г. по окончании контракта его место занял генеральный директор канала Александр Анучкин (ранее возглавлял дирекцию информационного вещания «Пятого канала»). Компания «ТВ Купол» через небольшую цепочку юридических лиц принадлежит сегодня приблизительно на 75% сыну Олега Руднова Сергею, на оставшиеся 25% – ЗАО «Национальная Медиа Группа».

Результаты эмпирического исследования. Мы провели анализ программ передач всех трёх телеканалов за две недели, с 15 по 28 апреля 2019 г., распределив единицы эфирного контента по функционально-жанровым группам. Опираясь на классификаторы телевизионной продукции Г. В. Кузнецова (1999) [Кузнецов 2000: 193–203] и некоммерческого партнёрства «Медиакомитет» (2003) [Ильченко 2009: 406–437], мы выделили девять групп программ, некоторые из которых дополнительно разделили на подгруппы. За основу данной классификации были взяты функциональный и тематический критерии – т. е. деление производилось по принципу функции, которую выполняет программа, в сопряжении с её общей тематикой (информационная, развлекательная, спортивная и т. д.). Распределение программ исследуемых телеканалов по данным группам мы представили в виде таблицы.

Таблица 1

Региональные полновещательные каналы СПб и ЛО:
сопоставление программ по функциональным типам

(по трём каналам, собственное производство; 15–28 апреля 2019 г.)

Типы программ

78

Санкт-Петербург

ЛОТ

Информационная программа

   

в т. ч. новости:

Известия 78
Середина дня

Новости;
Новости. Итоги дня
Время суток
Итоги недели

Последние известия

 

спец. новости:

   

хрон. происш.:
нов. спорта.:
нов. экономики:

Происшествия
Команда 78

Степень защиты
Новости спорта
Бизнес-Петербург
Вектор успеха

ТСБ
Область спорта

прогноз погоды:

Прогноз погоды

в т. ч. инф.-аналит.:

Телекурьер
Неделя в Петербурге
Петербург. Новый взгляд. Разговор
с А. Бегловым

 

Пульс города. Репортаж дня; Пульс города; Губернаторский
контроль;
Промышленный клуб Районы. Кварталы
Четвёртая студия

Ленинградское время
Атмосфера

культ. обозр.:

Неспящие

Культурная эволюция

инф.-развл.:

Полезное утро

Хорошее утро
Время суток. Интервью

инф.-консульт.:

Городовой
Автограф
Формула 78

Зона особого внимания
Полезная консультация

Медицинская правда*

Развлекательная
программа

   

в т. ч. развл.-инф.:

Доходное место
Вечер трудного дня

Секретная кухня*

юмористич.:

Корюшки.News

Музыкальная
программа

Спортивная
программа

Футбол pro & contra
Болеем за наших! (в дни матчей)

Такой футбол
Time Out

Футбольный регион

Социально-политическая
программа

Открытая студия
Горожане
Итоги дня

Улица правды
Партбюро

Культурно-просветительская
программа

Малые родины
большого Петербурга,
Ленинградская
коллекция;
Театральная гостиная

Детская
программа

Мультфильмы*
(очень редко)

Мультфильмы*
(редко)

Мультфильмы*

Религиозная
программа

Слово*,
трансляции
богослужений

* Программа несобственного производства.

Сопоставив сетки вещания телеканалов «78», «Санкт-Петербург» и ЛОТ, мы пришли к следующим выводам.

Оба городских канала (78-й и «Санкт-Петербург») располагают высокой долей собственного контента в эфире (см. Таблицу 2). В программной политике этих вещателей наблюдается некоторый параллелизм форматов, который отражается в сходстве расположения передач в эфирной сетке, сходстве их жанровой организации, композиционной структуры – и даже наименований (ср. «Полезное утро» и «Хорошее утро»). Другие примеры похожих форматов: «Городовой» и «Зона особого внимания», «Футбол. Pro & Contra» и «Такой футбол» (подробнее см. Таблицу 1). Интересно, что программа «Такой футбол» (телеканал «Санкт-Петербург») выходит в эфир по понедельникам в 23.10 (длится до 23.45), а в 23.20 выходит программа той же тематики под названием «Футбольная столица» (ведущий – Геннадий Орлов) в местном эфире телеканала НТВ. Вторая передача старше, была создана в 2010 году, в то время как первая появилась только в январе 2017 года (некоторое время ей предшествовала другая программа, «Одиннадцать свидетелей»), из чего можно сделать вывод о том, что в данном случае канал «Санкт-Петербург» прибег к приёму контрпрограммирования в отношении федерального канала, производящего региональный контент.  

Объёмы информационного вещания отличаются у всех трёх каналов: наибольшим количеством новостей в эфире располагает канал «78» (18%), наименьшей – ЛОТ (9,4%). Показатель «Санкт-Петербурга» промежуточный – 13,9%. Все три вещателя дробят информационный эфир тематически, однако делают они это по-разному. На городских каналах принято выделять в отдельные программы хронику происшествий и новости спорта. В то же время «Санкт-Петербург» повышенное внимание уделяет экономической проблематике, что проявляется присутствием в эфире сразу трёх дополнительных программ: «Бизнес-Петербург», «Вектор успеха» и «Промышленный клуб», – а кроме того, чаще выпускает культурные обозрения (на 78-м программа такого типа выходит раз в неделю, на «Санкт-Петербурге» – 5 раз, без учёта повторений выпусков в обоих случаях). ЛОТ из подобных специализированных программ производит только хронику происшествий «ТСБ», которая выходит в эфир дважды в день по будням.

Таблица 2

Объём и доля программ собственного производства
в эфире региональных полновещательных телеканалов СПб и ЛО
(по трём каналам; объём вещания в сутки, часы; 15–28 апреля 2019 г.)[1]

 

Собств.

Доля

Закупл.

Доля

78

Пн – чт

15,5

77,5%

4,5

22,5%

Пт

10

50%

10

50%

Сб – вс

5–6

25–30%

14–15

70–75%

Нед.

83 / 140

59%

57

41%

Санкт-Петербург

Пн – чт

6–7

30–35%

13–14

65–70%

Пт – сб

8,5

42,5%

11,5

57,5%

Вс

2

10%

18

90%

Нед.

45

32%

95

68%

47 (ЛОТ)

Пн, чт

3

15%

17

85%

Вт

3,5

17,5%

16,5

82,5%

Ср, пт

2,5

12,5%

17,5

87,5%

Сб – вс

0

0%

20

100%

Нед.

14,5

10%

125,5

90%

Эфир «78-го» имеет ярко выраженный развлекательный уклон: программы соответствующей направленности присутствуют здесь не только в утреннем эфире (что характерно и для «Санкт-Петербурга»), но также в дневном и вечернем эфире («Доходное место», «Вечер трудного дня»).

 «Санкт-Петербург» в сравнении с 78-м скорее наоборот, подчёркнуто серьёзен и деловит (хотя развлекательные программы в его эфире также присутствуют, «лицо канала» формируют не они, а собственно информационные и социально-политические программы с участием большого количества представителей городской власти («Улица правды», «Четвёртая студия», «Партбюро», «Районы. Кварталы»).

Отличительная черта смольнинского канала – наличие в эфире культурно-просветительских проектов: документального цикла «Малые родины большого Петербурга», а также программ «Ленинградская коллекция» (здесь транслируются старые телеспектакли Ленинградского телевидения, ведущий – Борис Гершт) и «Театральная гостиная» (ведущий – Рудольф Фурманов, худрук театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова). Последняя программа стилистически отсылает зрителя к довольно старому формату, который существовал ещё на советском телевидении – творческая встреча с артистом, при этом в студии (в данном случае её роль выполняет помещение театра) присутствуют другие актёры, режиссёры и прочие представители профессионального сообщества – получается своего рода «кабачок», камерные посиделки, где многие знакомы друг с другом и потому делятся часто неформальными историями из жизни, анекдотами и т. д. При этом выделяется фигура ведущего-модератора и гостя программы, которому отводится роль главного «рассказчика историй».

Религиозные программы – также специфическая особенность смольнинского телеканала. Они выходят только по выходным, и это как серийные («Слово»), так и разовые передачи в виде трансляций праздничных богослужений, обращений (выступлений) священнослужителей. Из-за того что на анализируемые две недели пришёлся важнейший из христианских праздников Пасха (28 апреля), доля религиозных программ в эфире «Санкт-Петербурга» оказалась более значительной (1,4%), чем это бывает в недели без крупных праздников (например, 7 апреля православные отмечали Благовещение, однако доля религиозных передач за первую апрельскую неделю составила менее 0,5%).

Тенденция, обнаруженная нами на двух каналах сразу – и это снова 78-й и «Санкт-Петербург» – выделение в эфире прайм-тайма слотов под программы социально-политической тематики с прямым либо косвенным участием действующего губернатора города. Жанрово они представляют собой информационно-аналитические программы: «Петербург. Новый взгляд. Разговор с Александром Бегловым» (часовое интервью, выходит по четвергам) и «Губернаторский контроль» (пятиминутный специальный репортаж, выходит по средам с повтором в четверг днём). Общая стилистика, информационное наполнение данных проектов, а главное, их практически «синхронное» появление в эфире в начале апреля мы связываем с близостью избирательной кампании в Санкт-Петербурге (официальный старт кампании был дан 31 мая).

Все три вещателя прибегают к наполнению эфира кинопродукцией, при этом доля кинопоказа в целом и фильмов различных жанров и происхождения в общем объёме вещания у них отличается. Наименьшая доля кинопоказа характерна для 78-го канала, он же продемонстрировал наименьшую лояльность зарубежному художественному кино, в то же время показав самый высокий результат по удельному весу зарубежной документалистики и вообще документального кино в целом – почти 4 часа в сутки.

Эфир 47-го канала (ЛОТ) буквально заполонён сериальным контентом: параллельно в течение недели может показываться сразу три многосерийных фильма. «Санкт-Петербург», напротив, телесериалам предпочитает фильмы, причём в его копилке много советских кинолент, которые показываются ежедневно поздно вечером. Имеем смелость предположить, что это обусловлено либо стремлением вещателя угодить предпочтениям возрастной аудитории, либо относительно низкой закупочной стоимостью таких фильмов. В то же время неигровых фильмов в эфире «Санкт-Петербурга» – меньше всего (менее 30 часов за две недели против 55 у 78-го и 45 у ЛОТа).

Таблица 3

Кинопоказ на региональных полновещательных телеканалов СПб и ЛО
(по трём каналам; объём вещания, часы; 15–28 апреля 2019 г.)[2]

 

Игровое

Неигровое

Всего /
в сут. (средний показат.)

Отеч.

Заруб.

Отеч.

Заруб.

сериал

фильм

сериал

фильм

сериал

фильм

сериал

фильм

78

буд.

13

8

13,2

2

11

2,9

50,1 /
5

вых.

9

19

8

3

2,5

12,6

54,1 /
13,5

всего /
в сут.

22

27

21,2

5

13,5

15,5

104,2
или
7,4 в сут.

49

26,2

29

49 / 3,5

55,2 / 3,9

Санкт-Петербург

буд.

44,6

40,6

1,8

15,4

3,6

106 /
10,6

вых.

2,1

23,1

6

7

6,4

4,4

49 /
12,3

всего /

в сут.

46,7

63,7

6

8,8

21,8

8

155
или
11,1 в сут.

110,4

14,8

29,8

125,2 / 8,9

29,8 / 2,1

47 (ЛОТ)

буд.

57,9

44,1

27,8

18,6

3,6

3,3

155,3 / 15,5

вых.

6,6

18,3

4

18,5

13,1

5,5

0,8

66,8 /
16,7

всего /
в сут.

64,5

62,4

4

46,3

31,7

9,1

4,1

222,1
или
15,9 в сут.

126,9

50,3

40,8

4,1

177,2 / 12,6

44,9 / 3,2

Бросающаяся в глаза особенность ЛОТа – низкая доля собственных программ (см. Таблицу 2). Эфир более чем на 3/4 заполнен кинопоказом (79%), кроме того, транслируется несколько закупленных познавательных программ («Медицинская правда», «С миру по нитке») и одна развлекательная («Секретная кухня»). Собственные проекты канала выдержаны в простой информационной стилистике (за редчайшим исключением это небольшие видеосюжеты), нередко страдают несовершенством формы и содержания. Мы можем выдвинуть свою гипотезу о причинах такого положения. Во-первых, область – принципиально другое географическое и культурное пространство, нежели Петербург. Во-вторых, это финансирование, которое у 47-го канала гораздо скромнее, чем у собратьев по региональному вещанию (субсидии, выделяемые «Санкт-Петербургу» в 2018 году, превышали аналогичные «дотации» ЛОТу более чем в 7 раз (750 млн против 100, об объёмах финансирования мы уже говорили выше). Данных об экономике 78-го канала в нашем распоряжении нет, однако стоит учитывать факт пребывания данного вещателя в составе одного из двух крупнейших медиахолдингов страны – «Национальной Медиа Группы».

Распределение программ в сетке по времени выхода в эфир и периодичности. Эфир региональные вещатели традиционно делят на будний и выходной, выделяя в каждом временные промежутки с разным уровнем зрительского интереса (доли аудитории, присутствующей у экрана). В соответствии с этим в программе передач ясно прослеживаются утренний, дневной, вечерний и ночной периоды вещания [Коломиец (ред.) 2001: 121; Толоконникова 2008]. Они отличаются, прежде всего, интенсивностью новостного и аналитического вещания, а при более широком рассмотрении – долей программ собственного производства.

Для буднего эфира характерна более высокая доля информационных, социально-политических и развлекательных программ (см. Таблицы 4 и 5). В выходные чаще демонстрируются музыкальные программы и кино. Ввиду разницы между совокупным объёмом выходного и буднего вещания (200 и 80 часов соответственно) приводятся также данные о доле, которую программы занимают в эфире.

Таблица 4

Информационное вещание на полновещательных телеканалах СПб и ЛО (по трём каналам; объём вещания за две недели, часы; 15–28 апреля 2019 г.)[3]

Программы

78

Санкт-Петербург

ЛОТ

буд.

вых.

буд.

вых.

буд.

вых.

Новости

36

4,1

22,9

5,6

23,3

Спец. новости:

хрон. происш.
новости спорта
нов. экономики
другое

8,5

6,5
2

2

2


10,3

1,3
4,6
3,8
0,6




3

3





Итого, собств. информ. вещание (новости)

44,5

6,1

33,2

5,6

26,3

Доля эфира

22,3%

7,7%

16,6%

7%

13,2%

0%

Информационно-аналитические

18,5

2

9

1,9

4

Культ. обозрения

2

2

5,7

1,1

Информационно-консультационные

3

2,5

5,2

1,2

4,5

Информационно-развлекательные

45

12,6

1,1

ИТОГО

113

12,6

65,7

10,9

34,8

ДОЛЯ ЭФИРА

56,5%

15,8%

32,9%

13,6%

17,4%

0%

Таблица 5

Неинформационное вещание на полновещательных телеканалах СПб и ЛО
(по трём каналам; объём вещания за две недели, часы; 15–28 апреля 2019 г.)[4]

Программы

78

Санкт-Петербург

ЛОТ

буд.

вых.

буд.

вых.

буд.

вых.

Социально-политические

14,6

8

9

Доля эфира

7,3%

10%

4,5%

0%

0%

0%

Развлекательные:

развлекат.-инф.
(в т. ч. познават.):
юмористические:

21

21

2

2

0,1


0,1

0,1


0,1


4

4

Доля эфира

10,5%

2,5%

0,0%

0,0%

0%

5%

Спортивные

2

3,2

0,6

0,5

Доля эфира

0%

2,5%

1,6%

0,8%

0,3%

0%

Культурно-просвет.

5,5

8,6

Доля эфира

0%

0%

5,3%

10,8%

0%

0%

Музыкальные

4,2

4,5

Доля эфира

0%

0%

0%

5,3%

0%

5,7%

Детские

1,3

1,3

2,4

4,5

4,6

Доля эфира

0,7%

1,6%

0%

3%

2,3%

5,8%

Религиозные

4

Доля эфира

0%

0%

0%

5%

0%

0%

Кинопоказ

50,1

54,1

106

49

155,3

66,8

Доля эфира

25%

67,6%

53%

61,3%

77,7%

82,3%

ИТОГО

87

67,4

123,8

68,9

160,3

79,9

ДОЛЯ ЭФИРА

43,5%

84,3%

61,9%

86,1%

80,1%

99,9%

Утренний эфир по будням (6.00 – 12.00) заполняется программами информационно-развлекательной направленности, которые вперемежку с выпусками новостей образуют так называемые «утренние каналы» (по аналогии с практикой федеральных вещателей): «Хорошее утро» на канале «Санкт-Петербург», «Полезное утро» на канале «78». ЛОТ не имеет аналогичных программ, поэтому в его эфире эта часть эфирных суток занята документальными фильмами и художественными сериалами (с перерывами на новости).

Есть определённые закономерности в размещении еженедельных программ – спортивной, музыкальной, культурной тематики. Последние, например, выходят в эфир, как правило, в конце (или ближе к концу) недели – это общая особенность для программ «Неспящие» («78»; постпрайм четверга плюс повтор в субботу), «Окно в кино» («Санкт-Петербург»; постпрайм пятницы плюс повтор в субботу). Культурно-просветительские проекты канала «Санкт-Петербург» сосредоточены в субботней сетке вещания, когда выходят новые выпуски цикла «Малые родины большого Петербурга» (повторы и старые выпуски «крутят» по будням), программ «Ленинградская коллекция» и «Театральная гостиная». Религиозные программы, как мы уже указывали, также выходят в эфир по выходным, причём в утреннем блоке программ.

Социально-политические программы выходят в эфире предпрайма («Открытая студия», понедельник–четверг плюс суббота, с повтором в воскресенье утром) и прайм-тайма («Улица правды», вторник и четверг плюс повторы на следующий день в 14.00). То же можно констатировать в отношении программ информационно-аналитических, которые всегда и на всех трёх каналах выходят в прайм-тайм (нередки повторы назавтра с утра или днём – ср. «Пульс города» и «Ленинградское время»). Консультационные передачи выходят либо вечером («Городовой», «Зона особого внимания»), либо утром («Полезная консультация», «Автограф», «Формула 78», «Медицинская правда»).

Заключение. Форматную специфику исследуемых вещателей мы определяем следующим образом. Телеканал «Санкт-Петербург» – информационный канал, где практически не выражена развлекательная составляющая, за исключением единичных программ, чья доля в эфире не является значительной (5%). Вместе с тем, на «Санкт-Петербурге» более существен вес социально-политических и информационно-аналитических программ, присутствуют передачи культурно-просветительского и религиозного профиля, что позволяет сделать предположение о наличии у канала соответствующих информационных задач. В целом формат канала мы бы оценили как социально-политический.

Телеканал «78» – информационный канал с более значительным развлекательным уклоном. Это объясняется относительно высокой долей передач соответствующей направленности в структуре вещания (почти 25% с учётом информационно-развлекательных программ). В то же время доля информационно-аналитических и социально-политических передач здесь заметно выше, чем на «Санкт-Петербурге» (33,1% против 18%).

47-й канал (ЛОТ) – областное телевидение с собственным, отличающимся от городского, информационным полем, экономическими и политическими факторами, сказывающимися на программной политике. ЛОТ – это также информационный канал. Однако полноценное собственное информационное – и не только – вещание здесь, видимо, ещё только предстоит налаживать: новости и аналитика, выпускаемые ЛОТом самостоятельно, занимают в общей сложности чуть более десятой части эфира.

  

Сноски:

[1]  На основе программы передач. С частичным учётом ночного вещания до 02.00, т.е. эфирные сутки = 20 ч.

[2]  На основе программы передач. С частичным учётом ночного вещания до 02.00, т. е. эфирные сутки = 20 ч.; вместе с рекламой (не выделяется время, занятое собственно фильмами). Сотые доли округлены до десятых.

[3] На основе программы передач. С частичным учётом ночного вещания до 02.00, т.е. эфирные сутки = 20 ч.; вместе с рекламой (не выделяется время, занятое собственно программами). Сотые доли округлены до десятых.

[4] На основе программы передач. С частичным учётом ночного вещания до 02.00, т.е. эфирные сутки = 20 ч.; вместе с рекламой (не выделяется время, занятое собственно программами). Сотые доли округлены до десятых.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] В рейтинге цитируемости СМИ Петербурга и Ленинградской области (компания «Медиалогия») за I квартал 2019 г. канал «Санкт-Петербург» занимал 9-е место, «78» – 11-е (сайт 78.ru – 4-е место). ЛОТ в рейтинг «Медиалогии» не вошёл. Интересно, что в нём оказался другой медиаресурс правительства Ленобласти – сайт Online47.ru (21-е место), хотя его посещаемость в сравнении с сайтом ЛОТа гораздо ниже (данные Liveinternet за апрель 2019 г.) – 56 тыс. (35-е место) против 197 тыс. (20-е место).

[2] Тихий ЛОТ: Блокирующий пакет Ленинградской областной телекомпании выкупили бизнесмены, близкие к губернатору. Коммерсантъ С-Петербург. 2015. 11 нояб. С. 11.

[3] В 2008 г. медиаактивы «Северстали», «Сургутнефтегаза» и АБ «Россия» были объединены в ЗАО «Национальная Медиа Группа» (сегодня это один из трех крупнейших медиахолдингов страны наряду с «Газпром-медиа» и ВГТРК). После консолидации активов в соответствии с долями акционеров в НМГ распределение пакетов акций ОАО ТРК «Петербург» выглядело следующим образом:  НМГ – 72,43%; 18,3% – ООО «Волна» («Балтийская медиа-группа», считалась негласно связанной со структурами «Газпрома» и НМГ), 6,27% – правительство Санкт-Петербурга; 3,3% – миноритарии.

[4] Указ Президента РФ от 03.11.2007 N 1460 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 6 октября 1995 г. N 1019 „О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации“». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72284/

[5] «Пятерка» возвращается в Москву и забирает вечерний час у ЛОТ. Интернет-портал Broadcasting. 30.08.2007. URL: http://lib.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=33864

[6] «Петербургский час» – лауреат премии «ТЭФИ-Регион» 2008 // Официальный сайт «Пятого канала». URL: http://5-tv.ru/news/19013/

[7] Телеканал «Санкт-Петербург» может переехать с улицы Чапыгина. Аренда обходится слишком дорого. Фонтанка.Ру. 31.08.2018. URL: https://www.fontanka.ru/2018/08/31/034/

[8] Сотрудники / Телеканал «Санкт-Петербург». URL: https://topspb.tv/persons/

[9] Следом за федеральными гигантами. Лениздат.Ру. 15.02.2017. URL: https://lenizdat.ru/articles/1147100/

[10] 40% получила Ассоциация «Региональное кабельное ТВ», 15% – Ассоциация радио и телевидения (АРИТ). См.: Валерий Сердюков потерял телевидение: Контроль над ЛОТ перешел к Смольному. Коммерсант С-Петербург. 2002. № 192 (22 окт.) С. 4. URL: https://www.kommersant.ru/doc/567276 

[11] Компания «Невские технологии» получила 47,5%, «Север Телеком» – 7,5% акций. Заметную роль при заключении сделок сыграл «человек Смольного» – глава Общественного совета при губернаторе Петербурга Алексей Козырев. Новые акционеры быстро нашли общий язык и стали проводить согласованную политику, далеко не всегда в интересах областного правительства – сначала учредили творческий совет ЛОТ, который возглавил другой близкий к Смольному человек – ректор Гуманитарного университета профсоюзов и глава фонда «Петербург» Александр Запесоцкий, а после попытались заменить руководство компании.

[12] Канал с областной судьбой. Лениздат.Ру. 1.05.2019. URL: https://lenizdat.ru/articles/1155683/

[13] Валерий Сердюков сдал «Петербург»: ЛОТ уступил Пятому каналу свое эфирное «окно». Коммерсант С-Петербург.  2007. № 154 (28 авг.) С. 3.  URL: https://www.kommersant.ru/doc/799150

[14] Телеканал ЛОТ перешёл на круглосуточное вещание. Лениздат.Ру. 12.12.2013. URL: https://lenizdat.ru/articles/1116928/

[15] ЛОТ выходит в эфир Петербурга. Лениздат.Ру. 27.08.2015. URL: https://lenizdat.ru/articles/1132177/

[16] Кандидатура Радина одобрена на пост гендиректора ЛОТа. Лениздат.Ру. 9.11.2015. URL: https://lenizdat.ru/articles/1134259/

[17] Андрей Радин: «Беда телевидения Петербурга в близости Москвы». Лениздат.Ру. 16.05.2017. URL: https://lenizdat.ru/articles/1150091/

[18] Канал с областной судьбой. Лениздат.Ру. 1.05.2019. URL: https://lenizdat.ru/articles/1155683/

[19] Телеканал Life78 сменит владельца и название. Фонтанка.Ру. 8.04.2017. URL:  https://www.fontanka.ru/2017/04/08/043

[20] Новый петербургский телеканал может стать «реинкарнацией» закрытого «100 ТВ». Росбалт. 19.07.2017. URL: http://www.rosbalt.ru/piter/2017/07/19/1631783.html

[21] Радин возглавит новый телеканал на частоте Life78. Лениздат.Ру. 2.05.2017. URL: https://lenizdat.ru/articles/1149537