Модели поведения и ценностные паттерны в современных фильмах/Patterns of behavior and value patterns in modern films

Полина Михайловна Зиновьева

Санкт-Петербургский государственный университет

Polina Mikhaylovna Zinoveva

Saint Petersburg State University

В статье проанализированы основные черты современного героя молодёжных фильмов. Поднят вопрос о содержании понятия «молодёжная культура» и участии самой молодёжи в её формировании.

The article analyzes the main features of the modern hero of youth films. It raises a question about the content of the concept of “youth culture” and the participation of the youth in its formation.

Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. 

Полибенцева А. В. Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 766-770.

  1. Levikova S.I. Molodezhnaya kul’tura. M.: Vuzovskaya kniga, 2002. 
  2. Polibenceva A. V. Obraz geroya-podrostka v zapadnyh nauchno-fantasticheskih i fentezi-fil’mah 21 veka // Molodoj uchenyj. — 2015. — №13. — S. 766-770.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Модели поведения и ценностные паттерны в современных фильмах» Зиновьевой Полины Михайловны

   Автор поднимает очень важную тему. Тему воспитания молодежи. Такое средство массовой коммуникации, как кинематограф, имеет важную особенность: с одной стороны, кино отражает ценности, сложившиеся в современном обществе, а с другой ‒ заметно влияет на формирование ценностных ориентаций массового зрителя. Таким образом, кинематограф, являясь одним из самых популярных видов искусств и коммуникативных структур, становится важнейшим социализирующим фактором для молодёжи.

  Авторы исследования включили в разбор крупные продюсерские проекты, то есть это некоторые более-менее повторяющиеся сюжеты, которые можно объединить в определённые течения

  На сегодняшний день многими социологами и специалистами в сфере изучения средств массовой коммуникации также проводятся исследования, посвящённые анализу тенденций современного кинематографа и выявлению распространённых паттернов и ценностей, присущих героев современных фильмов. Это говорит об актуальности заявленной темы.

  Научная статья соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

А. В. Байчик, кан. пол. н., доцент кафедры международной журналистики СПбГУ

Молодёжная культура, молодёжный кинематограф, социология кино.

Youth culture, youth cinema, sociology of cinema.

Зиновьева, П. М. Модели поведения и ценностные паттерны в современных фильмах // Век информации (сетевое издание), Т.1 №3 (6) январь 2019.

Zinoveva, P. Patterns of behavior and value patterns in modern films. INFORMATION AGE (online media), 2019, Vol. 1. No 3(6)

Такое средство массовой коммуникации, как кинематограф, имеет важную особенность: с одной стороны, кино отражает ценности, сложившиеся в современном обществе, а с другой ‒ заметно влияет на формирование ценностных ориентаций массового зрителя. Таким образом, кинематограф, являясь одним из самых популярных видов искусств и коммуникативных структур, становится важнейшим социализирующим фактором для молодёжи.

Герои молодёжных фильмов становятся некими архетипами, жизненными образцами и кумирами, поведенческие паттерны и ценностные установки которых также рассматриваются как актуальные поведенческие и коммуникативные сценарии. В результате идентификация молодых людей с героями фильмов выступает как один из важнейших воспитательных факторов и знакомит молодёжь с вариацией социальных ролей. На сегодняшний день многими социологами и специалистами в сфере изучения средств массовой коммуникации также проводятся исследования, посвящённые анализу тенденций современного кинематографа и выявлению распространённых паттернов и ценностей, присущих героев современных фильмов.

Для начала хотелось бы акцентировать внимание на концептуализации понятия молодёжной культуры. С.И. Левикова называет пограничную часть массовой культуры, близкой к молодому поколению, «культурой для молодых». Автор данной концепции выделяет следующие критерии:

1) культура для молодых инициируется и создаётся «отцами» для детей;

2) это массовое явление, поскольку она затрагивает всех молодых;

3) является одним из проявлений массовой культуры развитых индустриальных и постиндустриальных обществ;

4) предельно доступна и апеллирует более к биологическим (физиологическим), нежели к интеллектуальным способностям молодых людей;

5) ей присуще стремление быть сопричастной той культуре, которую молодым навязывает общество;

6) характеризуется конформизмом;

7) рассчитана на молодых людей вне зависимости от их местонахождения [Левикова, 2003. С. 3].

Многие из приведённых критериев сегодня можно оспорить. Если обращаться к рассмотрению молодёжного кинематографа, то можно отметить, что сегодня он создаётся во многом силами самой молодёжи и становится не просто транслятором идеальных поведенческих и ценностных моделей, которые формирует старшее поколение, но некоторой площадкой для высказывания от первого лица. От традиционных и привычных сюжетов и ценностных установок происходит переход к реалистичном картинам «на злобу дня», работающим с новыми проблематиками.

Вопрос о преобладании западной кинопродукции в расписаниях российских кинотеатров до сих пор является актуальным. Это связано не только с количеством выходящих в прокат иностранных фильмов, но и с тем, что в западном (преимущественно в американском) кинематографе сохраняется ниша, которую можно условно назвать молодёжным кино. Такие жанры, как молодёжная комедия, научная фантастика, фэнтези, молодёжная мелодрама, стали определённым течением и активно используются для трансляции традиционных ценностей и установок через образ главных героев, помещённых в современные реалии. Результаты некоторых исследований помогают понять логику развития данных направлений.

Доктор социологических наук, профессор Университета Миссури-Колумбия Элизабет Бем-Моравиц проанализировала 20 американских молодёжных фильмов 1990-х-2010-х годов с самым большим бокс-офисом и определила типичные черты современного героя в молодёжном кино.

Был сделан акцент на том, что теперь персонажи-подростки не только принимают самостоятельные решения, противопоставляют себя обществу, но даже способны на физическую расправу с врагом. Врагом может быть как отдельный человек, так и целая идеологическая система, и такое сюжетное ядро весьма характерно для антиутопий.

В другом типе молодёжных картин (в основном это комедии), в которых главными героями часто оказываются юноши, основная проблематика картины – поиск второй половинки. Сквозной идеей таких картин становится поиск первого полового партнёра, который поможет герою «стать старше».

Наконец, в третьем типе сюжета (преимущественно он характерен для мелодрам), предполагающем равноправие героев обоих полов (в основном мелодрамы), часто героиня оказывается морально сильнее героя, помогает ему измениться, пройти процесс самоидентификации или сделать сложный моральный выбор [1].

Представленные результаты показывают, каким образом ценности и  поведенческие паттерны героев коррелируют с жанровыми и сюжетными рамками. Проявляются определённые каноничные базовые элементы, помогающие воспроизводству схожих сюжетов и их вариативной трактовки. Хотя картины воспроизводят контекст современности, в целом герои в фильмах приходят к осознанию важности таких традиционных ценностей, как альтруизм, храбрость, вера, помощь ближнему, любовь, честность и так далее.

Анализ нескольких молодёжных картин жанра научной фантастики и фэнтези, проведённый А.В. Полибенцевой, дополняет результаты, полученные в исследовании Бем-Моравиц. Из поведенческих особенностей отмечается, что герои разумно реагируют на обстоятельства, не замыкаясь в себе и не проявляя частого перепада настроения.  Им свойственно выдвигать коллективные проблемы на первый план и в последнюю очередь заниматься индивидуальными.

В фантастических антиутопиях герои находятся в условиях общества, которое их не устраивает, и не боятся противопоставить себя ему, чтобы разрушить несправедливость сложившейся системы. Автор делает вывод, что подростки перенимают качества взрослых и сами встают на их защиту, рано взрослеют и не по годам рассудительны и благородны [см. Полибенцева, 2015].

Стоит подчеркнуть, что авторы исследований включили в разбор крупные продюсерские проекты, то есть это некоторые более-менее повторяющиеся сюжеты, которые можно объединить в определённые течения. Ещё важнее то, что создавались они именно представителями «отцов», о котором говорила С.И. Левикова, то есть это некоторые постоянно воспроизводимые поведенческие и ценностные модели, которые тем или иным образом работают на воспитание и формирование ориентиров молодёжной зрительной аудитории.

Ранее было сказано, что молодёжь теперь самостоятельно вносит свой вклад в обогащение молодёжной культуры и использует героев фильмов для трансляции поколенческого высказывания. Зачатки такого течения можно увидеть и в российском кино. На примере двух российских фильмов, снятых молодыми режиссёрами («Кислота» Александра Горчилина и «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта), будет поднята проблема о ценностной неопределённости современного поколения, прочитываемой в поведении киногероев.

В обеих картинах одной из важнейших проблем становится взаимоотношение поколений. Герои «Кислоты» — двадцатилетние молодые люди, у которых сложные взаимоотношения с семьёй и ещё более запутанные — друг с другом. Понятия «дружбы» и «любви» теряют своё семантическое наполнение, поэтому взаимосвязь героев абсолютно условна. Они рассуждают о проблеме одиночества и всеобщего непонимания, осуждения. У героев нет глобальных целей и стремления поддерживать моральные ценности.

Поколение, которое изображено в фильме, можно назвать «потерянным». Такие герои поднимают важнейшую проблему, с которой сталкивается поколение Z, — ценностную неопределённость. Социализация современных миллениалов протекала в атмосфере всеобщей неопределённости, нестабильности, хаоса. Таким образом, герои «Кислоты» становятся собирательным образом поколения, которое не может получить ответы на собственные вопросы и уже в молодости во всём разочаровано. Это образ апатичных отшельников, которые не могут найти себе применение в жизни. Появление таких киногероев во многом связано с тем, что идейное ядро, используемое в «отеческих» кинофильмах, не вполне позволяет актуализировать проблемы современности и дать ответы на интересующие молодёжь вопросы.

Главный герой картины «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» — 27-летний молодой человек, выросший в детдоме, которому предстоит впервые встретить родного отца. Герой не способен построить счастливую семью, цели и стремления героя – исключительно материальные (покупка квартиры, возможность покупать алкоголь и прочее). Отец Вити предстаёт перед зрителем беспомощным калекой, однако главный герой не испытывает ни жалости, ни любви, ни желания простить. Открытый финал также оставляет под вопросом то, нашёл ли герой в себе силы на переосмысление своей жизни и поступков отца.

Выбранные картины нельзя назвать бунтом или манифестом поколения, потому что упомянутые киногерои представлены как люди, страдающие от неопределённости. Такого рода киновысказывания подчёркивают проблемы, которые вызваны несовершенством или даже отсутствием системы ценностей, которая коррелировала бы с современной реальностью. Поставленные в таких картинах проблемы дают информацию старшему поколению о том, с чем сталкивается современная молодёжь, и мотивируют к созданию новых стратегий коммуникации с данной демографической группой.

 

Сноски:

  1. Кто является главным героем современного молодежного фильма: гендерный портрет. Cinemotionlab [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cinemotionlab.com/novosti/00336-kto_yavlyaetsya_glavnym_geroem_sovremennogo_molodezhnogo_filma_gendernyy_portret/ (дата обращения – 28.01.2019).
  2. Левикова С.И. Молодежная культура. М.: Вузовская книга, 2002. С. 3.
  3. Полибенцева А. В. Образ героя-подростка в западных научно-фантастических и фэнтези-фильмах 21 века // Молодой ученый. — 2015. — №13. — С. 766-770.