Владимир Петрович Летуновский
Мария Романовна Полухтина
Санкт-Петербургский государственный университет
Vladimir P. Letunovskiy
Maria R. Polukhtina
Saint Petersburg State University
Исследование проблемы отсутствия в настоящее время качественного аудиовизуального контента, адресованного детской и юношеской аудитории. Обзор продуктов для данной аудитории, создававшихся во второй половине прошлого века.
The researching on the problem of the current lack of high-quality audiovisual content addressed to children and young people. Overview of products for this audience, created in the second half of the last century.
- Жизнь в Интернете и без него [Электронный ресурс] // Инфографика ВЦИОМ / URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/zhizn-v-internete-i-bez-nego.html(Дата обращения: 09.02.2019)
- Левин Д., Килборн Дж. Сексуальные, но еще не взрослые. Что делать родителям? М.: Ломоносовъ, 2010. 240 с.
- Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. 448 с.
1. ZHizn’ v Internete i bez nego [Online source] // Infografika VCIOM / URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/mass-media/internet/article/zhizn-v-internete-i-bez-nego.html (Access date: 09.02.2019)
2. Levin D., Kilborn Dzh. Seksual’nye, no eshche ne vzroslye. CHto delat’ roditelyam? M.: Lomonosov, 2010. 240 p.
3. Harris R. Psihologiya massovyh kommunikacij. SPb.: Prajm-Evroznak, 2002. 448 p.
Телевидение, детская и юношеская аудитория, детские телепрограммы, Интернет.
Television, children and youth audience, children’s television programs, the Internet.
Летуновский, В. П., Полухтина, М. Р. Передачи для детей прошлого века или потерянное телевидение // Век информации (сетевое издание), Т.1 №3 (6) январь 2019.
Letunovskiy, V., Polukhtina, M. Broadcasts For Children Of The Last Century Or Lost Television. INFORMATION AGE (online media), 2019, Vol. 1. No 3(6)
Глобальные динамичные процессы последних десятилетий в сфере информации совпали с кардинальной перестройкой идеологического сознания общества в российской действительности. Демократизация и либерализация жизни страны в посткоммунистическую эпоху становления рыночных основ коренным образом повлияли не только на экономические отношения, но и на социальную сферу: сложившиеся десятилетиями стереотипы моделей поведения, ценностные ориентиры стали активно разрушаться. Одним из инструментов этого процесса стали средства массовой коммуникации (СМК).
Катализатором этого процесса стал Интернет, который год за годом наращивал и продолжает наращивать свое влияние. Вот как об этом сообщает ВЦИОМ: если в 2011 году Интернетом регулярно пользовались только 28% аудитории, а 48% вообще его не использовали, то всего лишь через 7 лет соотношение кардинально поменялось в сторону активных пользователей – 62% против 19% [см. «Жизнь в Интернете и без него» (Электронный ресурс)]. Причем нужно отметить, что современные технологии глобальной сети позволили им из чистых потребителей информации превратиться в ее агрегаторов.
Изменения, о которых мы говорим, особенно остро стали ощущать на себе дети и подростки. Именно в период своего роста и становления, поиска социальной идентичности, маленький человек более всего подвержен прессингу информации и других коммуникативных сфер, которые, как уже признано всеми, способны детерминировать сознание в сторону девиантности.
Анализируя это явление на основе положений когнитивно-конструктивистской теории, известный исследователь психологии массовой коммуникации Ричард Харрис уверен, что образы, создаваемые медиа, очень быстро превращаются в сознании человека (особенно юного – прим. авторов) в новый мир, который потом воспринимается им как реальность [Харрис, 2002. с. 55]. А поскольку в угоду рынку тиражируются (а точнее сказать – продаются) понятия, далекие от духовных, морально-этических или других качественных аспектов, дети и подростки «получают негативный опыт, который учит их руководствоваться ложными ценностями в оценке себя и окружающих» [Левин, Килборн, 2010. с. 51].
Один только пример. Популярной у подростков стала пользоваться тюремно-воровская тематикой. Известна даже аббревиатура А.У.Е. – арестантский уклад един. 11 декабря 2018 года в очередном выпуске «Бесогон ТВ» на канале Россия 24 ведущий, известный кинорежиссер и публицист Н. Михалков, говоря об этом явлении, приводил совершенно убийственные факты, среди которых и вот такие цифры: на видеохостинге YouTube сейчас действует 1200 каналов с уголовной тематикой; суммарное число подписчиков около 25 млн. человек; похожие группы в социальных сетях собирают миллионы!
Даже несложный анализ телевизионного и Интернет контента, который мы можем наблюдать сегодня в сфере информационного и коммуникативного взаимодействия с детской и подростковой аудиторией, свидетельствует о печальном факте: продукты данной тематики стали востребованными, прежде всего потому, что ничего другого этой целевой аудитории не предложено или почти ничего. На рыночной территории федеральных телеканалов программам для детской аудитории место в достойное время не находится.
С одной стороны, следуя современным демократическим принципам, существовавшая ранее система воспитания детей и подростков через телевизионный экран признана инструментом прежней идеологии, с другой – передачи для детей явно не соберут тот рейтинг, который проносит каналам перетряхивание грязного белья звезд или жуткие детективные истории сериального пошиба.
Давайте заглянем в историю. В 60-70-ые годы на советский телеэкран вышли легендарные уже теперь «АБВГДейка», «Будильник», «В гостях у сказки», многие другие. Лучшие режиссерские и авторские силы Центрального телевидения трудились над этими циклами. С 1964 года с малышами беседовали Хрюша, Степаша и другие персонажи, ведомые самыми популярными дикторами советского голубого экрана. И главное, что время для этих программ выделялось, как бы сейчас сказали, самое рейтинговое.
Но, к сожалению, к концу 90-х всех этих программ на центральных каналах уже не стало.
В Главной редакции детских и молодежных передач Ленинградского телевидения в эти же годы тоже был накоплен большой опыт создания программ для маленького зрителя. Причем спектр творчества сотрудников редакции был очень разнообразным: от красочных постановок в «Сказке за сказкой» в самой большой телевизионной студии на Чапыгина, 6 до игр с пионерскими отрядами «Один за всех и все за одного» на этой же площадке, от познавательной передачи «Ребятам о зверятах» до веселой и увлекательной «Зебры».
Тогда в редакции работали люди очень высокого профессионального уровня. Руководила редакцией с 1978 года Белла Куркова. Человек с большой энергетикой, всегда выступавшая за поиск новых форм и творческих подходов в диалоге с юным зрителем. Именно поэтому вокруг нее, ее заместителя Виктора Правдюка собрались преданные этому направлению телевизионного вещания люди.
Большой популярностью пользовались известные сказочные сюжеты, телевизионную версию которых в «Сказке за сказкой» мастерски создавали режиссеры-постановщики В.П. Горлов, Г.П. Лупекин, В.А. Латышев, К.М. Фатова, Г.И. Селянин и другие. На пространстве студийного павильона настоящие чудеса творили художники-постановщики, среди которых особенно вспоминается имя Л. Пережигина, создававших интерьеры сказочных дворцов и даже целых городов.
Фееричным творчеством можно было назвать работу в редакции телевизионного семейного тандема режиссера Владимира и редактора Тамары Максимовых. В их проектах всегда было что-то такое, в чем угадывалось будущее телевидения: неожиданная креативность, ювелирная технологичность. Сначала это были передачи для пионерских отрядов всей страны. Игра «Один за всех и все за одного» быстро превратилась в реальное детское движение с различными уровнями игры (класс, школа) и с очным финалом в студиях Ленинградского телевидения. Потом бригада Максимовых передала эстафету детского вещания коллегам в программе «Телевожатый», а сама стала работать на молодежную аудиторию, дав жизнь таким новаторским проектам как «Янтарный ключ», «Ярмарка молодежных идей», «Музыкальный ринг» и др.
Вернемся в день сегодняшний и проанализируем, что же мы имеем теперь. В качестве примера посмотрим, что предложили ведущие телеканалы детям, например, в субботу 9 февраля 2019 года. К сожалению, ситуация данного дня типична для этой раздела вещания.
Первый канал в 8:45 показал «Смешариков», затем в 9:00 45-минутный выпуск «Умники и умницы». В поясном вещании время осталось таким же. Других программ для детей и подростков не было.
Канал Россия 1 не показал детям в этот день ничего (!)
На канале ТВЦ в 5:50, когда дети еще спят, в эфир вышел (!) выпуск «АБВГДейки», созданный в 2013-ом году. Вот как анонсировала его телепрограмма: «Большая экскурсия в музей ждёт учеников «АБВГДейки». Маленькие телезрители узнают, как вести себя в музее, какие правила нужно знать при поездке в трамвае и как стать вежливым человеком». А затем в 6:20 фильм С. Говорухина, созданный в 1972 году, «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». На вещании через спутник время чуть скорректировалось (например, в Иркутске детям канал предложил посмотреть эти же передачу и фильм в 6:50 и в 7:20, в Хабаровске – в те же 5:50 и 6:20).
Канал НТВ ничего (!) не показал детям 9 февраля.
Канал «Культура» в 7:05 мультики на полчаса (Иркутск – 8:05, Хабаровск – 7:05).
Канал СТС в 6:10 мультпроект «Три кота» — в эфире с 2015 года (Иркутск — 7:10, Хабаровск – 6:10).
И тут же еще один федеральный канал – Пятый – ничего (!) не показал детям в этот день.
Далее нет смысла анализировать другие каналы, поскольку в лучшем случае показом мультиков на 20 минут (то есть только для младшей возрастной группы) ограничился и их «диалог» с юным телезрителем.
Конечно, существует канал «Карусель», который ведет вещание круглосуточно, транслируя и мультпродукцию, и программно-тематический контент. Здесь есть «Бериляка учиться читать», «Волшебный чуланчик», «Давайте рисовать» и др. Кстати, сюда же переместилась с федерального вещания и популярная «Спокойной ночи, малыши!».
Еще один пример: «Сюрприз из Хлопушки», телеканал «Семья», время вещания 8:30 утра. В этой программе, которую родители могут смотреть вместе с детьми, всех ждут встречи с интересными гостями, увлекательные истории, рассказ о домашних животных. Приятный и редкий факт: повтор программы в 19:30.
А теперь проблема: для просмотра детских программ этих каналов у ребенка должен быть, как минимум, свой телевизор, а иногда и спутниковая тарелка, чтобы уловить крупинки вещания для детей и подростков, не мешая родителям «развлекаться» вместе с остальной федеральной аудиторией.
Проанализировали авторы данной публикации и то, что предлагает сегодня в Интернете видеохостинг YouTube. По поиску «каналы для детей» можно найти «Катя и Макс» (11 млн. подписчиков), «KikiDo» (3,5 млн. подписчиков), «Famaly Box» (2 млн. подписчиков), Маша Капуки (1 млн. подписчиков) и др.
Знакомство с этими каналами позволило сделать следующие очень неприятные выводы:
1. В большинстве случаев видеоконтент для детей в Интернете это результат усилий предприимчивых коммерсантов (чаще всего это родители, которые через образы детей-ведущих рекламируют ту или иную продукцию — детские домики, жевательные резинки, настольные игры).
2. Поведение детей в кадре часто копирует взрослые отношения (дети ведут агрессивные споры друг с другом, порой скандалят, маленькие девочки играют со взрослой косметикой, часто употребляются англоязычные слова –например, челлендж).
3. Сама продукция, которую рекламируют дети, порой не выдерживает никакой критики. Например, канал KikiDo собрал 5,5 млн. просмотров на выпуске, где ведущие играли в странную настольную игру: «соплями» (синтетические муляжи, надевающиеся на нос) они пытались ловить «козявки» (так же синтетические комочки).
4. Качество самого видеоконтента (постановка, сценарий, съемка, игра детей) тоже низкого уровня и напоминает плохую самодеятельность.
Детская аудитория постарше получает в Интернете тоже какой-то сомнительный контент. Например, 26 млн. просмотров собрало плохо снятое и сыгранное подростками видео, содержание которого можно описать кратко так: пошли искать клад, стали копать, нашли маленький пустой гроб, закопали его обратно и… ушли. Всё!
Справедливости ради необходимо отметить, что встречается в Интернете действительно профессионально сделанное видео для детей. Чаще всего это рисованный мультипликационный контент. Смысл – образовательный, воспитательный, познавательный. Например, «Буренка Даша». Но количество подписчиков совсем другого порядка – 70 тысяч.
Вся глобальная сеть на поиск «для детей» выдает 36 каналов (включая и Animal Planet, Ginger, Discovery и др.). И подавляющее большинство транслируют а) мультпродукцию; б) зарубежного производства преимущественно.
Завершая это небольшое исследование, авторы приходят к неутешительным выводам.
1. Политика федеральных телевизионных каналов в отношении производства и трансляции видеоконтента для детской и подростковой аудитории не выдерживает никакой критики. Впрочем, как и позиция государства, которое в состоянии озадачить вещателей этой проблемой, но пока этого не делает.
2. Небольшие каналы, не имеющие частот и вещающие на спутники и в кабель не в состоянии привлечь к экрану детскую и подростковую аудиторию. Гораздо легче это получается у Интернета, где «в шаговой доступности» всегда можно найти либо низкопробный контент, либо проекты с откровенно сомнительной философией.
Опыт выстраивания диалога с детьми и подростками, существовавший в прошлые года, не должен быть утерян. Сегодня это способ защитить неокрепшее сознание детей и подростков от вредной идеологии, коммерциализации, которая лишена морали в угоду прибыли.
Частично детские программы должны быть возвращены на популярное эфирное время на ведущих телеканалах, чтобы создавать ситуации семейного просмотра. Именно в этом случае у родителей появляется возможность поговорить со своими детьми о каких-то важных для жизни ценностях, правилах поведения, знаниях, которые им будут нужны в будущем.
И еще один немаловажный аспект: к созданию проектов для детей и подростков должны быть привлечены лучшие творческие силы – режиссеры, актеры, композиторы. Только в этом случае программы будут реализовываться на высоком профессиональном уровне, а само это вещание станет востребованным и ожидаемым широкой аудиторией, ну а детской – в первую очередь.