Журналы для детей в КНР: назначение и функции/Magazines for children in China: the purpose and function

Ху Имин

Санкт-Петербургский государственный университет

Hu Yiming

Saint Petersburg State University

Актуальность исследования определяется тем, что детский книжный (включая журналы) рынок Китая занял второе место в мире в 2017 году, уступив только США. Однако, согласно исследованию, в Китае на рынке детских журналов все еще много проблем. Одной из наиболее важных проблем является значительная доля учебно-методических журналов. Дети читают книги и журналы только для того, чтобы сдать экзамены. Этот вид утилитарного чтения стал самым важным фактором, препятствующим чтению детей.

The relevance of the paper is determined by the fact that in 2017, Chinese children’s publishing market has ranked second in the world. However there are still many problems in the children’s magazine market in China. One of the most obvious problems is a significant proportion of educational magazines. Children read books and magazines only in order to pass exams. This utilitarian reading has become a major factor hindering children from reading more magazines.

  1. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века, Л.: Наука, 1973.
  2. Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах, том второй / В. А. Сухомлинский. – М.: Изд. Радянська школа, – 1979.
  3. Холмов. М. И. Становление советской журналистики для детей[Текст] /М. И. Холмов. Л.: Изд. Ленинградского университета, – 1983.
  4. Thomas H.C. Lee. Learning for One’s Self: Traditional Education in China (in Chinese), The Chinese University of Hong Kong – 2012 –, P. 3.
  5. Ян Божун. Аннотирование Лунъюя. /Ян Божун. Китайский книжный магазин, – 2010. – 173 с.
  6. Ан Сяолань. Классическая китайская книга — Сюньцзы. / Китайский книжный магазин, – 2010. – 12 с.
  1. Luppov S.P. Kniga v Rossii v pervoj chetverti XVIII veka, L.: Nauka, 1973.
  2.  Suhomlinskij, V. A. Izbrannye proizvedenija v pjati tomah, tom vtoroj / V. A. Suhomlinskij. – M.: Izd. Radjans’ka shkola, – 1979.
  3.  Holmov. M. I. Stanovlenie sovetskoj zhurnalistiki dlja detej[Tekst] /M. I. Holmov. L.: Izd. Leningradskogo universiteta, – 1983.
  4.  Thomas H.C. Lee. Learning for One’s Self: Traditional Education in China (in Chinese), The Chinese University of Hong Kong – 2012 –, P. 3.
  5.  Jan Bozhun. Annotirovanie Lun»juja. /Jan Bozhun. Kitajskij knizhnyj magazin, – 2010. – 173 p.
  6.  An Sjaolan’. Klassicheskaja kitajskaja kniga — Sjun’tszy. / Kitajskij knizhnyj magazin, – 2010. – 12 p.

Рецензия

На статью Ху Имина «Журнал для детей: назначение и функции»

Данная статья продолжает научную дискуссию о месте детских СМИ в современном мире. Это орудие пропаганды или информации? Ху Имин затронул актуальную тему, от которой все пытаются уклониться. Многие считают, что если такую тему обсуждают в Китае, то это наверняка будет идеология. Ху Имин отмечает, что в системе образовательного мышления известного советского практикующего педагога и теоретика образования В.А. Сухомлинского цель школьного образования заключается в том, чтобы образованный человек достиг всестороннего и гармоничного развития личности и стал активным участником социального прогресса. Да, изменились времена, но все новое — это может быть забытое старое? Статья интересна по своему содержанию и может быть рекомендована к печати

Лебедева Бэла Васильевна
старший преподаватель СПбГУ
Санкт-Петербургский государственный университет

Детское чтение, журнал, детское образование, Китай.

Children’s reading, magazine, children’s education, China.

Ху Имин Журналы для детей в КНР: назначение и функции// Век информации (Сетевое издание), 2019. Т.3 № 2(7) апрель 2019. https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)016

Hu Yiming Magazines for children in China: the purpose and function Information age (online media), 2019, vol. 3, no. 2(7) https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)016

Зачем нужно читать книги, журналы? Трудно или легко ответить на этот вопрос.

Если задать этот вопрос детям, то ответы большинства из них могут быть связаны с духовными интересами и мечтами, такими как: «Я хочу приобрести знания, чтобы стать ученым и исследовать тайны Вселенной». Или ответы могут быть связаны с материальными интересами, например: «Знания помогут мне стать богатым, и тогда я смогу купить частный самолет и путешествовать по миру». Если вы зададите еще несколько вопросов: «Почему ты хочешь стать ученым, почему ты хочешь стать богатым человеком, зачем покупать большой дом, почему…», то вы поймете, что эти вопросы определенно связаны с природой жизни и философией. Таким образом, зачем нужно читать книги? На самом деле для разных стран и разных национальностей смысл чтения различался на протяжении разных исторических эпох. В начале XVIII века Петр Великий внес ряд изменений в российскую издательскую индустрию с тем, чтобы русская издательская деятельность и типография начали постепенно переходить от религиозной монополии к светской и социальной трансформации.  Прежде всего, появилась печатная книга вместо ранней рукописной. Это эффективно повышало грамотность людей. «Книгопечатание при Петре, целиком поставленное на службу преобразования страны, приобрело небывалый до того времени размах»[1]. В Китае отбор путем экзаменов (система государственных экзаменов в Китае для получения ученой степени и права поступления на должность), созданная в 605 году, всегда была основным способом отбора талантов в стране, и этот способ отбора талантов влияет до сих пор на современное китайское общество. Дети из бедной семьи усердно учатся и меняют свои первоначальные классовые принадлежности посредством сдачи национальных экзаменов. Эта модель является основной формой классовой трансформации в китайском обществе. Ее значение для общества и страны очевидно.

    Однако изначально в древнекитайском образовании занять пост государственного служащего не было основной целью. Конфуций и Сюньцзы являются наиболее важными конфуцианскими мыслителями, которые влияют на китайскую образовательную мысль. Главная цель их мысли – построить идеальное общество. Принятые государственные программы основаны на индивидуальном образовании: улучшении личной морали является основой хорошего общества.[2] Они составляли учебники и писали книги для учащихся. Помимо того, что они подчеркивали роль морали, эти мыслители также говорили людям, что получение знаний может быть увлекательным. Например, Конфуций сказал, что «в древности люди учились для того, чтобы самосовершенствоваться; сейчас же люди учатся лишь напоказ».[3] Сюньцзы считает, что «Совершенный человек через учебу стремится сделать себя прекрасным».[4] Можно заметить, что цель древних китайцев в отношении к знаниям состоит в том, чтобы улучшить личные моральные качества и получить от этого радость, а не в том, чтобы получить признание в чужих глазах.

В системе образовательного мышления известного советского практикующего педагога и теоретика образования В.А. Сухомлинского цель школьного образования заключается в том, чтобы образованный человек достиг всестороннего и гармоничного развития личности и стал активным участником социального прогресса. Он говорит, что в этом всеобъемлющем и гармоничном процессе развития «столь большое значение в воспитательной работе имеет коллективная одухотворенность трудом».[5] Он также считает, что чтение является очень важным способом развития детей, очищающим их души и сублимирующим их личность. Хорошие книги несомненно окажут на учащихся сильное духовное воздействие. Ученики начальных классов будут рассматривать нравственную идею, представленную в книге, как свое собственное сознательное стремление. Если ребенок любит читать, то с помощью книги он получит утешение души, найдет в ней образец, как жить, и книга очистит его душу. Истина в книге часто становится жизненным примером. В школе, основанной Сухомлинским, повсюду стояли книжные шкафы, и ученики могли легко найти здесь хорошие книги, заставляющие их задуматься.

    Из вышеизложенного видно, что основная цель чтения по Сухомлинскому согласуется с целью древних китайских конфуцианских мудрецов. Они подчеркивают, что воспитание нравственности является основной целью приобретения знаний. И в процессе чтения и обучения можно быть счастливым. Человек приобретает знания через чтение, и эти знания превращаются в моральную силу, которая управляет поведением человека и, в итоге, способствует развитию всего общества. Поэтому мы считаем, что конечной целью чтения является повышение морального уровня читателей и получение большего счастья в жизни.

Однако в эпоху бурного экономического развития людям легко игнорировать истинную цель чтения. В связи с политикой реформ и открытости, длящейся 40 лет, Китай вырос из слаборазвитой аграрной страны в крупнейшую индустриальную страну мира. В то же время, когда материальное благосостояние значительно выросло, оно также привело к резкой перестройке механизмов общества и идеологии людей. Доминирующие эффекты денег и коррозийные действия материальной составляющей влияют на каждого члена общества, и студенты не являются исключением. Целью учеников становится личная заинтересованность в чтении. Китайская образовательная система, действительно, выявляет большое количество талантов, которые необходимы обществу, но в рамках этой системы интерес учащихся к чтению и приобретению знаний подавляется. Даже многие учителя и родители считают, что тот, кто может хранить знания в памяти и «выплескивать» их, когда это необходимо, — это способный и знающий ученик. Учащиеся, которые совершенствуются таким образом, не только не способны соответствовать потребностям инновационного общества, но и делают овладение знаниями проблематичным. Читать книги – это то, что вы должны делать, чтобы удовлетворять свои личные интересы. Это полностью противоречит первоначальной цели чтения.

Согласно 15-му отчету о национальном чтении в Китае, в 2014 году средний показатель чтения книг на душу населения в Китае составил 4,56.[6] В том же году, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, количество книг на душу населения в России за 3 месяца составляет 4,55.[7] Эти данные показывают, что количество книг на душу населения в России в четыре раза больше, чем в Китае. Тем не менее, 80% книг, изданных в Китае, на самом деле являются разными видами методической литературы.[8] Люди читают книги не потому, что они заинтересованы, и не для того, чтобы развлечься, а для того, чтобы удовлетворить личные интересы. Этот вид утилитарного чтения стал самым важным фактором, препятствующим чтению китайцев.

    Если речь идет о функции детских журналов, Ли Сюэцянь, директор Китайского агентства детской прессы и публикаций, говорит, что детские издания имеют три атрибута: общественные, образовательные и профессиональные[9]. Общественные атрибуты в основном отвечают потребностям чтения на розничном рынке и больше обращают внимание на развлечение. Образовательные атрибуты должны быть направлены на удовлетворение потребностей в образовательных услугах в школах и уделять больше внимания развитию образовательных функций. Профессиональные качества требуют профессиональных услуг, таких, как уход за детьми и услуги юных пионеров.

    Основываясь на этих трех атрибутах детских публикаций, основных трудах исследователей детских когнитивных способностей можно предположить, что детские журналы способны выполнять следующие функции:

1) образовательная функция,

2) функция формирования личности,

3) функция распространения информации,

4) интеллектуальная функция развития,

5) функция развития эстетических способностей,

6) функция развлечения,

7) функция социализации.

  Эти функции детские журналы могут осуществлять, исходя из своей узкой или широкой тематики, в разных жанрах, а также имеют разную направленность в дифференцированных обществах в отдельные исторические периоды. Например, детская периодическая печать после победы Великого Октября помогала решать задачи, которые стояли перед Россией в политической, экономической, педагогической сферах. В центре ее внимания было выполнение наказа Ленина III съезду РКСМ – учиться коммунизму.[10]

К 1960-м годам в Советском Союзе была сформирована система журналов и газет для детей и юношества, которые выполняли разные функции. Журнал «Веселые картинки», например, развлекал и социализировал малышей, развивая их интеллектуальный потенциал и таким образом формируя личность. Сейчас эти функции успешно выполняет журнал для детей дошкольного возраста «Маша и медведь». Журнал «Мурзилка» до сих пор работает и ориентирован на развитие образовательных, интеллектуальных способностях детей, социализировал их. А журнал «Юный натуралист» интеллектуально и эстетически формирует у ребенка вкусы.

Но к середине 2000-ых годов в России стали популярны детские и подростковые глянцевые журналы с определенной развлекательной функцией, которые, по сути, копировали образ интересов взрослой аудитории.

 

Сноски:

[1] Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века, Л.: Наука, 1973. – с 3.

[2] Thomas H.C. Lee. Learning for One’s Self: Traditional Education in China (in Chinese), The Chinese University of Hong Kong – 2012 –, P. 3.

[3] Ян Божун. Аннотирование. Лунъюя. /Китайский книжный магазин, – 2010. – 173 с.

[4] Ан Сяолань. Классическая китайская книга — Сюньцзы. / Китайский книжный магазин, – 2010. – 12 с.

[5] Сухомлинский, В. А. Избранные произведения в пяти томах, том второй / В. А. Сухомлинский. – М.: Изд. Радянська школа, – 1979. – 620 c.

[6] 15-й отчет о национальном чтении в Китае. // Китайское издание. – 2018. – № 09.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mall.cnki.net/magazine/Article/CBFX201805002.htm  

[7] Исследование ВЦИОМ: Тенденции чтения в России в 2014 году. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 02.06.2014. 16:00. Режим доступа: https://gtmarket.ru/news/2014/06/02/6790

[8] Народный комментарий: какая польза от чтения? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opinion.people.com.cn/GB/9177954.html.

[9]Детское Издательство: боль чрезмерной маркетизации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.sohu.com/a/223735375_7402044.

[10] Холмов. М. И. Становление советской журналистики для детей[Текст] /М. И. Холмов. Л.: Изд. Ленинградского университета, – 1983. –с 3.C