Интернет-мем как метод политической коммуникации

Мария Дмитриевна Дмитриева

Санкт-Петербургский государственный университет

В  статье поднимается понятие интернет-мема в контексте политической коммуникации. Приводится типология интернет-мемов, релевантных для политической среды, и конкретные примеры политических мемов.

Ключевые слова: политический мем, интернет-мем

 

Internet-meme as a method of political communication

In this article, the concept of an Internet-meme is raised in the context of political communication. A typology of Internet-meme relevant to the political environment is given, as well as specific examples of political memes.

Key words: political memes, Internet-meme

 

Феномен «мем» впервые был описан в 1976 году эволюционным биологом Ричардом Докинзом в книге «Эгоистичный ген». Докинз выделил «мем» как базовую единицу культурной информации и описал его признаки, актуальные и по сей день. Мемы подвержены естественному отбору, распространяются по воле или помимо воли носителя, мутируют и могут подвергаться искусственной селекции. Но самое главное, что мемы как «медиавирус» передаются от человека к человеку.

Так, каждый отдельно взятый мем может являться предметом отдельного исследования: выявляют предпосылки, саму ситуацию, которая легла в основу мема, и причины его популяризации (реальные и синтезированные). Но стоит понимать, что каждая конкретная ситуация имеет срок актуальности, и чтобы «выжить», мем должен подстраиваться под новую актуальную ситуацию. Также недолговечность мема обусловлена спонтанностью его возникновения, в его основу может лечь, как и горячая новость, так и высказывания политических акторов в социальных сетях и медиа.

Именно модификация распространения и спонтанность возникновения мем-информации легли в основу популяризации данного вида коммуникации в Интернет-пространстве. В данный момент большинство мемов функционирует в социальных сетях и блогах: такая среда сделала распространение данного вида информации по-настоящему вирусным.

Но у перехода мема в социальные сети есть свои недостатки: невозможно отследить количество реципиентов, которые попадут под воздействие данного вида коммуникации.

  • По данным Левада-центр, 60% россиян пользуются социальными сетями.
  • По статистике Всероссийского Центр Исследования Общественного мнения, большинство россиян пользуются интернетом.
  • Ромир же насчитывает 80% россиян, которые пользуются социальными сетями.
  • По данным Фонда Общественного Мнения, 70% россиян пользуются интернетом.

Самые большие и авторитетные организации по исследованию общественного мнения не могут прийти к общей цифре. Поэтому для выявления реальной картины обратимся к статистике самих социальных сетей. Для Российской Федерации и стран СНГ самой большой платформой для интернет-коммуникации является социальная сеть ВКонтакте. По официальной статистике ресурса более 97 000 000 человек ежемесячно заходят ВКонтакте, а число сообщений, что пропускает через себя социальная сеть ежедневно, перевалило за 5 000 000 000 (на 2017 год). По данным других исследований, ежедневная аудитория ВКонтакте составляет 52,7 миллиона человек – то есть около одной трети населения России ежедневно находится в социальной сети. Но нельзя забывать, что существуют и другие каналы распространения мемов внутри интернета – многие современные интернет-медиа (прим. Meduza) любят добавлять в свои развлекательные блоки мем-подборки. Но то что именно социальные сети делают мемы по-настоящему вирусными – никаких сомнений не остается.

Пересылать друг другу, показывать при личной встрече и обсуждать мем будут только до тех пор, пока сохранятся злободневность содержания. Например, мем с Жириновским, эмоционально вещающим с трибуны, будет популярен до тех пор, пока Жириновский будет эмоционально вещать с трибуны. Из чего можно сделать вывод, что мем может зародиться на основании различного контента.

  • Фразы политика или о политике: люди могут и не знать, где и когда была сказана эта фраза, но кем – скорее всего будут знать. Именно субъект, произнесший смешную\нелепую фразу, добавляет комического эффекта. Пример: Виталий Мутко и «Лэт ми спик фром май харт» – специфическое английское произношение министра спорта Российской Федерации надолго запомнилось пользователям интернета (и немалую роль в распространении данного мема сыграли интернет СМИ и платформы («Аргументы и Факты» и «Lurkmore»).
  • Фотографии политика (зачастую неудачные). Пример: «заснувший» на Олимпийских играх в Сочи премьер-министр Дмитрий Медведев создала политику образ незаинтересованного в жизни своей страны. Теперь все фотографии Медведева на публичных мероприятиях, где он получается с прикрытыми глазами, воспринимаются так, как будто премьер-министр и правда засыпает во время мероприятий.
  • Видео-фрагменты становятся мемами, когда на них происходит какая-то смешная или неожиданная вещь. Пример: «девочка в розовой куртке», которая случайно попала в кадр телекамер рядом с губернатором Подмосковья, показывая жест с перерезанием горла.

Но мемы можно делить не только по формату, но и по содержанию. Для этого можно использовать классификацию мемов, которую предлагает Александр Горбачев в статье «Все развлечения «Вконтакте». Мною будет приведена типология мемов, применяемых именно в политической коммуникации, ранжированная в соответствии с частотой использования.

  • Персонажный мем – внимание на панчлайн в виде политика – на данный момент особой популярностью пользуется Павел Грудинин в контексте «Кандидат от народа».
  • Ситуативные комиксы (случай В. В. Жириновского) – мем существует за счёт фиксированной ситуации, которая представляется определенной последовательностью картинок.
  • Синтаксические мемы – отталкиваются от определенной структуры форсируемой фразы. Пример: «Х нет, но Вы держитесь».
  • Компаративные мемы – использует структура «до\после», чтобы показать наглядность изменений. Пример: мем «что будет после избрания Ксении Собчак президентом».
  • Экзистенциальные мемы – подчеркивают безысходность: либо отрицательно влияют на паблицитный капитал, либо играют роль развлекательного контента.
  • Метамемы – мемы, которые напрямую реферируются с другими мемами – для их понимания необходимы сторонние знания. Особенно популярны мемы, отсылающие к массовой культуре – когда один политик изображается как злодей, а второй – супергероем. Пример: Путин, летящий на орле как персонаж популярного фильма «Аватар» турукмакто.

Говоря о политической коммуникации, стоит отметить следующую особенность: господство персонажного мема с примесью дополнительных типов мемов (персонажно-компаративный мем и т. д.). Причина этого в том, что завируситься может только политический мем, контекст которого понятен широкой Интернет-аудитории, а самый обширный политический ресурс – это личность.

Также именно персона может дать повод для зарождения мема какой-либо из составляющих своего имиджа:

  • физиологические особенности (примеры: мемы, где В. В. Путин скачет на медведе без рубашки – попытка укрепить имидж сильного русского политика. Павел Грудинин и его усы, которые отсылали его электорат к образу Иосифа Сталина.);
  • психофизиологические особенности (пример: Владимир Жириновский ярко выражает свою позицию, чем привлекает внимание молодой аудитории).

Но на российской политической арене наибольшую популярность набирают именно персонажно-ситуативные мемы – в этом направлении преуспел политик Алексей Навальный, популяризируя:

  • свои версии событий: мем о нападении на политика с зеленкой понизил доверие к следствию (он также сам популяризировал его через свои социальные сети, что еще раз подтверждает, что знающие политики работают с мемами на их же территории);
  • образ «я такой же, как и вы»: успешный мем с Навальным, поедающим лапшу быстрого приготовления во время рабочего перерыва;
  • «бойцовскую позицию» через использование мемов, появляющихся после его задержаний (он сам размещает их на личной странице в Instagram).

В России данный вид политической борьбы еще широко не используется как обширный ресурс за общественное мнение, но на западе этот инструмент уже во всю работает. Так, во время праймериз, кандидат в президенты от демократической партии Хиллари Клинтон связала образ своего оппонента Дональда Трампа с известным мультфильм-персонажем лягушонком Пепе. А данным персонаж известен своего гнусностью и подлостью. Так кандидат на пост президента США (а точнее её штаб) собственноручно создали политический мем, который подарил образу уже нынешнего президента США дополнительную коннотацию.

«Война мемов» — это часть битвы за интернет как платформу в ходе электоральной борьбы и, в частности, за молодых избирателей», – говорит в комментарии молодёжному изданию furfur Кирилл Мартынов, кандидат философских наук и доцент факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. И правда: в большинстве своем именно молодая аудитория проявляет себя наиболее активно в социальных сетях, но, по данным международного института маркетинговых и социальных исследований GfK, за 2017 год людей старше 16, что пользуются интернетом, стало на 3 миллиона больше – 87 миллионов человек. И такая динамика будет сохраняться: зрелые люди все больше будут вникать в тонкости интернет—общения, а молодежь, что уже достигает избирательного возраста, будет входить в политическую жизнь, имея представления о политических акторах только как о персонажах «того самого мема».

К сожалению, важность этой формы коммуникации осознали не все политические силы. К тому же, работать в этой среде практически невозможно – искусственно придуманные и распространяемые мемы не находят отклик у аудитории, а ситуативные мемы (например, Д. Медведев, заснувший на открытии Олимпиады) не всегда играют на руку политической элите. Люди начинают выявлять навязываемые им мемы, что служит поводом для создания вторичного мема о меме (пример – мемизации бот-комментариев «раньше на выборы не ходил, а теперь пойду – за Грудинина», нанесшая вред серьезности избирательной кампании Павла Грудинина). Мем из-за иллюзии массового участия в своем создании делается легким способом популяризации в широких слоях аудитории. Но мемы, созданные самими политическими акторами, на данный момент не научились мимикрировать под продукт настоящего массового творчества, что приводит к репутационным убыткам.

Чтобы избегать такого хода событий, политическим коммуникантам необходимо начать рассматривать мем в рамках всей деятельности политика, а не как одноразовую форму развлекательной коммуникации. Также необходимо следить за своими публичными коммуникациями:

  • не давать волю эмоциями, «когда никто не видит» – Сергей Лавров часто попадает в такие казусы, когда думает, что микрофон на пресс-конференциях выключен;
  • следить за своим произношением и спичрайтингом – как уже упомянутый Виталий Мутко;
  • всегда быть готовым к тому, что вас могут сфотографировать и знать, что должно попасть на этот кадр, а что нет;
  • аккуратно подходить к своему представительству в социальных сетях и блогах;
  • не забывать, что окружение и семья политика также будет ассоциироваться с ним – казус с дочерью пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, когда Елизавета поставила в своем публичном выступлении знак равенства между судопроизводством и судостроением.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Докинз Р. Эгоистичный ген. М., 1993.
  2. Интернет-мем [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Интернет-мем
  3. Щурина Ю. В. Интернет-мемы как феномен интернет-коммуникации. Екатеринбург, 2012.

Loading