Анна Михайловна Спиричева
Санкт-Петербургский государственный университет
Anna M. Spiricheva
Saint Petersburg State University
В статье рассматривается процесс проведения редизайна печатных СМИ на примере районных изданий Санкт-Петербурга. Описаны теоретические принципы редизайна и этапы его осуществления, а также разобраны конкретные примеры, выявляющие проблемы внедрения новых дизайнерских решений в оформление районных газет.
In the article is discussed the process of redesign of print media on the example of the local periodical in Saint-Petersburg. There are described theoretical principles of redesign and stages of its implementation, also are analyzed some specific examples that reveal the problems of introducing new design solutions in the design of local newspapers.
- Овсянникова А. А. Редизайн издания как комплексный процесс трансформации редакционного менеджмента // Молодой исследователь Дона. 2017. № 5 (8). С. 126–130.
- Тышецкая А. Ю. Медиаконвергенция и практика газетного редизайна // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2011. № 2. С. 226–232.
- Тышецкая А. Ю. Современный газетный редизайн: к определению понятия // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 2 (6). С. 109–115.
- Ames S. Elements of Newspaper Design. New York; Westport, 1989.
- Garcia M. Contemporary Newspaper Design: A structural Approach. N. J., 1993.
- Lockwood R. News by Design: A Survival Guide for Newspapers. Denver, CO. 1992.
- Ovsjannikova A. A. Redizajn izdanija kak kompleksnyj protsess transformatsii redaktsionnogo menedzhmenta // Molodoj issledovatel’ Dona. 2017. № 5 (8). P. 126–130.
- Tyshetskaja A. Ju. Mediakonvergentsija i praktika gazetnogo redizajna // Vestnik VGU. Ser. Filologija. Zhurnalistika. 2011. № 2. P. 226–232.
- Tyshetskaja A. Ju. Sovremennyj gazetnyj redizajn: k opredeleniju ponjatija // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 2 (6). P. 109–115.
- Ames S. Elements of Newspaper Design. New York; Westport, 1989.
- Garcia M. Contemporary Newspaper Design: A structural Approach. N. J., 1993.
- Lockwood R. News by Design: A Survival Guide for Newspapers. Denver, CO. 1992.
Рецензия на статью Спиричевой А. М. «Стратегия и реализация редизайна районного издания (на примере районной прессы Санкт-Петербурга)»
Статья Спиричевой А. М. написана на интересную и актуальную тему, связанную с повседневной деятельностью СМИ. Автор грамотно оперирует теоретическим и эмпирическим материалом, литература по проблематике исследования проработана в необходимом объеме, привлечение достаточно широкого ряда исследований совмещается с опорой на реально проанализированные источники. Спиричева А. М. корректно рассматривает вопрос реализации новых тенденций в редизайне на конкретном материале районных изданий Санкт-Петербурга, выявляя и обосновывая причины трудностей, возникающих на пути внедрений новых дизайнерских решений в практику СМИ, наиболее близких к локальной аудитории. Текст структурирован грамотно, результаты работы логично обоснованы и доступно представлены. Выводы, предложенные автором на основе проведенного исследования, не вызывают принципиальных возражений.
Статья создает благоприятное впечатление о научной подготовке автора и может быть рекомендована к публикации.
Алексеев К. А.,
доцент кафедры истории журналистики СПбГУ,
канд. филол. наук
Редизайн, районная пресса, районные газеты.
Redesign, local press, local newspapers.
Спиричева, А. М. Стратегия и реализация редизайна районного издания (на примере районной прессы Санкт-Петербурга) // Век информации (Сетевое издание), 2019. Т.3 № 2(7) апрель 2019. https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)001
Spiricheva, A. Strategy and implementation of the redesign of the district edition (on the example of the regional press of St. Petersburg). Information age (online media), 2019, vol. 3, no. 2(7) https://doi.org/10.33941/age-info.com32(7)001
Во время активного распространения информации по сети Интернет и перехода многих СМИ в онлайн существует мнение, что скоро газеты совсем исчезнут из медиапространства. Однако эксперты считают, что, как минимум, районная и корпоративная пресса всегда будут существовать в печатном варианте, как самая близкая к аудитории. Исследователи отмечают тенденцию районных газет совершенствовать свое оформление и уходить от принятых стандартов, однако зачастую им не хватает вкуса, чувства меры и специалистов, способных осуществить необходимые изменения.
Районная пресса Санкт-Петербурга напрямую связана с территориально-административным делением города — в этом сегменте насчитывается порядка 150 наименований. Многие газеты являются официальными изданиями администраций районов и муниципалитетов. Эта зависимость от властей зачастую приводит к цензуре и самоцензуре журналистов, поэтому из «народной» газеты такие издания превращаются в «сборники официальной информации». Большинство таких газет имеют дизайн, не соответствующий современным тенденциям, поэтому, на наш взгляд, данная проблема требует решения.
Один из инструментов, позволяющих преобразовать дизайн издания, а также вывести газету на новые платформы, — редизайн, при грамотном осуществлении которого газета становится популярнее среди аудитории и, в глобальном смысле, способствует общему повышению визуальной культуры.
Теоретики и практики дизайна дают разные определения термину «редизайн». Так, например, Стивен Аймс называет редизайн «инструментом создания наиболее эффективного механизма взаимодействия с читателем» [Ames, 1989. p. 85]. Авторитетный газетный дизайнер Марио Гарсия считает, что «настоящий редизайн затрагивает не только изменение внешнего облика издания, но и преобразование его содержания» [Garcia, 1993. p. 29]. Наиболее точное и полное определение исследуемому понятию выводит А. Ю. Тышецкая, которая основывается на трудах западных и отечественных дизайнеров: «Редизайн — это комплексная модернизация системы оформления и содержания, а также менеджмента редакции (структура организации и процесс принятия решений)» [Тышецкая, 2009. с. 110]. По ее мнению, отечественные практикующие дизайнеры часто используют узкое определение редизайна, однако редизайн не ограничивается сменой шрифтового расписания, цветовой гаммы издания и новым логотипом — качественные преобразования становятся возможными только после возникновения связей между редизайном и менеджментом издания [Там же].
Американский исследователь и дизайнер Роберт Локвуд, который говорит, что контент газет больше не удовлетворяет запросы читателя из-за сложной подачи информации, выделяет несколько принципов, лежащих в основе редизайна: структурирование информации, использование визуальных маркеров для привлечения внимания к содержанию, подача новости одновременно несколькими путями [Lockwood, 1992. p. 117].
Направленность редизайна на создание эффективной коммуникации между изданием и аудиторией напрямую связана и с продвижением издания, т.е. можно утверждать, что редизайн преследует маркетинговые цели и использует тактики и методы менеджмента. К примеру, первоначальным этапом редизайна Марио Гарсия называет работу с аудиторией: «Типографические изменения, хорошо работающие в одной газете, могут оказаться неэффективными в другой» [Garcia, 1993. p. 203]. Особое внимание маркетинговым исследованиям в процессе редизайна уделяют многие исследователи и дизайнеры, утверждая, что программы модернизации изданий, разработка макетов и прототипов и оценка эффективности редизайна основываются на данных анализа рынка, фокус-групп и глубинных интервью [Тышецкая, 2009. с. 112].
Взаимосвязь между менеджментом и дизайном реализуется также через:
· планирование, в процессе которого изучаются возможности увеличения качественных показателей издания (тиража, регулярности выхода и т.п.);
· изменения в структуре работы творческого персонала редакции, ее руководства, технического и рекламного отделов;
· оценку возможностей адаптации труда в соответствии с новым дизайном и обновленной концепцией содержания.
Кроме того, исследователи называют важным этапом, который может входить в процесс редизайна, интеграцию печатного средства массовой информации с платформами электронных медиа. Такая модель продвижения издания называется «кросс-медийной» [Овсянникова, 2017. с. 128], или «мультплатформенной». Редизайн, который затрагивает преобразования на уровне печатного издания, его электронной версии (сайта) и позиционирования в социальных сетях, способен создать особый стиль средства массовой информации, расширить целевую аудиторию, повысить узнаваемость издания и упорядочить контент на разных платформах. В таком случае значимая роль отводится принципу «трансмедийного повествования» [Тышецкая, 2011. с. 227], согласно которому создается полноценное сообщение на нескольких платформах: при этом каждый элемент является самостоятельным, но одновременно и компонентом одного медийного продукта.
Для изучения состояния районной прессы в Санкт-Петербурге были изучены статьи исследователей, проанализированы результаты Фестивалей малой прессы в Санкт-Петербургском государственном университете, а также разобраны кейсы редизайна нескольких изданий, прошедших процесс редизайна в течение 2017–2018 годов — какие-то издания ввели только отдельные новые элементы в старый дизайн, какие-то изменились кардинально. «Районки» выживают в условиях малого финансирования, во многом зависят от желания властей, но все же в содержательном плане стремятся соответствовать потребностям аудитории. Петербургские районные и муниципальные издания сегодня испытывают проблемы с оформлением — как правило многие из них выглядят старомодно и неаккуратно, их сайты неудобны для пользования, а сообщества в социальных сетях можно назвать «мертвыми» (редкие обновления и низкая активность подписчиков).
Газеты «Гражданские вести» (газета Администрации Калининского района Санкт-Петербурга), «Новости из Центра» (газета Администрации Центрального района Санкт-Петербурга) и «Кронштадтский вестник» (газета Администрации Кронштадтского района Санкт-Петербурга) являются официальными изданиями администраций районов города — редизайн первых двух был вызван сменой издателя, а изменения «Кронштадтского вестника» произошли по инициативе редакции. В результате смены редакционного коллектива «Гражданские вести» стали более современными и аккуратными за счет использования удобочитаемых шрифтов, больших фотографий, справок, цитат и цифр, а также удачным использованием синего цвета; «Новости из Центра» изменились незначительно — по желанию заказчика была сохранена цветовая палитра издания (обилие пурпурного цвета в выделительных элементах, логотипе и заголовках) и все тематическое наполнение, но заменены шрифты и преобразованы колонтитулы. Оформление и содержание «Кронштадтского вестника» после редизайна значительно изменились, была достигнута главная цель редакции — грамотно совместить традиции и современность. Кроме того, газета Администрации Кронштадтского района имеет активное сообщество «ВКонтакте» и регулярно обновляемый сайт, однако принципы нового дизайна печатной версии никак не отразились на оформлении и содержании на других платформах.
Газета Кировского района Ленинградской области «PROтрадное» представляет интерес как издание, пришедшее к внедрению редизайна постепенно и поэтапно — сначала была введена модульная сетка для верстки, позже изменен стиль оформления колонтитулов, введено новое шрифтовое расписание, и в конце изменен логотип. Стоит отметить, что социальные сети и сайт газеты также постепенно заимствуют стиль оформления у печатной версии — используется новый логотип и цветовая палитра. Газета «Гагаринский курьер» (муниципальное образование МО Гагаринское (Московский район Санкт-Петербурга) является примером успешного и быстрого редизайна несмотря на то, что это издание меньшего территориального масштаба. «Гагаринский курьер» стал намного современнее и удобнее для восприятия (что отметили и читатели газеты), а редакция прислушалась ко всем предложениям дизайнера (введение новых рубрик, выделение в текстах цифр и цитат, использование инфографики и больших фотографий) и, изменив своим многолетним принципам верстки и написания больших текстов, грамотно реализовывает на практике новую концепцию визуального оформления.
Анализ кейсов редизайна районных газет Санкт-Петербурга показал, что
1. издания стремятся к обновлениям и в большинстве своем понимают необходимость редизайна, но немногие готовы менять устоявшиеся традиции наполнения газеты, поэтому редизайн получается неэффективным;
2. в редакциях «районок» часто отсутствуют специалисты, способные осуществить редизайн или поддержать идеи, предложенные дизайнером-внештатником;
3. дизайн печатной версии газеты не сочетается с дизайном сайта и наполнением сообществ в социальных сетях, что не позволяет районным газетам развиваться на разных платформах.
Однако можно выделить и удачные решения петербургских редакций в отношении редизайна: поэтапное внедрение новых тематических концепций и композиционно-графических моделей, обучение своих специалистов, а также привлечение новых, способных внедрить редизайн в структуру редакции.
Таким образом, можно сделать вывод, что, имея потребности как со стороны редакций, так и со стороны читателей (такая пресса стремится быть ближе к аудитории, у которой есть интерес к данным изданиям), районные газеты Санкт-Петербурга не могут грамотно реализовать процесс редизайна в полном его объеме — достигнуть качественных изменений как на композиционно-графическом, так и на содержательном и организационном уровнях. Чаще всего сотрудники и руководители редакций не осознают необходимость глубинных преобразований, они не готовы подстраиваться под требования современного дизайна — текст остается главенствующим элементом полосы, используются некачественные фотографии, нет осознания необходимости использования графических элементов оформления. Кроме того, не примеряются возможности мультплатформенного продвижения — если районное издание и имеет свой сайт или сообщество в социальных сетях, то они не развиваются и не обновляются регулярно.