Современное спортивное телевещание: опыт США

 Желбунов Эдмунд Денисович

 Санкт-Петербургский государственный университет

 

На сегодняшний день, если не брать в расчет специализированные спортивные каналы, в рамках телевещания США более 18% от общего объема телевещания еженедельного эфирного времени отводится информации спортивного характера (Антипова М. В., Антипова Е. В. Роль средств массовой информации в современном обществе. М.: Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал РГАФК, 1996. № 6. С 12.).

Для поддержания со стороны телеаудитории постоянного и устойчивого интереса к такой информации, наряду со спецификой содержания, могут применяться также специализированные технические приемы, которые выражаются, к примеру, в повторе наиболее драматических и значимых моментов, замедленной съемке, чередовании общих, средних и крупных планов (что стало возможно только в последнее время и  исключительно благодаря техническому развитию организации и проведения телетрансляций – прим. автора), а также информативной графике, цифровом табло и бегущей строке на телеэкранах.

Таким образом, во многих видах спорта телевещание постепенно стало одним из определяющих факторов развития и, более того, в настоящее время функционирование большинства спортивный сфер в США невозможно без поддержки телевещания: доходы от продажи прав на телетрансляции спортивных мероприятий составляют от 30 до 70% от общего уровня доходов многих спортивных организаций, ассоциаций и лиг США. Так, комиссионер и административный руководитель профессиональной лиги NFL П. Розелл приводит следующие аргументы в подтверждение таких данных: «Сейчас в NFL имеется 26 профессиональных команд. Без телевидения половины из них не существовало бы совсем – остальные боролись бы за существование. С практической точки зрения несомненно, что Американская Футбольная Лига не была бы в бизнесе без телевидения» (Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности. М.: Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал РГАФК, 2001. № 4. С. 85.). М. Волтер, владелец бейсбольной команды «Los Angeles Dodgers», выступающей в главной лиге MLB, подтвердил данную мысль, выразившись достаточно емко в одном из своих интервью: «Бейсбол не может обойтись без телевидения. Это вопрос финансовой жизни или смерти».

С точки зрения представителей американского телевещания ситуация выглядит схожим образом: «Без поддержки телевидения ни один, даже очень богатый, человек в США не рискнул бы сейчас купить новую команду, организовать крупное соревнование или даже построить стадион», – отмечает спортивный журналист У. Джонсон. Аналогичного мнения придерживаются и руководители телекомпаний: «Так много спортивных организаций строят свой бюджет вокруг телевизионных доходов […] что, если мы когда-нибудь заберем деньги – вся структура рухнет», – утверждает президент ABC News Р. Арледж.

Более того, в последнее время довольно отчетливо стала прослеживаться тенденция сращивания сферы СМИ и спортивной сферы, которые воспринимаются медиаэкономистами уже как единая область реализации интересов большого бизнеса, равно как и функционирования важнейших массовых и зрелищных мероприятий новейшей эпохи. Так, Р. Мердок, один из самых известных американских медиамагнатов современности – владелец «News Corporation» с входящими в ее состав британскими газетами «The Times» и «The Sun», а также владеющий активами американского телеканала FOX, киностудии «XX Century Fox» и компании «Dow Jones» – пытался приобрести английский футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» в 1998 году, считая данную сделку коммерчески выгодным приобретением с перспективой получения устойчивой прибыли (Юсупов Ш. Р. Перспективы развития спортивных медиа. Казань.: Медиакоммуникации и журналистика. Сборник научных статей КФУ, 2015. С. 88.).

Помимо сращивания с индустрией развлечения и зрелищ, спортивная индустрия, путем достижения значительных успехов в какой-либо сфере, в настоящее время превращается даже в существенный фактор современного политического процесса, а также в инструмент создания имиджа многих государств и средство поддержания национальной идентичности. Кроме того, спортсмены все чаще становятся медиаперсонами, известными в широких кругах телеаудитории, что позволяет самим спортсменам активно поддерживать важные социальные ценности, равно как и рекламировать товары и услуги, спрос на которые значительно возрастает среди телезрителей. В свою очередь, активные болельщики и фанаты спортивных клубов США, объединяющиеся не просто в обширную социальную группу телезрителей, но и формируя свои специализированные, в т.ч. онлайн-сообщества, не только поддерживают своих кумиров, но и образуют целевые аудитории, лояльные  различным рекламодателям спортивных товаров, а также услуг. В результате, спортивная индустрия заполняет большое количество информационных, духовных, культурных и рекламных ниш, становясь при этом важнейшим феноменом функционирования современного социума, в то время как спортивное телевещание, дополняя спортивную сферу как таковую, формирует обширный сегмент универсального национального и глобального медиаландшафта.

Таким образом, многомиллионная аудитория любителей спорта стала гарантом его успешной коммерциализации. К примеру, в 1996 году около 3 миллиардов телезрителей (что на тот момент составляло примерно половину населения планеты – прим. автора) посмотрели церемонию открытия олимпийских игр в Атланте, США (Макеенко Е. И. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века: 2001-2006 гг. Дисс. …канд. филол. наук. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2006. С. 65.). Именно благодаря таким показателям можно утверждать, что на сегодняшний день даже в области так называемого «продакт плейсмента» у спортивного телевещания нет по-настоящему мощных конкурентов: в крупнейших мировых компаниях функционируют отделы, которые занимаются продвижением товаров через индустрию спорта, и все чаще из телеэкранов мы узнаем, к примеру, по каким часам нужно отмерять новый олимпийский рекорд – 9,63 секунды, установленный лучшим спринтером У. Болтом на олимпиаде в Лондоне в 2012 году, – по аналогии с первыми рекламными роликами часов «Булова» на заре спортивного телевещания, в далеком 1941 году.

С течением времени аудитория спортивных телевизионным передач лишь возрастала, особенно если для сравнения брать в расчет количество зрителей на спортивных площадках – число, которое увеличивалось не так стремительно, – а сами спортивные дисциплины претерпевали изменения и адаптировались, ориентируясь, скорее, на желания телезрителей, а не болельщиков на стадионах, чьи требования считаются не столь существенными, по различным коммерческим причинам.

Среди характерных особенностей функционирования спортивного телевещания США в дискурсе популяризации спортивной индустрии можно также отметить своеобразные «классовые» различия в предпочтениях к просмотру различных спортивных телепрограмм: в боулинг и гольф, к примеру, играют представители «высших классов», за выступлениями которых едва ли будут следить поклонники бокса или борьбы, в то время как футбольные болельщики воспринимаются чуть выше по уровню социального деления, чем фанаты бейсбола, ассоциируемого с излюбленным занятием бедных слоев населения наряду с баскетболом, который, в свою очередь, с течением времени стал универсальным, в социальном плане, видом спорта. Такая многоступенчатая социальная дифференциация спортивных предпочтений обладает также и максимально прикладным значением, например, для рекламного бизнеса: продюсеры американских телеканалов устанавливают различные расценки на рекламные ролики, которые в рамках телетрансляций могут  просматриваться телезрителями с различным уровнем доходов.

Еще одной отличительной особенностью американского телевещания является ярко выраженная регионализация освещаемых спортивных мероприятий, поскольку, к примеру, американский футбол и бейсбол пользуются широкой популярностью фактически лишь в США и Канаде, однако, в то же время, ретранслируются на гораздо большее количество стран, максимально снижая, таким образом, различия между спортивными предпочтениями разных регионов вещания и реализуя принципы широкого диапазона предложения на рынке телевещания по всему миру. Тем не менее, данное направление еще требует необходимых доработок, поскольку даже широко распространенный в Европе и Южной Америке футбол в Соединенных Штатах до сих пор называют лишь как «soccer», а попытки телевещателей и спортивных ассоциаций США экспортировать свой, американский футбол в европейские страны до сих пор успехом не увенчались. С другой стороны, в истории развития спортивного движения можно найти и обратные примеры: так, когда американец Г. Монд в 1986 году стал победителем престижной веломногодвневки «Тур де Франс» (фр. – Le Tour de France – прим. автора) – этот беспрецедентный случай усилил интерес американцев в целом ко всему велосипедному спорту, который прежде не вызывал большого ажиотажа среди телезрителей США, каким мог похвастаться в странах Европейского континента (Антипова М. В., Антипова Е. В. Роль средств массовой информации в современном обществе. М.: Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал РГАФК, 1996. № 6. С. 13.).

В целом, интерес к тому или иному спортивному событию в жизни американского общества подогревается не только успешными выступлениями американских же атлетов: для привлечения телеаудитории к спортивным трансляциям владельцы телесетей США используют различные коммерческие кейсы. Одним из показательных примеров такого коммерчески успешного решения может послужить освещение в США игр на Суперкубок по американскому футболу, которые ведут свой отсчет с далекого 1967 года. К началу 1970-х годов трансляции игр Суперкубка уже опережали матчи Мировой серии по бейсболу, а также трансляции «Кентукки дерби» (англ. The Kentucky Derby – одни из самых известных ежегодных американских скачек в конном спорте – прим. автора) по числу телезрителей, следивших за выступлениями спортсменов по телеэкранам. Объяснялся такой успех тем, что, в первую очередь, Суперкубок, являлся, по своей сути, коммерческим проектом телевещателей, а не был изменен, по аналогии с иными видами спорта, фактически вследствие вмешательства телевидения в спортивную сферу. Именно поэтому воскресные, а не будничные трансляции январских (месяц, не перенасыщенный спортивными мероприятиями – прим. автора) матчей собирали аудиторию объемом почти в половину фактического населения США. Более того, сами трансляции воспринимались как значительное событие, поскольку перед началом игр проводилась масштабная рекламная кампания, и уже к 1980-м годам многие рекламодатели стали вкладывать существенные финансовые активы в рекламные ролики, выходившие также уже и во время самих спортивных трансляций, что послужило источником значительной прибыли и стимулировало дальнейшее развитие не только рекламного спортивного бизнеса, но и коммерчески выгодных матчей Суперкубка. В результате, с годами сеть сопутствующих играм мероприятий только разрасталась, число специальных выпусков как до показа самих матчей, так и после них также увеличивалось, и телекомпании стали уже бороться за приоритет и определенные привилегии в организации и проведении трансляций. И уже в 2010 году 30 секунд рекламного времени во время трансляции матча Суперкубка оценивались в 3 миллиона долларов, а за год до этого, в 2009 году, телесеть NBC, владеющая правами на трансляции, продала все рекламные споты на общую сумму в 206 миллионов долларов. Таким образом, начиная с 1970-х годов процессы коммерциализации в сфере спортивных трансляций в Соединенных Штатах приняли уже необратимый характер, становясь постепенно катализатором развития в данном сегменте индустрии спортивного бизнеса.

Кроме того, стоит отметить, что существенное влияние телевещания сказывается также и на увеличении размера заработной платы профессиональных американских спортсменов, что способствует трансформации данной социальной группы фактически в элиту американского социума, поскольку, к примеру, на настоящий момент средняя заработная плата за год перешагнула рубеж в 2 миллиона долларов у 380 баскетболистов NBA, 550 хоккеистов NHL, 700 бейсболистов MLB и более чем 700 футболистов NFL.

Значительное влияние телевещание США оказывает на спортивную сферу и не только в коммерческом плане: интересы телевизионных трансляций могут быть учтены в географическом размещении различных спортивных мероприятий, времени их проведения, определения длительности соревнований и многих других организационных аспектах, которые определяются телевизионными контрактами и, в свою очередь, определяют телевизионную повестку дня для американской аудитории, интересующейся спортивными событиями.

Кроме того, в дискурсе анализа специфики спортивного телевещания США, непосредственно с точки зрения содержания спортивных трансляций и иных спортивных программ, стоит отметить особое восприятие американского общества, которое проявляет большой интерес к отдельным «человеческим» историям спортсменов, а также большое значение придает духу соперничества и теме личного стремления к успеху в духе «американской мечты». Восприятие спортивных событий при этом отличается сублимированной актуализацией многих современных ценностей, чему способствуют такие аспекты спортивных трансляций, как отсутствие четкого планирования сюжета спортивного мероприятия; непредсказуемость результата; непримиримый перфекционизм спортсменов; широкий эмоциональным диапазон как во время участия, так и во время просмотра; и другие факторы, которые позволяют в настоящее время утверждать, что феномен индустрии спорта и спортивного телевещания взаимодействует со многими уровнями современного американского социума, оказывая широкое воздействие на финансовую сферу, этические ценности, образ жизни американцев и даже, к примеру, национальные отношения или сферу моды. Как следствие, начиная с середины второй половины XX века, в т.ч. благодаря телевещанию, спорт в США воспринимается не иначе как, «вторая религия», функционирующая при этом, как ни странно, в духе коммерческой выгоды, подтверждением чему служат слова историка Д. Беттса, который считает, что «спорт и капиталистический дух имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования».

Таким образом, для того чтобы осознать, насколько взаимосвязаны оказались в настоящее время сферы спортивной и телевещательной отраслей Соединенных Штатов, можно привести цитату критика и историка СМИ Р. Мак-Чесни, который в одной из своих работ достаточно емко охарактеризовал данную взаимосвязь следующим образом: «Mass media and sports have a symbiotic relationship, relying on one another. Capitalism drives it all» (Спорт и СМИ сосуществуют в симбиозе, полагаясь друг на друга. А управляет ими капитализм – прим. автора). С точки зрения глобальной спортивной индустрии можно привести схожий аргумент, поскольку в одном из резонансных интервью главный тренер сборной Норвегии по футболу Э. Олсен отметил, что более всего он опасается того, «как быстро рыночный либерализм поглощает [страны]». Схожего мнения придерживается и исследователь СМИ Д. Роу, который обозначил взаимоотношения спортивной сферы и сферы телевещания «самым счастливым браком» в подтверждение тезиса о ярком проявлении специфики так называемого «рыночного либерализма», или, иными словами, интенсивной капитализации спортивной индустрии.

В то же время, современное спортивное телевещание, носящее для телеаудитории информативно-рекреативный характер, в настоящее время трансформировалось в своего рода развлекательную индустрию, в процесс функционирования которой по всему миру вовлечены не только непосредственно сами атлеты, но также в разной мере болельщики, журналисты и различные функционеры и медиамагнаты, подтверждая, таким образом, тезис о том, что спортивная сфера на сегодняшний день представляет собой бизнес структуру, которая не забывает и об одной из важнейших своих функций – популяризации самого спорта, – поскольку данная задача отвечает принципам коммерчески выгодной деятельности.

На сегодняшний день сфера спортивного телевещания в структуре телесети NBC является одним из приоритетных направлений в дискурсе развития всего холдинга NBC в целом, вследствие чего рейтинговые трансляции спортивных телепрограмм, выходящих в эфир телеканалов сети NBC не только в первой половине дня или в режиме записи, но, наоборот, зачастую в эфире прайм-тайм и режиме «Live», способствовали тому, что в феврале 2011 года (Owens J. Television sports production. Fourth edition. // Focal Press, 2013. С. 162.), после приобретения контрольного пакета акций холдинга NBC кабельным оператором Comcast – крупнейшим во всем мире, руководители NBC и Comcast пришли к решению сформировать специализированный телехолдинг NBC Sports Group (NBCSG) под руководством М. Лазаруса, который успешно развивается и функционирует в системе индустрии американского спортивного телевещания вплоть до настоящего времени.

По состоянию на начало телевещательного сезона 2016 года, NBCSG как тематическое структурное ответвление холдинга NBCUniversal (NBCU) представляет собой компанию, в сферу ответственности которой входит комплексный охват многоканального спортивного разделения телесети NBC вместе с ежедневным транслированием спортивных кабельных сетей компании и других подразделений (к примеру, NBC Sports Radio – прим. автора) (Owens J. Television sports production. Fourth edition. // Focal Press, 2013. С. 162.), ориентированных на показ спортивных состязаний. К ряду таких тематических ответвлений NBCSG, историческими конкурентами которых являются, для сравнения, ESPN в структуре ABC, Fox Sports и CBS Sports, можно, к примеру, отнести: основные кабельные каналы сети NBC Deportes (передающий на испанском языке с мая 2015 года – прим. автора), NBC Sports Digital Network (NBCSDN), NBC Sports Network (NBCSN), Comcast SportsNet, а также Golf Channel. Кроме того, миноритарными пакетами акций NBCSG  обладает в составе акционеров MLB Network, NHL Network, а также Universal Sports.

Одним из флагманов телесети NBCSG является также непосредственно главный канал спортивной направленности – NBC Sports (NBCS), структура сетки вещания которого формировалась, как нам удалось выяснить в предыдущем параграфе данного исследования, с далекого 1939 года. Таким образом, по прошествии фактически 77 лет поступательного развития телеканала можно говорить о том, что на сегодняшний день, по состоянию на весну 2016 года, программа телеканала NBCS максимально полно (в коммерческом и рейтинговом аспектах – прим. автора) отражает тенденции развития зрительского интереса телеаудитории США (в основном – прим. автора) по отношению к тем или иным видам спорта, чьи трансляции можно увидеть сегодня в эфире сетки вещания канала NBCS.

Среди основных трансляций и программ телеканала NBCS на сегодняшний день можно выделить, прежде всего, комплексные трансляции матчей американского футбола ежегодного чемпионата лиги NFL, а также матчей ежегодного «Супер Боула» с сопутствующими им тематическими программами, к примеру, выходящую в эфир с 2006 года аналитическую телепрограмму «NBC Sunday Night Football» и «Football Night in America», чей рейтинговый успех способствовал первому выходу в эфир в 2016 году схожей программы «Thursday Night Football».

Из трансляций соревнований популярного среди американской телеаудитории университетского спорта можно также выделить программы, посвященные именно американскому футболу: среди таких программ можно найти телетрансляции студенческого чемпионата «College Football», выходящие в эфир в реорганизованном виде с 1991 года, а также программу трансляций «Notre Dame Football on NBC» непосредственно о самом кубке студенческой лиги, успешно функционирующую также с начала 1990-х годов прошлого века; кроме того, программу «U.S. Army All-American Bowl», посвященную кубку по американскому футболу, разыгрываемому в эфире NBCS с 2004 года, и даже «Bayou Classic» – телетрансляцию ежегодной матчевой встречи двух университетских команд по американскому футболу – «Grambling State University Tigers» и «Southern University Jaguars», – чье противостояние отсчитывает свою историю с 1932 года, а телетрансляции в структуре NBCS – также с 1991 года.

Среди других видов спорта, традиционно вызывающих исключительно массовый интерес среди американской телеаудитории, можно выделить на сегодняшний день программы, посвященные обзору гольф-турниров: Senior PGA Championship – с 1990 года по настоящее время; Ryder Cup – с 1991 года; Presidents Cup – с 2000 года; Women’s PGA Championship – с 2015 года; а также трансляции турниров, выпускаемые в эфир с 2016 года: The Open Championship, Senior Open Championship и Women’s British Open. Таким образом, на основании анализа уже двух видов спорта, удерживающих одни из самых рейтинговых в телевещательном плане позиции, становится очевидно, что спортивные телепрограмы в структуре NBCS, вызывающие масштабный интерес со стороны американской телеаудитории, стремятся наиболее комплексно покрыть потребительский спрос, в результате чего в последнее время открываются все новые телепрограммы спортивной направленности.

Остальные виды спорта, считающиеся среди телевещателей и телеаудитории США и всего мира традиционно американскими, за последние годы также переживают существенный скачок в приросте зрительского интереса к ретранслируемым соревнованиям и аналитическим программам, доказательством чему может послужить детальное освещение телеканалом NBCS матчей регулярного чемпионата по баскетболу лиги NBA, матчей регулярного чемпионата по бейсболу лиги MLB, а также матчей регулярного чемпионата по хоккею и плей-офф «Кубка Стэнли» лиги NHL, которые на сегодняшний день можно найти в программе сетки вещания телеканала NBCS (Berstein A., Blain N. Sport, Media, Culture: Global and Local Dimensions. // Routledge, 2011. С. 121.).

Кроме того, наряду с перечисленными выше видами спорта, стабильно собирающими многомиллионную аудиторию среди американских телезрителей, для наиболее полного отражения концепции телевещания канала NBCS надлежит также проанализировать подход руководителей канала по отношению к видам спорта, уступающим лидерские позиции флагманам американской спортивной телеиндустрии, но, тем не менее, продающим права на ретрансляцию спортивных мероприятий от лица представляющих их коммерческие интересы спортивных федераций.

Так, в сфере мотоспорта канал NBCS регулярно освещает соревнования ассоциации NASCAR, с 2013 года – гонки в классе «Формула-1», а с 2014 года – гонки Red Bull Global Rallycross; в сфере конного спорта телеканал NBCS с 1981 года освещает соревнования Thoroughbred Racing, среди которых выделяются трансляции конных скачек Kentucky Derby и Preakness Stakes – с 2001 года, Santa Anita Derby – с 2009 года, Belmont Stakes – регулярно с 2011 года, Breeders’ Cup – регулярно с 2012 года, а также с 2014 года – Haskell Invitational Stakes; в сфере зимних видов спорта наиболее популярные среди американских телезрителей трансляции освещают соревнования по фигурному катанию ISU Grand Prix of Figure Skating – с 2004 года, U.S. Figure Skating Championships – с 2008 года и Four Continents Figure Skating Championships – с 2009 года, а также соревнования по горным лыжам FIS Alpine Ski World Cup, по бобслею – Bobsleigh World Cup и по скелетону – Skeleton World Cup.

Среди прочих, с точки зрения среднестатистического американского болельщика, нетрадиционных для американского восприятия видов спорта, права на ретрансляцию соревнований которых выкуплены телеканалом NBCS, для наиболее полного отражения концепции спортивного телевещания NBC следует выделить: с 1983 года – трансляции соревнований French Open по теннису, с 2011 года – трансляции велогонки Tour de France, с 2013 года – регулярные трансляции матчей Английской Премьер-лиги по футболу, c 2015 года – трансляции соревнований по боксу Premier Boxing Champions, а также трансляции соревнований по фехтованию Fencing World Cup, FINA Diving World Cup – по прыжкам в воду с трамплина, FIVB Beach Volleyball World Tour – по пляжному волейболу, World Marathon Majors – в дисциплине бега на марафонские дистанции, кроме того, комплексное освещение соревнований по регби: с 2010 года – ретранслирование студенческих соревнований Collegiate Rugby Championship,  с 2011 – Rugby World Cup и USA Sevens, а с 2016 года – трансляции матчей английского чемпионата по регби English Premiership.

Таким образом, на основании анализа «спортивной палитры» канала NBCS становится ясно, что, во-первых, специфика вещания телеканала отражает тенденции изменения спроса и особенности спортивных  приоритетов телеаудитории США и, во-вторых, отражает также прогрессирующий рост зрительского интереса к спортивным программам канала в частности и спорту в США в целом, вследствие чего холдингом NBC заключаются все новые контракты на приобретение телевизионных прав, а в структуре сетки вещания телеканала NBCS появляются новые рейтинговые телепрограммы, посвященные различным видам спорта.

Главной из таких программ можно назвать «Championship Season», представляющую собой своеобразный марафон самых рейтинговых событий в сфере американского спорта, которые проводятся в период с поздней весны вплоть до раннего лета и транслируются непрерывно и регулярно в эфире телеканала NBCS. Концепция данной телепрограммы заключается в организации и проведении последовательных прямых репортажей с главных матчей и соревнований и последующей за ними аналитики в рамках Kentucky Derby в дисциплине конного спорта; а также финальных соревнований Players Championship по гольфу; Preakness Stakes – в конном спорте; Roland Garros – по теннису; Stanley Cup Final – по хоккею; U.S. Open Golf Championship – по гольфу; Championships, Wimbledon – по теннису; и Belmont Stakes – в конном спорте.

При этом для привлечения и без того усиленного зрительского внимания в рамках выхода в эфир «Championship Season» в 2015 году (в период проведения финальных матчей «Кубка Стэнли» – прим. автора) впервые была представлена концепция графического ребрендинга (к процедуре которого телевещатели NBC прибегают, в среднем, в течение каждого пятилетнего цикла – прим. автора) телеканала NBCS, в результате которого оформление спортивных трансляций приобрело более яркие и блестящие оттенки в стиле «металлик» с плавными переходами и традиционным «павлиньим» электронным табло, приспособленным под режим телевещания в формате 16:9, что говорит о том, что телевещатели NBCS стремятся сохранить и увеличить высокий интерес американской телеаудитории к программам телеканала не только с содержательной точки зрения, т.е. за счет непрерывного изменения в структуре сетки спортивного вещания, но и с формальной, т.е. дизайнерской, точки зрения.

Еще одной характерной тенденцией спортивного телевещания холдинга NBC является также стремление к специализации и сегментации телевещания наряду с концепцией развития в соответствии с ориентирами технологического прогресса, одним из ярких доказательств чему служит функционирование с августа 2013 года телесети NBC Sports Network (NBCSN), которая, с содержательной точки зрения, представляет собой фактически дублирование сетки вещания телеканала NBCS с незначительными структурными изменениями, однако специфика цифрового кабельного и спутникового телевещания в формате 1080i, т.е. в режиме видео высокой четкости HDTV, предопределяет качественно новый этап и ориентир в дискурсе развития спортивного телевещания США в целом, поскольку, по состоянию на февраль 2015 года, услуги платной телесети NBCSN были доступны примерно 70% американских домохозяйств, что, в свою очередь, приносит дивиденды телевещателям NBC, провоцируя тем самым руководителей холдинга на дальнейшие коммерчески выгодные модификации телевещания и замыкая тем самым непрерывный цикл развития спортивного вещания в рамках США.

Таким образом, в результате анализа концепции спортивного телевещания холдинга NBC становится очевидно, что телесеть NBC Sports Group успешно развивается в дискурсе актуальных тенденций спортивного телевещания США, в то же время формируя уникальную спортивную повестку.

На основании того, как именно взаимодействуют в настоящее время сферы спорта и спортивного телевещания, можно интерпретировать фразу канадского социолога и культуролога Г. М. Маклюэна, которая в новом прочтении будет восприниматься уже как «the medium is the [exposure]» вместо более привычного, в классическом понимании, «the medium is the message» («средство коммуникации есть воздействие» и «средство коммуникации есть сообщение» соответственно – прим. автора) (Юхвид Е. Н. Социально-философский анализ информативно-коммуникативной системы общества в концепции М. Маклюэна. Автореферат дис. …канд. филос. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ (РАГС), 2007. С. 26.). Одной из причин коренных изменений привычных концепций является, по мнению автора данного исследования, то, что современная спортивная индустрия действительно превратилась в полномасштабное коммерциализированное шоу, которое уже трудно представить без всевозможного «подогревания» интереса со стороны целевой аудитории, т.е. болельщиков и телезрителей. Наиболее ярко такие перманентные процессы привлечения и вовлечения аудитории на сегодняшний день отражаются в организации и проведении самого массового общемирового спортивного мероприятия – Олимпийских игр.

Несмотря на то что регулярно (каждые 4 года – прим. автора) летние и зимние Олимпиады стали проводиться лишь с 1896 года, значительный прирост зрительского интереса к данным спортивным мероприятиям стал ощутим только в 1960 году с первой продажей Международным Олимпийским Комитетом (англ. IOC – International Olympic Committee – прим. автора) прав на телетрансляцию Олимпиады в Риме, что предопределило как финансовую зависимость Олимпиады от телевещания, так и структурные изменения в организации и проведении самих соревнований в целом. И уже в начале XXI века компания NBC, впервые получившая права на телетрансляцию Игр в Токио в далеком 1964 году и обладающая в настоящее время эксклюзивным приоритетом в покупке прав на трансляцию Олимпиад, заплатила порядка 1,27 миллиарда долларов за предоставление прав на трансляцию летних Олимпийских игр 2000 года в Сиднее, а также зимних Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити – по 715 и 545 миллионов долларов соответственно (Andrews D. L. Sport – Commerce – Culture: Essays on Sport in Late Capitalist America. // Peter Lang, 2010. С. 57.). Спустя еще десятилетие, в 2011 году, компанией NBC Olympics, входящей к тому моменту в состав холдинга NBC Sports Group, контрольный пакет акций которого принадлежит кабельному оператору Comcast, был подписан новый контракт на право олимпийских трансляций вплоть до 2020 года (в.т.ч. на трансляцию XXII зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года – прим. автора) за рекордные 4,38 миллиарда долларов, при этом контракт распространялся как на телевещание, так и на интернет-трансляции, а также на предоставление эфирного материала различным мобильным платформам и даже на право рекламирования олимпийских ценностей.

Читать статью в PDF

 

ЛИТЕРАТУРА

Книги

  1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика. Часть 1. СПб.: Факультет журналистики СПбГУ, 2010.
  2. Вартанова Е. Л. Интернет СМИ: теория и практика. М.: Изд. «Аспект пресс», 2010.
  3. Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: МГУ, 2003.
  4. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения. Издание третье, исправленное. М.: Изд. «Аспект-Пресс», 2014.
  5. Корконосенко С. Г. Основы журналистики. СПб.: СПбГУ, 2001.
  6. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика. Учебное пособие. СПб.: Изд. Михайлова В. А., 2005.
  7. Назайкин. А. Н. Медиапланирование. М.: Изд. «Эксмо», 2010.
  8. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ // под ред. А. С. Пую. СПб.: СПбГУ, 2010.
  9. Струков В. В. Чтение как касание: новые медиа и функции «взгляда-жеста». Томск.: Изд. «Книга в современном мире», 2011.
  10. Телевизионная журналистика, 4-е издание // под ред. Кузнецова Г. В., Цвика В. Л., Юровского А. Я.. М.: Изд. Московского Университета «Высшая школа», 2002.
  11. Andrews D. L. Sport – Commerce – Culture: Essays on Sport in Late Capitalist America. // Peter Lang, 2010.
  12. Berstein A., Blain N. Sport, Media, Culture: Global and Local Dimensions. // Routledge, 2011.
  13. BTP Manual. Broadcast Training Programme. The XXII Olympic Winter Games – Sochi 2014. // Olympic Broadcasting Services (OBS), 2013.
  14. Deuze М. The Web and its journalism: considering the consequences of different types of newsmedia online. // Sage Publications, 2003.
  15. Negroponte N. Being digital. Knopf. // Paperback edition, «Vintage Books», 1996.

Статьи

  1. Антипова М. В., Антипова Е. В. Роль средств массовой информации в современном обществе. М.: Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал РГАФК, 1996. № 6. С. 12-14.
  2. Бекуров Р. В., Вартанов М. Ф. Экспортный рынок информационной продукции США и глобальная музыкальная индустрия. СПб.: Вестник СПбГУ. Серия 9, 2009. Вып. 2. Ч. 2. С. 268-277.
  3. Засурский Я. Н. Американское телевидение на рубеже 90-х годов: тенденции развития. М.: Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 1989. № 6. С. 38-45.
  4. Ильченко С. Н. Спорт и электронные медиа: аспекты коммуникативного взаимодействия. СПб.: Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 2009. № 4. С. 232-236.
  5. Качанов Д. Г., Шестерина А. М. Понятие спортивного телевизионного дискурса. Воронеж: Изд. ВГУ, 2015. С. 97-99.

 

Интернет-источники

  1. Зарубежные масс-медиа во второй половине XX века .
  2. История американского телевидения.
  3. Радиовещание и телевидение в странах Европы и США.
  4. Телевидение в США. Часть первая.
  5. Особый путь американского телевидения.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s