Кино, телевидение и анимация для детей и подростков на постсоветском пространстве / Cinema, television and animation for children and teenagers in the post-Soviet space

Наталья Александровна Орехова

Санкт-Петербургский государственный университет

Natalia A. Orekhova
Saint Petersburg State University

В статье представлена общая картина в сфере  производства и распространения аудиовизуального контента для детей и подростков в России, отражены текущие проблемы в этой области.

The article presents a general picture of the production and distribution of audiovisual content for children and adolescents in Russia, and reflects the  current  problems in this area.

  1. Вартанова Е. Л, Аникина М. Е, Вырковский А. В. и др. Телевидение для детей. Исследование особенностей производства, формирования и распространения программ. Мировой опыт», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Москва, 2013, 80 с.
  2. Вартанова Е. Л., Толоконникова А., Вырковский А. В. и др. Телевидение для детей в России. «Медиатренды», № 2 (39), 2 апреля 2013, МГУ им. Ломоносова, Москва, 2013, 8 c.
  3. Мирошник Т., Рязанов Ю. В., Васнёва Е. и др., Альманах «Детско-юношеское кино. Проблемы и перспективы», Москва, 2016, 232 с.
  4. Шариков А. В., Чудинова В. П. Детское телевидение. Взгляд социолога // «Дети и культура» / Отв. Ред. Б. Ю. Сорочкин. М.: КомКнига, 2007, 288 с.
  1. Vartanova E. L, Anikina M. E, Vyrkovskij A. V. et al. Televidenie dlja detej. Issledovanie osobennostej proizvodstva, formirovanija i rasprostranenija programm. Mirovoj opyt», Federal’noe agentstvo po pechati i massovym kommunikatsijam, Moskva, 2013, 80 p.
  2. Vartanova E. L., Tolokonnikova A. V., Vyrkovskij A. V. et al. Televidenie dlja detej v Rossii. «Mediatrendy», № 2 (39), 2th of april, 2013, MGU im. Lomonosova, Moskva, 2013, 8 p.
  3. Miroshnik T., Rjazanov J. V., Vasnjova E. et al. Al’manah «Detsko-junosheskoe kino. Problemy i perspektivy», Moskva, 2016, 232 p.
  4. Sharikov A. V.,Chudinova V. P. Detskoe televidenie. Vzgljad sotsiologa // «Deti i kul’tura» / Ex. ed. B. Ju. Sorochkin. M.: KomKniga, 2007, 288 p.

Детско-юношеские телевидение, детское кино, анимация.

Сhildren and youth television, children’s cinema, animation.

Орехова, Н. А. Кино, телевидение и анимация для детей и подростков на постсоветском пространстве // Век информации (сетевое издание), Т.1 №3 (6) январь 2019.

Orekhova, N. Cinema, television and animation for children and teenagers in the post-soviet space. INFORMATION AGE (online media), 2019, Vol. 1. No 3(6)

В эпоху информационного общества особенно актуальным становится вопрос о медиапотреблении со стороны детей, подростков и юношества. Что читают и смотрят наши дети? Какой контент им предлагают? И, если с информационными ресурсами для людей старшего возраста все более или менее понятно: проводятся регулярные исследования, выходит новый востребованный и, что немаловажно в современном обществе, прибыльный для СМИ контент, то с подростками все не так очевидно.

Эта аудитория не является платежеспособной, к тому же существуют ограничения согласно «Закону о рекламе». На данный момент нет комплексных и системных исследований, которые бы отражали полную картину в сфере производства медиаконтента для подростков и юношества. В то время как этот вопрос представляется крайне важным и актуальным. Дело в том, что степень влияния информационного пространства на формирование взрослеющей личности, на её направленность, ценностные императивы, очень сильно недооценена и мало исследована. Безусловно, существуют наработки по отдельным направлениям, но системное исследование не проводилось. Дети отдают медиапотреблению фактически все свободное время, оставшееся после обучения в школе и выполнения домашних заданий. Аудиовизуальный контент представляет особый интерес для этой целевой аудитории, поэтому мы рассмотрим телевидение, кино и анимацию (мультипликацию) для детей и подростков.

Говорить о том, что подростки не смотрят телевидение или что этот канал коммуникации потерял свою привлекательность, будет не совсем верно, поскольку одно из исследований Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям показало, что, вопреки всеобщим утверждениям, подростки смотрят телевизионные каналы, только делают это, как правило, через смартфон. Такое телесмотрение предпочитают 80,6% школьников. Но дело в том, что сегодня для этой целевой аудитории выходит крайне мало телевизионных программ. Они не занимают много места в сетке вещания крупнейших телевизионных каналов.  Согласно данным Аналитического центра «Видео Интернешнл» общая доля «детского» контента на российских эфирных телеканалах составляет лишь 5,29% от общего объёма вещания, и эта доля постоянно сокращается. К этому контенту можно отнести анимационные фильмы и сериалы, телепрограммы, а также детско-юношеские фильмы и сериалы. Как правило, большая доля в эфире принадлежит мультипликационным (анимационным) фильмам (2,06%) и сериалам (6,45%).

Большая часть этого контента принадлежит кабельным и спутниковым каналам для которых контент такого типа, прежде всего, бизнес. Именно неэфирные платные каналы в последнее время взяли на себя функции по воспитанию подрастающего поколения.

Согласно лицензиям, федеральные телеканалы должны отдавать 7-10% эфирного времени под детско-юношеские телевизионные программы. На деле же, доля таких программ в разы ниже, и составляет приблизительно 1%. Существует ряд каналов, таких как СТС и ТНТ, на которых детско-юношескому контенту отведено до 10% эфирного времени. Но большую часть этого контента составляют анимационные фильмы, преимущественно зарубежные. Доля отечественных от общего объема равна примерно 13%, причём большая часть из них создана ещё в советское время.

Однако, «несомненное преимущество отечественной продукции в том, что она ближе и понятнее нашему зрителю. В основе ее сюжетов ‒ национальные традиции, ценности, учитываются особенности нашего менталитета, события разворачиваются на фоне привычной действительности. Кроме того, в таких программах используется опыт российских специалистов в области образования, культуры, здравоохранения и т. д., в силу чего полученные в ходе просмотра знания и информация могут быть с большим успехом применены ребенком на практике» [см. Вартанова, Аникина, Вырковский и др., 2013].

Интересно, что первые позиции самых популярных детско-юношеских телепрограмм принадлежат телепрограммам, созданным ещё в советское время [см. Вартанова, Толоконникова, Вырковский и др., 2013]. Всё это влияет на то, что дети и подростки отдают предпочтение просмотру телепрограмм для более взрослой аудитории. Доля юной аудитории развлекательного канала СТС ничуть не меньше, чем специализированного канала Disney – 19% против 18%.

Кризисные 90-е годы нанесли сильный удар по производству детско-юношеского контента. Возможно, так произошло с переходом на рыночную экономику. Ведь прежде, в советские годы, наблюдался расцвет журнальной, телевизионной, мультипликационной и кино продукции для детей, подростков и юношества. Производство такого контента являлось важнейшей государственной задачей.

В 90-е годы отсутствовало финансирование анимационных и киностудий. Многие специалисты уезжали заграницу. Так, в 90-е годы по телевидению показывали лишь анимационные заставки и рекламу отечественного производства, вся прочая продукция была иностранной.

В 2000–е  годы появляется ряд анимационных проектов, начинается производство анимационных сериалов, востребованных в телевизионном эфире. Вывод на рынок полнометражных анимационных фильмов оказался не прост для отечественных производителей, поскольку в СССР не было как таковой школы полнометражных мультипликационных картин, ориентированных на кассовые сборы. Первой в этой нише появилась анимационная студия «Мельница», выпустившая известные картины о трёх богатырях и Иване Царевиче. Второй успешный анимационный проект – «Смешарики».  Отечественные производители в области мультипликации пока только учатся создавать не только интересные, но и коммерчески успешные проекты, которые можно транслировать в России и продавать зарубежным каналам [см. Вартанова, Аникина, Вырковский и др., 2013].

На сегодняшний день анимация, пожалуй, самый успешный вид аудио-визуальной продукции для детско-юношеской целевой аудитории. В период с 90-х годов по настоящее время вышли в прокат единицы фильмов в жанре детского кино. Это такие фильмы, как «Щенок», трилогия «Частное пионерское», «Реальная сказка», «Бегство рогатых викингов», «Сказка. Есть» и т.д.   Cами производители отмечают нерентабельность таких картин [Там же].

«Как видим, в России сегодня наблюдается явный дефицит детских художественных фильмов. Долгое время они просто не снимались, что связано с отсутствием заинтересованности в них федеральных каналов. Вещателям гораздо проще заполнить детские блоки сериальной продукцией, нежели снимать (покупать) полнометражные фильмы для детей. Их создание практически невозможно без помощи государства» [Там же, с. 23].

Современные дети и подростки растут на западных фильмах со спецэффектами и ожидают видеть на экране динамику и экшн. У них востребованы анимационные сериалы и полнометражные мультфильмы. А все это оказывает влияние на интерес к детскому кино со стороны телевизионных каналов  [Там же].

К сожалению, часто случается так, что детское кино снимается, но не доходит до своей аудитории. Это связано и с прокатной политикой кинотеатров.  До 80-85% выручки на российском рынке кинопроката собирает продукция голливудских и зарубежных компаний. Отечественное кино сегодня занимает менее 15 % сеансов [см. Мирошник, Рязанов, Васнёва и др., 2016], в то время как видеоконтент представляется привлекательным для детей и подростков. Они посещают кинотеатры значительно чаще взрослых. В кино дети и подростки ходят заметно чаще взрослых.

Аудиовизуальный контент оказывает очень большое влияние на процесс социализации личности, особенно в эпоху клипового мышления и экранной культуры [см. Шариков, Чудинова, 2007.]. Сегодня ситуация такова, что нишу детско-юношеских телевизионных программ занимают анимационные сериалы, и, несмотря, на их качественное улучшение, появление действительно интересных картин, наблюдается явный дефицит отечественной аудиовизуальной продукции. Зарубежные студии по-прежнему производят в разы больше контента такого рода, что не может не сказаться на медиапотреблении современных детей и подростков и значительную долю в нём именно зарубежной продукции [см. Вартанова, Аникина, Вырковский и др., 2013].

Перед нами сейчас стоит важнейшая задача – создания собственной анимационной, телевизионной и киноиндустрии для детско-юношеской аудитории, отражающей наш национальный менталитет и способной предложить качественный, интересный и профессиональный контент. В целом, стоит отметить, что в работе современных средств массовой коммуникации для детей, подростков и юношества не хватает общей идеи и системности. На текущем этапе мы можем наблюдать коммерционализацию контента для детско-юношеской целевой аудитории, отсутствие внимания и должной комплексной поддержки со стороны государства.

В заключение хотелось бы сказать, что для качественного улучшения этой ситуации, в котором должны быть заинтересованы и государство, и общество, предстоит большая и последовательная работа, результатом которой может стать поколение со здоровыми нравственными ценностями. Мы попытались проследить общие тенденции и закономерности, характерные для современного рынка средств массовой коммуникации для подростков и юношества. Нами была предпринята попытка обобщить существующую информацию по этой отрасли, но это только первый шаг на пути к комплексным и разносторонним исследованиям, в которых так нуждается обозначенная отрасль сегодня