Молодежные СМК как инструмент идеологии

Скрипюк Игорь Ильич Санкт-Петербургский государственный университет Аннотация: анализируется двоякое толкование понятия идеология, место и значение средств массовой коммуникации в идеологическом влиянии на подростковую и молодежную аудиторию. Ключевые слова: идеология, массовая коммуникация, средства массовой коммуникации, ценностные ориентации, установки, контент. Youth mass communication as a tool of ideology Igor Skripiuk Saint-Petersburg State University Annotation: The article analyzes the dual interpretation of the concept of ideology, the place and significance of the mass communication in the ideological influence on the adolescent and youth audience. Keywords: ideology, mass communication, value orientations, attitudes, content.

Каждый исторический период, помимо прочего,  накладывает свой отпечаток на восприятие, трактовку и оценку различных понятий и общественных явлений. Причем, содержание понятий и явлений может оставаться неизменным, но восприятие и оценка его часто претерпевают существенные изменения. К примеру, такое явление как спекуляция в советское время не только осуждалось общественным мнением, но было уголовным преступлением, подлежащим наказанию, согласно Уголовному кодексу РСФСР. Когда административно-командную экономику сменила рыночная, данная статья Уголовного кодекса в новых экономических условиях потеряла  актуальность и была исключена. Сегодня спекуляция, как таковая не считается преступлением, хотя слово «спекулянт» так и не потеряло негативного оттенка.

Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении такого понятия, как  идеология. Согласно определению в Большом энциклопедическом словаре, идеология – это «система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности» [2, с.434]  В политологическом энциклопедическом словаре идеология определяется  как «система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов,  партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и др., вплоть до мировоззрения и жизненных позиций носителей какой-либо идеологии» [5, с. 113—114].  Большой толковый словарь русского языка  трактует идеологию   [от греч. idea — понятие и logos — учение] как «совокупность связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий, решений и т. п. [1, с. 375]. Наконец, Толковый словарь современного русского языка Д. Н. Ушакова говорит нам, что идеология – это «мировоззрение, система взглядов и идей»  [6,  с.181

Как видно из этих авторитетных источников, понятие идеологии нельзя суживать только до идеологии политической. Однако, постоянно встречается попытка в самых разных контекстах использовать в качестве трактовки понятия  идеология только политическую составляющую, а в качестве субъекта идеологии только органы государственной власти. Причем, какие бы сферы  или направления социальной жизни не рассматривались, любая попытка говорить о необходимости  идеологии в этой сфере наталкивается на агрессивное обвинение в попытке ограничения прав и свобод и  стремлении вернуть коммунистическую идеологию, предполагающую цензуру и преследование инакомыслящих. То есть в обществе сложилась определенная установка в отношении негативной трактовки идеологии как таковой, хотя многие проблемы, как в сфере экономики, так и в общественной, социальной сфере, как раз и вызваны отсутствием внятной и понятной идеологии  как  совокупности «связанных между собой идей и требований, выступающих как основа конкретных действий, решений и т. п.» в этих сферах [1, с. 375].

Более того, можно отрицать как необходимость, так и наличие идеологии в разных областях жизнедеятельности общества и государства, но это никак не отменяет ее существования, так как принимаемые конкретные решения и действия есть прямое следствие этой идеологии, даже если она соответствующим образом не сформулирована и/или не оформлена. Проиллюстрировать этот тезис можно на примере обучения и воспитания, которые всегда имеют под собой  определенную  идеологию. Например, в сфере обучения существуют две противоположные идеологии:

  • Школа призвана дать учащимся базовые знания во всех областях познания.
  • Школьное образование должно быть узко специализированным: базовые умения (чтение, письмо), а затем специализация. Зачем будущему слесарю или сантехнику   литература или астрономия.

В соответствии с этими противоположными идеологиями формулируются противоположные стратегии развития образования, которые в свою очередь диктуют противоположные образовательные стандарты.

Аналогичная ситуация имеет место и в отношении идеологии воспитания подрастающего поколения. Но здесь  положение еще более плачевно, так как любая попытка обратить внимание общества и государства  на отсутствие идеологии воспитания молодежи и негативные последствия  этого наталкивается на агрессивное обвинение в реанимации коммунистической политической идеологии, ограничении  свобод и т.п.  Как альтернатива, предлагается другая идеология: никто не должен систематически и  целенаправленно заниматься воспитанием молодежи. Она будет саморазвиваться и самовоспитываться под влиянием интернета, как источника  плюралистических мнений. Однако, критики государственной идеологии в области воспитания подрастающего поколения считают вполне допустимым обработку молодежи с позиций своей оппозиционной  политической идеологии.

Безусловно, политическая идеология должна быть исключена из сферы идеологической работы с молодежью. Но должна быть  разработана, сформулирована идеология в области морали, нравственности, культуры, образования (в том числе профессионального). Сегодня этими вопросами, по разным причинам, не занимаются, к сожалению, ни семья, ни школа, ни государство.  Отсюда – огромное количество проблем, возникающих у молодежи и с молодежью. Если  государство и здоровое общество не сформируют идеологию, прежде всего, в сфере морали и нравственности, и не озаботятся ее реализацией, это сделают другие субъекты деятельности. Природа не терпит пустоты, но нравственный вакуум многократно страшнее по своим последствиям вакуума физического. Уже сейчас можно наблюдать, что доминирующее место как в общественном сознании вообще, так и в общественном сознании молодежи начинают занимать идеология потребительства, стяжательства, идеология силы, а не разума,  идеология хамства, бескультурья  и безнравственности как инструмент «завоевывания места под солнцем», криминальная идеология, согласно которой мир делится на воров и жертв, а если не пойман, то и ни в чем не виноват.

Одним из важнейших  феноменов общественных отношений, активно влияющих на развитие этих отношений и формирующих общественное мнение

является массовая коммуникация  и ее средства. Под массовой коммуникацией (англ. mass communication; от лат. communicatio — сообщение, передача) понимается «систематическое распространение специально подготовленных, имеющих социальную значимость сообщений, с целями удовлетворения информационных потребностей массовой аудитории (широких слоев населения) и воздействия на поведение, аттитюды, взгляды, убеждения, мнения людей» [3,  с.247]. К средствам массовой коммуникации (СМК), обеспечивающим контакт с аудиторией, можно отнести печатные СМИ (газеты и журналы), телевидение, радио, Интернет (во всех его коммуникационных форматах (электронные СМИ сайты, социальные сети, блоги, Твиттер, Инстаграмм), а также кинематограф, научные и художественные печатные издания, театр.

Основными функциями массовой коммуникации являются:

1) информационная;

2) регулятивная, направленная на формирование общественного сознания, общественного мнения, создание аттитюдов и стереотипов, а также манипулирование и  социальный контроль;

3) культурологическая, обеспечивающая ретрансляцию информации, имеющей культурную значимость, сохранение культурных традиций и межкультурные взаимодействия.

Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сказать, что молодежные СМК, реализуя перечисленные функции, в идеале должны обеспечивать социализацию молодежи, развитие личности подростков и юношества,  формирование  у них положительных, социально одобряемых ценностных ориентаций в разнообразных сферах, выработку социальных норм, оптимизацию социальной деятельности, интеграцию и консолидацию общества.

Формируя у молодежи определенную систему взглядов и идей, мировоззрение, как отношение  человека к окружающей его действительности, обществу, природе и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации, СМК фактически в любом случае выступают инструментом  идеологического воздействия, поскольку все перечисленное и составляет содержание идеологии. И задача заключается не в том, чтобы игнорировать этот факт, не в том, чтобы отрицать идеологию или свести понятие идеологии к политике, а в том, чтобы  использовать идеологию, базирующуюся на  общечеловеческих ценностях, социально приемлемых морально-этических  нормах и принципах, для формирования у молодежи соответствующих установок и ценностных ориентаций, необходимого познавательного, эмоционального и поведенческого эффекта. А это, в свою очередь, ставит задачу создания соответствующего контента, который распространяется по каналам СМК. И здесь одинаково не подходит  ни  идеология запретительства, ни, пришедшая ей на смену, идеология попустительства, которая, вследствие наблюдаемого, все нарастающего негативного результата, вновь начинает сменяться запретами и призывами к введению ограничений и запретов в СМК.

Безусловно, что-то нужно категорически запрещать: ненормативную лексику, пропаганду суицидального поведения, наркотиков, демонстрацию агрессии, психологического и физического насилия,    половой распущенности и многое другое, чем переполнены сегодня СМК и не только подростковые и молодежные. Но нужно  также поощрять,  обеспечивать условия и поддерживать создание позитивного контента, которому трудно пробиться к аудитории в  условиях доминирования потребительства, гонки за рейтингами любой ценой, подмены гуманистической ориентации властью денег.  Выросло «непоротое поколение», до которого никому не было дела: ни родителям, ни обществу, ни государству! И нужны срочные меры, чтобы необходимость снова взяться за запреты, «розги» и дубинку, не  стала неотвратимой, порождая иллюзию достижения положительного результата.

  Список литературы
  1. Большой толковый словарь русского языка /Сост. И гл. ред. С. А. Кузнецов. —
СПб.: Норинт, 2000.
  1. Большой энциклопедический словарь. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.
  2. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. (ред.) Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  3. Политология: энциклопедический словарь. — М.: Изд-во Моск. коммерческого ун-та, 1993.
  4. Толковый словарь современного русского языка. Д. Н. Ушаков. – М.: Аделант, 2013.