UGC и журналистика в издании Гардиан (The Guardian) / UGC and Journalism at The Guardian

ЛукьяноваТатьяна Игоревна

Санкт-Петербургский государственный университетСанкт-Петербург, Университетская набережная 7/9

Tatyana Lukyanova

St. Petersburg State UniversitySaint-Petersburg, Universitetskaya naberezhnaya 7/9

Контент, генерируемый пользователями, или же UGC, изначально является англоязычным термином, который на данный момент не имеет русскоязычных аналогов. UGCв широком смысле –совокупность всей информации, которую публикуют пользователи сети Интернет.Изучение контента, генерируемого пользователями, в британской прессе позволит актуализировать зарубежный опыт коммуникации редакции с пользователями, выявить национальные особенности такой коммуникации, возможно, предложить способы коммуникации с аудиторией онлайн российским изданиям.

User-generated content, or UGC, is originally an English-speaking term, which at the moment does not have Russian-language counterparts. UGC in a broad sense is the aggregate of all information published by Internet users. The study of content generated by users in the British press will allow to update the foreign experience of the editorial communication with users, to reveal the national peculiarities of such communication, possibly to offer ways of communicating with the audience online to Russian publications.

Addley E. Andy Murray: Scottish, British, who cares? Today he belongs to us. URL: http://www.theguardian.com/sport/2013/jul/07/andy-murray-wins-wimbledon-2013-djokovic.

Brown M. Doctor Who hype stoked by live BBC show to reveal new star. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/03/doctor-who-bbc-show.

Halliday J. Guardian launches platform for user-generated content. URL: http://www.theguardian.com/media/2013/apr/16/guardian-user-generated-content

James Cridland. The quality newspapers. http://www.mediauk.com/article/32717/the-quality-newspapers

Law Ph., Bannock C., Obordo R., Guardian readers. Readers who made the news: winners celebrate at GuardianWitness awards. URL:http://www.theguardian.com/theguardian/guardianwitness-blog/2014/mar/28/readers-who-made-the-news-winners-celebrate-at-guardianwitness-awards.

Marc Andreessen. The Future of the News Business: A Monumental Twitter Stream All in One Place. URL: http://a16z.com/2014/02/25/future-of-news-business/.

Marina Hyde. Why John Inverdale must be consigned to yesterday at Wimbledon. URL: http://www.theguardian.com/sport/blog/2013/jul/10/john-inverdale-marion-bartoli-wimbledon.

Swetney M. Peter Capaldi: from spin doctor to the new Doctor Who. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/04/peter-capaldi-doctor-who.

Addley E. Andy Murray: Scottish, British, who cares? Today he belongs to us. URL: http://www.theguardian.com/sport/2013/jul/07/andy-murray-wins-wimbledon-2013-djokovic.

Brown M. Doctor Who hype stoked by live BBC show to reveal new star. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/03/doctor-who-bbc-show.

Halliday J. Guardian launches platform for user-generated content. URL: http://www.theguardian.com/media/2013/apr/16/guardian-user-generated-content

James Cridland. The quality newspapers. http://www.mediauk.com/article/32717/the-quality-newspapers

Law Ph., Bannock C., Obordo R., Guardian readers. Readers who made the news: winners celebrate at GuardianWitness awards. URL:http://www.theguardian.com/theguardian/guardianwitness-blog/2014/mar/28/readers-who-made-the-news-winners-celebrate-at-guardianwitness-awards.

Marc Andreessen. The Future of the News Business: A Monumental Twitter Stream All in One Place. URL: http://a16z.com/2014/02/25/future-of-news-business/.

Marina Hyde. Why John Inverdale must be consigned to yesterday at Wimbledon. URL: http://www.theguardian.com/sport/blog/2013/jul/10/john-inverdale-marion-bartoli-wimbledon.

Swetney M. Peter Capaldi: from spin doctor to the new Doctor Who. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/04/peter-capaldi-doctor-who.

UGC, TheGuardian, Дигитализация медиасферы

UGC, The Guardian, Digitalization of Media Sphere

 Лукьянова  Т. И. UGC и журналистика в издании Гардиан (The Guardian) // Век информации (сетевое издание), Т.2 № 1(2), 2018  https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018003

Lukyanova  Tatyana UGC and journalism in the Guardian edition . INFORMATION AGE (online media), 2018, Vol. 2. No 1(2)  https://doi.org/10.33941/age-info.com21(2)2018003 (Russian language)

Издание The Guardian – одна из национальных ежедневных газет Великобритании. Газета была основана в 1821 году и до 1959 года именовалась The Manchester Guardian. В 1999 году издание появилось в сети интернет. Сайт guardian.co.uk, имеющий неофициальное название Guardian Unlimited, содержит все материалы печатного издания, оригинальный контент, и также предоставляет ряд сервисов для пользователей: Dating, Jobs, Offers.

 Концепция и бизнес-модель издания Гардиан (The Guardian)

Традиционные СМИ,  столкнулись с кризисом в первом десятилетии XXI века. Причиной ему послужили развитие цифровых каналов связи и мировой экономический кризис. Как и большинство медиарынков, с конца 1990-х рынок СМИ Великобритании переживал дигитализацию. Дигитализация медиасферы Великобритании повлекла за собой значительные изменения в потребительском спросе: «аудитория становится более гибкой и проще переходит от одного типа СМИ к другому, разрушая привычные “касты” телезрителей и читателей, требует все больше интерактивности, работает с сервисами “по запросу” (on-demand services)»[i]. Дигитализация СМИ, выход в Интернет, экономические кризисы начала XXI века поставили под угрозу существования большую часть традиционных СМИ, вынудили их измениться.

Онлайн журналистика Великобритании на заре эры интернет-СМИ делилась на сайты-клоны традиционных изданий и новые онлайн-проекты. В начале нулевых начался новый этап в развитии онлайн-СМИ Великобритании, когда все национальные издания ввели платные сервисы на своих сайтах. Тогда же начали терять популярность издания, не имевшие офлайн версии. Исследователи выделяют основные тенденции изменений медиарынка Великобритании, связанные с новыми условиями существования. Это: консолидация капитала и рыночных долей; оптимизация активов; форматные эксперименты; развитие пакетных медиауслуг[ii]. За последние десятилетия экономические и технологические изменения значительно повлияли на медиасферу Великобритании: многие издания изменили формат в сторону минимализации, изменились стандарты подготовки информации, стиль изложения, изменилась жанровая палитра изданий, макеты изданий.

Считается, что в скором времени медиарынок перейдет на продажи по теории «длинного шлейфа», то есть продажи контента на уровне отдельной статьи, видео или аудиоматериала вместо номера газеты. Кроме этого исследователи в качестве перспектив выделяют создание открытых цифровых платформ для агрегации контента от провайдеров разного уровня[iii]; увеличение роли краудфандинга в создании издания или отдельного материала; сторонние проекты издания, нацеленные на общение с аудиторией; развитие криптовалют.[iv]

Традиционно печатные СМИ Британии национального уровня делят на качественные или широкополосные издания (quality papers, broadsheets), таблоиды среднего рынка (mid-market tabloids) и «красношапочные таблоиды» (red-top tabloids). При этом основными игроками на медиарынке Британии считаются Daily Mail and General Trust plc. («Дэйли мэйл энд Дженерал Траст»), которая владеет таблоидом среднего рынка «Дэйли Мэйл» (Daily Mail), региональными и воскресными изданиями; News Corporation («Ньюз Корпорэйшн»), владелец двух национальных качественных изданий «Таймс» и «Сандэй Таймс» («The Times», «The Sunday Times») и ряда таблоидов; Northern and Shell plc. («Нозерн энд Шелл»), которая владеет рядом таблоидов и является совладельцем национальной качественной газетой «Дэйли Телеграф» («The Daily Telegraph»); Pearson plc. («Пирсон»), издающий национальную деловую газету «Файненшиал Таймс» («The Financial Times»); Telegraph Group ltd. («Телеграф груп»), издающий качественную газету «The Daily Telegraph» («Дэйли Телеграф»), а также воскресные и еженедельные издания и журналы; Trinity Mirror plc. («Тринити Миррор»), который выпускает региональную прессу, ряд спортивных газет, специализированные журналы, таблоид «Миррор» («The Mirror»); Guardian Media Group plc. («Гардиан Мидиа Груп»), которому принадлежат национальные качественные издания «Гардиан» («The Guardian») и «Обзервер» («The Observer») и ряд региональных изданий.

Как мы можем заметить, медиакорпорации, которые владеют национальными качественными изданиями, являются крупными игроками медиарыка Британии. Но качественная пресса в то же время испытывает наибольшее угнетение по сравнению с остальными типами изданий. Причины этого кроются в широком распространении бесплатной прессы, дигитализации, снижением расходов на рекламу.

Несмотря на глобальные изменения медиарынка, остались неизменными национальные особенности, связанные с медиапотреблением. Поскольку в рамках этой работы нам интересно издание The Guardian, мы считаем важным рассматривать в дальнейшем исключительно газетный медиарынок Британии, акцентируя внимание на национальных качественных изданиях. Глобальные изменения медиарынка не повлекли за собой значительных изменений на уровне национального рынка газет. Несомненно, все большую часть рыка СМИ Великобритании завоевывают электронные медиа, передающие информацию посредством кабельных соединений. Несмотря на это, Британский рынок газет держит высокую планку. В 2003 году исследователь Брайан МакНейер приводил следующую статистику: около 60% населения Великобритании читает минимум одну национальную газету и около 70% — одно общенациональное воскресное периодическое издание.[v] На 2010 год статистические данные изменились, дигитализация, охватившая рынок печатных СМИ Великобритании, заставила исследователей включать в расчет кроме печатных версий изданий также и онлайн-версии. Согласно иследованию, которое проводила компания Mintel, почти 60% населения Великобритании в 2010 году читает национальные газеты в печатном виде или онлайн.[vi] При этом ключевым в исследовании становится то, что теперь учитывается компенсация тенденции «таяния» тиражей за счет значительного прироста онлайн-аудитории. Это можно проследить по исследованию Communications Management Inc. В соответствии с данными, в 2000 году тираж изданий составлял почти 60% от населения, к 2012 году это соотношение снизилось до планки в 35%.[vii] Процесс «таяния» тиражей можно проследить на примере «Гардиан». По данным бюро ABC за последние 5 лет тираж «Гардиан» сократился на 56%.[viii]

Издание The Guardian, тем не менее, остается одним из самых востребованных на рынке Великобритании. Снижение тиражей печатного издания[ix] компенсируется приростом пользователей сети Интернет[x]. Изменения, произошедшие с изданием The Guardian за последнее десятилетие продиктованы временем. Увеличение интернет-аудитории происходит благодаря новым мультимедиа форматам, новым проектам, которые не смогут существовать в рамках ежедневной газеты.

Чтобы объяснить особенности издания «Гардиан» сегодня мы считаем необходимым рассмотреть основные исторические вехи развития газеты.

Газета «Гардиан» была основана в 1821 году в Манчестере и до 1836 года существовала в виде еженедельника. Газета продвигала либеральные интересы среди населения. Последующие двадцать лет газета просуществовала, выходя два раза в неделю, по средам и субботам. В 1855 году «Манчестер Гардиан» стала ежедневной благодаря новым законодательным нормам, также значительно снизилась стоимость газеты. Особую популярность издание приобрело под руководством Чарльза Скотта. Он стал редактором «Манчестер Гардиан» в 1872 году и пробыл на этом посту почти шестьдесят лет. В 1907 году Скотт купил издание и дал обещание, что издание будет сохранять свою независимость.

Спустя двадцать лет Чарльз Скотт покидает издание и передает его в руки своим сыновьям, Джону и Эдварду. В начале 30-х годов умирает Чарльз Скотт, а также один из его сыновей, Эдвард. Джон Скотт становится единственным владельцем газеты. Возможные изменения законодательства, а также конкуренция ставят под угрозу независимое будущее издания. Поэтому Джон Скотт в 1936 году создает компанию Scott Trust ltd., которая должна была защищать издание от попыток изменить его либеральный характер в будущем, обязана следить за стабильным финансовым положением издания, направляя все сверхдоходы на увеличение тиража, продвижение на рынке.

Последующие годы издание периоически испытывало трудности, которые были связаны с конкуренцией на рынке национальной прессы Великобритании. В 1959 году было принято решение о переименовании «Манчестер Гардиан» в «Гардиан». В середине 60-х издание испытывало серьезные финансовые проблемы и чуть не слилось с убыточной в то время «Таймс». Но усилиями редактора этого не произошло.

В конце 70-х офисы «Гардиан» переезжают в Лондон, улучшается качество печати издания. В 1986 году на рынке национальной прессы появляется «Индепендент», которая становится еще одним конкурентом газеты. Улучшить свое положение и укрепить позиции на Флит Стрит «Гардиан» удается с помощью редизайна издания.

В начале 90-х годов резко снижается стоимость номеров конкурирующих изданий. «Гардиан», в свою очередь, не меняет цен. В этот период издание инвестирует значительные суммы в развитие и публикует громкие журналистские расследования. Благодаря этого за изданием в 90-х закрепилась репутация разоблачителя.

В 1999 году «Гардиан» запускает сеть сайтов, объединенных под названием «Гардиан Анлимитед» («Guardian Unlimited»), которая вскоре стала самой популярной сетью газеты в Британии. В 2005 году печатная версия издания стала издаваться в новом формате берлинер. В следующем году на сайте издания появился раздел «Comment is free», который стал площадкой для свободного общения, дискуссий, предлагал читателям комментировать. Название раздела является частью статьи, приуроченной к столетию издания. Она была написана Чарльзом Скоттом и выделяла принципы, которыми руководствуется издание. «Comment is free, but facts are sacred… The voice of opponents no less than that of friends has a right to be heard» (Комментарий свободен, но факт является священным… Голос оппонента имеет столько же прав быть услышанным, как и голос нашего друга).

В этом же году «Гардиан» перешел на незамедлительную публикацию городских и международных новостей онлайн. Спустя два года был создан общий сайт, который заменил «Гардиан Анлимитед», guardian.co.uk. В 2009 году «Гардиан» запустила ряд онлайн-приложений для смартфонов и планшетных компьютеров.

В июне 2012 года сайт издания стал третьим по посещаемости в мире. В апреле прошлого года «Гардиан» запустила платформу для пользователей «Гардиан Уитнесс», которая нацелена на поддержку отношений с аудиторией. Летом 2013 года издание вновь меняет адрес в интернете и переходит на международный домен theguardian.com.

Как мы уже говорили, сегодня газета «Гардиан» входит в состав «Гардиан Мидиа Груп», которая управляется фондом «Скотт Траст». Основными ценностями «Гардиан Мидиа Груп» являются ценности, заложенные в издание «Манчестер Гардиан» Чарльзом Скоттом: поддержка либеральной, независимой, высококачественной журналистики. Фонд «Скотт Траст» кроме регулирования изданий также занимается благотворительными образовательными проектами и выставками.

Независимую либеральную журналистику онлайн издание «Гардиан» сегодня публикует в рамках концепции «Открытой журналистики» («Open journalism»). Этой концепции «Гардиан» придерживается сравнительно недавно, но главный редактор издания, Алан Расбрингер, считает, что основанием для развития этой концепции послужили крупные расследовательские материалы, которые «Гардиан» публиковала с конца 90-х годов, проекты, направленные на поддержку стран третьего мира, и т.д.

Основными составляющими «Открытой журналистики» главный редактор «Гардиан» видит в бесплатном доступе к материалам, публикации значимых для людей историй, плюрализм мнений и устойчивое развитие, перевод материалов на различные языки при необходимости. Расбрингер описывает эту концепцию следуюзим образом: «Наш подход признает важным поместить газету в сердце открытой информационной эко-системы, чтобы затем можно было ознакомиться со спектром мнений и массой других источников»[xi].

Также Расбрингер видит возможность и важность «Открытой журналистики» при освещении всех сфер деятельности, включая спорт и моду, но акцентирует внимание на крайне редком обращении журналистов к проблемам окружающей среды и необходимости развития этих тем в обществе посредством журналистики. Кроме этого, главный редактор издания считает, что журналистике сегодня открытость необходима не только по этическим причинам, но и также по экономическим: «Я считаю бесспорным тот факт, что журналистика должна быть открытой. Такая модель может быть в противоречиях с бизнес стороной новостных организаций, но никто до сих пор не может придумать предсказуемую бизнес-модель. Я верю, что деньги будут сопровождать успешную журналистику, а закрытой журналистике сложно быть успешной»[xii].

Концепция «Открытой журналистики» в «Гардиан» сопряжена со стратегией digital-first. Эта стратегия акцетирует внимание на изминениях в онлайн-издании, которые обусловлены изменениями в медиапотреблении. Эндрю Миллер, глава «Гардиан Мидиа Груп», заявил, что компания меняет курс с основы в виде печатного продукта на цифровой в своей филисофии и практике.[xiii] Эти изменения, также как и концепция «Открытой журналистики» произошли в 2011 году. Это означает, что сегодня первостепенным для фонда «Скотт Траст» в плане развития является сайт издания «Гардиан». Соответственно, цели развития, которые относились к печатному изданию, стали целями для развития онлайн-издания: увеличение аудитории, дохода и вовлеченности читателей.

Важно отметить, что в 2011 году «Гардиан» уже была достаточно популярна онлайн, имела свою аудиторию. При этом печатная и онлайн версии руководствовались одинаковыми ценностями, что не вводило читателей в заблуждение и не создавало впечатление разрозненности ресурсов. Аудитория «Гардиан» онлайн растет, достаточно активна и лояльна. За декабрь 2012 года у «Гардиан» было 36 миллионов уникальных пользователей и около 70 миллионов уникальных посетителей во всем мире, что ставило ее на первое место по количеству уникальных пользователей среди Британских качественных изданий. [xiv]

Последнее, что хотелось бы также рассмотреть, это переход издания на домен «.com». Безусловно, этот переход был продиктован концепцией «открытой журналистики» и новой стратегией издания. С другой же стороны, исследователи считают, что «качественные издания, или же широкоформатные издания, наверное, являются самыми популярными среди читателей за рубежом»[xv]. Именно это, нацеленность на зарубежного читателя, было основной идеей для перехода на международный домен. Также следует отметить, что переход такого крупного издания с большой ежедневной аудиторией онлайн не могло обойтись без потерь и сложностей, которые по заявлением представителей издания, постепенно преодолеваются.

 Использование UGC в «Гардиан» (The Guardian)

Контент, генерируемый пользователями, является важной частью онлайн-издания «Гардиан». Именно по этой причине сайт постоянно развивается в направлении работы с пользователем, появляются возможности общения с аудиторией, общения пользователей между собой. Два проекта «Гардиан», направленные на контакт с аудиторией, появились за последние десять лет. Первый проект, «Comment is free», который был запущен в 2006 году, уже стал площадкой для свободного обмена мнений. Второй, «GuardianWitness», появился всего год назад, но смог обратить на себя внимание еще до своего появления.

Оба проекта являются достаточно значимыми для издания, поэтому мы считаем, что их нужно рассматривать отдельно. В этой части мы рассмотрим пользовательский контент на сайте издания «Гардиан», который не относится ни к одному из вышеперечисленных проектов, так как они имеют отдельный статус, определенные цели и идентифицируются читателем как отдельный медиапродукт.

Издание «Гардиан», провозгласив «открытую журналистику», вероятно, уже предполагало, что возможности общения с аудиторией онлайн со временем будут развиваться с появлением все новых технических возможностей. Сегодня уже невозможно удивить кого-то мобильным приложением газеты или страницой издания в социальной сети.

Перед тем, как мы рассмотрим контент, генерируемый пользователем, в «Гардиан», необходимо уточнить некоторые детали внутри временных рамок нашего исследования. Поскольку целью нашего исследования является выявление особенностей использования пользовательского контента как инструмента общения с аудиторией, мы проведем анализ основных элементов UGC в онлайн-издании, а также рассмотрим несколько примеров, наиболее ярко отражающих это явление. Кроме этого, мы считаем важным выявить с помощью доступных нам элементов интерфеса наиболее популярные у читателей издания разделы.

Главная страница издания в первую очередь перенаправляет на Британскую версию издания. Читатель также может выбрать версии для США и Австралии. Первая страница, на которой мы оказываемся, состоит из собрания самых последних и самых популярных новостей и статей из всех разделов и рубрик, графически выделенных и имеющих заголовок, краткое описание, а также упоминание о количестве комментариев, ссылки на статьи по теме, при этом весь контент является кликабельным. Этот контент занимает большую часть полосы, которую мы видим. Крайняя справа колонка содержит информацию о сервисах издания, его образовательных проектах, контактную информацию, информацию о конкурсах и маркетинговых предложениях издания, содержание газеты сегодня. В самом низу страницы расположена рубрика о подписке на новости, которая называется «News direct to you» и содержит краткую информацию о всех возможных способах покупки подписки на «Гардиан», получения последних новостей. И одна из самых интересных нам возможностей – предложение зарегистрироваться на сайте издания в качестве пользователя с помощью социальной сети фейсбук. Это предложение всплывает в виде кнопки одним из первых на глваной странице сайта. Безусловно, это можно сделать в любой момент нахождения на сайте, но мы предполагаем, что это действие может быть расценено пользователем как первый шаг работы и взаимодействия с сайтом, побудит его к дальнейшему участию.

Таким образом, первая страница сайта представляет собой исключительно авторский контент, почти не дает пользователю представления о возможностях взаимодействия с сайтом, за исключением наличия возможности комментирования.

Перейдем к рассмотрению рубрик сайта. Все они представлены в шапке, которая состоит из собственно названий рубрик и, при выборе одной из них, подрубрик. Всего издание выносит в шапку 15 рубрик: Новости, Спорт, Комментарии, Культура, Бизнес, Деньги, Лайфстайл, Путешествия, Окружающая среда, Технологии, ТВ, Видео, Свидания, Предложения, Работа. При этом последние три являются проектами, которые не являются информационными, а представляют определенные услуги. Также важно отметить, что рубрики Технологии, ТВ и Видео являются подрубриками, которые вынесены в шапку рубрик.

Каждая страница рубрики издания содержит заголовок, также мы впервые здесь встречаемся с пользовательским контентом. Он представлен кнопкой RSS-расылки под заголовком рубрики в каждой из них. То есть при условии, что пользователь заходит на сайт с главной страницы и переходит к рубрикам, первый контент, с которым он может взаимодействовать, является контентом, который можно выбрать из ряда опций, который при обращении издателя к нему будет информационно-ориентированным, а в отношении пользователя персонально-ориентированным, с элементами информационного или развлекательного в зависимости от выбранной пользователем рубрики.

Рассмотрим подробнее пользовательский контент в каждой из рубрик.

В рубрике спорт мы выбрали два достаточно крупных спортивных события, которые освещало издание «Гардиан» в 2013 году. Первое событие – теннисный турнир, который проводится в Великобритании, Уимблдон[xvi]; второе – «Тур де франс»[xvii].

Первое, что мы видим, когда открываем новостные истории о Уимблдоне – наличие кнопок, с помощью которых можно поделиться материалом или написать в редакцию, рядом с каждым материалом. «Гардиан» предлагает своим читателям поделиться историей с друзьями посредством Фэйсбука, Твиттера, Гугл плюс, Пинтерест, ЛинкедИн и электронной почты. При пролистывании страницы вниз, эти кнопки также появляются слева от текста с указанием количества поделившихся читателей.

Всего к этому теннисному турниру редакторы отнесли 333 истории, более трети из которых были прокомментированы. Читатели оставили 17776 комментариев. Мы выбрали пять самых популярных среди читателей материалов для анализа. Примечательно, что три наиболее популярных материала относятся к рубрике спорт скорее косвенно, потому как при их открытии рубрика меняется. Самые популярные были отнесены редакцией в рубрику «Comment is free» и отражали скорее общественно значимые темы, например этику журналиста и сексизм. Остальные материалы, которые комментировали читатели, являлись в большинстве случаев информационными материалами, описывающими ход отдельных соревнований или успехи и неудачи отдельных спортсменов. Самые популярные новостные тексты набирали 200-300 комментариев, при этом их обгоняли по популярности скандальные новости о спортсменах.

После отсеивания материалов других рубрик, у нас остается два, которые мы можем рассмотреть более детально.

Жанр материалов, которые мы рассматриваем, можно определить как фиче. Оба они затрагивают теннисный турнир лишь косвенно. В первом[xviii] автор высказывает свое мнение о комментаторе BBC, чье отношение к теннису, в особенности, женскому, достаточно неоднозначно. Автор критикует журналиста, выстраивает аргументацию. Можно не сомневаться, что тема сексизма достаточно ярко обсуждается, что мы и наблюдаем в этом случае. Тем более, что здесь есть обвиняемый, достаточно известная спортивным фанатам личность в медиапространстве Великобритании.

Второй материал[xix] рассматривает проблему национальности и отношения к национальности в Британии. Здесь автор поднимает вопрос национализма в Британии, связывая историю с новоявленным чемпионом Уимблдона. Читатели активно реагируют на эту историю: комментируют, спорят, делятся мнениями. При этом авторы текстов не принимают участия в дискуссии.

Поскольку мы перешли к рассмотрению комментариев аудитории, необходимо выделить особенности и описать этот блок в «Гардиан». Блок комментариев находится в нижней части страницы, под авторским материалом. Блок разделен на три вкладки: все комментарии, ответ редакции и выбор «Гардиан». Чтобы ознакомиться со спектром читательских мнений, можно сортировать комментарии по разным категориям: новые или старые сначала, развернутые или свернутые беседы. Важно, что все ответы редакции читателям будут отображаться в отдельной вкладке. При этом, кликнув на комментарий можно перейти к беседе, которую прокомментировал автор. Вкладка «выбор редакции» отображает также отдельные комментарии, которые редакция выбрала среди остальных. Они также отображаются в общем блоке комментариев, но с особой пометкой. Каждый комментарий содержит кнопки «поддержать», «сообщить о нарушении правил», «ссылка на этот комментарий», поделиться в социальной сети Фейсбук или Твиттер.

Среди всех комментариев можно встретить те, которые были удлены редакцией за несоответствие правилам сайта. Эти комментарии содержат следующее сообщение: «This comment was removed by a moderator because it didn’t abide by our community standards. Replies may also be deleted. For more detail see our FAQs», что значит следующее: этот комментарий был удален модератором потому, что не соответствовал стандартам нашего сообщества. Ответы также могут быть удалены. С деталями можно ознакомиться в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Написать комментарий моет каждый зарегистрированный пользователь сайта, при этом сайт при регистрации предлагает войти с помощью аккаунта Фэйсбук или Гугл. После регистрации становится доступным комментирование. Функции комментирования достаточно бедные: можно сделать текст полужирным или курсивом, цитировать другого пользователя, вставить ссылку, кроме этих функций также есть функци предпросмотра сообщений.

То есть «Гардиан» фактически ограничивает читателей в самовыражении при комментировании, исключая выделение цветом, смайлики, картинки, видео и любой другой контент, кроме текста. Эмоциональность комментатора можно определить только по выражениям и знакам препинания, которые он использует. Единственное, в чем не ограничивает издание своих читателей – объем текста, который они могут опубликовать.

Также важно отметить, что со страницы сайта крайне небольшое количество читателей делится ссылкой на материал. Значительно большее количество читателей делает репосты и добавлет в избранное в социальных сетях. Например, этим материалом со страницы сайта поделился один читатель в Твиттере, в самой же социальной сети репост записи аккаунта редакции Спорт сделало сорок семь пользователей, шестнадцать добавили ее в избранное. В социальной сети Фейсбук издание совершает публикации достаточно редко, обычно делая подборку из новостей или публикуя ссылку на одну интересную тему.

Вернемся к материалам рубрики Спорт. Вторая тема, выбранная нами, велогонка Тур де Франс, по-видимому не была настолько же популярна у читателей, как Уимблдон. Из 236 материалов по теме, только 32 были прокомментированы. При этом ни однин материал «Гардиан» в этой теме не набрал более тысячи комментариев.

Достаточно популярными среди читателей стали итоговые по каждому этапу гонки материалы, при этом все другие авторские материалы значительно уступают им по популярности. Отличительные особенности этих материалов, вероятнее всего, повлияли на количество комментариев. Каждый материал представляет собой несколько тезисов в самом начале, под заголовком, которые предлагают читателю гиперссылки на турнирные таблицы и фотографии этапа. Также к каждому из этих материалов прикреплены видео этапа, а текст вкратце рассказывает об основных событиях во время этапа соревнований. Также важно отметить, что в большинстве этих материалов в заголовок было вынесено имя британского спортсмена, Криса Фрума, а комментарии представляют собой слова поддержки или неодобрение.

Рассмотрим контент, генерируемый пользователями, в других рубриках.

На главной странице рыбрики «Культура» читатель может выбрать одну из подрубрик, а также выбрать один из последних материалов, которые представлены на главной странице рубрики в блоках выбор редакции; видео, аудио и слайдшоу; новости культуры; фиче; блоги. Для того, чтобы проанализировать пользовательский контент в рубрике «Культура», мы рассмотрели все материалы за август 2013 года в этой рубрике. Мы смогли отметить, что наиболее популярные материалы связаны с культурой косвенно: зачастую это материалы, которые затрагивают высказывание или мнение личности, связанной с культурой. Также крайне популярными среди читателей являются материалы о национальных телепередачах, шоу, книгах, спектаклях.

Так, одними из самых популярных оказались два материала о сериале «Доктор Кто», которые собрали 614 и 502 комментария читателей «Гардиан» онлайн.[xx] При этом, несмотря на то, что материалы крайне похожи между собой, аудитория остается активной. Также читатели охотно делились информацией об этих материалах в социальных сетях. Только со страницы сайта было сделано более четырех тысяч репостов в Фейсбук, около 300 в Твиттер, более ста в Гугл плас и Пинтерест, около десяти в ЛинкедИн.

Среди всех тем в рубрике «Культура» самыми популярными у читателей являются телешоу, кино, музыка. В целом, пользовательский контент в этой рубрике встречается достаточно часто. Более 70% материалов сопровождается контентом пользователей.

Главная страница рубрики «Бизнес» состоит из последних новостей, комментариев экспертов, новостей рынка и инноваций. Материалы этой рурики малопопулярны у читателей. Менее трети из них комментируются, ими почти не делятся в социальных сетях. Количество комментариев также довольно мало.

В отличие от «Бизнеса», рубрика «Деньги», более популярна у читателей. Мы проанализировали материалы рубрики за июля 2013 года и выяснили, что около 70% материалов комментируются читателями. Однако, вновь мы столкнулись с тем, что одни из самых популярных материалов относятся к рубрике «Комментарии». На примере наиболее популярных материалов мы можем утверждать, что читатели склонны делиться даже не самыми комментируемыми текстами из этой рубрики в социальных сетях.

Рубрика «Лайфстайл» является самой комментируемой, и, следоватально, самой популярной среди вышеописанных. Здесь материалы с большим количеством комментариев уже не редкость, а скорее норма. Самые высококомментируемые подрубрики здесь: мода, семья и отношения. Значительно реже пользователи оставляют комментарии в подрубриках садоводство, здоровье и дом. При этом читатели с одинаковым интересом комментируют длинные аналитические статьи о вредных продуктах и короткие материалы о самых популярных фразах в пикапе. Также многие делятя ссылками на сайт с помощью кнопок социальных сетей.

Рубрика «Путешествия» в отличие от предыдущей, не собирает такого количества комментариев пользоателей. Материалы этой рубрики, в основном, комментируются в небольших количествах, но почти каждый материал имеет пользовательский контент.

В рубриках «Окружающая среда» и «Технологии» количество комментариев достаточно высоко, комментируется около 75% материалов.

Кроме комментариев, возможности сделать ссылку в социальной сети, RSS-рассылки, в «Гардиан» есть пользовательский контент и других уровней. На рядя страниц рубрик можно встретить динамические опросы, которые меняют уже имеющиеся данные в зависимости от вводимой пользователем информации. Также есть авторские рубрики, где автор отвечает на вопросы читателей. Такое явление можно наблюдать в рубриках «Технологии» и «Деньги».

В целом, мы должны отметить, что «Гардиан» не стремится быть лояльной у читателю, ограничивая его определенными рамками взаимодействия. Некоторые материалы издания не доступны для комментариев, а возможность комментирования открытых для этого материалов быстро исчезает. С одной стороны, издание диктует аудитории собственные жесткие правила, ограничивает пользователей в возможностях самовыражаться на страницах сайта. С другой же стороны, качественная национальная газета не может себе позволить публиковать контент, допустимый в таблоидах.

 Comment is free Проект Гардиан Уитнесс (GuardianWitness),

В этой части мы намерены рассмотреть взаимодействие редакции издания «Гардиан» с аудиторией посредством двух собственных проектов. Они были созданы в разное время, но основная цель была одна – общение с пользователем онлайн.

Первый проект, который называется «Коммент из фри» (Comment is free), был создан как площадка для дискуссий. Материалы этого раздела сайта делятся на объемный ряд тем, которые раскрываются большим количеством постоянных авторов рубрик. В рамках этого проекта авторы пишут, в основном, колонки на общественные, политические и социальные темы, которые затрагивают важные или интересные аудитории темы и провоцируют ее на диалог.

В отличие от всего остального контента сайта, эта рубрика изначально была ориентирована на наличие диалога с читателями. В этом разделе модераторы и администраторы сайта не ограничивают читателя в возможности комментирования того или иного материала, как они могут это сделать с любым материалом в другой рубрике. Но сами возможности комментирования в этой рубрике ограничены таким же образом, как и в остальных. То есть коммуникация редакция-читатель, автор-читатель или читатель-читатель сводится к минимальному набору опций: читатель может поделиться ссылкой на материал с помощью кнопок социальных сетей или оставить комментарий. Мы уже описывали возможности комментирования на сайте издания «Гардиан» и выяснили, что они предполагают наличие информационно-ориентированного или персонально-ориентированного контента. Таким образом, можно утверждать, что «Гардиан» не поддерживает возможность существования на своем сайте контента свободного ввода развлекательно-ориентированного типа. Также ограничивая контент свободного ввода группой простейших функций.

Авторы материалов рубрики «Коммент из фри» являются профессионалами в определенных областях знаний, блоггерами, писателями. Они легко находят общий язык с читателями. Именно поэтому количество комментариев в этой рубрике значительно выше, чем в любой другой. Ни один материал не остается непрокомментированным, а среднее количество комментариев под одним материалом составляет сто пятьдесят.

Возможно, читателям «Гардиан» было вполне достаточно способов интеракции, которые предоставляла им редакция издания. Весной прошлого года издание совместно с компанией EE запустило платформу и приложение, которые основываются на краудсорсинге и созданы для того, чтобы читатель «Гардиан» мог почувствовать себя вовлеченным в процесс создания новостей, стать частью создания информационного продукта[xxi].

Опишем принцип работы этой платформы. В первую очередь пользователь должен скачать приложение «Гардиан Уитнес» на свой телефон или другое мобильное устройство, которым он будет пользоваться. На сайте и в приложении пользователь видит задание редакции и с помощью своего мобильного устройства его выполняет наряду с другими пользователями. Заданием является создание пользователем фотографии или видео на определенную тему, которые пользователь может сделать с места событий или загрузить со своего мобильного устройства, также в качестве задания редакции может выступать история на определенную тему, которую пишет пользователь. Далее журналисты и редакторы из всех полученных фото и видеоматериалов а также историй отбирают нужные для публикации онлайн или в печатной версии газеты.

Кроме фото и видео заданий, создатели платформы планируют привлекать аудиторию к созданию лайвблов, помещая их фотографии и видео в ленту онлайн-трансляции. Еще один способ взаимодействия аудитория-газета посредством этой платформы – возможность рассказать редакции о событиях, которые известны читателю, для возможного дальнейшего развития этой темы в рамках газеты «Гардиан». Также создатели платформы предлагают пользователям присылать свои идеи, которые могли бы стать заданиями.

Сайт проекта «Гардиан Уитнес» выглядит следующим образом: в верхней части сайта расположены задания, которые активны на данный момент. Каждое задание имеет название, которое отражает его суть, фотографию-пример, количество опубликованных пользователями материалов, форматы, в виде которых можно оформить задание и количество дней до окончания выполнения задания. Ниже на сайте отображены задания, которые уже закрыты. Страница каждого задания содержит весь пользовательский контент, который уже прошел модерацию. Со всем таким контентом пользователей можно ознакомиться. Пользователь при публикации может добавить к своему фото или видеоконтенту описание Любой контент, опубликованный пользователем на этом сайте, можно поддержать, также можно поставить «лайк» посредством кнопки социальной сети Фейсбук или поделиться с друзьями с помощью кнопки социальной сети Твиттер. Коммуникация пользователей между собой на сайте проекта «ГардианУитнес» отсутствует.

Этот проект учитывает современные возможности интернет-пользователей и вероятное желание аудитории публиковать не только текст, но почти исключает их коммуникацию между собой. Таким образом, можно сказать, что издание «Гардиан» создало проект, который имеет сходства с социальными сетями, но ей не является, так как пользователи не имеют возможности общения между собой.

Со стороны редакции проект выглядит иначе. Раньше, когда не существовало проекта «Коммент из фри», вся работа редакции сайта в отношении аудитории заключалась в модерировании комментариев к материалам, у которых эта функция была доступна. С появлением этого проекта редакция столкнулась с необходимостью модерации значительно большего объема комментариев. Но в то же время читатели имели возможность только написать текстовое сообщение и ждать отклика других читателей в таком же текстовом формате. Сегодня у читателей «Гардиан» появилась платформа, где контент свободного ввода может существовать не только в формате текста, но также в виде фото и видеоматериалов. Но вновь мы можем наблюдать ограничение аудитории со стороны редакции. Проект «ГардианУитнес» изначально задает ограничения по тематике публикуемого контента, а также почти исключает контакт между пользователями. В то же время издание в первые дни появления этого проекта называло его «новый дом для контента, который вы создаете».

Рассмотрим контент, который пользователи публикуют на сайте проекта. Новая платформа, которую создала команда «Гардиан», позволяет пользователям, как и раньше, публиковать информационно-ориентированный контент, если мы говорим о событии, очевидцем которого является пользователь. Например, публикация информации о протестах в Бразилии[xxii], материалы о национальном дне Каталонии[xxiii], материалы, иллюcтрирующие последствия штормов и ураганов в Англии[xxiv]. Персонально-ориентированный контент также представлен широким спектром заданий: часто встречаются задания, предлагающие пользователям поделиться фотографиями из путешествий[xxv], или рассказать о личном опыте или своих предпочтениях[xxvi].

До запуска проекта «ГардианУитнес» сайт издания не давал возможности пользователям публиковать развлекательно-ориентированный контент. Проект «Гардиан Уитнес» предлагает пользователям публиковать и контент, который можно отнести к этому типу. Например, название одного из заданий редакции, которое опубликовано на сайте звучит как «Бананы: рецепты, шутки и альтернативное использование»[xxvii]; также довольно часто публикуются задания, где пользователям предлагают опубликовать материал об их домашних любимцах, который в большинстве случаев выглядит забавно[xxviii].

Таким образом, контент, который публикуют пользователи в рамках проекта «ГардианУитнес» можно классифицировать как контент аудитории, комбинированный с неновостным контентом, который по своей природе является контентом свободного ввода. В зависимости от изначальной цели создания контента в отношении пользователя его можно считать средним между неформальным и формальным, в отношении же редакции пользовательский контент на сайте проекта «ГардианУитнес» мы предлагаем считать крайне неформальным.

После рассмотрения нескольких заданий и пользовательского контента, мы пришли к выводу, что часто качество публикуемых пользователями материалов не является достаточно высоким, во-первых, по своему смыслу, во-вторых, качество изображения, если мы имеем ввиду фото или видеоматериалы. Об уровне качества материалов сайта «ГардианУитнес» мы судим, ориентируясь на уровень качества материалов издания-создателя платформы. В качестве примера рассмотрим некоторые материалы о тайфунах Йоланда и Хайян. Фотографии пользователей и их истории см. в Приложении 5. Мы выбрали материалы двух разных пользователей, чтобы объяснить нашу позицию. Первый материал представляет собой фотографию достаточно хорошего качества и историю, которая к ней прилагается. Пользователь с никнеймом giazago рассказывает о том, как люди готовятся к надвигающемуся шторму. В своем рассказе он упоминает, что жители населенного пункта, в котором он находится, пытаются спасти мост и прилагает фотографию. Но на фотографии мы видим только последствия их работы, при этом не можем оценить вложенные усилия и надежность сооруженной конструкции. Таким образом, сложно сказать, насколько эта фотография иллюстрирует сложившуюся ситуацию. Второй пользователь, Ian Raphael Lopez (Иэн Рафаэль Лопез), предложил фотографию с небольшим описанием. По фотографии сложно понять, что же происходит на самом деле. Мы видим стену, летящую бумагу. Автор утверждает, что в его населенном пункте все еще дует сильный ветер. Но по его фотографии сложно это понять. Кроме этого, во втором случае смысловые недостатки сопряжены с низким качеством фотографии.

Следуя из приведенного примера, качество материалов, которые производят пользователи этой платформы, на наш взгляд, не всегда соответствует уровню платформы, на которой они публикуются. Учитывая тот фактор, что часть пользовательского контента не попадает на сайт, поскольку не соответствует определенным критериям, можем предположить, что значительно большее количество контента пользователей низкого качества ежедневно присылается на сайт проекта «ГардианУитнес». Чтобы решить эту проблему сразу после запуска платформы ее создатели создали серию из трех видео, которые смогли бы помочь пользователям в создании собственного фото и видеоконтента: Подтверждение, Звук, Свет.

На наш взгляд, это – лишь малый вклад, который создатели могли сделать для улучшения собственного проекта. Безусловно, не стоит ожидать от обычных пользователей сети Интернет профессиональных снимков или видеозаписей, но, на наш взгляд, пользователи, которые желают действительно помочь изданию в создании уникального контента, должны стараться соответствовать качественному уровню издания.

Для поощрения лучших пользователей и создания определенных ориентиров издание «Гардиан» учредило собственную премию для пользователей платформы и в конце марта этого года наградило лучшие работы[xxix].

Материалы сайта «ГардианУитнес» делятся по темам по тому же принципу, как и материалы сайта газеты «Гардиан»: у каждой рубрики есть собственный цвет. В соответствии с этим можно определить, какие рубрики наиболее часто предлагают задания читателям, насколько популярна каждая рубрика у пользователей «ГардианУитнес» и также определить постоянные темы для заданий.

Поскольку на страницых проекта «ГардианУитнес» нет разграничивающих по датам элементов, при исследовании материалов проекта мы ориентировались на материалы, которые указывают определенный временной, и проанализировали материалы с момента запуска проекта до конца 2013 года.

Всего за этот период времени было опубликовано более трехсот заданий редакции. Три из них не получили отклика аудитории, то есть ни один пользователь не принял участие в задании и не прислал собственный контент. Большая часть заданий, публикуемых «Гардиан» относится к рубрикам «Новости», «Культура» и «Лайфстайл», количество заданий в этих рубриках примерно одинаково и составляет восемьдесят, семьдесят два и семьдесят пять заданий соответственно.

Также на сайте проекта присутствуют задания для рубрик «Спорт», «Путешествия», «Окружающая среда» и для проекта «Коммент из фри». Кроме заданий для рубрик, есть партнерские задания, которые пользователи выполняют для компании EE, а также конкурсы для рубрик, где лучшие работы награждаются призами от редакции, например, мастер-классы по фотографии от «Гардиан».

Всего за этот период было закрыто пять заданий, количество материалов пользователей которых превышало тысячу, все они опубликованы в рубриках, задания в которых публикуются наиболее часто.

В некоторых рубриках есть темы, которые постоянно публикуются в виде заданий. В рубрике «Лайфстайл» такими темами являются рецепты и еда, а также домашние животные, материалами о которых пользователи активно делятся. В рубрике «Окружающая среда» также есть задание определенной тематики, которое публикуется раз в месяц: пользователям предлагается делиться собственными материалами о дикой природе.

 

Читать статью

Источники

[i] Современная зарубежная журналистика. Глокализация в практике западноевропейских СМИ. С.11-12.

[ii] Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. С. 14.

[iii] Там же. С. 15.

[iv] Marc Andreessen. The Future of the News Business: A Monumental Twitter Stream All in One Place. URL: http://a16z.com/2014/02/25/future-of-news-business/.

[v] Цит. по: Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. С. 15.

[vi] Mintel, national newspapers – UK – March 2011

[vii] Daily newspaper circulation trends

[viii] ABCs: National daily newspaper circulation March 2009. URL: http://www.theguardian.com/media/table/2009/apr/09/abcs-national-newspapers. ABCs: National daily newspaper circulation March 2014. URL: http://www.theguardian.com/media/table/2014/apr/17/abcs-national-newspapers.

[ix] ABCs: National daily newspaper circulation April 2013 http://www.guardian.co.uk/media/table/2013/may/10/abcs-national-newspapers1?INTCMP=ILCNETTXT3487

[x] ABCs: Mail Online nears 80 million monthly users http://www.guardian.co.uk/media/2011/jun/23/abce-mail-online

[xi] Openness – the mind, body and soul of our journalism

[xii] Openness – the mind, body and soul of our journalism

[xiii] Guardian News & Media to be a digital-first organisation

[xiv] Our Audience story. The Guardian. 25 Jan. 2013

[xv] James Cridland. The quality newspapers. http://www.mediauk.com/article/32717/the-quality-newspapers

[xvi] Wimbledon 2013. http://www.theguardian.com/sport/wimbledon-2013.

[xvii] The Tour de France. http://www.theguardian.com/sport/tour-de-france-2013.

[xviii] Marina Hyde. Why John Inverdale must be consigned to yesterday at Wimbledon. URL: http://www.theguardian.com/sport/blog/2013/jul/10/john-inverdale-marion-bartoli-wimbledon.

[xix] Addley E. Andy Murray: Scottish, British, who cares? Today he belongs to us. URL: http://www.theguardian.com/sport/2013/jul/07/andy-murray-wins-wimbledon-2013-djokovic.

[xx] Swetney M. Peter Capaldi: from spin doctor to the new Doctor Who. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/04/peter-capaldi-doctor-who.

Brown M. Doctor Who hype stoked by live BBC show to reveal new star. URL: http://www.theguardian.com/tv-and-radio/2013/aug/03/doctor-who-bbc-show.

[xxi] Halliday J. Guardian launches platform for user-generated content. URL: http://www.theguardian.com/media/2013/apr/16/guardian-user-generated-content

[xxii] Brazil protests: Share your pictures, stories and videos. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/51c01d53e4b068d4a4b92cf0.

[xxiii] National Catalan day human chain: share your pictures and videos. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/522f24c5e4b0716040115ef4.

[xxiv] UK storms. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/526df0dae4b0ac030bfe39ff.

[xxv] Readers’ travel tips: city cycle tours. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/5270a4f6e4b0ffc73763b698.

[xxvi] What are you reading today? URL: https://witness.theguardian.com/assignment/524060f9e4b018876726dbcd.

[xxvii] Bananas: recipes, jokes and alternative uses. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/533295dee4b038e10603cb13.

[xxviii] Top pets: share your pictures of yoga loving cats. URL: https://witness.theguardian.com/assignment/52247081e4b0c622abecf4c1.

[xxix] Law Ph., Bannock C., Obordo R., Guardian readers. Readers who made the news: winners celebrate at GuardianWitness awards. URL:http://www.theguardian.com/theguardian/guardianwitness-blog/2014/mar/28/readers-who-made-the-news-winners-celebrate-at-guardianwitness-awards.